Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 1962 году Рейган, первоначально считавший себя демократом в духе Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.




Не было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации Рейган в 1965 - 1966 гг. баллоти­ровался на пост губернатора именно Калифорнии. Выступал за воз­вращение к старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к волнующимся студентам и университе­там, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания Рейгана на посту губерна­тора Калифорнии, в его стиле руководства и в содержа­нии политики выявились многие характерные черты, ко­торые позже характеризовали его президентство. В спорных случаях он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. Вопреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывания на посту гу­бернатора повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих.

И опять же способности Рейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровняли его путь в Белый дом. Большой успех как оратора объяснялся еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеж­дениях. Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифици­ровать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм.

Админис­тративно-организационные мероприятия в органах ис­полнительной власти после 1980 - 1981 года были направ­лены на то, чтобы централизовать власть в Белом доме и программно привязать политических чиновников, воз­главляющих учреждения. Энергичная и честолюбивая первая леди Нэнси Рейган также явно все больше влияла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и доверяла советам астроло­гов. В Белом доме в законодательном бюро по связям, Рей­ган собрал профессиональную команду, которая во гла­ве с Максом Фридерсдорфом вначале чрезвычайно эф­фективно умела обходиться с парламентом. Удалось создать в обеих палатах независимую от партии коали­цию голосования, которая поддерживала экономическую и социальную политику Рейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. С самого начала Рейган и его сотруд­ники умело связали друг с другом прямое воздействие на Конгресс и косвенное давление на парламент посред­ством мобилизации общественности. Первые 6 месяцев правления Рейгана были отмечены захватывающими дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция голосова­ния распалась скоро вследствие грозящего дефицита бюд­жета и начинающегося глубокого экономического кризи­са. Во второй срок своего президентства Рейган старался сохранить успехи голосования первых лет. В действи­тельности Конгресс, в котором с 1986 года в обеих пала­тах снова большинство составляли демократы, все боль­ше определял содержание политики. Более того, он занимает предпоследнее место среди семи прези­дентов с 1953 года относительно поддержки в Конгрессе.

Больше Рейган преуспел в размещении своих предпо­читаемых кандидатов на судейских стульях федерально­го суда. Рейгану удалось заменить новыми лицами почти половину всех судейских мест в окружных и апелляционных судах, а также 3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство этих юристов были консерваторами, но вовсе не обязательно.

Ядро провозглашенной революции Рейгана составля­ла «рейганомика» - эко­номическая программа, которая понималась как ответ на экономические проблемы 70-х годов. Согласно ей, дол­жны были быть значительно снижены налоги, вычеркнуты или упро­щены, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери до­ходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные - покрываться увеличением доходов из расширяющего­ся народного хозяйства - и все это при уравновешенном бюджете. Было совершенно ясно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более, что одновременно долж­ны были значительно возрасти оборонные расходы.

Рейган действительно добился принятия основных по­ложений своей экономической программы с утверждени­ем бюджета на первое полугодие 1981 года. Было реше­но сократить налоги на 25%, 5% в первом и по 10% в два последующих года. С 1985 года налоги были индексиро­ваны с темпом инфляционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало больше автоматичес­ки повышение реальных налогов. Налоговая квота дей­ствительно снизилась для большинства налогоплатель­щиков. Однако, не в последнюю очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при Рей­гане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов. К этому прибавилось повышение взносов по социальному страхо­ванию, налоговые поступления как процент совокупного общественного продукта снизились за время президентства Рейгана с 20 до 18,6%, что примерно соот­ветствовало доле сразу после второй мировой войны.

То, что «консервативная революция» не состоялась, нагляднее всего демонстрирует тот факт, что объем феде­рального бюджета при Рейгане постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стои­мости доллара в 1982 году). Если даже не принимать в расчет военные расходы, то бюджет в этот период вырос с 535,1 до 609,5 миллиарда долларов. При этом дефицит государственного бюджета временами полностью уходил из-под контроля и достиг в 1986 году рекордной высоты в 221 миллиард долларов. В этом дефиците государ­ственного бюджета вследствие снижения налогов и од­новременно повышения расходов был повинен сам пре­зидент, который, как консерватор, твердо придерживался принципа уравновешенного государственного бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.

Сокращений социальных программ было давно недо­статочно, чтобы удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, которые к тому же принимали наименьшее участие в выборах пре­зидента или в Конгресс. Продовольственные карточки были отменены, и пособия для матерей-одиночек значи­тельно сокращены. Одновременно социальные програм­мы, полезные для среднего слоя, остались почти неиз­менными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла поляриза­ция между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличи­лось число тех, кто жил ниже границы бедности.

