Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальный исторический процесс

МЕРТВАЯ ВОДА

ЧАСТЬ I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


МЕРТВАЯ ВОДА

ЧАСТЬ I

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I

Разгерметизация, Историко-философский очерк жизнеречения

Книга 1

Введение........................................................................... 5

1. Глобальный исторический процесс как частный процесс в эво­............
люционном процессе биосферы Земли.................................................. 12

2. Глобальный исторический процесс....................................................... 18

3. Достаточно общая теория управления.................................................. 34

4. Управление в глобальном историческом процессе 74

5. Россия (СССР) в глобальном историческом процессе 93

6. Евро-американский конгломерат и блоки в глобальном исто­
рическом процессе: тенденции развития... 117

7. «Пассионарность»: биология и другие взаимно вложенные процессы. 165

 

Отсканировано 12.01.2011

[email protected]

версия 1.2

разделение по страницам как у оригинала

орфография исправлена

 


ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР

 

МЕРТВАЯ ВОДА

Часть I

РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ

Историко-философский очерк жизнеречения

 

КИТЕЖ

ДЕРЖАВНЫЙ ГРАД РОССИИ


 

 

Составитель сборника Е. Кузнецов

ТО «СТУПЕНИ», 1992

 

 

Сдано в набор 08.06.92. Подписано к печати 02.07.92.

Формат бум. 60X8471в. Гарнитура литературная. Печать высокая.
Бумага тип. Печ. л. 11,75. Заказ Ке 296. Тираж 10000 экз.

Межвузовская типография (1) СППО-2
193036, С.-Петербург, Московский вокзал, I платформа


ВВЕДЕНИЕ

Если бы вся Вселенная обрати­
лась в одно государство, то как не
установить повсюду одинаковых за­
конов.

К- Прутков

В терминах наукоподобия настоящую работу можно было бы на­звать «Общие основы социологии». Термин «социология» восходит к двум корням: социум — общество и логос — слово. Поскольку жизнь чело­века протекает в обществе, то, если по-русски, «социология» — это ЖИЗ­НЕРЕЧЕНИЕ. Появление этого слова в названии первой части работы вызвано несколькими причинами, весьма далекими от маниакальной не­терпимости шовиниста к культурным заимствованиям у других народов. Дело в том, что жизнеРЕЧение — социальная функция жРЕЧества. Это очевидно, если вспомнить, что буква «ж» в славянской азбуке имеет название «Живете». Корень же «РЕЧь» непосредственно присутствует в обоих словах.

Экспансия БИБЛЕЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, несомого иудо-хри­стианством, сопровождалась исчезновением из структуры национальных обществ жречества, несшего национальную (или многонациональную) концептуальную власть — высшую власть при разделении полной функ­ции управления по видам власти. Монополию на жизнеречение после это­го длительное время за собой сохраняло надиудейское, надмасонское жречество, а национальные общества, утратив концептуальную самостоя­тельность управления, в конце концов вместо ЖИЗНЕРЕЧЕНИЯ обрели так называемую социологию — псевдонауку.

Будь современная социология наукой, то в ее основе лежали бы как минимум следующие разделы знания:

· сравнительное богословие и сравнительный сатанизм. В данном случае речь идет не о непрекращающихся столетиями спорах о том, ка­кое из Писаний является истинным, и какая вера спасительной, и с кем из народов Бог. Речь идет о том, что каждое Писание (включая и марксизм как светскую разновидность манихейства) породило в нацио­нальных обществах вторичные толкования и вместе с ними и остатками предшествовавших верований на протяжении столетий в значительной степени определяло пути развития культуры и логику социального пове­дения отдельных людей и общественных групп. Эту логику необходимо знать для того, чтобы не обострять понапрасну обстановку и «не насту­пать на грабли»;

· психология (индивидуальная и коллективная);5


— биология, поскольку человечество — биологический вид, один из многих на планете —- является носителем социальной организации, а глобальный исторический процесс — частный процесс в объемлющем его эволюционном процессе биосферы Земли;

· генетика и сопряженные с ней разделы математики, дабы не сме­шивать в «пассионарности», как Л. Н. Гумилев, информационные про­цессы, протекающие на уровне биологической организации с информаци­онными процессами, протекающими на уровне социальной организации;

