Энергетический кризис 1973-74 годов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Гарри С. Трумэн
Гарри С. Трумэн (Harry S. Truman) - 33-й президент США - родился 8 мая 1884 года в Ламаре (штат Миссури), умер 26 декабря 1972 года в Канзас-Сити (штат Миссури). Президент США с 12 апреля 1945-го по 20 января 1953 года. В свое время Гарри С. Трумэн, был чрезвычайно непопулярным президентом. В декабре 1951 года только 23% американцев положительно оценили его деятельность. Даже Ричард Никсон на самой низкой точке Уотергейтского скандала с 24% имел более высокий показатель. Когда президент в 1953 году покинул свой пост, только 31% населения были согласны с его правлением, в то время как 56% отвергали его. Противоположностью этим цифрам является оценка Трумэна историками и общественностью после его смерти. Опрос мнения среди историков в 1982 году отвел ему восьмое место в списке американских президентов. В опросе Гэллапа в 1980 году он занимал даже 3 место после Джона Кеннедии Франклина Д. Рузвельта. Нелюбимый, непопулярный президент возвысился таким образом после смерти до американского народного героя. Если о президентстве Трумэна имеется очень много исследований, то годы его вступления в должность президента в Вашингтоне, когда он был сенатором в Миссури, исследованы значительно хуже. Гарри Трумэн родился семье мелкого фермера. В 1890 году его отец Джон Эндерсон Трумэн поселился в Индепенденсе (штат Миссури), где Гарри окончил школу. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже и был вынужден продать дом в Индепенденсе и переехать в Канзас-Сити, где нашел работу на элеваторе. Трумэн вместе со своим братом решил избрать деятельность банковского служащего. С 1906 по 1907 год вместе со своим отцом и братом работал на ферме бабушки. Когда отец умер в 1914 году, Трумэн взял на себя руководство предприятием и явно добился успеха. В отличие от других фермеров этого региона Трумэн ввел севооборот и начал разводить крупный рогатый скот. Вместе со своим партнером он одновременно инвестировал цинковые и свинцовые рудники в Оклахоме и участвовал в нефтяных скважинах, которые, однако, оказались небогатыми. В это время в нем проснулся интерес к политике. Он приветствовал избрание Вудро Вильсона президентом США, вступил в национальную гвардию и воевал во время мировой войны под командованием генерала Першинга на фронте во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса, которая всегда держалась на заднем плане и позже почти не участвовала в общественной жизни в Вашингтоне, но которую Трумэн всегда информировал о важных политических решениях. Вместе со своим партнером Трумэн открыл на своей родине магазин мужского платья. Экономический спад 1921 — 1922 гг. привел к закрытию магазина. После этого осталось 25 000 долларов долга, которые Трумэн должен был выплатить в последующее десятилетие.
После краха коммерческого предприятия Трумэн воспользовался возможностью быть избранным чиновником управления. Трумэн был ужасно плохим оратором, но у него было и много преимуществ: он являлся сторонником демократов, мощнейшей партии Юга, его знали в избирательном округе и его поддерживали бывшие сослуживцы по полку. Его главная деятельность как «председательствующего судьи» в округе Джексон охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточных вод и управление домом для престарелых и нуждающихся в посторонней помощи граждан, В тесном сотрудничестве (а возможно, в зависимости) с местным партийным руководством демократов под предводительством Тома Пендергеста ему удалось создать современное управление округом. Таким образом, Трумэн вошел в тесный контакт с покровительственной системой американских партий того времени. В 1934 году, Трумэну удалось выдвинуться сенатором на выборы 1934 года.
