Глобальный исторический процесс
МЕРТВАЯ ВОДА ЧАСТЬ I САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕРТВАЯ ВОДА ЧАСТЬ I
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I Разгерметизация, Историко-философский очерк жизнеречения Книга 1 Введение........................................................................... 5 1. Глобальный исторический процесс как частный процесс в эво............ 2. Глобальный исторический процесс....................................................... 18 3. Достаточно общая теория управления.................................................. 34 4. Управление в глобальном историческом процессе 74 5. Россия (СССР) в глобальном историческом процессе 93 6. Евро-американский конгломерат и блоки в глобальном исто 7. «Пассионарность»: биология и другие взаимно вложенные процессы. 165
Отсканировано 12.01.2011 tyrailon@ya.ru версия 1.2 разделение по страницам как у оригинала орфография исправлена
ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР
МЕРТВАЯ ВОДА Часть I РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ Историко-философский очерк жизнеречения
КИТЕЖ ДЕРЖАВНЫЙ ГРАД РОССИИ
Составитель сборника Е. Кузнецов ТО «СТУПЕНИ», 1992
Сдано в набор 08.06.92. Подписано к печати 02.07.92. Формат бум. 60X8471в. Гарнитура литературная. Печать высокая. Межвузовская типография (1) СППО-2 ВВЕДЕНИЕ Если бы вся Вселенная обрати К- Прутков В терминах наукоподобия настоящую работу можно было бы назвать «Общие основы социологии». Термин «социология» восходит к двум корням: социум — общество и логос — слово. Поскольку жизнь человека протекает в обществе, то, если по-русски, «социология» — это ЖИЗНЕРЕЧЕНИЕ. Появление этого слова в названии первой части работы вызвано несколькими причинами, весьма далекими от маниакальной нетерпимости шовиниста к культурным заимствованиям у других народов. Дело в том, что жизнеРЕЧение — социальная функция жРЕЧества. Это очевидно, если вспомнить, что буква «ж» в славянской азбуке имеет название «Живете». Корень же «РЕЧь» непосредственно присутствует в обоих словах.
Экспансия БИБЛЕЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, несомого иудо-христианством, сопровождалась исчезновением из структуры национальных обществ жречества, несшего национальную (или многонациональную) концептуальную власть — высшую власть при разделении полной функции управления по видам власти. Монополию на жизнеречение после этого длительное время за собой сохраняло надиудейское, надмасонское жречество, а национальные общества, утратив концептуальную самостоятельность управления, в конце концов вместо ЖИЗНЕРЕЧЕНИЯ обрели так называемую социологию — псевдонауку. Будь современная социология наукой, то в ее основе лежали бы как минимум следующие разделы знания: · сравнительное богословие и сравнительный сатанизм. В данном случае речь идет не о непрекращающихся столетиями спорах о том, какое из Писаний является истинным, и какая вера спасительной, и с кем из народов Бог. Речь идет о том, что каждое Писание (включая и марксизм как светскую разновидность манихейства) породило в национальных обществах вторичные толкования и вместе с ними и остатками предшествовавших верований на протяжении столетий в значительной степени определяло пути развития культуры и логику социального поведения отдельных людей и общественных групп. Эту логику необходимо знать для того, чтобы не обострять понапрасну обстановку и «не наступать на грабли»;