Из-за протеста Конгресса потерпела неудачу самая крупная программа децентрализации в истории западной демократии, «новый федерализм» Рейгана, которая имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так и «обратный» перевод социально-госу­дарственных задач и одновременно налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субси­дий штатам было, значительным в сфере жи­лищного строительства и городского развития. Темпы роста федеральных средств, в штатах номинально замедлились уже при администрации Кар­тера, реально же в результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства Картера, могут рассматриваться как переходный период к «ново­му федерализму» Рейгана. При Рейгане упразднение положений о защите окружающей среды и об охране труда.

Администрация Рейгана успешно боролась с инфля­цией и безработицей. Индекс инфляции снизился с 12,5% в 1980 году до 4,5% в 1988 году. Квота безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с самым низким доходом. При этом не следует забывать о том, что экономический подъем следовал за тяжелым спадом 1981 - 1982 гг. (с квотой безработных в 10%) и что стремительно, почти драмати­чески возрастал внешнеторговый дефицит.

Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение военных расходов, направленных против Советского Союза, который вступил в Афга­нистан. Так­же и здесь, еще при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было встретить советскую угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган публично назвал Советский Союз). Прези­дент предоставил также полную свободу действий сек­ретным службам, особенно ЦРУ под руководством Уиль­яма Кейси, в стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и в поддержке антикоммунистичес­ких партизанских сил в «третьем мире».

Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво анти­коммунистической. То, что при Рейгане осуществлялась политика разрядки, относится к парадоксам его прези­дентства. Борьба за власть с Советским Союзом была выиграна, потому что пришедший в 1985 году к правле­нию Михаил Горбачев, закончил свою экспансионист­скую мировую политику и, благодаря реформам, при­близил конец Советского Союза и Варшавского договора. Рейган прикрепил, правда, эту победу на свой флаг, однако она была в большей степени подарена Горбаче­вым, чем завоевана. Остальные достижения во внешней политике происходили, в основном, посредством симво­лических акций, как, например, вторжение на малень­кий остров Гренада в 1983 году, которое должно было положить конец влиянию Кубы на Карибском море, и воздушная бомбардировка Ливии в 1986 году как мера наказания обвиненной в терроризме страны. При этом американская внешняя политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал быстрый вывод американских войск из Бейрута после покушения с применением бомбы, в котором было убито 200 американ­ских солдат. Как раз в сфере внешней политики конку­рировали различные политические институты, такие как Совет Национальной Безопасности, министерство инос­транных дел, министерство обороны, ЦРУ и сотрудники Белого дома.

Вопреки возражениям министра иностранных дел Джорджа Шульца и министра обороны Каспара Вайнбергера, США тайно поставляли оружие и боеприпасы Ирану, который с 1980 года вел войну против Ирака. Целью было, таким образом, освободить американских граж­дан, которые удерживались Ираном в качестве заложни­ков, что, однако, удалось в одном-единственном случае.

Характерным для политического прагматизма Рейга­на было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Вопреки настоянию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивался риторическими высказываниями, но не проявлял конкретной инициати­вы.

Президентство Рейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американ­ской истории гору долгов. Несмотря на принципиаль­ный поворот «рейганомики» против заклейменного как «социалистическое» кейнсианства, с помощью вооруже­ния была создана массивная инвестиционная программа, которая по своему экономическому воздействию своди­лась к «военному кейнсианству». Если в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе еще «империю зла», то в 1987 - 1988 гг. взаимопонимание с этой страной стояло на переднем плане. Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федераль­ное правительство неспособно решать актуальные про­блемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическая система реагирует на президента.

Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», не были приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эман­сипации женщин и контроле за рождаемостью, американ­ская общественность осталась либеральной.

Число федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. Вместо запланированных 11 министерств, в конце президентского срока Рейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. Также и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консерва­тивного перелома: демократическая партия господство­вала в палате представителей и в большинстве штатов.

 

 

Джордж Герберт Уокер Буш

Джордж Г. Уокер Буш

Джордж Герберт Уокер Буш (George Herbert Walker Bush) - 41-й президент США - родился 12 июня 1924 года в Милтоне (штат Массачусетс). Президент США с 20 января 1989-го по 20 января 1993 года.

