Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Энергетический кризис 1973-74 годов




Гарри С. Трумэн

Гарри С. Трумэн (1884 - 1972)

Гарри С. Трумэн (Harry S. Truman) - 33-й президент США - родился 8 мая 1884 года в Ламаре (штат Миссури), умер 26 декабря 1972 года в Канзас-Сити (штат Миссури). Президент США с 12 апреля 1945-го по 20 января 1953 года.

В свое время Гарри С. Трумэн, был чрезвычайно непопулярным президентом. В декабре 1951 года только 23% американцев положительно оценили его деятель­ность. Даже Ричард Никсон на самой низкой точке Уотер­гейтского скандала с 24% имел более высокий показа­тель. Когда президент в 1953 году покинул свой пост, только 31% населения были согласны с его правлением, в то время как 56% отвергали его. Противоположностью этим цифрам является оценка Трумэна историками и общественностью после его смерти. Опрос мнения среди историков в 1982 году отвел ему восьмое место в списке американских президентов. В опросе Гэллапа в 1980 году он занимал даже 3 место после Джона Кеннедии Фран­клина Д. Рузвельта. Нелюбимый, непопулярный прези­дент возвысился таким образом после смерти до американского народного героя. Если о президентстве Трумэна имеется очень много исследований, то годы его вступле­ния в должность президента в Вашингтоне, когда он был сенатором в Миссури, исследованы значительно хуже.

Гарри Трумэн родился семье мелко­го фермера. В 1890 году его отец Джон Эндерсон Тру­мэн поселился в Индепенденсе (штат Миссури), где Гарри окон­чил школу. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже и был вынужден продать дом в Индепенденсе и переехать в Канзас-Сити, где нашел работу на элевато­ре. Трумэн вместе со своим братом решил избрать дея­тельность банковского служащего. С 1906 по 1907 год вместе со своим отцом и братом работал на ферме бабуш­ки. Когда отец умер в 1914 году, Трумэн взял на себя руководство предприятием и явно добился успеха. В отличие от других фермеров этого региона Трумэн ввел севооборот и начал разводить крупный рогатый скот. Вместе со своим партнером он одновременно инвестиро­вал цинковые и свинцовые рудники в Оклахоме и участ­вовал в нефтяных скважинах, которые, однако, оказа­лись небогатыми. В это время в нем проснулся интерес к политике. Он приветствовал избрание Вудро Вильсона президентом США, вступил в национальную гвардию и воевал во время мировой войны под командованием ге­нерала Першинга на фронте во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса, которая всегда держалась на заднем плане и позже почти не участвовала в общественной жизни в Вашингтоне, но которую Трумэн всегда информировал о важных политических решениях. Вместе со своим парт­нером Трумэн открыл на своей родине магазин мужско­го платья. Экономический спад 1921 — 1922 гг. привел к закрытию магазина. После этого осталось 25 000 долла­ров долга, которые Трумэн должен был выплатить в последующее десятилетие.

После краха коммерческого предприятия Трумэн вос­пользовался возможностью быть избранным чиновником управления. Трумэн был ужасно плохим оратором, но у него было и много преимуществ: он являлся сторонником демократов, мощнейшей партии Юга, его знали в изби­рательном округе и его поддерживали бывшие сослуживцы по полку. Его главная деятельность как «председа­тельствующего судьи» в округе Джексон охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточ­ных вод и управление домом для престарелых и нужда­ющихся в посторонней помощи граждан, В тесном сотрудничестве (а возможно, в зависимости) с местным партийным руководством демократов под предводитель­ством Тома Пендергеста ему удалось создать современ­ное управление округом. Таким образом, Трумэн вошел в тесный контакт с покровительственной системой амери­канских партий того времени. В 1934 году, Трумэну удалось выдвинуться сенатором на выборы 1934 года.