· психология (индивидуальная и коллективная);5 — биология, поскольку человечество — биологический вид, один из многих на планете —- является носителем социальной организации, а глобальный исторический процесс — частный процесс в объемлющем его эволюционном процессе биосферы Земли; · генетика и сопряженные с ней разделы математики, дабы не смешивать в «пассионарности», как Л. Н. Гумилев, информационные процессы, протекающие на уровне биологической организации с информационными процессами, протекающими на уровне социальной организации; · общая теория управления, сопряженные с нею разделы математики; · теория колебаний и сопряженные с нею разделы математики; — астрология как теория колебательных процессов во взаимодействии Земли и Космоса; · теория глобального и национальных исторических процессов, поскольку социальные процессы — проявление общих закономерностей социологии в конкретной исторической обстановке. При этом необходимо помнить и понимать афоризм В. О. Ключевского: «Закономерность исторического явления обратно пропорциональна его духовности». Это основополагающий тезис по отношению к изучению истории; · языкознание; · этнография; · экономическая наука, изучающая общественное разделение труда и процессы управления в нем, с подкрепляющими ее разделами математики. Сама же социология, содержательно отличаясь от любого из этих разделов знания, должна возвышаться над этим фундаментом как некое новое качество. Как наука она не проще, чем математика, физика или любая другая наука, название которой обыденное сознание вспоминает, когда ему необходимо оценить чью-либо реальную или мнимую интеллектуальную мощь. В настоящее время общество в целом такой социологической наукой не обладает. То, что есть под этим названием, на самом деле является социоЛОЖИей. Возможно, что кто-то уже обратил внимание, что юриспруденция не упомянута ни в основах социологии, ни как ее составная часть. Дело в том, что юриспруденция — не наука, а ремесло, разновидность талмудистики. Они декларируют первенство закона (Моисея или не-еврейского) в жизни общества и обходят стороной вопрос о нравственности логики социального поведения, господствующей в обществе. Логика социального поведения толпо-«элитарного» общества безнравственна. Но юриспруденция и талмудистика, защищая устойчивость толпо-«элитарной» пирамиды, не отличают нравственный произвол от безнравственного, и борясь с «произволом вообще», стараются ввести безнравственность общества в безопасные для его устойчивости пределы, чем и охраняют безнравствен-
ность. В действительности нравственный произвол выше любого законодательства. Хотя юриспруденция — не наука, тем не менее она общественно необходима до определенного этапа развития общества как логическая основа поведения репрессивного аппарата. Социологов-профессионалов в науке нет. Безответственный благонамеренный дилетантизм физиков их заменить не может. СоциОЛУХИ же, заполонив государственные и общественные структуры, взяли правление на себя и закономерно вогнали общество в хаос. Поэтому название, достаточно строго очерчивая тематику изложения, оставляет социОЛУХОВ при их монополии на говорильню (по-«демократически»—парламентаризм). При этом необходимо отдавать себе отчет, что в основе любого знания лежит владение некоторым различением. Коран — единственное Писание, которое прямо говорит о ниспослании Различения: «И вот, Мы дали Моисею Писание и Различение: может быть, вы пойдете прямым путем». В суре 25, названной Различение, сказано, что Аллах «создал всякую вещь и размерил ее мерой». Придерживаясь этого Различения, пойдем дальше. Ленинское, определение материи: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»,— является тавтологией. Оно эквивалентно следующему тождеству: «Материя»=«объективная реальность». «Объективная реальность», в свою очередь, есть Вселенная, т. е. мирозданье в целом. Читаем определение далее: Вселенная «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». «Копируется, фотографируется» — два частных вида более общего свойства, присущего как Вселенной в целом, так и отдельным ее фрагментам. Это свойство — ОТОБРАЖЕНИЕ упорядоченности Вселенной ее фрагментами. ОТОБРАЖЕНИЕ — передача в течение некоторого времени из одного любого (по локализации и объему) фрагмента Вселенной в любой другой (в том числе из одного в тот же самый) «чего-то» объективно существующего, но не материального, хотя и имеющего материальный носитель. Это «что-то» остается самим собой и не утрачивает своего объективного качества при изменении объективного качества его материального носителя.