· общая теория управления, сопряженные с нею разделы матема­тики;

· теория колебаний и сопряженные с нею разделы математики;

— астрология как теория колебательных процессов во взаимодей­ствии Земли и Космоса;

· теория глобального и национальных исторических процессов, пос­кольку социальные процессы — проявление общих закономерностей со­циологии в конкретной исторической обстановке. При этом необходимо помнить и понимать афоризм В. О. Ключевского: «Закономерность исто­рического явления обратно пропорциональна его духовности». Это осново­полагающий тезис по отношению к изучению истории;

· языкознание;

· этнография;

· экономическая наука, изучающая общественное разделение труда и процессы управления в нем, с подкрепляющими ее разделами мате­матики.

Сама же социология, содержательно отличаясь от любого из этих разделов знания, должна возвышаться над этим фундаментом как некое новое качество. Как наука она не проще, чем математика, физика или любая другая наука, название которой обыденное сознание вспоминает, когда ему необходимо оценить чью-либо реальную или мнимую интеллек­туальную мощь. В настоящее время общество в целом такой социоло­гической наукой не обладает. То, что есть под этим названием, на самом деле является социоЛОЖИей.

Возможно, что кто-то уже обратил внимание, что юриспруденция не упомянута ни в основах социологии, ни как ее составная часть. Дело в том, что юриспруденция — не наука, а ремесло, разновидность талмудистики. Они декларируют первенство закона (Моисея или не-еврейского) в жизни общества и обходят стороной вопрос о нравственности логики социального поведения, господствующей в обществе. Логика социального поведения толпо-«элитарного» общества безнравственна. Но юриспруден­ция и талмудистика, защищая устойчивость толпо-«элитарной» пирамиды, не отличают нравственный произвол от безнравственного, и борясь с «произволом вообще», стараются ввести безнравственность общества в безопасные для его устойчивости пределы, чем и охраняют безнравствен-

ность. В действительности нравственный произвол выше любого законо­дательства. Хотя юриспруденция — не наука, тем не менее она обще­ственно необходима до определенного этапа развития общества как ло­гическая основа поведения репрессивного аппарата.

Социологов-профессионалов в науке нет. Безответственный благона­меренный дилетантизм физиков их заменить не может. СоциОЛУХИ же, заполонив государственные и общественные структуры, взяли правление на себя и закономерно вогнали общество в хаос. Поэтому название, до­статочно строго очерчивая тематику изложения, оставляет социОЛУХОВ при их монополии на говорильню (по-«демократически»—парламента­ризм).

При этом необходимо отдавать себе отчет, что в основе любого зна­ния лежит владение некоторым различением. Коран — единственное Пи­сание, которое прямо говорит о ниспослании Различения: «И вот, Мы дали Моисею Писание и Различение: может быть, вы пойдете прямым путем». В суре 25, названной Различение, сказано, что Аллах «создал всякую вещь и размерил ее мерой». Придерживаясь этого Различения, пойдем дальше.

Ленинское, определение материи: «материя есть философская катего­рия для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»,— является тавтоло­гией. Оно эквивалентно следующему тождеству: «Материя»=«объективная реальность». «Объективная реальность», в свою очередь, есть Все­ленная, т. е. мирозданье в целом.

Читаем определение далее: Вселенная «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». «Ко­пируется, фотографируется» — два частных вида более общего свойст­ва, присущего как Вселенной в целом, так и отдельным ее фрагментам. Это свойство — ОТОБРАЖЕНИЕ упорядоченности Вселенной ее фрагмен­тами. ОТОБРАЖЕНИЕ — передача в течение некоторого времени из од­ного любого (по локализации и объему) фрагмента Вселенной в любой другой (в том числе из одного в тот же самый) «чего-то» объективно существующего, но не материального, хотя и имеющего материальный носитель. Это «что-то» остается самим собой и не утрачивает своего объективного качества при изменении объективного качества его матери­ального носителя.