В возрасте 50 лет Трумэн будучи сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон. У него не было опыта в федераль­ной политике, но как «председательствующий судья» крупного округа он видел, что может сделать федераль­ное правительство для нуждающегося населения в пери­од депрессии. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сто­ронником «нового курса». Он с головой окунулся в работу, и ему повезло с назначением в один из комите­тов. Так, например, он участвовал в формулировании закона о регулировании воздушного сообщения, сделал себе имя при преследовании нелегальных махинаций среди менеджеров на железной дороге и вместе с Бертом Уилером из Виргинии подготовил закон о транспорте 1940 года. После его переизбрания с небольшим преиму­ществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки националь­ной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызыва­ющую сенсаций критику и вскоре был принят различны­ми политическими группировками и институтами. Пред­седатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в между­народных организациях после окончания войны, что в частично изоляционистской стране вовсе не было само собой разумеющимся.

Основной причиной подъема Трумэна на пост вице-президента было то, что демократическое партийное ру­ководство решительно высказывалось против повторного избрания вице-президента Генри Уоллеса, которого рас­сматривали как приверженца левого крыла и мечтателя, не имеющего никакого влияния на сенат. Вице-президентство Трумэна после победы демократов с относительно небольшим преимуществом в ноябре 1944 года проходи­ло без сенсаций, Он не принимал участия в военных конференциях и его не информировали о проекте Манхеттен, создании атомной бомбы.

Когда Трумэн после смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года вступил в должность президента, то столкнулся с драматической ситуацией. Война в Европе шла к концу. Советско-американские отношения на последней конференции значительно ухудшились. Начались кон­фликты по развитию Восточной Европы и по системе передачи взаймы или в аренду, которую Трумэн закон­чил за несколько дней до немецкой капитуляции.

 

Внутренняя политика

Трумэн продолжал важнейшие полити­ческие и экономические проекты администрации Руз­вельта: создание и построение Объединенных Наций, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Трумэн был заинтересован в хороших отношениях со Сталиным и одновременно, как и Рузвельт, имел про­блемы с политикой британского премьер-министра Уинстона Черчилля. О своей первой встрече со Сталиным на Потсдамской конференции он положительно высказался в своем дневнике. После избрания британским премьер-министром Клемента Эттли, которого он считал слабым человеком, Трумэн начал ценить его предшественника, в то время как его положительное отношение к Сталину быстро уменьшилось. Он был рассержен советско-поль­ской договоренностью относительно линии Одер — Ней­се. Коммунистическую систему считал полицейским го­сударством, которое было ничуть не лучше, чем Германия Гитлера или Италия Муссолини. Когда он находился на борту крейсера «Аугуста» на обратном пути в США, то получил 6 августа сообщение о взрыве первой атомной бомбы в Хиросиме. Трумэн информировал Сталина еще 24 июля о новом оружии, не говоря четко, что речь идет об атомной бомбе. Ему было ясно, что этим война против Японии будет значительно сокращена, возможно, закон­чится раньше, чем русские осуществят свое объявление выступить против Японии. В своем Потсдамском дневни­ке президент писал: «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества... Это оружие будет при­менено против Японии... так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие — беспощадны, жестоки и фа­натичны, то мы как руководители мира для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу».

Впоследствии сброс бомбы на Хиросиму и Нагасаки часто критиковали. Возможно, было бы лучше предуп­редить японцев, провести пробный сброс или, по край­ней мере, между двумя применениями оставить больше времени. Но эти аргументы не учитывают того, что в распоряжении было только две атомные боеголовки, ис­пытания могли не удаться, а бомба создавалась, чтобы ее использовать. Возможно, на Трумэна, как показывает цитата, большое впечатление произвело японское веде­ние войны: японское нападение на Перл-Харбор было внезапным ударом, на Филиппинах японцы проводили смертельные марши пленных, и во время войны появи­лись многочисленные сообщения об истязаниях военно­пленных. Сам Трумэн считал, что не должен сожалеть о решении, так как оно, по его мнению, спасло жизнь сотням тысяч американцев и японцев, которые были бы убиты при вторжении. Однако он постоянно занимался этой темой. Когда генерал Мак-Артур в 1951 году потре­бовал расширения войны в Корее, Трумэн отказался дать разрешение. Его мысли постоянно кружили вокруг при­менения атомной бомбы, особенно, когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи. Но, как во время Берлинской блокады 1948 годуа когда министр армии Кеннет Ройалл одобрил превентивный удар, он откло­нил это по моральным и стратегически-дипломатическим причинам. Трумэн видел в атомной бомбе, прежде всего политическое оружие, которое в будущем можно будет применять только в прямой военной конфронтации с Советским Союзом, если речь пойдет о существовании Соединенных Штатов.