В возрасте 50 лет Трумэн будучи сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон. У него не было опыта в федеральной политике, но как «председательствующий судья» крупного округа он видел, что может сделать федеральное правительство для нуждающегося населения в период депрессии. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сторонником «нового курса». Он с головой окунулся в работу, и ему повезло с назначением в один из комитетов. Так, например, он участвовал в формулировании закона о регулировании воздушного сообщения, сделал себе имя при преследовании нелегальных махинаций среди менеджеров на железной дороге и вместе с Бертом Уилером из Виргинии подготовил закон о транспорте 1940 года. После его переизбрания с небольшим преимуществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки национальной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызывающую сенсаций критику и вскоре был принят различными политическими группировками и институтами. Председатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в международных организациях после окончания войны, что в частично изоляционистской стране вовсе не было само собой разумеющимся. Основной причиной подъема Трумэна на пост вице-президента было то, что демократическое партийное руководство решительно высказывалось против повторного избрания вице-президента Генри Уоллеса, которого рассматривали как приверженца левого крыла и мечтателя, не имеющего никакого влияния на сенат. Вице-президентство Трумэна после победы демократов с относительно небольшим преимуществом в ноябре 1944 года проходило без сенсаций, Он не принимал участия в военных конференциях и его не информировали о проекте Манхеттен, создании атомной бомбы.
Когда Трумэн после смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года вступил в должность президента, то столкнулся с драматической ситуацией. Война в Европе шла к концу. Советско-американские отношения на последней конференции значительно ухудшились. Начались конфликты по развитию Восточной Европы и по системе передачи взаймы или в аренду, которую Трумэн закончил за несколько дней до немецкой капитуляции.
Внутренняя политика Трумэн продолжал важнейшие политические и экономические проекты администрации Рузвельта: создание и построение Объединенных Наций, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Трумэн был заинтересован в хороших отношениях со Сталиным и одновременно, как и Рузвельт, имел проблемы с политикой британского премьер-министра Уинстона Черчилля. О своей первой встрече со Сталиным на Потсдамской конференции он положительно высказался в своем дневнике. После избрания британским премьер-министром Клемента Эттли, которого он считал слабым человеком, Трумэн начал ценить его предшественника, в то время как его положительное отношение к Сталину быстро уменьшилось. Он был рассержен советско-польской договоренностью относительно линии Одер — Нейсе. Коммунистическую систему считал полицейским государством, которое было ничуть не лучше, чем Германия Гитлера или Италия Муссолини. Когда он находился на борту крейсера «Аугуста» на обратном пути в США, то получил 6 августа сообщение о взрыве первой атомной бомбы в Хиросиме. Трумэн информировал Сталина еще 24 июля о новом оружии, не говоря четко, что речь идет об атомной бомбе. Ему было ясно, что этим война против Японии будет значительно сокращена, возможно, закончится раньше, чем русские осуществят свое объявление выступить против Японии. В своем Потсдамском дневнике президент писал: «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества... Это оружие будет применено против Японии... так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие — беспощадны, жестоки и фанатичны, то мы как руководители мира для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу».
Впоследствии сброс бомбы на Хиросиму и Нагасаки часто критиковали. Возможно, было бы лучше предупредить японцев, провести пробный сброс или, по крайней мере, между двумя применениями оставить больше времени. Но эти аргументы не учитывают того, что в распоряжении было только две атомные боеголовки, испытания могли не удаться, а бомба создавалась, чтобы ее использовать. Возможно, на Трумэна, как показывает цитата, большое впечатление произвело японское ведение войны: японское нападение на Перл-Харбор было внезапным ударом, на Филиппинах японцы проводили смертельные марши пленных, и во время войны появились многочисленные сообщения об истязаниях военнопленных. Сам Трумэн считал, что не должен сожалеть о решении, так как оно, по его мнению, спасло жизнь сотням тысяч американцев и японцев, которые были бы убиты при вторжении. Однако он постоянно занимался этой темой. Когда генерал Мак-Артур в 1951 году потребовал расширения войны в Корее, Трумэн отказался дать разрешение. Его мысли постоянно кружили вокруг применения атомной бомбы, особенно, когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи. Но, как во время Берлинской блокады 1948 годуа когда министр армии Кеннет Ройалл одобрил превентивный удар, он отклонил это по моральным и стратегически-дипломатическим причинам. Трумэн видел в атомной бомбе, прежде всего политическое оружие, которое в будущем можно будет применять только в прямой военной конфронтации с Советским Союзом, если речь пойдет о существовании Соединенных Штатов. По окончании мировой войны обнаружилось, что альянс победителей невозможно сохранить. Правда, были свободные выборы в Венгрии и в Чехословакии, но не в Польше, Румынии и Болгарии. Вместе с французской оккупационной властью советское управление в Германии не подчинялось центральному экономическому управлению в оккупированной Германии. Также одностороннее перенесение территорий восточнее Одера и Нейсе к Польше до мирного договора способствовало обострению напряжения. Подобные конфликты возникли в Корее, где Советский Союз выступал за государство-сателлит, и в Иране, где он пытался приобрести сферы особых интересов. Советское правительство отказывалось от сотрудничества во Всемирном банке и в Международном валютном фонде, институтах, которые предусматривались американскими плановыми органами как центральные для восстановления мировой экономики.