Это объективное нематериальное «нечто»— объективная категория УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, то есть ИНФОРМАЦИЯ, по отношению к ко­торой все материальные объекты являются носителями единого общепри­родного многоуровневого информационного кода, т. е. МЕРЫ. По отно­шению к материи эта общевселенская МЕРА, единая общевселенская си­стема кодирования информации выступает как многомерная (содержа-

 


 

щая частные меры) вероятностная матрица возможных состояний ма­терии.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — один из фрагментов этой матрицы возможных состояний. Матрица эта носит вероятностный характер, что также видно в Периодической системе элементов в соотношении долей разных изотопов одного и того же эле­мента, в наличии устойчивых и неустойчивых (невозможных в каком-то смысле) элементов и изотопов, в подчинении всего этого статистическим закономерностям. Периодическая система Д. И. Менделеева — частный случай более общего явления, легко видимый, поскольку лежит на гра­нице раздела физики микромира и химии и человек смотрит на него от­решенно извне. Но и на других уровнях иерархии вселенной материя предстает только в устойчивых в течение некоторого статистически пред­определенного интервала времени состояниях, обладающих определен­ными вероятностными характеристиками.

Эта вероятностная матрица возможных состояний, МЕРА, обладает судя по всему, голографическими свойствами: то есть любой ее фраг­мент содержит в себе и все остальные ее фрагменты. МЕРА пребывает во всем, и все пребывает в МЕРЕ.

В случае уподобления рассматриваемых возможных состояний струк­тур Вселенной двоичной системе кодирования информации на основе пар­ных состояний, соответствующих 1 и 0 (1 — резонанс или автоколеба­ния, 0 — отсутствие резонанса или автоколебаний) имеет место знакомое по техническим приложениям кодирование информационного состояния на разных уровнях организации материи в иерархии Вселенной. Отсюда все структуры обладают многоуровневой информационной емкостью и откли­каются на внешнее воздействие вероятностным образом соответственно своему информационному состоянию. Но если даже организация струк­туры соответствует более сложным системам кодирования, чем двоич­ная, то все более сложные коды могут быть построены путем преобразо­вания двоичного и, следовательно, сведены к нему.

Процесс передачи информации на основе такой системы кодирования воспринимается в той же самой системе кодирования как соразмерность, гармония Вселенной. МЕРА объективна, но субъекту, ограниченному вре­менем и ресурсами, доступна только в какой-то ее части: отсюда субъ­ективизм восприятия.

Спираль эволюции природных структур и фрагментов Вселенной (ма­териальных и информационных) не болтается в пространстве формаль­ных параметров, как попало, а разворачивается с соответствии с веро­ятностной многомерной матрицей возможных состояний в процессе ото­бражения информации в соответствии с этой матрицей. То есть эволюция протекает вероятностным образом по МЕРЕ развития.


Выход на новую ступень эволюции, новый этап эволюции стано­вится все более вероятен по мере насыщения информационной емкости структуры на развивающемся уровне организации.

Образом эволюционного развития структуры в трехмерном факторном пространстве является опускание и укладка цепи в коническую воронку со ступенчатыми стенками. Воронка — прозрачная, поэтому ее конфигу­рация видна только на прошедших этапах эволюции. Будущие этапы видны как эпизоды, когда сильно отклонившийся от центра воронки виток скользит вниз по ступенчатым бортикам воронки там, где она еще не заполнена. Стенки воронки ступенчатые, и поверхности ступеней накло­нены к центру воронки таким образом, что виток цепи может лежать на поверхности ступени достаточно устойчиво, только если его подпи­рают снизу другие витки. Так заполнение воронки цепью идет по спи­рали, но спираль укладывается в трехмерном факторном пространстве сообразно форме воронки, обеспечивая устойчивый выход на новую сту­пень эволюции (порог на борту воронки) очередного уровня структуры лишь после заполнения предыдущими всего объема воронки. Прозрачная воронка со ступенчатыми стенками, подобная устройству ада у Данте, играет в этой аналогии роль общевселенской МЕРЫ, матрицы возмож­ных состояний, единой общеприродной системы кодирования информации. Восприятие эволюции как кошмара жизни — результат невладения различением законов эволюции.

Человек (и особь, и биологический вид) — часть Вселенной и вос­принимает Вселенную как ПРОЦЕСС-ТРИЕДИНСТВО: материя и ин­формация изменяются по мере развития.

