В 1962 году Рейган, первоначально считавший себя демократом в духе Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Не было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации Рейган в 1965 - 1966 гг. баллотировался на пост губернатора именно Калифорнии. Выступал за возвращение к старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к волнующимся студентам и университетам, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания Рейгана на посту губернатора Калифорнии, в его стиле руководства и в содержании политики выявились многие характерные черты, которые позже характеризовали его президентство. В спорных случаях он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. Вопреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывания на посту губернатора повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих. И опять же способности Рейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровняли его путь в Белый дом. Большой успех как оратора объяснялся еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеждениях. Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм. Административно-организационные мероприятия в органах исполнительной власти после 1980 - 1981 года были направлены на то, чтобы централизовать власть в Белом доме и программно привязать политических чиновников, возглавляющих учреждения. Энергичная и честолюбивая первая леди Нэнси Рейган также явно все больше влияла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и доверяла советам астрологов. В Белом доме в законодательном бюро по связям, Рейган собрал профессиональную команду, которая во главе с Максом Фридерсдорфом вначале чрезвычайно эффективно умела обходиться с парламентом. Удалось создать в обеих палатах независимую от партии коалицию голосования, которая поддерживала экономическую и социальную политику Рейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. С самого начала Рейган и его сотрудники умело связали друг с другом прямое воздействие на Конгресс и косвенное давление на парламент посредством мобилизации общественности. Первые 6 месяцев правления Рейгана были отмечены захватывающими дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция голосования распалась скоро вследствие грозящего дефицита бюджета и начинающегося глубокого экономического кризиса. Во второй срок своего президентства Рейган старался сохранить успехи голосования первых лет. В действительности Конгресс, в котором с 1986 года в обеих палатах снова большинство составляли демократы, все больше определял содержание политики. Более того, он занимает предпоследнее место среди семи президентов с 1953 года относительно поддержки в Конгрессе.
Больше Рейган преуспел в размещении своих предпочитаемых кандидатов на судейских стульях федерального суда. Рейгану удалось заменить новыми лицами почти половину всех судейских мест в окружных и апелляционных судах, а также 3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство этих юристов были консерваторами, но вовсе не обязательно. Ядро провозглашенной революции Рейгана составляла «рейганомика» - экономическая программа, которая понималась как ответ на экономические проблемы 70-х годов. Согласно ей, должны были быть значительно снижены налоги, вычеркнуты или упрощены, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери доходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные - покрываться увеличением доходов из расширяющегося народного хозяйства - и все это при уравновешенном бюджете. Было совершенно ясно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более, что одновременно должны были значительно возрасти оборонные расходы.
Рейган действительно добился принятия основных положений своей экономической программы с утверждением бюджета на первое полугодие 1981 года. Было решено сократить налоги на 25%, 5% в первом и по 10% в два последующих года. С 1985 года налоги были индексированы с темпом инфляционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало больше автоматически повышение реальных налогов. Налоговая квота действительно снизилась для большинства налогоплательщиков. Однако, не в последнюю очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при Рейгане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов. К этому прибавилось повышение взносов по социальному страхованию, налоговые поступления как процент совокупного общественного продукта снизились за время президентства Рейгана с 20 до 18,6%, что примерно соответствовало доле сразу после второй мировой войны. То, что «консервативная революция» не состоялась, нагляднее всего демонстрирует тот факт, что объем федерального бюджета при Рейгане постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стоимости доллара в 1982 году). Если даже не принимать в расчет военные расходы, то бюджет в этот период вырос с 535,1 до 609,5 миллиарда долларов. При этом дефицит государственного бюджета временами полностью уходил из-под контроля и достиг в 1986 году рекордной высоты в 221 миллиард долларов. В этом дефиците государственного бюджета вследствие снижения налогов и одновременно повышения расходов был повинен сам президент, который, как консерватор, твердо придерживался принципа уравновешенного государственного бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.
Сокращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, которые к тому же принимали наименьшее участие в выборах президента или в Конгресс. Продовольственные карточки были отменены, и пособия для матерей-одиночек значительно сокращены. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла поляризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Из-за протеста Конгресса потерпела неудачу самая крупная программа децентрализации в истории западной демократии, «новый федерализм» Рейгана, которая имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так и «обратный» перевод социально-государственных задач и одновременно налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субсидий штатам было, значительным в сфере жилищного строительства и городского развития. Темпы роста федеральных средств, в штатах номинально замедлились уже при администрации Картера, реально же в результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства Картера, могут рассматриваться как переходный период к «новому федерализму» Рейгана. При Рейгане упразднение положений о защите окружающей среды и об охране труда. Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей. Индекс инфляции снизился с 12,5% в 1980 году до 4,5% в 1988 году. Квота безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с самым низким доходом. При этом не следует забывать о том, что экономический подъем следовал за тяжелым спадом 1981 - 1982 гг. (с квотой безработных в 10%) и что стремительно, почти драматически возрастал внешнеторговый дефицит.
Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение военных расходов, направленных против Советского Союза, который вступил в Афганистан. Также и здесь, еще при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было встретить советскую угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган публично назвал Советский Союз). Президент предоставил также полную свободу действий секретным службам, особенно ЦРУ под руководством Уильяма Кейси, в стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и в поддержке антикоммунистических партизанских сил в «третьем мире». Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво антикоммунистической. То, что при Рейгане осуществлялась политика разрядки, относится к парадоксам его президентства. Борьба за власть с Советским Союзом была выиграна, потому что пришедший в 1985 году к правлению Михаил Горбачев, закончил свою экспансионистскую мировую политику и, благодаря реформам, приблизил конец Советского Союза и Варшавского договора. Рейган прикрепил, правда, эту победу на свой флаг, однако она была в большей степени подарена Горбачевым, чем завоевана. Остальные достижения во внешней политике происходили, в основном, посредством символических акций, как, например, вторжение на маленький остров Гренада в 1983 году, которое должно было положить конец влиянию Кубы на Карибском море, и воздушная бомбардировка Ливии в 1986 году как мера наказания обвиненной в терроризме страны. При этом американская внешняя политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал быстрый вывод американских войск из Бейрута после покушения с применением бомбы, в котором было убито 200 американских солдат. Как раз в сфере внешней политики конкурировали различные политические институты, такие как Совет Национальной Безопасности, министерство иностранных дел, министерство обороны, ЦРУ и сотрудники Белого дома. Вопреки возражениям министра иностранных дел Джорджа Шульца и министра обороны Каспара Вайнбергера, США тайно поставляли оружие и боеприпасы Ирану, который с 1980 года вел войну против Ирака. Целью было, таким образом, освободить американских граждан, которые удерживались Ираном в качестве заложников, что, однако, удалось в одном-единственном случае. Характерным для политического прагматизма Рейгана было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Вопреки настоянию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивался риторическими высказываниями, но не проявлял конкретной инициативы.
Президентство Рейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американской истории гору долгов. Несмотря на принципиальный поворот «рейганомики» против заклейменного как «социалистическое» кейнсианства, с помощью вооружения была создана массивная инвестиционная программа, которая по своему экономическому воздействию сводилась к «военному кейнсианству». Если в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе еще «империю зла», то в 1987 - 1988 гг. взаимопонимание с этой страной стояло на переднем плане. Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федеральное правительство неспособно решать актуальные проблемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическая система реагирует на президента. Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», не были приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эмансипации женщин и контроле за рождаемостью, американская общественность осталась либеральной. Число федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. Вместо запланированных 11 министерств, в конце президентского срока Рейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. Также и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консервативного перелома: демократическая партия господствовала в палате представителей и в большинстве штатов.