По окончании мировой войны обнаружилось, что аль­янс победителей невозможно сохранить. Правда, были свободные выборы в Венгрии и в Чехословакии, но не в Польше, Румынии и Болгарии. Вместе с французской оккупационной властью советское управление в Герма­нии не подчинялось центральному экономическому управлению в оккупированной Германии. Также односто­роннее перенесение территорий восточнее Одера и Нейсе к Польше до мирного договора способствовало обостре­нию напряжения. Подобные конфликты возникли в Ко­рее, где Советский Союз выступал за государство-сател­лит, и в Иране, где он пытался приобрести сферы особых интересов. Советское правительство отказывалось от сотрудничества во Всемирном банке и в Международном валютном фонде, институтах, которые предусматрива­лись американскими плановыми органами как централь­ные для восстановления мировой экономики.

Конечно, причинами этих трений были не одни толь­ко действия Сталина, но для Трумэна было бесспорно, что ему противостоит государственный деятель, который не держит своего слова. Из этого Трумэн сделал вывод, что Советский Союз ни в коей мере не намерен коопери­роваться с Западом для сохранения равновесия сил, а будет пытаться распространить свою власть повсюду, где только возможно. Тоталитарные государства, так думал Трумэн, а вместе с ним и большинство американ­цев, полагаются на военную силу или угрозу насилия, чтобы осуществить свой интерес. Образование в 1947 году Коминформа, казалось, указывало на то, что Советский Союз и дальше хочет действовать как политическое и идеологическое острие копья коммунистической мировой революции.

Американ­ский дипломат Джордж Кеннен, блестящий знаток рус­ской истории, никогда не пытался объяснить советскую внешнюю политику с чисто идеологической точки зре­ния. Кеннен видел в Советском Союзе государ­ство — преемника царского режима с его самодержавны­ми институтами и тенденцией к изоляции от внешнего мира.

Главное во внешней политике – это обеспечения безопасности Западной Европы в инте­ресах национальной безопасности США. Западной Ев­ропе и Японии было отведено стратегическое значение для защиты Соединенных Штатов. Ни Пентагон, ни го­сударственный департамент, ни секретные службы, ни сам президент Трумэн не ожидали прямой военной кон­фронтации с Советским Союзом. Советский Союз тяже­ло пострадал от немецкого нападения и войны, и потре­буются годы для восстановления страны. Более значимым казался факт, что советская политика должна была при­вести к психологическому влиянию на население в той же мере ослабленных западных демократий. Для Трумэ­на существовала прямая зависимость между экономичес­ким благосостоянием, психологическим самосознанием и обороноспособностью. Если не удастся вселить европей­цам уверенность в скором восстановлении, то можно было предвидеть, Москва приобретет массовое влияние.

Из этих соображений возникла «политика сдержива­ния», которая сначала как «двойное сдерживание» была направлена против Советского Союза и Германии. Она должна была установить глобальное военное равновесие держав и одновременно образовать в Европе и Японии новые силовые центры, которые могли в будущем закре­питься против советской политики.

Никто из американских президентов не повлиял так решительно на развитие в Европе в послевоенное время, как Трумэн. В 1947 году он провозгласил «Доктрину Трумэна », когда призвал Конгресс оказать Греции и Турции военную и экономическую помощь, чтобы убе­речь их от якобы грозящего коммунистического захвата власти. Так как Великобритания была больше не в со­стоянии выступать в качестве противовеса относительно Советского Союза в этом регионе, то США стали доми­нирующей силой в районе Средиземноморья и обязались предоставить весь свой экономический потенциал для сдерживания коммунизма.

Еще большее значение имел план Маршалла. В качестве главных целей плановые органы в Вашингтоне наметили предотвратить дальнейший экономический застой в Запад­ной Европе, прекратить экономический хаос, который считали питательной средой для распространения ком­мунистической идеологии, и побудить демократию в За­падной Европе к экономической и политической коопера­ции.

