Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные методы поддержки предпринимательства




Современным методам поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предшествовало принятие ряда законов в данном направлении. В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

* формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

* создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

* введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

* поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

* организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий[3].

В условиях кризиса поддержка малого и среднего предпринимательства имеет очень большое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для смягчения кризисных последствий в социальной сфере.

Среди наиболее важных новых «денежных» мер в рамках Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать выделение грандов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По оценкам, на эти цели может быть израсходовано до 4,5 млрд. руб., а гарантированную поддержку получают около 15 тыс. начинающих предпринимателей. В целом указанную меру эксперты оценивают положительно, но максимальная сумма гранда начинающему предпринимателю (300 тыс. руб.) значительно ниже необходимой для запуска бизнеса.

Значительное число мер по поддержке малого бизнеса сопряжено с проведением конкурсного отбора, иногда двухэтапного. Это, во-первых, делает данные меры менее оперативными, а во-вторых, их результативность начинает зависеть от четкости критериев отбора и эффективности контроля.

В качестве наиболее оперативной антикризисной меры в сфере поддержки малого бизнеса можно рассматривать предоставление регионам права снижать 5 % налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом расходов. Но эта мера не лишена существенных недостатков. В силу жестких ограничений бенефициарами в действительности выступают микропредприятия. Кроме того, большинство работающих по упрощенному режиму фирм используют единую ставку 6% от доходов. Также далеко не все регионы поспешили воспользоваться данной возможностью.

Значимыми могут стать «не денежные» институциональные меры, связанные с обеспечением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при закупке товаров субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а так же муниципальным заказам, но при условии обеспечения реальной конкуренции и прозрачности таких закупок.

В целом совокупность антикризисных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства не противоречива и стимулирует развитие этого сегмента экономики. Вместе с тем многие меры недостаточно оперативны и окажут эффект только через некоторое время, что не позволяет высоко оценить их эффект в острой фазе кризиса. Однако они помогут экономике быстрее восстановиться после прохождения нижней точки кризиса [7, С. 34].

Наиболее эффективные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование принятия большого числа решений. В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных регионов по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Отметим, что большинство мер, декларируемых с позиции поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлены на поддержку малого бизнеса. Кроме того, наметился определенный сдвиг от поддержки инновационных малых фирм к поддержке малого бизнеса в целом.

Глоссарий

   
№ п/п Понятие Определение  
1. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.  
2. Государственное регулирование система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей осуществляемых органами государственного управления.  
3. Антимонопольное законодательство совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену  
4. Валютные ограничения система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.  
5. Патент охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Роспатент.  
6. Денежная политика в широком значении этот термин означает любое направление политики, связанное с объемом или использованием денежной массы в обращении. Денежная политика означает и целенаправленное формирование полномочий органов контроля над денежным обращением страны относительно контроля над кредитными операциями, осуществляемыми через центральный банк.  
7. Налоговая система совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.  
8. Лицензирование процесс выдачи специального разрешения (лицензии).  
9. Тарифная политика принципы и методики определения цен (и тарифов) на товары и услуги.  
10. Малый бизнес (или малое предпринимательство) сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.  
11. Бенефициар выгодоприобретамтель (также бенефициарий, бенефициар от фр. benefice -- прибыль, польза) -- физическое или юридическое лицо, которому предназначен денежный платёж, получатель денег.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...