Отсутствие в ленинском определении «материи» процесса-триединст­ва: материи, информации, меры — методологический корень всех несу­разностей советской истории, Аллах создал всякую вещь и размерил ее мерой. То есть все материально, но всему приданы информационные ха­рактеристики сообразно мере: так это будет звучать в терминологии современной науки.

Вселенная едина и целостна. Выделение из ЦЕЛОСТНОСТИ частных явлений и объектов — ОСОБЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛО­ВЕКА, пользующегося частными мерами при их различении. Вопрос о локализации объекта Вселенной, выделение из нее частного процесса -всегда вопрос об уровне тех или иных физических полей, принимаемых в качестве граничных для объекта; вопрос о пороге чувствительности средств восприятия этих физических полей; вопрос о соразмерности вход­ного сигнала и используемой системы внутреннего кодирования информа­ции. То есть это всегда вопрос об информационных характеристиках и мере их различения. Для одних и тех же объектов он каждый раз ре­шается по-разному в зависимости от потребностей решаемой человеком задачи: в одних задачах планета — идеальная материальная точка; в

 


других — правильная сфера; в третьих — тело весьма сложной и непра­вильной формы; в иных — нечто, постепенно переходящее в космиче­ский вакуум, который в свою очередь весьма отличен от идеального, «теоретического» вакуума-пустоты. И так во всех задачах.

Вся материя во Вселенной упорядочена. То, что кажется хаосом, при более широком взгляде оказывается элементом более обширной упо­рядоченной структуры; элементы хаоса сами являются упорядоченными структурами; да и сам «хаос» упорядочен статистическими объективными закономерностями, позволяющими отличить один хаос от другого. СЛУ­ЧАЙНОСТЬ — статистическая предопределенность, обусловленная матри­цей возможных состояний, МЕРОЙ, или вмешательство иных уровней организации структуры вполне целенаправленное, проявляющееся на фоне статистически упорядоченного хаоса.

Все частные процессы во Вселенной-процессе носят КОЛЕБАТЕЛЬ­НЫЙ характер. Импульсный процесс — частный случай колебательного. По этой причине РЕЗОНАНСНЫЕ и АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ явления играют особую роль, возможно являясь своего рода фундаментом миро­зданья. Все, что на первый взгляд кажется непоколебимым, при более глубоком рассмотрении в своей основе имеет те или иные колебатель­ные процессы. Параметры колебаний: число полных колебаний в процес­се, амплитуда, частота, фазовые сдвиги разных частных процессов во Вселенной изменяются с течением времени (точнее некоего времени) и объективно обусловлены ОБЩЕПРИРОДНЫМИ ФАКТОРАМИ.

Знание частных факторов, обуславливающих процесс в триединстве Вселенной, позволяет во многих случаях привести ОБЪЕКТИВНО (то есть без ОПРЕДЕЛЕННОГО вмешательства) РАЗВИВАЮЩИЙСЯ про­цесс к СУБЪЕКТИВНО ВЫБРАННОЙ ЦЕЛИ из множества (в матема­тическом смысле) ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ разви­тия процесса. В этом "соотношении — главное содержание понятия УП­РАВЛЕНИЕ.

Управление — информационный обмен между объектом управления и управляющим субъектом. Он является частным случаем общего свой­ства Вселенной и ее фрагментов — отображения. Вместе с тем управ­ление — и единая функция, представляющая собой упорядоченную со­вокупность разнокачественных действий; и процесс, протекающий во вре­мени.

Понятие времени возникает у субъекта в процессе отображения од­ного колебательного процесса (или совокупности) на другой колебатель­ный процесс, частота которого взята в качестве эталонной. Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе не­коего маятника и счетчика полных колебаний. Выбор же субъективен, хотя может и не осознаваться как выбор.


По отношению к субъекту процесс, несущий эталонную частоту, может быть внешним и внутренним. Как объективное воспринимается вре­мя, основанное на частотах эталонных процессов, протекающих как внут­ри субъекта, так и вне его. «Степень объективности» времени тем выше, чем наиболее общие для Вселенной и пространные процессы выступают в качестве эталонных. Наиболее общие процессы в пределе расширения своей общности неотличимы друг от друга внутри субъекта и вне его: поэтому наиболее «объективное» НЕКОЕ общевселенское время изнутри этой Вселенной непознаваемо. Чем меньше общность для Вселенной эта­лонного процесса, тем более субъективно восприятие времени. Субъек­тивизм восприятия времени носит двоякий характер: во-первых, по уров­ню иерархии Вселенной, в котором протекает эталонный процесс: отсю­да время физическое—локальное, биологическое, социальное и т. д.; во-вторых, с тем, какая сторона в эталонном процессе для субъекта в каждом конкретном случае представляется более важной — материаль­ная или информационная вне зависимости от материальных носителей сравниваемого и эталонного процессов.