Конечно, причинами этих трений были не одни только действия Сталина, но для Трумэна было бесспорно, что ему противостоит государственный деятель, который не держит своего слова. Из этого Трумэн сделал вывод, что Советский Союз ни в коей мере не намерен кооперироваться с Западом для сохранения равновесия сил, а будет пытаться распространить свою власть повсюду, где только возможно. Тоталитарные государства, так думал Трумэн, а вместе с ним и большинство американцев, полагаются на военную силу или угрозу насилия, чтобы осуществить свой интерес. Образование в 1947 году Коминформа, казалось, указывало на то, что Советский Союз и дальше хочет действовать как политическое и идеологическое острие копья коммунистической мировой революции. Американский дипломат Джордж Кеннен, блестящий знаток русской истории, никогда не пытался объяснить советскую внешнюю политику с чисто идеологической точки зрения. Кеннен видел в Советском Союзе государство — преемника царского режима с его самодержавными институтами и тенденцией к изоляции от внешнего мира. Главное во внешней политике – это обеспечения безопасности Западной Европы в интересах национальной безопасности США. Западной Европе и Японии было отведено стратегическое значение для защиты Соединенных Штатов. Ни Пентагон, ни государственный департамент, ни секретные службы, ни сам президент Трумэн не ожидали прямой военной конфронтации с Советским Союзом. Советский Союз тяжело пострадал от немецкого нападения и войны, и потребуются годы для восстановления страны. Более значимым казался факт, что советская политика должна была привести к психологическому влиянию на население в той же мере ослабленных западных демократий. Для Трумэна существовала прямая зависимость между экономическим благосостоянием, психологическим самосознанием и обороноспособностью. Если не удастся вселить европейцам уверенность в скором восстановлении, то можно было предвидеть, Москва приобретет массовое влияние. Из этих соображений возникла «политика сдерживания», которая сначала как «двойное сдерживание» была направлена против Советского Союза и Германии. Она должна была установить глобальное военное равновесие держав и одновременно образовать в Европе и Японии новые силовые центры, которые могли в будущем закрепиться против советской политики. Никто из американских президентов не повлиял так решительно на развитие в Европе в послевоенное время, как Трумэн. В 1947 году он провозгласил «Доктрину Трумэна », когда призвал Конгресс оказать Греции и Турции военную и экономическую помощь, чтобы уберечь их от якобы грозящего коммунистического захвата власти. Так как Великобритания была больше не в состоянии выступать в качестве противовеса относительно Советского Союза в этом регионе, то США стали доминирующей силой в районе Средиземноморья и обязались предоставить весь свой экономический потенциал для сдерживания коммунизма. Еще большее значение имел план Маршалла. В качестве главных целей плановые органы в Вашингтоне наметили предотвратить дальнейший экономический застой в Западной Европе, прекратить экономический хаос, который считали питательной средой для распространения коммунистической идеологии, и побудить демократию в Западной Европе к экономической и политической кооперации. Как с избранием Джорджа Маршалла (министром иностранных дел с 1947 г.) поддерживал политику Трумэна, были убеждены в особом значении Западной Европы в глобальном конфликте с Советским Союзом и помогали защищать внешнюю политику во внутриполитических столкновениях. Решение о создании НАТО (1947 г.) также пришлось на первый срок пребывания Трумэна на посту президента. Создание НАТО и Берлинского «воздушного моста» следовало понимать, как политические сигналы Советскому Союзу. В