Как с избранием Джорджа Маршалла (министром ино­странных дел с 1947 г.) поддерживал политику Трумэна, были убеждены в особом значении Западной Европы в глобальном конфликте с Советским Союзом и помогали защищать внешнюю политику во внутриполи­тических столкновениях.

Решение о создании НАТО (1947 г.) также пришлось на первый срок пребывания Трумэна на посту президен­та. Создание НАТО и Берлинского «воздушного моста» следовало понимать, как политические сигналы Советскому Союзу. В обеих акциях речь шла об оборонительных мероприя­тиях. У народов Западной Европы нужно было создать впечатление, что Соединенные Штаты тесно связали свою судьбу с дальнейшим развитием демократии.

Несмотря на общую риторику, Трумэн не имел ни намерения, ни военных средств использовать США как «мирового жандарма». В политике безопасности администрации Трумэна до 1950 года речь шла о политике экономического сдерживания действи­тельных или мнимых советских экспансионистских устремлений. Были введены двусторонняя экономиче­ская помощь, санкции, либерализация торговли и ва­лютная политика, чтобы остановить рост советского влия­ния. Но пока еще не предпринималось расширение военных структур и структур политической безопаснос­ти, Доктрина Трумэна предназначалась, главным обра­зом, для экономичес­кой стабилизации в Европе.

Главную цель плана Маршалла также следует рас­сматривать в контексте политики безопасности. Это была попытка пресечь подрыв Западной Европы, осуществля­емый посредством распространения голода, нищеты и безнадежности. План Маршалла сменил неудавшуюся двустороннюю помощь европейским государствам и дол­жен был создать равновесие сил в Европе.

Переворот в ЧССР весной 1948 года и советская блокада Берлина еще не привели к значительному расширению военного во­оружения. Сдержанность Трумэна в расширении военной активности проявлялась также в его решении ни в коем случае не вмешиваться американскими наземными войсками в конфликт между Мао Цзе-дуном и Чан Кай-ши. Ограниченность финан­совых ресурсов требовала концентрации усилий на Ев­ропе, которая и была осуществлена.

Создание НАТО означало не столько образование военного альянса, хотя и это имело место, сколько политическое дополнение к политике экономи­ческого сдерживания. Исходным моментом были требо­вания Великобритании и Франции об американской под­держке. Договор НАТО не содержал автоматических обязательств защиты Европы, а ставил такие действия в зависимость от согласия Конгресса. Только с 1951 года НАТО располагало американскими войсками. Ни воен­ные, ни Трумэн не исходили из того, что с созданием НАТО связано постоянное присутствие США в Европе.

Политика администрации Трумэна, однако, измени­лась под впечатлением от успешных испытаний первой советской атомной бомбы и после ставшего известным как NSC 68 (1950 г.). Решающей вехой для Трумэна было, однако, северокорейское нападение на Южную Корею в июне 1950 года, и конфликт был интерпретирован как «вто­рая Греция» и как начало военной агрессии по инициа­тиве Советского Союза. Для Трумэна и его советников стало ясно, что Советский Союз проводит совместно с Китаем глобальную экспан­сионистскую политику.

В политике по отношению к Палестине существовали серьезные разногласия между Белым домом и министер­ством иностранных дел. Трумэн положительно относил­ся к созданию Израильского государства в Палестине, так как сочувствовал жертвам массового уничтожения. Он полагал, что государственный департамент слишком вступается за арабские государства и американские неф­тяные интересы, и в поддержке еврейской иммиграции в Палестину он видел возможность завоевать еврейские голоса для выборов в сентябре 1948 года. Решение Тру­мэна о признании государства Израиль в мае 1948 года еще вовсе не означало американскую гарантию выжива­ния, но оно отмечало начало вхождения США в развитие Ближневосточного кризиса.