Это объективное нематериальное «нечто»— объективная категория УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, то есть ИНФОРМАЦИЯ, по отношению к которой все материальные объекты являются носителями единого общеприродного многоуровневого информационного кода, т. е. МЕРЫ. По отношению к материи эта общевселенская МЕРА, единая общевселенская система кодирования информации выступает как многомерная (содержа-
щая частные меры) вероятностная матрица возможных состояний материи. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — один из фрагментов этой матрицы возможных состояний. Матрица эта носит вероятностный характер, что также видно в Периодической системе элементов в соотношении долей разных изотопов одного и того же элемента, в наличии устойчивых и неустойчивых (невозможных в каком-то смысле) элементов и изотопов, в подчинении всего этого статистическим закономерностям. Периодическая система Д. И. Менделеева — частный случай более общего явления, легко видимый, поскольку лежит на границе раздела физики микромира и химии и человек смотрит на него отрешенно извне. Но и на других уровнях иерархии вселенной материя предстает только в устойчивых в течение некоторого статистически предопределенного интервала времени состояниях, обладающих определенными вероятностными характеристиками. Эта вероятностная матрица возможных состояний, МЕРА, обладает судя по всему, голографическими свойствами: то есть любой ее фрагмент содержит в себе и все остальные ее фрагменты. МЕРА пребывает во всем, и все пребывает в МЕРЕ. В случае уподобления рассматриваемых возможных состояний структур Вселенной двоичной системе кодирования информации на основе парных состояний, соответствующих 1 и 0 (1 — резонанс или автоколебания, 0 — отсутствие резонанса или автоколебаний) имеет место знакомое по техническим приложениям кодирование информационного состояния на разных уровнях организации материи в иерархии Вселенной. Отсюда все структуры обладают многоуровневой информационной емкостью и откликаются на внешнее воздействие вероятностным образом соответственно своему информационному состоянию. Но если даже организация структуры соответствует более сложным системам кодирования, чем двоичная, то все более сложные коды могут быть построены путем преобразования двоичного и, следовательно, сведены к нему.
Процесс передачи информации на основе такой системы кодирования воспринимается в той же самой системе кодирования как соразмерность, гармония Вселенной. МЕРА объективна, но субъекту, ограниченному временем и ресурсами, доступна только в какой-то ее части: отсюда субъективизм восприятия. Спираль эволюции природных структур и фрагментов Вселенной (материальных и информационных) не болтается в пространстве формальных параметров, как попало, а разворачивается с соответствии с вероятностной многомерной матрицей возможных состояний в процессе отображения информации в соответствии с этой матрицей. То есть эволюция протекает вероятностным образом по МЕРЕ развития. Выход на новую ступень эволюции, новый этап эволюции становится все более вероятен по мере насыщения информационной емкости структуры на развивающемся уровне организации. Образом эволюционного развития структуры в трехмерном факторном пространстве является опускание и укладка цепи в коническую воронку со ступенчатыми стенками. Воронка — прозрачная, поэтому ее конфигурация видна только на прошедших этапах эволюции. Будущие этапы видны как эпизоды, когда сильно отклонившийся от центра воронки виток скользит вниз по ступенчатым бортикам воронки там, где она еще не заполнена. Стенки воронки ступенчатые, и поверхности ступеней наклонены к центру воронки таким образом, что виток цепи может лежать на поверхности ступени достаточно устойчиво, только если его подпирают снизу другие витки. Так заполнение воронки цепью идет по спирали, но спираль укладывается в трехмерном факторном пространстве сообразно форме воронки, обеспечивая устойчивый выход на новую ступень эволюции (порог на борту воронки) очередного уровня структуры лишь после заполнения предыдущими всего объема воронки. Прозрачная воронка со ступенчатыми стенками, подобная устройству ада у Данте, играет в этой аналогии роль общевселенской МЕРЫ, матрицы возможных состояний, единой общеприродной системы кодирования информации. Восприятие эволюции как кошмара жизни — результат невладения различением законов