обеих акциях речь шла об оборонительных мероприятиях. У народов Западной Европы нужно было создать впечатление, что Соединенные Штаты тесно связали свою судьбу с дальнейшим развитием демократии. Несмотря на общую риторику, Трумэн не имел ни намерения, ни военных средств использовать США как «мирового жандарма». В политике безопасности администрации Трумэна до 1950 года речь шла о политике экономического сдерживания действительных или мнимых советских экспансионистских устремлений. Были введены двусторонняя экономическая помощь, санкции, либерализация торговли и валютная политика, чтобы остановить рост советского влияния. Но пока еще не предпринималось расширение военных структур и структур политической безопасности, Доктрина Трумэна предназначалась, главным образом, для экономической стабилизации в Европе. Главную цель плана Маршалла также следует рассматривать в контексте политики безопасности. Это была попытка пресечь подрыв Западной Европы, осуществляемый посредством распространения голода, нищеты и безнадежности. План Маршалла сменил неудавшуюся двустороннюю помощь европейским государствам и должен был создать равновесие сил в Европе. Переворот в ЧССР весной 1948 года и советская блокада Берлина еще не привели к значительному расширению военного вооружения. Сдержанность Трумэна в расширении военной активности проявлялась также в его решении ни в коем случае не вмешиваться американскими наземными войсками в конфликт между Мао Цзе-дуном и Чан Кай-ши. Ограниченность финансовых ресурсов требовала концентрации усилий на Европе, которая и была осуществлена. Создание НАТО означало не столько образование военного альянса, хотя и это имело место, сколько политическое дополнение к политике экономического сдерживания. Исходным моментом были требования Великобритании и Франции об американской поддержке. Договор НАТО не содержал автоматических обязательств защиты Европы, а ставил такие действия в зависимость от согласия Конгресса. Только с 1951 года НАТО располагало американскими войсками. Ни военные, ни Трумэн не исходили из того, что с созданием НАТО связано постоянное присутствие США в Европе. Политика администрации Трумэна, однако, изменилась под впечатлением от успешных испытаний первой советской атомной бомбы и после ставшего известным как NSC 68 (1950 г.). Решающей вехой для Трумэна было, однако, северокорейское нападение на Южную Корею в июне 1950 года, и конфликт был интерпретирован как «вторая Греция» и как начало военной агрессии по инициативе Советского Союза. Для Трумэна и его советников стало ясно, что Советский Союз проводит совместно с Китаем глобальную экспансионистскую политику. В политике по отношению к Палестине существовали серьезные разногласия между Белым домом и министерством иностранных дел. Трумэн положительно относился к созданию Израильского государства в Палестине, так как сочувствовал жертвам массового уничтожения. Он полагал, что государственный департамент слишком вступается за арабские государства и американские нефтяные интересы, и в поддержке еврейской иммиграции в Палестину он видел возможность завоевать еврейские голоса для выборов в сентябре 1948 года. Решение Трумэна о признании государства Израиль в мае 1948 года еще вовсе не означало американскую гарантию выживания, но оно отмечало начало вхождения США в развитие Ближневосточного кризиса. В последние годы внутренняя политика администрации Трумэна привлекла в себе усиленное внимание. Трумэн продолжил «новый курс», но у него были большие трудности с либеральными советниками Рузвельта, которые упрекали его в том, что он запустил наследство президента или не расширяет его. В конечном счете, речь шла скорее о проблеме личного стиля в политике, чем о существенных разногласиях, и