В последние годы внутренняя политика администра­ции Трумэна привлекла в себе усиленное внимание. Тру­мэн продолжил «новый курс», но у него были большие трудности с либеральными советниками Рузвельта, которые упрекали его в том, что он запустил наследство президента или не расширяет его. В конечном счете, речь шла скорее о проблеме личного стиля в политике, чем о существенных разногласиях, и в 1948 году многие либеральные сторонники «нового курса» поддерживали Трумэна в предвыборной борьбе за президентст­во. После того как республиканцы уже в промежуточных выборах 1946 года завоевали большинство в обеих палатах Конгресса, шансы Трумэна в 1948 году были чрезвычайно плохи. Демократическая партия находилась в кризисе, и президент получил конкуренцию из соб­ственных рядов как от консервативных южан, которые не доверяли его расовой политике, так и от левых сил вокруг бывшего вице-президента Уэллеса. Хотя исследо­ватели общественного мнения и пресса уже «похорони­ли» Трумэна и объявили победителем республиканского противника Томаса Е. Дьюи, под впечатлением Берлин­ского кризиса президенту удалось сенсационное возвра­щение в форме минимального с 1916 года преиму­щества голосов.

К большим внутриполитическим рефор­мам Трумэна принадлежала отмена расового деления в армии. Не будет неверным считать началом движения за гражданские права время правления Трумэна, так как помимо армии президент заботился об интересах цветно­го населения в обществе. Еще сенатором выступал за равноправие цветных граждан в мире труда. Как президент предложил Конгрессу создать постоянную комиссию для обеспечения равных шансов образования и получения профессии для черных. Но из-за сопротивления консервативных демократов из южных штатов, дальней­шее проведение реформ стало очень сложным. Принци­пиально Трумэн верил в гражданские права для всех американцев. Хотя ему в конце концов не удалось полу­чить согласие Конгресса на свою систему реформ, при­мечательно то, что ревизионистские историки при всей остроте критики его внешней политики совершенно по­ложительно оценивают его политику гражданских прав.

Отношения Трумэна с лидерами крупных профсо­юзов подвергались сильным колебаниям. Сразу после войны, когда в связи с переходом от военной к мирной экономике возник конфликт по поводу повышения зар­плат и мероприятий по стабилизации, они были скорее ожесточенными. Улучшение наступило во время предвы­борной борьбы за пост президента 1948 года, когда Трумэн смог воспользоваться своим вето против закона Тафта — Хартли, изданного консервативными силами Кон­гресса с целью снижения влияния профсоюзов. Ухудше­ние наступило опять, когда Трумэн во время корейской войны выступил за контроль зарплат и цен.

В 1952 году возник конфликт в сталелитейной промыш­ленности, тогда Трумэн распорядился передать стале­литейные заводы в распоряжение правительства до раз­решения конфликта. Верховный суд объявил эту чрезвычайную меру в начале июня 1952 года противоречащей конституции, и все длилось до конца июля, пока работо­датели и профсоюзы не пришли к компромиссу.

К самым спорным внутриполитическим решениям Тру­мэна относится программа лояльности, попытка обеспе­чить национальную безопасность Соединенных Штатов также посредством контроля левых политических дисси­дентов. Это привело не только к ограничению гражданс­ких свобод и идеологической травле предполагаемых ком­мунистов в государственном управлении под руководством сенатора Джозефа Маккарти, но и к отравлению внут­риполитического климата в США. Тру­мэна часто обвиняют в том, что он излишне акцентиро­вал советскую угрозу для Соединенных Штатов, чтобы завоевать Конгресс и тем самым развязал антикоммунисти­ческую травлю. Это остается самой про­блематичной главой президентства Трумэна.

Отношения между Гарри Трумэном и американским Конгрессом были отягощены многими факторами: после его избрания президентом в 1948 году он представил охва­тывающую 25 пунктов программу «Справедливый курс». Она охватывала контроль цен, кредитов, промышлен­ных продуктов, экспорта, зарплат и квартирных плат. Обещала расширение гражданско-правового законода­тельства, дешевое жилье, минимальную зарплату в 75 центов в час, отказ от закона Тафта — Хартли, обязатель­ное страхование на случай болезни, лучшее обеспечение социальной безопасности и федеральную помощь для системы образования. Ввиду республиканского большин­ства в Конгрессе эта честолюбивая программа не могла быть выполнена.