Интеллект — общеприродный фактор, предстающий как сочетание детерминированного и вероятностного отклика структуры на отображение в нее некой информации извне.

В таком представлении объективен только процесс-триединство, Все­ленная: МАТЕРИЯ и ИНФОРМАЦИЯ изменяются в МЕРЕ. В нашем понимании это минимум изначальных философских категорий, необходи­мых для описания мира; и формирования упорядоченной системы осознан­ных и неосознанных стереотипов человека:

— стереотипов различения и оформления явлений и образов внеш­него и внутреннего миров человека;

— стереотипов отношения к ним и между ними;

— стереотипов поведения и других.

МИР познаваем человеком в силу общности для человека и природы материи, информации, меры и общности свойства отображения. С этих методологических позиций и будет вестись дальнейшее изложение.

 


I. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КАК ЧАСТНЫЙ ПРОЦЕСС В

ЭВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ

Нет столь великой вещи, которую не превзошла величиною еще боль ­ шая. Нет вещи столь малой, в кото­рую не вместилась бы еще меньшая

К. Прутков.

Биосфера планеты черпает энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы. Напряженность физических полей, несущих энергию Земле, во всех частотных диапазонах подчинена ритмике Солнечной активности и взаи­мовлияния планет Солнечной системы друг на друга. Биосфе­ра в целом и ее элементы — колебательные системы, находя­щиеся во взаимодействии друг с другом и окружающей сре­дой. Энергетическая зависимость Земли от энергетических ритмов космоса объективно обуславливает характеристики разнородных колебательных процессов в биосфере и связан­ных с нею социальных системах.

По этой причине для обеспечения социальной стабильно­сти НЕОБХОДИМА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНИХ АСТРО­ЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ТЕРМИНАХ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Мы затронем только некоторые черты эволюционного про­цесса биосферы. Важным рубежом в нем явилось появление хромосомного аппарата наследственности, передающего ин­формацию последующим поколениям каждого биологическо­го вида. Все виды генетически отличны друг от друга. Кроме того, все виды генетически замкнуты по отношению к друг другу: т. е. в естественных условиях межвидовые гибриды либо не возможны, либо не­плодны (как мул), либо генети­чески не устойчивы при смене поколений (как ряд сортов культурных растений).

Хромосомный аппарат несет две жизненно необходимые для существования биологического вида функции.


Во-первых, он передает от поколения к поколению орга­низмов генетически обусловленную информацию. Удельный вес искажений при передаче информации в естественных ус­ловиях достаточно низок, что обеспечивает генетическую ус­тойчивость вида на протяжении смены многих поколений.

Во-вторых, те искажения генетической информации, ко­торые Ке успевают вовремя устранить системы защиты ин­формации хромосомного аппарата, частично также необходи­мы для обеспечения сохранения и развития вида в биосфе­ре. Искажения генетической информации — мутации — в большинстве своем вызываются воздействием на хромосом­ный аппарат различных внешних факторов: физических по­лей; химических соединений, не свойственных для нормаль­ной физиологии клетки, и т. п. Часть мутаций является гене­тическими дефектами, поскольку особи, имеющие их в своем генотипе, либо не жизнеспособны, либо имеют пониженный потенциал здоровья и развития. Такого рода мутации носят название генетического груза. В каждой популяции организ­мов всегда присутствует некоторая доля генетически отяго­щенных организмов: это естественно. В достаточно много­численных популяциях всегда присутствует генетически ус­тойчивое ядро, обеспечивающее смену здоровых поколений, и генетически отягощенная периферия. Генетическая катаст­рофа в популяции — исчезновение генетически устойчивого ядра, за счет которого происходит приспособление вида к медленно меняющимся условиям среды обитания.