в 1948 году многие либеральные сторонники «нового курса» поддерживали Трумэна в предвыборной борьбе за президентство. После того как республиканцы уже в промежуточных выборах 1946 года завоевали большинство в обеих палатах Конгресса, шансы Трумэна в 1948 году были чрезвычайно плохи. Демократическая партия находилась в кризисе, и президент получил конкуренцию из собственных рядов как от консервативных южан, которые не доверяли его расовой политике, так и от левых сил вокруг бывшего вице-президента Уэллеса. Хотя исследователи общественного мнения и пресса уже «похоронили» Трумэна и объявили победителем республиканского противника Томаса Е. Дьюи, под впечатлением Берлинского кризиса президенту удалось сенсационное возвращение в форме минимального с 1916 года преимущества голосов. К большим внутриполитическим реформам Трумэна принадлежала отмена расового деления в армии. Не будет неверным считать началом движения за гражданские права время правления Трумэна, так как помимо армии президент заботился об интересах цветного населения в обществе. Еще сенатором выступал за равноправие цветных граждан в мире труда. Как президент предложил Конгрессу создать постоянную комиссию для обеспечения равных шансов образования и получения профессии для черных. Но из-за сопротивления консервативных демократов из южных штатов, дальнейшее проведение реформ стало очень сложным. Принципиально Трумэн верил в гражданские права для всех американцев. Хотя ему в конце концов не удалось получить согласие Конгресса на свою систему реформ, примечательно то, что ревизионистские историки при всей остроте критики его внешней политики совершенно положительно оценивают его политику гражданских прав. Отношения Трумэна с лидерами крупных профсоюзов подвергались сильным колебаниям. Сразу после войны, когда в связи с переходом от военной к мирной экономике возник конфликт по поводу повышения зарплат и мероприятий по стабилизации, они были скорее ожесточенными. Улучшение наступило во время предвыборной борьбы за пост президента 1948 года, когда Трумэн смог воспользоваться своим вето против закона Тафта — Хартли, изданного консервативными силами Конгресса с целью снижения влияния профсоюзов. Ухудшение наступило опять, когда Трумэн во время корейской войны выступил за контроль зарплат и цен. В 1952 году возник конфликт в сталелитейной промышленности, тогда Трумэн распорядился передать сталелитейные заводы в распоряжение правительства до разрешения конфликта. Верховный суд объявил эту чрезвычайную меру в начале июня 1952 года противоречащей конституции, и все длилось до конца июля, пока работодатели и профсоюзы не пришли к компромиссу. К самым спорным внутриполитическим решениям Трумэна относится программа лояльности, попытка обеспечить национальную безопасность Соединенных Штатов также посредством контроля левых политических диссидентов. Это привело не только к ограничению гражданских свобод и идеологической травле предполагаемых коммунистов в государственном управлении под руководством сенатора Джозефа Маккарти, но и к отравлению внутриполитического климата в США. Трумэна часто обвиняют в том, что он излишне акцентировал советскую угрозу для Соединенных Штатов, чтобы завоевать Конгресс и тем самым развязал антикоммунистическую травлю. Это остается самой проблематичной главой президентства Трумэна. Отношения между Гарри Трумэном и американским Конгрессом были отягощены многими факторами: после его избрания президентом в 1948 году он представил охватывающую 25 пунктов программу «Справедливый курс». Она охватывала контроль цен, кредитов, промышленных продуктов, экспорта, зарплат и квартирных плат. Обещала расширение гражданско-правового законодательства, дешевое жилье, минимальную зарплату в 