эволюции. Человек (и особь, и биологический вид) — часть Вселенной и воспринимает Вселенную как ПРОЦЕСС-ТРИЕДИНСТВО: материя и информация изменяются по мере развития. Отсутствие в ленинском определении «материи» процесса-триединства: материи, информации, меры — методологический корень всех несуразностей советской истории, Аллах создал всякую вещь и размерил ее мерой. То есть все материально, но всему приданы информационные характеристики сообразно мере: так это будет звучать в терминологии современной науки. Вселенная едина и целостна. Выделение из ЦЕЛОСТНОСТИ частных явлений и объектов — ОСОБЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА, пользующегося частными мерами при их различении. Вопрос о локализации объекта Вселенной, выделение из нее частного процесса -всегда вопрос об уровне тех или иных физических полей, принимаемых в качестве граничных для объекта; вопрос о пороге чувствительности средств восприятия этих физических полей; вопрос о соразмерности входного сигнала и используемой системы внутреннего кодирования информации. То есть это всегда вопрос об информационных характеристиках и мере их различения. Для одних и тех же объектов он каждый раз решается по-разному в зависимости от потребностей решаемой человеком задачи: в одних задачах планета — идеальная материальная точка; в
других — правильная сфера; в третьих — тело весьма сложной и неправильной формы; в иных — нечто, постепенно переходящее в космический вакуум, который в свою очередь весьма отличен от идеального, «теоретического» вакуума-пустоты. И так во всех задачах. Вся материя во Вселенной упорядочена. То, что кажется хаосом, при более широком взгляде оказывается элементом более обширной упорядоченной структуры; элементы хаоса сами являются упорядоченными структурами; да и сам «хаос» упорядочен статистическими объективными закономерностями, позволяющими отличить один хаос от другого. СЛУЧАЙНОСТЬ — статистическая предопределенность, обусловленная матрицей возможных состояний, МЕРОЙ, или вмешательство иных уровней организации структуры вполне целенаправленное, проявляющееся на фоне статистически упорядоченного хаоса. Все частные процессы во Вселенной-процессе носят КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ характер. Импульсный процесс — частный случай колебательного. По этой причине РЕЗОНАНСНЫЕ и АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ явления играют особую роль, возможно являясь своего рода фундаментом мирозданья. Все, что на первый взгляд кажется непоколебимым, при более глубоком рассмотрении в своей основе имеет те или иные колебательные процессы. Параметры колебаний: число полных колебаний в процессе, амплитуда, частота, фазовые сдвиги разных частных процессов во Вселенной изменяются с течением времени (точнее некоего времени) и объективно обусловлены ОБЩЕПРИРОДНЫМИ ФАКТОРАМИ. Знание частных факторов, обуславливающих процесс в триединстве Вселенной, позволяет во многих случаях привести ОБЪЕКТИВНО (то есть без ОПРЕДЕЛЕННОГО вмешательства) РАЗВИВАЮЩИЙСЯ процесс к СУБЪЕКТИВНО ВЫБРАННОЙ ЦЕЛИ из множества (в математическом смысле) ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ развития процесса. В этом "соотношении — главное содержание понятия УПРАВЛЕНИЕ. Управление — информационный обмен между объектом управления и управляющим субъектом. Он является частным случаем общего свойства Вселенной и ее фрагментов — отображения. Вместе с тем управление — и единая функция, представляющая собой упорядоченную совокупность разнокачественных действий; и процесс, протекающий во времени. Понятие времени возникает у субъекта в процессе отображения одного колебательного процесса (или совокупности) на другой колебательный процесс, частота которого взята в качестве эталонной. Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе некоего маятника и счетчика полных колебаний. Выбор же субъективен, хотя может и не осознаваться как выбор. По отношению к субъекту процесс, несущий эталонную частоту, может быть внешним и внутренним. Как объективное воспринимается время, основанное на частотах эталонных процессов, протекающих как внутри субъекта, так и вне его. «Степень объективности» времени тем выше, чем наиболее общие для Вселенной и пространные процессы выступают в качестве эталонных. Наиболее общие процессы в пределе расширения своей общности неотличимы друг от друга внутри субъекта и вне его: поэтому наиболее «объективное» НЕКОЕ общевселенское время изнутри этой Вселенной непознаваемо. Чем меньше общность для Вселенной эталонного процесса, тем более субъективно восприятие времени. Субъективизм восприятия времени носит двоякий характер: во-первых, по уровню иерархии Вселенной, в котором протекает эталонный процесс: отсюда время физическое—локальное, биологическое, социальное и т. д.; во-вторых, с тем, какая сторона в эталонном процессе для субъекта в каждом конкретном случае представляется более важной — материальная или информационная вне зависимости от материальных носителей сравниваемого и эталонного процессов. Интеллект — общеприродный фактор, предстающий как сочетание детерминированного и вероятностного отклика структуры на отображение в нее некой информации извне. В таком представлении объективен только процесс-триединство, Вселенная: МАТЕРИЯ и ИНФОРМАЦИЯ изменяются в МЕРЕ. В нашем понимании это минимум изначальных философских категорий, необходимых для описания мира; и формирования упорядоченной системы осознанных и неосознанных стереотипов человека: — стереотипов различения и оформления явлений и образов внешнего и внутреннего миров человека; — стереотипов отношения к ним и между ними; — стереотипов поведения и других. МИР познаваем человеком в силу общности для человека и природы материи, информации, меры и общности свойства отображения. С этих методологических позиций и будет вестись дальнейшее изложение.
I. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ЧАСТНЫЙ ПРОЦЕСС В ЭВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ Нет столь великой вещи, которую не превзошла величиною еще боль шая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая К. Прутков. Биосфера планеты черпает энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы. Напряженность физических полей, несущих энергию Земле, во всех частотных диапазонах подчинена ритмике Солнечной активности и взаимовлияния планет Солнечной системы друг на друга. Биосфера в целом и ее элементы — колебательные системы, находящиеся во взаимодействии друг с другом и окружающей средой. Энергетическая зависимость Земли от энергетических ритмов космоса объективно обуславливает характеристики разнородных колебательных процессов в биосфере и связанных с нею социальных системах. По этой причине для обеспечения социальной стабильности НЕОБХОДИМА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНИХ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ТЕРМИНАХ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Мы затронем только некоторые черты эволюционного процесса биосферы. Важным рубежом в нем явилось появление хромосомного аппарата наследственности, передающего информацию последующим поколениям каждого биологического вида. Все виды генетически отличны друг от друга. Кроме того, все виды генетически замкнуты по отношению к друг другу: т. е. в естественных условиях межвидовые гибриды либо не возможны, либо неплодны (как мул), либо генетически не устойчивы при смене поколений (как ряд сортов культурных растений). Хромосомный аппарат несет две жизненно необходимые для существования биологического вида функции. Во-первых, он передает от поколения к поколению организмов генетически обусловленную информацию. Удельный вес искажений при передаче информации в естественных условиях достаточно низок, что обеспечивает генетическую устойчивость вида на протяжении смены многих поколений. Во-вторых, те искажения генетической информации, которые Ке успевают вовремя устранить системы защиты информации хромосомного аппарата, частично также необходимы для обеспечения сохранения и развития вида в биосфере. Искажения генетической информации — мутации — в большинстве своем вызываются воздействием на хромосомный аппарат различных внешних факторов: физических полей; химических соединений, не свойственных для нормальной физиологии клетки, и т. п. Часть мутаций является генетическими дефектами, поскольку особи, имеющие их в своем генотипе, либо не жизнеспособны, либо имеют пониженный потенциал здоровья и развития. Такого рода мутации носят название генетического груза. В каждой популяции организмов всегда присутствует некоторая доля генетически отягощенных организмов: это естественно. В достаточно многочисленных популяциях всегда присутствует генетически устойчивое ядро, обеспечивающее смену здоровых поколений, и генетически отягощенная