Конфликты между Трумэном и Конгрессом участи­лись во время второго срока пребывания Трумэна в должности президента, так как республиканцы припи­сывали президенту в резкой форме «проигрыш Китая» коммунистам Мао. За время двух сроков Трумэн проти­востоял 4 Конгрессам, в которых каждый раз большин­ство было справа от его внутренней политики. Трумэн не стеснялся широко пользоваться правом на вето, чтобы отражать республиканские инициативы и придерживаться своего курса. Своим преемником он избрал губернато­ра Иллинойса Эдлая Стивенсона, который, однако, явно уступал популярному генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру. В мемуарах Трумэн писал, что быть президентом означа­ет быть «одиноким, очень одиноким во время больших решений». Из Индепенденса, где в 1957 году была от­крыта библиотека Гарри С. Трумэна, экс-президент вни­мательно следил за политическими событиями и был рад, когда в 1961 году в лице Джона Ф. Кеннеди в Белый дом вновь вошел демократ и когда при Линдоне Б. Джонсоне с 1964 года были осуществлены многие из его планов и реформ.

Трумэн умер 26 декабря 1972 года в возрасте 88 лет в Канзас-Сити. На похоронах Джонсон оценил его как «великана двадцатого века», который, как никто дру­гой до него, оказал влияние на мир — оценка, которую сегодня разделяют большинство американских истори­ков. Трумэн, вопреки многим лич­ным нападкам, обладал твердой волей, в трудных ситу­ациях сам принимал все решения, даже если они не были популярными, и никогда не отступал от принятого.

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (1890 - 1969)

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (Dwight David Eisenhower) - 34-й президент США - родился 14 октября 1890 года в Денисоне (штат Техас), умер 28 марта 1969 года в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия. Президент США с 20 января 1953-го по 20 января 1961 года.

Наряду с Джорджем Вашингтоном, которым он восхи­щался, Дуайт Д. Эйзенхауэр принадлежит к самым по­пулярным американским президентам. Одна только его военная карьера обеспечила бы Эйзенхауэру выдающее­ся место в американской истории. Он был Верховным главнокомандующим экспедиционными войсками союзников в Европе, во время второй мировой войны, коман­дующим оккупационными силами США в Германии, начальником штаба армии и первым главнокомандую­щим силами НАТО.

К началу второй мировой войны Эйзенхауэр стал офицером штаба генерала Джорджа Маршалла, начальника Гене­рального штаба. Он разрабатывал планы для защиты Южной Азии и Филиппин против продвигающихся япон­цев и участвовал под командованием генерала Дугласа Мак-Артура в организации последней безуспешной за­щиты Филиппин.

После прибытия в Англию 24 июня 1942 года, перед Эйзенхауэром встала первая задача, состоявшая в улуч­шении кооперации между британскими и американски­ми военными и подготовке высадки во Франции. Он выступал за фронтальное наступление через канал, но между тем Уинстон Черчилль уговорил президента Руз­вельта на поход в Северную Африку и высадку в Сици­лии. Только 6 июня 1944 года началась операция «Овер-лорд», высадка союзников в Нормандии. В конце войны и до ноября 1945 года, Эйзенхауэр был военным губернатором американской зоны в Германии. Несмотря на растущее недоверие к Советскому Союзу, он надеялся продолжить советско-американскую кооперацию, которую начал в Берлине с маршалом Жуковым. Летом 1945 года Эйзенхауэр высказывался против при­менения атомного оружия в Японии, так как опасался, что такая демонстрация силы может повредить отноше­ниям с Советским Союзом.

 

 

С конца 1945 по февраль 1948 года он был как преем­ник генерала Маршалла начальником штаба армии. Хотя он был идеологически скорее уме­ренным, однако постепенно свернул на антикоммунисти­ческую линию, которой следовал и президент Трумэн. С другой стороны, он не верил, что от Советского Союза действительно исходит военная опасность.