75 центов в час, отказ от закона Тафта — Хартли, обязательное страхование на случай болезни, лучшее обеспечение социальной безопасности и федеральную помощь для системы образования. Ввиду республиканского большинства в Конгрессе эта честолюбивая программа не могла быть выполнена. Конфликты между Трумэном и Конгрессом участились во время второго срока пребывания Трумэна в должности президента, так как республиканцы приписывали президенту в резкой форме «проигрыш Китая» коммунистам Мао. За время двух сроков Трумэн противостоял 4 Конгрессам, в которых каждый раз большинство было справа от его внутренней политики. Трумэн не стеснялся широко пользоваться правом на вето, чтобы отражать республиканские инициативы и придерживаться своего курса. Своим преемником он избрал губернатора Иллинойса Эдлая Стивенсона, который, однако, явно уступал популярному генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру. В мемуарах Трумэн писал, что быть президентом означает быть «одиноким, очень одиноким во время больших решений». Из Индепенденса, где в 1957 году была открыта библиотека Гарри С. Трумэна, экс-президент внимательно следил за политическими событиями и был рад, когда в 1961 году в лице Джона Ф. Кеннеди в Белый дом вновь вошел демократ и когда при Линдоне Б. Джонсоне с 1964 года были осуществлены многие из его планов и реформ. Трумэн умер 26 декабря 1972 года в возрасте 88 лет в Канзас-Сити. На похоронах Джонсон оценил его как «великана двадцатого века», который, как никто другой до него, оказал влияние на мир — оценка, которую сегодня разделяют большинство американских историков. Трумэн, вопреки многим личным нападкам, обладал твердой волей, в трудных ситуациях сам принимал все решения, даже если они не были популярными, и никогда не отступал от принятого. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (Dwight David Eisenhower) - 34-й президент США - родился 14 октября 1890 года в Денисоне (штат Техас), умер 28 марта 1969 года в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия. Президент США с 20 января 1953-го по 20 января 1961 года. Наряду с Джорджем Вашингтоном, которым он восхищался, Дуайт Д. Эйзенхауэр принадлежит к самым популярным американским президентам. Одна только его военная карьера обеспечила бы Эйзенхауэру выдающееся место в американской истории. Он был Верховным главнокомандующим экспедиционными войсками союзников в Европе, во время второй мировой войны, командующим оккупационными силами США в Германии, начальником штаба армии и первым главнокомандующим силами НАТО. К началу второй мировой войны Эйзенхауэр стал офицером штаба генерала Джорджа Маршалла, начальника Генерального штаба. Он разрабатывал планы для защиты Южной Азии и Филиппин против продвигающихся японцев и участвовал под командованием генерала Дугласа Мак-Артура в организации последней безуспешной защиты Филиппин. После прибытия в Англию 24 июня 1942 года, перед Эйзенхауэром встала первая задача, состоявшая в улучшении кооперации между британскими и американскими военными и подготовке высадки во Франции. Он выступал за фронтальное наступление через канал, но между тем Уинстон Черчилль уговорил президента Рузвельта на поход в Северную Африку и высадку в Сицилии. Только 6 июня 1944 года началась операция «Овер-лорд», высадка союзников в Нормандии. В конце войны и до ноября 1945 года, Эйзенхауэр был военным губернатором американской зоны в Германии. Несмотря на растущее недоверие к Советскому Союзу, он надеялся продолжить советско-американскую кооперацию, которую начал в Берлине с маршалом Жуковым. Летом 1945 года Эйзенхауэр высказывался против применения атомного оружия в Японии, так как опасался, что такая демонстрация силы может повредить отношениям с Советским Союзом.