Четыре года правления Джорджа Г. У. Буша следует рассматривать как непрерывное продолжение дела его предшественника. Избиратели осознанно назначили Буша преемником и наследником Рейгана, хотя было ясно, что он менее консервативен и радикален по своим взглядам. Президентские выборы 1988 года в большей степени были референдумом по статус-кво, и речь шла о новых инициативах. Из-за недостатка содержательных конфликтных предметов, советники Буша внесли в предвыборную борьбу патриотические символы и скрытые в обществе страхи перед преступностью и расизмом, чтобы таким образом мобилизовать избирателей. Победа Джорджа Буша над неудачно боровшимся и страдавшим от семейных про­блем бывшим губернатором Массачусетса Майклом Дукакисом, была однозначной, даже если не сразу можно было признать политический мандат. Буш был прези­дентом, который подходил к спокойно развивающемуся времени, «врожденный» преемник Рейгана.

При этом, в лице Буша в Белый дом вошла совершен­но другая личность, чем Рейган, при котором он восемь лет исполнял обязанности вице-президента. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-стрит, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. После оконча­ния школы в 1942 году последовали 3 года службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промыш­ленности. Буш не только познако­мился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы короче говоря: он был опытным дипломатом, в партий­ной, внутренней и внешней политике.

В администрации Буша политика делалась знато­ками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, кото­рые были очень опытны в политическом отношении. Кад­ровая политика Буша резко отличалась от кадровой Поли­тики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдель­ных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана, Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. В этих условиях «плю­сом» являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих сооте­чественников.

За четыре года президентства Буша много энергии, одна­ко, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое на­следство администрации Рейгана: дефицит государствен­ного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государ­ственного бюджета был главной проблемой. Он узко ограничил бы пространство политических действий лю­бого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скуд­ный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране возду­ха. Буш хотел войти в историю как президент образования или защиты окру­жающей среды, но этого не удалось ему. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отно­шения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать сбою боль­шую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую про­грамму. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной поли­тике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря па собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали проблемой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и ин­дивидуальный реальный доход переживали застой, внеш­неторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостоя­ние страны находится под угрозой.

Во внешней политике Джордж Буш старший имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партне­ры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990 - 1991 гг. он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% жен­щин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объеди­ненных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувей­та. Операция «Буря в пустыне», в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сло­мили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела «травму Вьетнама», крат­ковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосроч­ной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им «новым миропорядком», осталось неясным. Его реше­ния, очевидно, принимались интуитивно, но исполня­лись командой блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единствен­ную оставшуюся «супердержаву» в новую формирую­щуюся международную систему.

Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правив­ших только один срок и которым было отказано в пере­избрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джим­ми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.

 

 

Уильям (Билл) Клинтон

Билл Клинтон

Уильям Джефферсон Клинтон (Bill Clinton) - 42-й президент США - родился 19 августа 1946 года в Хоупе (штат Арканзас). Президент США с 20 января 1993-го по 20 января 2001 года.

20 января 1993 года в лице Билла Клинтона впервые с 1980 года в Белый дом вновь вошел кандидат демокра­тической партии. Если не принимать во внимание корот­кое между царствование президента Джимми Картера, то демократы почти четверть века соблюдали воздержание от власти. Американцам казалось, что успех Клинтона на выборах закончит неоконсервативную эру Рейгана - Буша и начнет либеральное обновление государства и общества. Поэтому на 42-го президента Соединенных Штатов возлагались большие надежды.

Уильям Джефферсон Блайт IV родился в Хоупе (штат Арканзас), в треугольнике штатов Арканзас, Луизиана и Техас (Арк-Ла-Тех). Еще до его рождения в результате несчастного случая погиб его отец, и 4 года спустя мать вышла замуж за торговца автомоби­лями Роджера Клинтона, фамилию которого пасынок официально принял в возрасте 15 лет. Семья принадле­жала к среднему американскому слою. Родители работа­ли, и днем о Билле и его младшем сводном брате Родже­ре заботилась прислуга.

Брак родителей и семейная жизнь были омрачены алкогольными проблемами отчима. Билл Клинтон был честолюбив и хорошо учился, за все годы учебы в школе постоянно являлся одним из лучших уче­ников. Наряду с этим он был спикером учеников и руко­водителем школьного джаз-оркестра. Ключевым событием в жизни стала встреча с президентом Джоном Ф. Кеннеди, когда он как делегат национальной молодежной организации в июле 1963 года удостоился чести пожать руку президенту в Вашингтоне. По его собственному признанию, это посещение Белого дома произвело на него глубокое впечатление и способ­ствовало решению самому стать политиком.