периферия. Генетическая катастрофа в популяции — исчезновение генетически устойчивого ядра, за счет которого происходит приспособление вида к медленно меняющимся условиям среды обитания. Некоторые мутации не оказывают непосредственного влияния на возникновение генетически обусловленных дефектов в организме и ведут только к возникновению особенностей у организмов вида, которые ранее в популяциях не встречались. Это называется ненаправленной изменчивостью. Но каждый биологический вид находится во взаимодействии с остальной биосферой и всей природой в целом, находится под их давлением. Характер этого давления меняется в силу подчиненности биосферы геологическим процессам и энергетическим ритмам космоса. Частоты некоторых из этих процессов значительно ниже, чем частота смены поколений в любой из генеалогических цепей вида. Благодаря такому соотношению частот, внешних по отношению к виду процессов, ненаправленная изменчивость выливается в подстройку генотипа вида под медленно (по отношению к смене поколений) меняющиеся условия давления со стороны среды обитания. Таков механизм естественного отбора. Часть мутаций в одних условиях (как внешних, так и генетически обусловленных) может выступать, как генетический груз, а в других — как очень полезный признак. Но есть в природе и процессы, частота которых выше частоты смены поколений вида. К изменению характера давления на вид, ими вызванного, должна быть приспособлена каждая особь вида. В противном случае популяция, столкнувшись с давлением на вид, под которой не успевает подстроиться генотип при смене поколений и к которому особи вида не приспособлены, понесет ущерб, вплоть до исчезновения вида из биосферы, что может привести и к ущербу другим видам, связанным с первым пищевыми цепями (кто кого ест). Реакция биологического вида на внешнее давление среды проявляется двояко: — во-первых, изменением потенциала развития организмов особей вида, обусловленным подстройкой генотипа при смене поколений; — во-вторых, поведенческой реакцией особи на воздействие среды обитания, направленное непосредственно на нее. И тот и другой тип реакции биологического вида на давление среды обитания требует информационного обеспечения. У разных биологических видов характер этого обеспечения отличается прежде всего объемами информации: · передаваемой генетически от поколения к поколению; · усваиваемой конкретной особью в течение ее взросления и взрослой жизни; · их соотношением. Если рассматривать ход глобального эволюционного процесса, то можно заметить, что появление новых видов, высших по отношению к ранее существовавшим видам, сопровождалось уменьшением доли объема генетически передаваемой информации в общем объеме информации, на основе которой формируются поведенческие реакции КОНКРЕТНОЙ особи, принадлежащей виду. Так практически весь объем поведенческой информации растений, насекомых, моллюсков генетически обусловлен. У взрослого человека—«венца творения»— объем ВНЕ-ГЕНЕТИЧЕСКИ обусловленной поведенческой информации преобладает над генетически обусловленной информацией до такой степени, что большинство населения, по крайней мере городского, уже не осознает своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
принадлежности даже к ОДНОМУ ИЗ МНОЖЕСТВА видов живых организмов, не говоря уж о принадлежности к биосфере Земли. Это и является причиной экологического кризиса, кризиса глобального. Увеличение относительного и абсолютного объема внегенетически обусловленной поведенческой информации сопровождалось расширением адаптационных возможностей особей видов, уменьшением их ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ к изменениям условий среды обитания в течение их жизни. Поведенческие реакции особей видов, у которых преобладает генетически обусловленное поведение, не отличаются разнообразием, в силу чего для выживания вида негибкость поведения его особей компенсируется большой плодовитостью, ростом пассивной защищенности особей к воздействию неблагоприятных факторов, к которым таким образом успевает подстроиться генотип. При этом период детства таких особей или. же совсем отсутствует, или весьма короток. Если возникает фактор, под воздействием которого генотип популяции такого вида подстроиться при смене поколений не успевает, то популяция гибнет. Большие объемы внегенетически обусловленной поведенческой информации сопровождаются появлением детства, в