С конца 1945 по февраль 1948 года он был как преемник генерала Маршалла начальником штаба армии. Хотя он был идеологически скорее умеренным, однако постепенно свернул на антикоммунистическую линию, которой следовал и президент Трумэн. С другой стороны, он не верил, что от Советского Союза действительно исходит военная опасность. Характерным для Эйзенхауэра было то, что он даже своим близким друзьям не говорил, к какой партии расположен. Оба политических лагеря, как демократы, так и республиканцы, предполагали, что он стоит ближе к ним. Президент Трумэн, опасавшийся за свое переизбрание в 1948 году, предложил Эйзенхауэру, известному как представителю активной внешней политики, пост вице-президента. Как и Трумэн. Но отклонил предложение Трумэна. Как профессиональный солдат Эйзенхауэр привык держаться в стороне от политических конфликтов. Эйзенхауэр безоговорочно одобрял план Маршалла. Он был убежден, что Соединенные Штаты в собственных интересах должны способствовать восстановлению Европы и европейской интеграции. Без колебаний он последовал предложению президента Трумэна в конце 1949 года стать главнокомандующим вооруженных сил вновь образованного НАТО. Для Эйзенхауэра НАТО был не только военным союзом, он видел в нем, прежде всего политическое сообщество ценностей западной демократии. Вывод войск США из Европы должен был разрушить систему коллективной безопасности, убежденным приверженцем которой был Эйзенхауэр. Эти размышления так сильно повлияли на него, что в конце концов он заявил о своей готовности быть республиканским кандидатом на пост президента в 1952 году. Так как Трумэн не выставлял свою кандидатуру на следующий срок, то Эйзенхауэр не должен был бороться против президента, находящегося еще на своем посту, что было бы явно неудобно для Эйзенхауэра. Во время деятельности Эйзенхауэра в Европе значительно усилилась общественная критика президента Трумэна. Затяжная, с большими потерями война в Корее (1950 - 1953 гг.) и увеличение срока службы, конфронтация с Китаем, где с победы Мао Цзе-дуна в 1949 году правили коммунисты, а также страх перед обменами атомными ударами с Советским Союзом вселяли населению неуверенность. К тому же началась беспримерная в истории Америки кампания травли консервативным сенатором Джозефом Маккарти, который пытался представить правительство, демократическую партию и большую часть интеллектуальной элиты находящимися под коммунистическим влиянием. После ухода с поста главнокомандующего вооруженными силами НАТО, Эйзенхауэр вел предвыборную борьбу 1952 года по темам: Корея, защита от коммунизма и борьба против коррупции в правительстве, не подвергая при этом нападкам лично президента. По мимо этого он критиковал уменьшение значения отдельных штатов, в жизненной силе которых видел гарантию американской демократии. Эйзенхауэр не был особенно религиозным человеком, но он высокоморальным человеком. С обещанием быть президентом всех американцев он вступил в предвыборную борьбу. Победил кандидата от демократов Эдлая Е. Стивенсона, получив 21,5 миллиона из 39 миллионов отданных голосов. После 20 лет республиканский президент вновь вступил в Белый дом, и одновременно республиканцы добились большинства в обеих палатах Конгресса. Управление страной В кабинете в своем личном штабе Эйзенхауэр собрал группу бывших военных сотрудников, людей с университетским образованием и деловых людей. Правительство было для него большой организацией, которой нужно управлять так же, как современным промышленным предприятием, а еще лучше - как генеральным штабом. Он вовсе не был зависящей от окружения, пассивной фигурой, как долго его воспринимала общественность, а скорее президентом, который управлял событиями «скрытой рукой» за кулисами. Он ожидал от своих советников и министров, что они будут представлять предложения подготовленными к утверждению и в наиболее краткой форме. Эта форма поисков решения особенно ярко проявилась во внешней политике. Эйзенхауэр укрепил значение Национального Совета Безопасности (NSC), который заседал почти еженедельно и обсуждал все проблемы внешней политики и политики безопасности. Последнее решение всегда было в его руках. Идеи его программы известны как «Современный республиканизм» или «динамический консерватизм». К этому относился, прежде всего, вывод государственной руки из экономики. Обусловленная войной государственная квота в валовом отечественном продукте с 1940 года поднялась с 23 до 93%. Когда