Джордж Герберт Уокер Буш
Джордж Герберт Уокер Буш (George Herbert Walker Bush) - 41-й президент США - родился 12 июня 1924 года в Милтоне (штат Массачусетс). Президент США с 20 января 1989-го по 20 января 1993 года. Четыре года правления Джорджа Г. У. Буша следует рассматривать как непрерывное продолжение дела его предшественника. Избиратели осознанно назначили Буша преемником и наследником Рейгана, хотя было ясно, что он менее консервативен и радикален по своим взглядам. Президентские выборы 1988 года в большей степени были референдумом по статус-кво, и речь шла о новых инициативах. Из-за недостатка содержательных конфликтных предметов, советники Буша внесли в предвыборную борьбу патриотические символы и скрытые в обществе страхи перед преступностью и расизмом, чтобы таким образом мобилизовать избирателей. Победа Джорджа Буша над неудачно боровшимся и страдавшим от семейных проблем бывшим губернатором Массачусетса Майклом Дукакисом, была однозначной, даже если не сразу можно было признать политический мандат. Буш был президентом, который подходил к спокойно развивающемуся времени, «врожденный» преемник Рейгана. При этом, в лице Буша в Белый дом вошла совершенно другая личность, чем Рейган, при котором он восемь лет исполнял обязанности вице-президента. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-стрит, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. После окончания школы в 1942 году последовали 3 года службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промышленности. Буш не только познакомился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы короче говоря: он был опытным дипломатом, в партийной, внутренней и внешней политике. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой Политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана, Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. В этих условиях «плюсом» являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников. За четыре года президентства Буша много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был главной проблемой. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. Буш хотел войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды, но этого не удалось ему. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать сбою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря па собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали проблемой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой. Во внешней политике Джордж Буш старший имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990 - 1991 гг. он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция «Буря в пустыне», в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сломили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела «травму Вьетнама», кратковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосрочной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им «новым миропорядком», осталось неясным. Его решения, очевидно, принимались интуитивно, но исполнялись командой блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единственную оставшуюся «супердержаву» в новую формирующуюся международную систему. Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.
Уильям (Билл) Клинтон
Уильям Джефферсон Клинтон (Bill Clinton) - 42-й президент США - родился 19 августа 1946 года в Хоупе (штат Арканзас). Президент США с 20 января 1993-го по 20 января 2001 года. 20 января 1993 года в лице Билла Клинтона впервые с 1980 года в Белый дом вновь вошел кандидат демократической партии. Если не принимать во внимание короткое между царствование президента Джимми Картера, то демократы почти четверть века соблюдали воздержание от власти. Американцам казалось, что успех Клинтона на выборах закончит неоконсервативную эру Рейгана - Буша и начнет либеральное обновление государства и общества. Поэтому на 42-го президента Соединенных Штатов возлагались большие надежды. Уильям Джефферсон Блайт IV родился в Хоупе (штат Арканзас), в треугольнике штатов Арканзас, Луизиана и Техас (Арк-Ла-Тех). Еще до его рождения в результате несчастного случая погиб его отец, и 4 года спустя мать вышла замуж за торговца автомобилями Роджера Клинтона, фамилию которого пасынок официально принял в возрасте 15 лет. Семья принадлежала к среднему американскому слою. Родители работали, и днем о Билле и его младшем сводном брате Роджере заботилась прислуга. Брак родителей и семейная жизнь были омрачены алкогольными проблемами отчима. Билл Клинтон был честолюбив и хорошо учился, за все годы учебы в школе постоянно являлся одним из лучших учеников. Наряду с этим он был спикером учеников и руководителем школьного джаз-оркестра. Ключевым событием в жизни стала встреча с президентом