течение которого особь накапливает эту информацию либо индивидуально, либо в окружении взрослых особей. Если возникает фактор, под воздействием которого генотип популяции такого вида не должен успевать подстроиться, то популяция может сохраниться благодаря разнообразию поведенческих реакций ее особей, что ведет к снижению ущерба, наносимого популяции данным фактором, и увеличению времени, в течение которого генетически устойчивое ядро популяции потенциально может подстроиться под действие данного фактора. То же касается и выживания популяции при стихийных бедствиях и природных катастрофах, затрагивающих жизнь популяции вида. В ходе эволюционного процесса глобальная экологическая ниша биосферы расширялась. Когда какой-либо вид исчерпывал генетически обусловленный потенциал освоения экологической ниши, где он родился, то он либо вытеснял другие виды, завоевывая их экологические ниши, либо ос-
ваивал ранее безжизненную нишу, перестраиваясь под нее генетически. На каком-то этапе развития биосферы в животном мире возник вид Человек Разумный, представителями которого является все человечество, несмотря на все разнообразие рас, народов, народностей, племен. Потенциал развития ВЗРОСЛЫХ особей каждого биологического вида по всем качествам особи генетически обусловлен, хотя он может и не раскрыться, не наполниться реальным содержанием, если условия среды обитания к этому не располагают. Это в полной мере касается и человека — биологического вида, несущего наибольший абсолютный и относительный объем по сравнению с другими видами живых организмов биосферы Земли внегенетически обусловленной поведенческой информации, обеспечивающей наибольшую гибкость поведения в быстро меняющейся обстановке. Обвинения в «биологизации» социологии, истории и т. п., а также более редкие обвинения в «социологизации» биологии отражают прежде всего безграмотность социологов в биологии и безграмотность биологов в социологии. Политики обычно безграмотны в обеих отраслях знания. По своему же содержанию эти взаимные обвинения являются спорами о том, что в человеке (и индивиде, и биологическом виде) обусловлено генетически передаваемой информацией, а что внегенетически передаваемой информацией. Без ответа на этот вопрос невозможно и «разделение» биологического и социологического комплекса наук «границей». В нашем представлении весь комплекс безусловных рефлексов организма генетически обусловлен. Генетически обусловлена способность организмов к формированию условных рефлексов. Сама же поведенческая информация, внешне выражающаяся как условный рефлекс, определяется воздействием среды обитания, в которой вырабатывается данный условный рефлекс ТОЛЬКО у особей, столкнувшихся непосредственно с этим воздействием. Основой формирования условных рефлексов в животном мире является механизм, по всей видимости, аналогичный предметно-образному мышлению человека. Иллюстрацией этого положения являются опыты с обезьянами. Известны успешные попытки обучения обезьян, в результате которых обезьяны из карточек с изображением выкладывали последовательности, которые можно было идентифицировать с простейшими поведенческими реакциями типа: «хочу банан», «дай пить»,
«дай банан, а не яблоко» и т. п. Интересно и то, что последовательность карточек располагалась ими в порядке сверху вниз, что также соответствует направлению расположения иероглифов в ряде иероглифических систем письменности, т. е. систем, отражающих предметно-образное мышление человека. Неизвестны какие-либо поведенческие реакции представителей мира животных, основой чего мог бы быть механизм, аналогичный абстрактно-логическому мышлению человека. Способность к повторению членораздельной речи человека в животном мире встречается у птиц, но эта «членораздельная речь» не стала каналом информационного обмена в способных к ней биологических видах: мозги птичьи. Из животного мира человека выделяет генетическая обусловленность развития В ОПРЕДЕЛЕННОМ ВОЗРАСТНОМ ПЕРИОДЕ абстрактно-логического мышления, членораздельной речи и способностей к реализации их в разнообразной трудовой деятельности. Именно эти три фактора являются основой человеческой культуры. Если под культурой понимать результат разнообразной внегенетически информационно обеспеченной деятельности поколений особей вида Человек Разумный, то нельзя отрицать, что генетически обусловлен потенциал освоения среды человечеством, в том числе