Некоторые мутации не оказывают непосредственного вли­яния на возникновение генетически обусловленных дефектов в организме и ведут только к возникновению особенностей у организмов вида, которые ранее в популяциях не встреча­лись. Это называется ненаправленной изменчивостью.

Но каждый биологический вид находится во взаимодей­ствии с остальной биосферой и всей природой в целом, нахо­дится под их давлением. Характер этого давления меняется в силу подчиненности биосферы геологическим процессам и энергетическим ритмам космоса. Частоты некоторых из этих процессов значительно ниже, чем частота смены поколений в любой из генеалогических цепей вида. Благодаря такому соотношению частот, внешних по отношению к виду процес­сов, ненаправленная изменчивость выливается в подстройку генотипа вида под медленно (по отношению к смене поколе­ний) меняющиеся условия давления со стороны среды обита­ния. Таков механизм естественного отбора.


Часть мутаций в одних условиях (как внешних, так и ге­нетически обусловленных) может выступать, как генетиче­ский груз, а в других — как очень полезный признак.

Но есть в природе и процессы, частота которых выше ча­стоты смены поколений вида. К изменению характера дав­ления на вид, ими вызванного, должна быть приспособлена каждая особь вида. В противном случае популяция, столк­нувшись с давлением на вид, под которой не успевает под­строиться генотип при смене поколений и к которому особи вида не приспособлены, понесет ущерб, вплоть до исчезнове­ния вида из биосферы, что может привести и к ущербу дру­гим видам, связанным с первым пищевыми цепями (кто кого ест).

Реакция биологического вида на внешнее давление среды проявляется двояко: — во-первых, изменением потенциала развития организмов особей вида, обусловленным подстрой­кой генотипа при смене поколений;

— во-вторых, поведенческой реакцией особи на воздей­ствие среды обитания, направленное непосредственно на нее.

И тот и другой тип реакции биологического вида на давле­ние среды обитания требует информационного обеспечения.

У разных биологических видов характер этого обеспече­ния отличается прежде всего объемами информации:

· передаваемой генетически от поколения к поколению;

· усваиваемой конкретной особью в течение ее взрос­ления и взрослой жизни;

· их соотношением.

Если рассматривать ход глобального эволюционного про­цесса, то можно заметить, что появление новых видов, выс­ших по отношению к ранее существовавшим видам, сопро­вождалось уменьшением доли объема генетически передава­емой информации в общем объеме информации, на основе которой формируются поведенческие реакции КОНКРЕТНОЙ особи, принадлежащей виду.

Так практически весь объем поведенческой информации растений, насекомых, моллюсков генетически обусловлен.

У взрослого человека—«венца творения»— объем ВНЕ-ГЕНЕТИЧЕСКИ обусловленной поведенческой информации преобладает над генетически обусловленной информацией до такой степени, что большинство населения, по крайней мере городского, уже не осознает своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

 


принадлежности даже к ОДНОМУ ИЗ МНОЖЕСТВА видов живых организмов, не говоря уж о принадлежности к био­сфере Земли. Это и является причиной экологического кри­зиса, кризиса глобального.

Увеличение относительного и абсолютного объема внегенетически обусловленной поведенческой информации сопро­вождалось расширением адаптационных возможностей осо­бей видов, уменьшением их ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАВИ­СИМОСТИ к изменениям условий среды обитания в течение их жизни.

Поведенческие реакции особей видов, у которых преобла­дает генетически обусловленное поведение, не отличаются разнообразием, в силу чего для выживания вида негибкость поведения его особей компенсируется большой плодовитос­тью, ростом пассивной защищенности особей к воздействию неблагоприятных факторов, к которым таким образом успе­вает подстроиться генотип. При этом период детства таких особей или. же совсем отсутствует, или весьма короток.

Если возникает фактор, под воздействием которого гено­тип популяции такого вида подстроиться при смене поколе­ний не успевает, то популяция гибнет.

Большие объемы внегенетически обусловленной поведен­ческой информации сопровождаются появлением детства, в течение которого особь накапливает эту информацию либо индивидуально, либо в окружении взрослых особей.