Джоном Ф. Кеннеди, когда он как делегат национальной молодежной организации в июле 1963 года удостоился чести пожать руку президенту в Вашингтоне. По его собственному признанию, это посещение Белого дома произвело на него глубокое впечатление и способствовало решению самому стать политиком. Он учился в престижном католическом университете Джорджтаун в Вашингтоне. Получил стипендию он стал учиться с 1968 по 1970 год в Оксфорде. По окончании Йельского юридического института, где он познакомился со своей будущей женой Хилари Родхем, Клинтон вернулся в Арканзас. Его необычайная энергия - он сам финансировал свою учебу, одновременно подрабатывая на трех работах, - и его выдающиеся интеллектуальные способности стали основой блестящей политической карьеры. После непродолжительной преподавательской деятельности в юридическом институте Арканзасского университета в Файеттвилле, Клинтон в 1974 году активно вступил в политику. В третьем округе Арканзаса он претендовал на место в Конгрессе от демократической партии, но потерпел поражение. В 1976 году Клинтон выиграл на выборах министра юстиции Арканзаса, а в 1978 году успешно баллотировался на пост губернатора. В возрасте 32 лет стал самым молодым губернатором в истории Соединенных Штатов. Арканзас принадлежал к беднейшим федеральным штатам США. В 1975 году он занимал предпоследнее место перед Миссисипи в статистике доходов, в 1991 году штат поднялся на два места и встал на 47-е место; темп прироста составлял 4,1%. Этот итог 11-летнего правления Клинтона, на первый взгляд, мало впечатляет, но ввиду больших структурных проблем штата не следует его и недооценивать. Клинтон проводил доброжелательную по отношению к предпринимателям политику с целью привлечь инвестиции и таким образом создать или обеспечить рабочие места. Основной задачей считал политику образования. Преодолевая упорное сопротивление, добился издания обширной программы реформ, благодаря чему Арканзас стал выделять на душу населения больше средств на образование, чем большинство других штатов. Когда 3 октября 1991 года Клинтон выставил свою кандидатуру на пост президента, он еще мало выделялся на федеральном политическом уровне. Он уже создал себе имя как один из важнейших представителей «новых демократов», т. е. образованной преимущественно южанами группировки внутри демократической партии, которая в противовес либеральной ортодоксальности подчеркивала ориентированный на эффективность прагматизм, чтобы вернуть назад избирателей среднего слоя и белых рабочих, в 80-е годы перешедших к республиканцам (так называемые «демократы Рейгана»). «Забытый» средний слой, которому он в перспективе обещал облегчение налогов, составлял также важнейшую целевую группу предвыборной стратегии Клинтона. Главными социально-политическими задачами, являлись, прежде всего, экономические требования будущего. Соответственно этому после окончания «холодной войны» Клинтон отвел внешней политике, которой Рональд Рейган и Джордж Буш отдавали преимущество, подчиненное значение. Ввиду экономического спада, с растущим числом безработных и понижающимися реальными заработками, это обращение упало на благодатную почву и помогло Клинтону неожиданно нанести поражение, якобы непобедимому после победы в войне в Персидском заливе Джорджу Бушу. То, что ни Клинтон (43%), ни Буш (38%) не добились абсолютного большинства, явилось симптомом растущего недовольства американцев политикой обеих партий. Успешную предвыборную борьбу, однако, омрачило сомнение в искренности и твердости характера Клинтона. Поведение во время войны во Вьетнаме, избавившее его от призыва на военную службу, малоубедительное признание, что студентом он курил марихуану, но не затягивался, к тому же его внебрачная сексуальная жизнь, в которой он, казалось, подражает своему великому кумиру Джону Ф. Кеннеди, широко обсуждались падкой на сенсации прессой и часто бывающей ханжеской публикой. Переданное в суд обвинение в сексуальном преследовании во время губернаторства и расследование его роли в темном деле с недвижимым имуществом, в которое была замешана также и Хилари Родхем Клинтон, нанесли значительный урон моральному авторитету президента, хотя в обоих случаях сомнительной является обоснованность предъявленных обвинений. Рональд Рейган оставил тяжелое наследство, к которому относились, среди прочего, высочайшая в истории США государственная задолженность и ежегодный дефицит государственного бюджета в более чем 200 миллиардов долларов с тенденцией к повышению. С начала 90-х годов государственный бюджет ежегодно обременяла выплата процентов в размере около 200 миллиардов долларов. Перед лицом этой угрозы еще правительство Буша начало предпринимать первые меры к сдерживанию гигантских