и за счет развития культуры. Наряду с развитием культуры генетически обусловлена СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА Человек Разумный. В силу этого культура ИЗНАЧАЛЬНО и всегда — один из многих факторов глобального эволюционного процесса биосферы Земли. НЕТ «ХОРОШЕЙ» КУЛЬТУРЫ И «ПЛОХОЙ», т. е. «НЕКУЛЬТУРНОСТИ»; ЕСТЬ ЕДИНАЯ КУЛЬТУРА, а в ней издержки культуры, представляющие опасность для культуры человечества и биологической основы культуры вида Человек Разумный и всей биосферы. И процесс развития культуры — ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — один из ЧАСТНЫХ процессов глобального эволюционного процесса биосферы. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок. К- Прутков. Человечество зафиксировало в своей исторической памяти исчезновение из биосферы многих видов живых организмов, но не зафиксировало ни одного достоверного случая возникновения в естественных условиях любого биологического вида. Убедившись в своей высокой организации по сравнению с другими, Человек Разумный возомнил себя «венцом природы», исходя из своей новизны. Но новизна — признак не только совершенства, венчающего некий процесс, но и признак всех экспериментальных образцов, идущих в отходы, о которых потом никто не помнит. Вопрос же о механизме возникновения новых биологических видов крайне важен, так как ответ на него во многом определяет и оценку того, что считать благом в глобальном историческом процессе, а что представляет опасность для человечества. Наблюдаемое наукой явление взаимной генетической замкнутости биологических видов допускает, по крайней мере, два возможных варианта возникновения нового биологического вида. Первый. Известно, что, раз возникнув, некая мутация может охватить всю популяцию организмов, либо часть популяции, либо исчезнуть из популяции. Тогда новый биологический вид может возникнуть вследствие перерождения ранее" существовавшего вида в результате каскада мутаций, качественно изменивших генотип. В таком случае один вид в биосфере просто заменился другим. По отношению к возникновению Человека Разумного в этом варианте встает вопрос о промежуточных звеньях от проточеловека к человеку, поскольку процесс захвата всего биологического вида КОМПЛЕКСОМ вряд ли одновременных мутаций представляется довольно длительным; особенно с учетом того, что в результате этих мутаций уровень организации материи повысился. В силу длительности этого процесса костные останки этих
«промежуточных звеньев» должны были бы быть известны науке наряду с прочими ископаемыми формами человека. Но такой механизм образования нового вида допускает точно так же и Деградацию вплоть до «амебы» любого высокоорганизованного вида, однако, глобальный эволюционный процесс биосферы в целом носит явно однонаправленный характер в сторону общего усложнения организации вновь возникающих видов организмов и всей биосферы в целом. Второй. Часть особей вида Проточеловек — поколение или несколько одновременно способных к деторождению поколений в популяции или во всем виде — постигла генетическая катастрофа, в результате которой самки, принадлежавшие к этой группе вида Проточеловек, рожали только уродов. Но эти «уроды» уже принадлежали к виду Человек Разумный и были генетически замкнуты по отношению к породившим их особям вида Проточеловек и своим «двоюродным братьям и сестрам», чьи родители избежали катастрофы. Такой механизм возникновения биологического вида согласуется с законом диалектики о переходе количественных изменений в качественные, в том числе и в результате скачка, а не эволюционного, развития. Также он согласуется с явной однонаправленностью эволюционного процесса биосферы в целом в сторону усложнения организации; тенденции к деградации в эволюционном процессе отрицать нельзя, но они носят весьма частный характер, а обретение ими более общего характера непродолжительно или катастрофично. Такое понимание механизма возникновения нового биологического вида снимает вопрос о промежуточных звеньях, но ставит вопрос о том природном факторе (некий вид резонанса или вирус, поразивший избирательно половые клетки и внесший новую информацию в генотип?), который способен вызвать синхронное, мгновенное в биологическом смысле, качественное изменение с ПОВЫШЕНИЕМ уровня организации материи. Видимый состав современной биосферы и анализ ископ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|