Характерным для Эйзенхауэра было то, что он даже своим близким друзьям не говорил, к какой партии расположен. Оба политических лагеря, как демократы, так и республиканцы, предполагали, что он стоит ближе к ним. Президент Трумэн, опасавшийся за свое переиз­брание в 1948 году, предложил Эйзенхауэру, известно­му как представителю активной внешней политики, пост вице-президента. Как и Трумэн. Но отклонил предложение Трумэна. Как профессиональный солдат Эй­зенхауэр привык держаться в стороне от политических конфликтов. Эйзенхауэр безогово­рочно одобрял план Маршалла. Он был убежден, что Соединенные Штаты в собственных интересах должны способствовать восстановлению Европы и европейской интеграции.

Без колебаний он последовал предложению президен­та Трумэна в конце 1949 года стать главнокомандующим вооруженных сил вновь образованного НАТО. Для Эй­зенхауэра НАТО был не только военным союзом, он видел в нем, прежде всего политическое сообщество цен­ностей западной демократии. Вывод войск США из Европы должен был разрушить систему коллективной безопасности, убежденным при­верженцем которой был Эйзенхауэр. Эти размышления так сильно повлияли на него, что в конце концов он заявил о своей готовности быть республиканским канди­датом на пост президента в 1952 году. Так как Трумэн не выставлял свою кандидатуру на следующий срок, то Эйзенхауэр не должен был бороться против президента, находящегося еще на своем посту, что было бы явно неудобно для Эйзенхауэра.

Во время деятельности Эйзенхауэра в Европе значи­тельно усилилась общественная критика президента Тру­мэна. Затяжная, с большими потерями война в Корее (1950 - 1953 гг.) и увеличение срока службы, конфрон­тация с Китаем, где с победы Мао Цзе-дуна в 1949 году правили коммунисты, а также страх перед обменами атомными ударами с Советским Союзом вселяли населе­нию неуверенность. К тому же началась беспримерная в истории Америки кампания травли консервативным се­натором Джозефом Маккарти, который пытался пред­ставить правительство, демократическую партию и боль­шую часть интеллектуальной элиты находящимися под коммунистическим влиянием.

После ухода с поста главнокомандующего вооружен­ными силами НАТО, Эйзенхауэр вел предвыборную борь­бу 1952 года по темам: Корея, защита от коммунизма и борьба против коррупции в правительстве, не подвергая при этом нападкам лично президента. По мимо этого он критиковал уменьшение значения отдельных штатов, в жизненной силе которых видел гарантию американской демократии. Эйзенхауэр не был особенно рели­гиозным человеком, но он высокомораль­ным человеком. С обещанием быть президентом всех американцев он вступил в предвыбор­ную борьбу. Победил кандидата от демократов Эдлая Е. Стивенсона, получив 21,5 миллиона из 39 миллионов отданных голосов. После 20 лет республиканский прези­дент вновь вступил в Белый дом, и одновременно рес­публиканцы добились большинства в обеих палатах Кон­гресса.

Управление страной

В кабинете в своем личном штабе Эйзенхауэр собрал группу бывших военных сотрудников, людей с универ­ситетским образованием и деловых людей. Правительство было для него большой организацией, которой нужно управлять так же, как современным промышленным предприятием, а еще лучше - как генеральным штабом. Он вовсе не был зависящей от окружения, пассивной фигурой, как долго его воспринимала общественность, а скорее президентом, который управлял событиями «скры­той рукой» за кулисами. Он ожидал от своих советни­ков и министров, что они будут представлять предложе­ния подготовленными к утверждению и в наиболее краткой форме. Эта форма поисков реше­ния особенно ярко проявилась во внешней политике. Эйзенхауэр укрепил значение Национального Совета Без­опасности (NSC), который заседал почти еженедельно и обсуждал все проблемы внешней политики и политики безопасности. Последнее решение всегда было в его руках.

Идеи его программы известны как «Современный республиканизм» или «динамический консерватизм». К этому относился, пре­жде всего, вывод государственной руки из экономики. Обусловленная войной государственная квота в валовом отечественном продукте с 1940 года поднялась с 23 до 93%. Когда Эйзенхауэр в 1961 году уходил с поста, доля государственных расхо­дов уже не поднималась. Одновременно доля федераль­ных расходов в общих расходах государства снизилась с 76 до 60%.