Эйзенхауэр в 1961 году уходил с поста, доля государственных расходов уже не поднималась. Одновременно доля федеральных расходов в общих расходах государства снизилась с 76 до 60%. Второй основной целью экономической политики было развитие свободной конкуренции. Он отменил введенные Труменом под впечатлением второй мировой и корейской войны контроль зарплат и цен и распустил различные исполнительные экономические органы. Экономическая политика Эйзенхауэра была построена на концепции создания благоприятных государственных рамок для индивидуальной экономической деятельности. Под этим он понимал сдерживание инфляции, равномерный экономический рост и защиту индивидуума и семьи от экономического риска в урбанизованном, индустриализированном мире. Для Эйзенхауэра существовала одновременно тесная связь между фискальной ответственностью (вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильной экономической системы) и развитием демократии. Он был убежден, что военные расходы должны быть настолько ограничены, чтобы население не страдало под тяжким бременем налогов. Внешняя политика Конфликт между Востоком и Западом он все больше понимал как непреодолимое противоречие между безнравственной коммунистической диктатурой, представленной Советским Союзом и Китаем, и основополагающей свободной западной демократии. Эйзенхауэр считал советских вождей одержимыми властью идеологами, которые не остановятся перед подрывной деятельностью, коррупцией, подкупом и угрозой силы, чтобы достичь своих целей. Он сравнивал отношения к Советскому Союзу с отношениями к гитлеровской Германии. Только сильная коалиция западных демократий может наглядно показать советам бесперспективность их планов на мировое господство. Хотя Эйзенхауэр представлял бескомпромиссную политику устрашения, одновременно он был все-таки заинтересован в ослаблении конфликтов с Советским Союзом. Его призыв к мирному использованию ядерной энергии, который привел в 1957 году к созданию международных органов по атомной энергии, и предложение взаимного контроля воздушного пространства «открытое небо», которое он сделал на конференции на высшем уровне в Женеве в 1955 году, способствовал разрядке конфронтации между двумя супердержавами в атомный век. Зенитом этой политики явилась Женевская конференция на высшем уровне в 1954 - 1955 гг. В то время, как вопрос Индокитая был урегулирован лишь поверхностно, западные державы с Советским Союзом пришли к взаимному решению вопроса политического будущего Австрии. Государственный договор от 24 июня 1955 года закончил оккупацию союзными войсками, обеспечил Австрии упорядочение рыночной экономики и гарантировал политический нейтралитет альпийской республики. Со вступлением в должность Эйзенхауэра, в американской политике по отношению к Европе не появилось значительных изменений. Ни Эйзенхауэр, ни Даллес не думали о военном «освобождении» угнетенных народов Восточной Европы. Как и его предшественник - Трумэн, Эйзенхауэр был убежден в том, что переговоры с Советским Союзом о разрядке между блоками могут быть успешными только после укрепления Западной Европы. Для него Европа оставалась ядром глобальной политики безопасности США, и поэтому он возражал против политики «старой гвардии» республиканцев, сильнее ориентированной на Азию. Присоединение Федеративной Республики Германии к Западу в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) имело впредь высший приоритет. На этом фоне становится понятным, почему Эйзенхауэр после неудачи с договором ЕЭС во французском парламенте (30 августа 1954 года) начал форсировать принятие Федеративной Республики Германия в состав НАТО. Эйзенхауэр исходил из того, что Москва будет использовать национализм народов «третьего мира» для собственных целей. В этом Великобритания и Франция, которые не хотели терять свои колонии, принимали, по его мнению, значительное участие. Президент и его важнейший советник, министр иностранных дел Даллес, были убеждены, что США морально обязаны помогать зависимым народам в их конфликтах с колониальными державами. Эйзенхауэр организовал интервенцию в 1953 году в Иране против националиста, премьер-министра Мосаддыка, который хотел национализировать западные нефтяные компании, и помог приходу к власти прозападного шаха Реза Пехлеви. К стремлениям французских колоний в Юго-Восточной Азии к независимости Эйзенхауэр относился с симпатией, однако он пон
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|