Если возникает фактор, под воздействием которого гено­тип популяции такого вида не должен успевать подстроиться, то популяция может сохраниться благодаря разнообразию поведенческих реакций ее особей, что ведет к снижению ущерба, наносимого популяции данным фактором, и увели­чению времени, в течение которого генетически устойчивое ядро популяции потенциально может подстроиться под дей­ствие данного фактора.

То же касается и выживания популяции при стихийных бедствиях и природных катастрофах, затрагивающих жизнь популяции вида.

В ходе эволюционного процесса глобальная экологическая ниша биосферы расширялась. Когда какой-либо вид исчерпывал генетически обусловленный потенциал освоения экологической ниши, где он родился, то он либо вытеснял другие виды, завоевывая их экологические ниши, либо ос-

 


ваивал ранее безжизненную нишу, перестраиваясь под нее генетически.

На каком-то этапе развития биосферы в животном мире возник вид Человек Разумный, представителями которого яв­ляется все человечество, несмотря на все разнообразие рас, народов, народностей, племен.

Потенциал развития ВЗРОСЛЫХ особей каждого биоло­гического вида по всем качествам особи генетически обуслов­лен, хотя он может и не раскрыться, не наполниться реаль­ным содержанием, если условия среды обитания к этому не располагают. Это в полной мере касается и человека — био­логического вида, несущего наибольший абсолютный и от­носительный объем по сравнению с другими видами живых организмов биосферы Земли внегенетически обусловленной поведенческой информации, обеспечивающей наибольшую гибкость поведения в быстро меняющейся обстановке.

Обвинения в «биологизации» социологии, истории и т. п., а также более редкие обвинения в «социологизации» биоло­гии отражают прежде всего безграмотность социологов в биологии и безграмотность биологов в социологии. Политики обычно безграмотны в обеих отраслях знания. По своему же содержанию эти взаимные обвинения являются спорами о том, что в человеке (и индивиде, и биологическом виде) обусловлено генетически передаваемой информацией, а что внегенетически передаваемой информацией. Без ответа на этот вопрос невозможно и «разделение» биологического и социологического комплекса наук «границей».

В нашем представлении весь комплекс безусловных реф­лексов организма генетически обусловлен.

Генетически обусловлена способность организмов к фор­мированию условных рефлексов. Сама же поведенческая ин­формация, внешне выражающаяся как условный рефлекс, определяется воздействием среды обитания, в которой вы­рабатывается данный условный рефлекс ТОЛЬКО у особей, столкнувшихся непосредственно с этим воздействием. Осно­вой формирования условных рефлексов в животном мире яв­ляется механизм, по всей видимости, аналогичный предмет­но-образному мышлению человека. Иллюстрацией этого по­ложения являются опыты с обезьянами. Известны успешные попытки обучения обезьян, в результате которых обезьяны из карточек с изображением выкладывали последовательно­сти, которые можно было идентифицировать с простейшими поведенческими реакциями типа: «хочу банан», «дай пить»,

 


«дай банан, а не яблоко» и т. п. Интересно и то, что последо­вательность карточек располагалась ими в порядке сверху вниз, что также соответствует направлению расположения иероглифов в ряде иероглифических систем письменности, т. е. систем, отражающих предметно-образное мышление че­ловека.

Неизвестны какие-либо поведенческие реакции предста­вителей мира животных, основой чего мог бы быть механизм, аналогичный абстрактно-логическому мышлению человека.

Способность к повторению членораздельной речи челове­ка в животном мире встречается у птиц, но эта «членораз­дельная речь» не стала каналом информационного обмена в способных к ней биологических видах: мозги птичьи.

Из животного мира человека выделяет генетическая обус­ловленность развития В ОПРЕДЕЛЕННОМ ВОЗРАСТНОМ ПЕРИОДЕ абстрактно-логического мышления, членораздель­ной речи и способностей к реализации их в разнообразной трудовой деятельности. Именно эти три фактора являются основой человеческой культуры.