государственных долгов. Клинтон же в своем отчете о положении нации 17 февраля 1993 года, объявил ликвидацию дефицита первостепенной целью своего президентства. Он заявил о снижении дефицита государственного бюджета к 1997 году на 140 миллиардов долларов и после тяжелых переговоров и голосования провел через сенат пятилетний бюджет, комбинируя повышение налогов (преимущественно для групп с высоким доходом) с сокращением расходов, с удивительной настойчивостью приступил к укреплению бюджета. Даже если перегруженный многими компромиссами проект бюджета казался некоторым в Конгрессе недостаточно радикальным, то его издание все-таки представляло собой значительный политический успех президента. Запланированный первоначально налог на энергию с далеко идущими эколого-политическими предположениями оказался неосуществимым. Однако остается только отметить, что политика защиты окружающей среды администрации Клинтона пока еще не оправдала возложенных на нее ожиданий. После трех рецессивных лет, экономика США с 1993 года вновь достигла темпа прироста от 2 до 3%. Тенденция подъема проявляется также в форме низкого индекса инфляции, создании многочисленных новых рабочих мест и в снижающемся числе безработных. Реальные доходы, однако, остаются намного ниже уровня начала 80-х годов. Основным внутриполитическим пунктом в повестке дня Клинтона, была коренная реформа здравоохранения посредством введения всеобщего страхования на случай болезни. В первую очередь, должны были контролироваться стремительно возрастающие расходы в здравоохранении, доля которых в государственном бюджете с 1965 по 1992 год возросла с 2,6 до 16%. Президент поручил своей жене руководство рабочей группой, ответственной в Белом доме за реформы здравоохранения, и отвел ей этим самую важную и влиятельную функцию, которую когда-либо официально осуществляла «первая леди». Таким образом, Хилари Клинтон, имеющая за своей спиной успешную карьеру адвоката и уже много лет активно действующая в области образования и социальной политики, окончательно вышла за рамки обязательной роли «жены на его стороне», тем более что Клинтон, еще во время предвыборной борьбы подчеркнул, что она будет принадлежать к кругу его ближайших и важнейших советников. Больший успех был уготован закону Клинтона по борьбе с преступностью, который приняли в конце августа 1994 года. Ввиду постоянно растущей преступности, прежде всего в крупных городах, пакет законов в целом был признан срочно необходимым, хотя его отдельные составные части вызвали сильные споры. Они предусматривали расходы в размере 30,2 миллиарда долларов для приема на работу 100 000 новых полицейских, расширения тюрем и разработки правительственных программ, как, например, запрет 19 типов полуавтоматического оружия, против которого ожесточенно борется национальная стрелковая ассоциация. Преступники, осужденные в третий раз, должны автоматически получать пожизненное заключение (как только они приговорены федеральным судом), подростки старше 13 лет за определенные преступления должны быть судимы не по уголовному праву для несовершеннолетних, а в соответствии с общим уголовным правом. Еще будучи губернатором в Арканзасе, Клинтон несколько раз подтверждал приговоры к смертной казни и, одобрив «жесткую» позицию в области внутренней безопасности, характерную для «новых демократов», занял традиционно республиканскую территори ю. На международной арене Билл Клинтон почти демонстративно отказался от ярко выраженного личного присутствия, характерного для его республиканского предшественника, и подчеркнул тем самым преимущество внутренней политики. Концентрация на экономических проблемах Соединенных Штатов, находит свое явное отражение и во внешней политике, так как центр ее тяжести переместился отчетливо с политики безопасности на внешнеэкономическую. Так как американское хозяйство без роста мировой экономики может расширяться только в ограниченном объеме, то свободная мировая торговля должна укрепляться и одновременно должны улучшаться условия конкуренции для американских продуктов. Как ратификация Конгрессом в ноябре 1993 года начатого еще при администрации Буша Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), так и своевременное завершение Уругвайского раунда ГАТТа в последующем месяце соответствуют этой целевой установке. При этом особенно ратификацию Североамериканского соглашения следует оценивать, как личный успех президента, потому что для этого пришлось преодолеть значительное протекционистское сопротивление в Конгрессе и в собственной партии. Показательным для более решительной внешнеэкономической политики администрации Клинтона, является усиливающееся давление на Японию с целью форсировать давно требуемое открытие ее рынка для