Он учился в престижном католическом университете Джордж­таун в Вашингтоне. Получил стипендию он стал учиться с 1968 по 1970 год в Оксфорде. По окончании Йельского юридического института, где он познакомился со своей будущей женой Хилари Родхем, Клинтон вернулся в Арканзас. Его необычайная энер­гия - он сам финансировал свою учебу, одновременно подрабатывая на трех работах, - и его выдающиеся интеллектуальные способности стали основой блестящей политической карьеры.

После непродолжительной преподавательской деятель­ности в юридическом институте Арканзасского универ­ситета в Файеттвилле, Клинтон в 1974 году активно всту­пил в политику. В третьем округе Арканзаса он претендовал на место в Конгрессе от демократической партии, но потерпел поражение. В 1976 году Клинтон выиграл на выборах министра юс­тиции Арканзаса, а в 1978 году успешно баллотировался на пост губернатора. В возрасте 32 лет стал самым моло­дым губернатором в истории Соединенных Штатов.

Арканзас принадлежал к беднейшим федеральным штатам США. В 1975 году он занимал предпоследнее место перед Миссисипи в статистике доходов, в 1991 году штат поднялся на два места и встал на 47-е место; темп прироста составлял 4,1%. Этот итог 11-летнего правле­ния Клинтона, на первый взгляд, мало впечатляет, но ввиду больших структурных проблем штата не следует его и недооценивать. Клинтон проводил доброжелатель­ную по отношению к предпринимателям политику с целью привлечь инвестиции и таким образом создать или обес­печить рабочие места. Основной задачей считал полити­ку образования. Преодолевая упорное сопротивление, добился издания обширной программы реформ, благодаря чему Арканзас стал выделять на душу населения больше средств на образование, чем большинство других штатов.

Когда 3 октября 1991 года Клинтон выставил свою кандидатуру на пост президента, он еще мало выделялся на федеральном политическом уровне. Он уже создал себе имя как один из важнейших представителей «новых демократов», т. е. образованной преимущественно южа­нами группировки внутри демократической партии, ко­торая в противовес либеральной ортодоксальности подчер­кивала ориентированный на эффективность прагматизм, чтобы вернуть назад избирателей среднего слоя и белых рабочих, в 80-е годы перешедших к республиканцам (так называемые «демократы Рейгана»). «Забытый» средний слой, которому он в перспективе обещал облег­чение налогов, составлял также важнейшую целевую груп­пу предвыборной стратегии Клинтона. Главными социально-политическими задачами, являлись, прежде всего, экономические требования будуще­го. Соответственно этому после окончания «холодной войны» Клинтон отвел внешней политике, которой Рональд Рейган и Джордж Буш отдавали преимущество, подчи­ненное значение. Ввиду экономического спада, с расту­щим числом безработных и понижающимися реальными заработками, это обращение упало на благодатную почву и помогло Клинтону неожиданно нанести поражение, яко­бы непобедимому после победы в войне в Персидском заливе Джорджу Бушу. То, что ни Клинтон (43%), ни Буш (38%) не добились абсолютного большинства, явилось симптомом растущего недовольства американцев политикой обеих партий.

Успешную предвыборную борьбу, однако, омрачило сомнение в искренности и твердости характера Клинто­на. Поведение во время войны во Вьетнаме, избавившее его от призыва на военную службу, малоубедительное признание, что студентом он курил марихуану, но не затягивался, к тому же его внебрачная сексуальная жизнь, в которой он, казалось, подражает своему великому ку­миру Джону Ф. Кеннеди, широко обсуждались падкой на сенсации прессой и часто бывающей ханжеской пуб­ликой. Переданное в суд обвинение в сексуальном пре­следовании во время губернаторства и расследование его роли в темном деле с недвижимым имуществом, в кото­рое была замешана также и Хилари Родхем Клинтон, нанесли значительный урон моральному авторитету пре­зидента, хотя в обоих случаях сомнительной является обоснованность предъявленных обвинений.