Если под культурой понимать результат разнообразной внегенетически информационно обеспеченной деятельности поколений особей вида Человек Разумный, то нельзя отри­цать, что генетически обусловлен потенциал освоения среды человечеством, в том числе и за счет развития культуры. Наряду с развитием культуры генетически обусловлена СО­ЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА Человек Разумный. В силу этого культура ИЗНАЧАЛЬНО и всегда — один из многих факторов глобального эволюцион­ного процесса биосферы Земли. НЕТ «ХОРОШЕЙ» КУЛЬТУ­РЫ И «ПЛОХОЙ», т. е. «НЕКУЛЬТУРНОСТИ»; ЕСТЬ ЕДИНАЯ КУЛЬТУРА, а в ней издержки культуры, представ­ляющие опасность для культуры человечества и биологичес­кой основы культуры вида Человек Разумный и всей био­сферы. И процесс развития культуры — ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — один из ЧАСТНЫХ про­цессов глобального эволюционного процесса биосферы.


ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Настоящее есть следствие прошед­шего, а потому непрестанно обра­щай взор свой на зады, чем сбере­жешь себя от знатных ошибок.

К- Прутков.

Человечество зафиксировало в своей исторической памяти исчезновение из биосферы многих видов живых организмов, но не зафиксировало ни одного достоверного случая возник­новения в естественных условиях любого биологического

вида.

Убедившись в своей высокой организации по сравнению с другими, Человек Разумный возомнил себя «венцом приро­ды», исходя из своей новизны. Но новизна — признак не только совершенства, венчающего некий процесс, но и приз­нак всех экспериментальных образцов, идущих в отходы, о которых потом никто не помнит.

Вопрос же о механизме возникновения новых биологиче­ских видов крайне важен, так как ответ на него во многом определяет и оценку того, что считать благом в глобальном историческом процессе, а что представляет опасность для че­ловечества. Наблюдаемое наукой явление взаимной генети­ческой замкнутости биологических видов допускает, по край­ней мере, два возможных варианта возникновения нового биологического вида.

Первый. Известно, что, раз возникнув, некая мутация мо­жет охватить всю популяцию организмов, либо часть попу­ляции, либо исчезнуть из популяции. Тогда новый биологи­ческий вид может возникнуть вследствие перерождения ранее" существовавшего вида в результате каскада мутаций, каче­ственно изменивших генотип. В таком случае один вид в биосфере просто заменился другим. По отношению к воз­никновению Человека Разумного в этом варианте встает воп­рос о промежуточных звеньях от проточеловека к человеку, поскольку процесс захвата всего биологического вида КОМ­ПЛЕКСОМ вряд ли одновременных мутаций представляется довольно длительным; особенно с учетом того, что в резуль­тате этих мутаций уровень организации материи повысился. В силу длительности этого процесса костные останки этих

 


«промежуточных звеньев» должны были бы быть известны науке наряду с прочими ископаемыми формами человека.

Но такой механизм образования нового вида допускает точно так же и Деградацию вплоть до «амебы» любого высо­коорганизованного вида, однако, глобальный эволюционный процесс биосферы в целом носит явно однонаправленный ха­рактер в сторону общего усложнения организации вновь воз­никающих видов организмов и всей биосферы в целом.

Второй. Часть особей вида Проточеловек — поколение или несколько одновременно способных к деторождению поколе­ний в популяции или во всем виде — постигла генетическая катастрофа, в результате которой самки, принадлежавшие к этой группе вида Проточеловек, рожали только уродов. Но эти «уроды» уже принадлежали к виду Человек Разумный и были генетически замкнуты по отношению к породившим их особям вида Проточеловек и своим «двоюродным брать­ям и сестрам», чьи родители избежали катастрофы. Такой механизм возникновения биологического вида согласуется с законом диалектики о переходе количественных изменений в качественные, в том числе и в результате скачка, а не эво­люционного, развития. Также он согласуется с явной одно­направленностью эволюционного процесса биосферы в целом в сторону усложнения организации; тенденции к деградации в эволюционном процессе отрицать нельзя, но они носят весьма частный характер, а обретение ими более общего ха­рактера непродолжительно или катастрофично.

Такое понимание механизма возникновения нового био­логического вида снимает вопрос о промежуточных звеньях, но ставит вопрос о том природном факторе (некий вид ре­зонанса или вирус, поразивший избирательно половые клет­ки и внесший новую информацию в генотип?), который спо­собен вызвать синхронное, мгновенное в биологическом смыс­ле, качественное изменение с ПОВЫШЕНИЕМ уровня орга­низации материи.

Видимый состав современной биосферы и анализ ископ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...