американских товаров и содействовать тем самым ликвидации хронически негативного торгового баланса. На конференции азиатско-тихоокеанских наций, на высшем уровне в Сиэтле в ноябре 1993 года, президент выразил свое мнение о том, что это экономическое пространство выигрывает в отношении безопасности от военного присутствия и ведущей региональной роли Соединенных Штатов, хотя США при этом, не будут иметь соответствующей доли в вытекающем из этого экономическом процветании. Также и в отношениях с государствами Европейского Союза наблюдается стремление администрации Клинтона добиться уравновешенного соотношения между ответственностью за безопасность и экономическим могуществом. В эту картину вписывается то, что Клинтон высказался за принятие экономических «супердержав» Германии и Японии в Совет Безопасности ООН. Намечающийся стратегический поворот в американской внешней политике сводится к тому, чтобы не отказываясь от ведущей роли и между народно-политической ответственности Соединенных Штатов, союзники в Европе и Азии должны активнее включаться в региональную ответственность за мир и стабильность, чтобы разгрузить Соединенные Штаты в вопросе политической безопасности и вывести из роли вездесущего «мирового жандарма». Американская сдержанность в конфликте Боснии - Герцеговины также симптоматична, как и желаемая реформа НАТО, включая его расширение на восток. К важнейшим сферам американской внешней политики относятся далее отношения с Россией. В мирном процессе на Ближнем Востоке, достигшем исторического поворотного момента при подписании мирного договора между Израилем и Организацией Освобождения Палестины в Белом доме в сентябре 1993 года, американская политика по отношению к России, в значительной степени находится в руках заместителя министра иностранных дел Строуба Талботта. «Царь» по вопросам России, друг президента по Оксфорду, твердо направил курс США на поддержку русского президента Бориса Ельцина, которого Вашингтон поддержал после попытки путча осенью 1993 года и которому не было отказано в поддержке, несмотря на жестокие действия против отделившейся кавказской республики Чечни. Полное привлечение России к политическим консультациям государств семерки на конференции в Неаполе имело целью, помимо всего прочего, укрепить личный авторитет Ельцина. Срочно необходимая России экономическая помощь, была скорее скудной, к тому же сенат в 1994 году поставил ее в зависимость от окончательного вывода русских солдат из стран Балтии. «Партнерство во имя мира», которое было принято 10 января 1994 года на конференции НАТО в Брюсселе, натолкнулось на сильное русское предубеждение относительно расширения альянса на восток. Однако во время своей поездки в Европу, в июле 1994 года, и позже, Клинтон неоднократно заявлял, что вступление государств Центральной и Восточной Европы в НАТО является не вопросом «вступать ли», а единственно вопросом «когда» и «как». Отказом Белоруссии, Казахстана и Украины от ядерного оружия, Клинтон добился важного частичного успеха в своих намерениях предотвратить расширение круга ядерных держав. После того, как летом 1994 года возникло значительное напряжение отношений между Вашингтоном и Пхеньяном, из-за ядерных амбиций Северной Кореи, коммунистическая страна пошла на уступки и пообещала в перспективе «заморозить» атомную программу. Стремления различных стран - среди них Иран, Ирак и Ливия - к собственной атомной бомбе и другим видам оружия массового уничтожения, относился к первостепенным задачам Клинтона в области международного положения. К счастью, президенту не пришлось заниматься международными кризисами в крупных масштабах. Как при событиях в Сомали, так и при попытке решения конфликта в Боснии - Герцеговине он заслужил мало аплодисментов. Переговоры с Кубой о сдерживании драматически возросшего летом 1994 года числа беженцев были, напротив, успешными. На Гаити администрации Клинтона удалось с помощью военного нажима и дипломатического посредничества восстановить свергнутого путчистами президента Аристида, однако при этом, Клинтон не произвел убедительного впечатления как специалист по устранению кризиса. Американские солдаты, высадившиеся в конце сентября в островном государстве, должны были быть заменены в течение 1995 года миротворческими войсками ООН. Хотя Клинтон может предъявить значительный положительный итог внутренней политики, ему не удалось использовать эти успехи для личной популярности. На промежуточных выборах 8 ноября 1994 года, американские избиратели дали президенту и демократической партии почти беспримерный отпор. В обеих палатах, сенате и палате представителей, республиканцы добились удобного большинства впервые з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|