Рональд Рейган оставил тяжелое наследство, к кото­рому относились, среди прочего, высочайшая в истории США государственная задолженность и ежегодный де­фицит государственного бюджета в более чем 200 милли­ардов долларов с тенденцией к повышению. С начала 90-х годов государственный бюджет ежегодно обременя­ла выплата процентов в размере около 200 миллиардов долларов. Перед лицом этой угрозы еще правительство Буша начало предпринимать первые меры к сдержива­нию гигантских государственных долгов. Клинтон же в своем отчете о положении нации 17 февраля 1993 года, объявил ликвидацию дефицита первостепенной целью своего президентства. Он заявил о снижении дефицита государственного бюджета к 1997 году на 140 миллиар­дов долларов и после тяжелых переговоров и голосова­ния провел через сенат пятилетний бюджет, комбинируя повышение налогов (преимущественно для групп с высо­ким доходом) с сокращением расходов, с удивительной настойчивостью приступил к укреплению бюджета. Даже если перегруженный многими компромиссами проект бюд­жета казался некоторым в Конгрессе недостаточно ради­кальным, то его издание все-таки представляло собой значительный политический успех президента.

Запланированный первоначально налог на энергию с далеко идущими эколого-политическими предположениями оказался неосуществимым. Однако остается только отметить, что политика защиты окружа­ющей среды администрации Клинтона пока еще не оп­равдала возложенных на нее ожиданий.

После трех рецессивных лет, экономика США с 1993 года вновь достигла темпа прироста от 2 до 3%. Тенденция подъема проявляется также в форме низкого индекса инфляции, создании многочисленных новых рабочих мест и в снижающемся числе безработных. Реальные доходы, однако, остаются намного ниже уровня начала 80-х годов.

Основным внутриполитическим пунктом в повестке дня Клинтона, была коренная реформа здравоохранения посредством введения всеобщего страхования на случай болезни. В первую очередь, должны были контролиро­ваться стремительно возрастающие расходы в здраво­охранении, доля которых в государственном бюджете с 1965 по 1992 год возросла с 2,6 до 16%. Президент поручил своей жене руководство рабочей группой, ответ­ственной в Белом доме за реформы здравоохранения, и отвел ей этим самую важную и влиятельную функцию, которую когда-либо официально осуществляла «первая леди». Таким образом, Хилари Клинтон, имеющая за своей спиной успешную карьеру адвоката и уже много лет активно действующая в области образования и соци­альной политики, окончательно вышла за рамки обяза­тельной роли «жены на его стороне», тем более что Клинтон, еще во время предвыборной борьбы подчерк­нул, что она будет принадлежать к кругу его ближай­ших и важнейших советников.

Больший успех был уготован закону Клинтона по борьбе с преступностью, который приняли в конце августа 1994 года. Ввиду постоянно растущей преступнос­ти, прежде всего в крупных городах, пакет законов в целом был признан срочно необходимым, хотя его от­дельные составные части вызвали сильные споры. Они предусматривали расходы в размере 30,2 миллиарда дол­ларов для приема на работу 100 000 новых полицейских, расширения тюрем и разработки правительственных про­грамм, как, например, запрет 19 типов полуавтоматичес­кого оружия, против которого ожесточенно борется на­циональная стрелковая ассоциация. Преступники, осужденные в третий раз, должны автоматически полу­чать пожизненное заключение (как только они пригово­рены федеральным судом), подростки старше 13 лет за определенные преступления должны быть судимы не по уголовному праву для несовершеннолетних, а в соответствии с общим уголовным правом. Еще будучи губернатором в Арканзасе, Клинтон несколько раз подтверждал при­говоры к смертной казни и, одобрив «жесткую» пози­цию в области внутренней безопасности, характерную для «новых демократов», занял традиционно республи­канскую территори ю.

На международной арене Билл Клинтон почти де­монстративно отказался от ярко выраженного личного присутствия, характерного для его республиканского предшественника, и подчеркнул тем самым преимущест­во внутренней политики. Концентрация на экономических проблемах Соединенных Штатов, находит свое явное отражение и во внешней политике, так как центр ее тяжести переместил­ся отчетливо с политики безопасности на внешнеэкономи­ческую. Так как американское хозяйство без роста миро­вой экономики может расширяться только в ограниченном объеме, то свободная мировая торговля должна укреп­ляться и одновременно должны улучшаться условия кон­куренции для американских продуктов. Как ратифика­ция Конгрессом в ноябре 1993 года начатого еще при администрации Буша Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), так и своевременное завершение Уругвайского раунда ГАТТа в последующем месяце соответствуют этой целевой установке. При этом особенно ратификацию Североамериканского соглаше­ния следует оценивать, как личный успех президента, потому что для этого пришлось преодолеть значительное протекционистское сопротивление в Конгрессе и в со­бственной партии.