Второй основной целью экономической политики было развитие свободной конкуренции. Он отменил введенные Труменом под впечатлением второй миро­вой и корейской войны контроль зарплат и цен и распус­тил различные исполнительные экономические органы. Экономическая политика Эйзенхауэра была построена на концепции создания благоприятных го­сударственных рамок для индивидуальной экономической деятельности. Под этим он понимал сдерживание инфляции, равномерный экономический рост и защиту индивидуума и семьи от экономического риска в урбанизованном, индустриализированном мире. Для Эйзенхау­эра существовала одновременно тесная связь между фис­кальной ответственностью (вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильной экономической системы) и развитием демократии. Он был убежден, что военные расходы должны быть на­столько ограничены, чтобы население не страдало под тяжким бременем налогов.

Внешняя политика

Кон­фликт между Востоком и Западом он все больше по­нимал как непреодолимое противоречие между безнравственной коммунистической диктатурой, представ­ленной Советским Союзом и Китаем, и основополагаю­щей свободной западной демократии. Эйзенхауэр считал советских вождей одержимыми властью идеологами, ко­торые не остановятся перед подрывной деятельностью, коррупцией, подкупом и угрозой силы, чтобы достичь своих целей. Он сравнивал отношения к Советскому Союзу с отношениями к гитлеровской Германии. Только сильная коалиция западных демократий может наглядно показать советам бесперспективность их планов на миро­вое господство. Хотя Эйзенхауэр представлял беском­промиссную политику устрашения, одновременно он был все-таки заинтересован в ослаблении конфликтов с Совет­ским Союзом. Его призыв к мирному использованию ядерной энергии, который привел в 1957 году к созда­нию международных органов по атомной энергии, и пред­ложение взаимного контроля воздушного пространства «открытое небо», которое он сделал на конференции на высшем уровне в Женеве в 1955 году, способствовал разрядке конфронтации меж­ду двумя супердержавами в атомный век. Зенитом этой политики явилась Женевская конференция на высшем уровне в 1954 - 1955 гг. В то время, как вопрос Индо­китая был урегулирован лишь поверхностно, западные державы с Советским Союзом пришли к взаимному ре­шению вопроса политического будущего Австрии. Госу­дарственный договор от 24 июня 1955 года закончил ок­купацию союзными войсками, обеспечил Австрии упорядочение рыночной экономики и гарантировал по­литический нейтралитет альпийской республики.

Со вступлением в должность Эйзенхауэра, в амери­канской политике по отношению к Европе не появилось значительных изменений. Ни Эйзенхауэр, ни Даллес не думали о военном «освобож­дении» угнетенных народов Восточной Европы. Как и его предшествен­ник - Трумэн, Эйзенхауэр был убежден в том, что перего­воры с Советским Союзом о разрядке между блоками могут быть успешными только после укрепления Запад­ной Европы. Для него Европа оставалась ядром гло­бальной политики безопасности США, и поэтому он возражал против политики «старой гвардии» республи­канцев, сильнее ориентированной на Азию. Присоедине­ние Федеративной Республики Германии к Западу в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) имело впредь высший приоритет. На этом фоне стано­вится понятным, почему Эйзенхауэр после неудачи с договором ЕЭС во французском парламенте (30 августа 1954 года) начал форсировать принятие Федеративной Республики Германия в состав НАТО.

Эйзенхауэр исходил из того, что Москва будет ис­пользовать национализм народов «третьего мира» для собственных целей. В этом Великобритания и Франция, которые не хотели терять свои колонии, принимали, по его мнению, значительное участие. Президент и его важ­нейший советник, министр иностранных дел Даллес, были убеждены, что США морально обязаны помогать зависи­мым народам в их конфликтах с колониальными держа­вами. Эйзенхауэр организовал интервенцию в 1953 году в Иране против националиста, премьер-министра Мосаддыка, который хотел национализировать западные не­фтяные компании, и помог приходу к власти прозапад­ного шаха Реза Пехлеви. К стремлениям французских колоний в Юго-Восточной Азии к независимости Эйзен­хауэр относился с симпатией, однако он пон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...