Показательным для более решительной внешнеэконо­мической политики администрации Клинтона, является усиливающееся давление на Японию с целью форсиро­вать давно требуемое открытие ее рынка для американ­ских товаров и содействовать тем самым ликвидации хронически негативного торгового баланса. На конфе­ренции азиатско-тихоокеанских наций, на высшем уров­не в Сиэтле в ноябре 1993 года, президент выразил свое мнение о том, что это экономическое пространство выиг­рывает в отношении безопасности от военного присутст­вия и ведущей региональной роли Соединенных Шта­тов, хотя США при этом, не будут иметь соответствующей доли в вытекающем из этого экономическом процвета­нии. Также и в отношениях с государствами Европей­ского Союза наблюдается стремление администрации Клинтона добиться уравновешенного соотношения меж­ду ответственностью за безопасность и экономическим могуществом. В эту картину вписывается то, что Клин­тон высказался за принятие экономических «супердер­жав» Германии и Японии в Совет Безопасности ООН.

Намечающийся стратегический поворот в американ­ской внешней политике сводится к тому, чтобы не отказываясь от ведущей роли и между народно-политической ответствен­ности Соединенных Штатов, союзники в Европе и Азии должны активнее включаться в региональную ответствен­ность за мир и стабильность, чтобы разгрузить Соеди­ненные Штаты в вопросе политической безопасности и вывести из роли вездесущего «мирового жандарма». Аме­риканская сдержанность в конфликте Боснии - Герцеговины также симптоматична, как и желаемая реформа НАТО, включая его расширение на восток.

К важнейшим сферам американской внешней полити­ки относятся далее отношения с Россией. В мирном процессе на Ближнем Востоке, достигшем исторического поворотного момента при подписании мирного договора между Израилем и Организацией Освобождения Палестины в Белом доме в сентябре 1993 года, американская политика по отноше­нию к России, в значительной степени находится в руках заместителя министра иностранных дел Строуба Талботта. «Царь» по вопросам России, друг президента по Оксфорду, твердо направил курс США на поддержку русского президента Бориса Ельцина, которого Вашинг­тон поддержал после попытки путча осенью 1993 года и которому не было отказано в поддержке, несмотря на жестокие действия против отделившейся кавказской рес­публики Чечни. Полное привлечение России к полити­ческим консультациям государств семерки на конферен­ции в Неаполе имело целью, помимо всего прочего, укрепить личный авторитет Ельцина. Срочно необходи­мая России экономическая помощь, была скорее скудной, к тому же сенат в 1994 году поставил ее в зависимость от окончательного вывода русских солдат из стран Балтии.

«Партнерство во имя мира», которое было принято 10 января 1994 года на конференции НАТО в Брюсселе, натолкнулось на сильное русское предубеждение относи­тельно расширения альянса на восток. Однако во время своей поездки в Европу, в июле 1994 года, и позже, Клин­тон неоднократно заявлял, что вступление государств Центральной и Восточной Европы в НАТО является не вопросом «вступать ли», а единственно вопросом «когда» и «как».

Отказом Белоруссии, Казахстана и Украины от ядер­ного оружия, Клинтон добился важного частичного успе­ха в своих намерениях предотвратить расширение круга ядерных держав. После того, как летом 1994 года возни­кло значительное напряжение отношений между Вашинг­тоном и Пхеньяном, из-за ядерных амбиций Северной Кореи, коммунистическая страна пошла на уступки и пообещала в перспективе «заморозить» атомную про­грамму. Стремления различных стран - среди них Иран, Ирак и Ливия - к собственной атом­ной бомбе и другим видам оружия массового уничтоже­ния, относился к первостепенным задачам Клинтона в области меж­дународного положения.

К счастью, президенту не пришлось заниматься международными кризисами в крупных масштабах. Как при событиях в Сомали, так и при попытке решения конфликта в Боснии - Герцеговине он заслужил мало аплодисментов. Переговоры с Кубой о сдерживании дра­матически возросшего летом 1994 года числа беженцев были, напротив, успешными. На Гаити администрации Клинтона удалось с помощью военного нажима и дипло­матического посредничества восстановить свергнутого путчистами президента Аристида, однако при этом, Клин­тон не произвел убедительного впечатления как специа­лист по устранению кризиса. Американские солдаты, высадившиеся в конце сентября в островном государстве, должны были быть заменены в течение 1995 года миро­творческими войсками ООН.

Хотя Клинтон может предъявить значительный по­ложительный итог внутренней политики, ему не удалось использовать эти успехи для личной популярности. На промежуточных выборах 8 ноября 1994 года, американ­ские избиратели дали президенту и демократической пар­тии почти беспримерный отпор. В обеих палатах, сенате и палате представителей, республиканцы добились удоб­ного большинства впервые з

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...