Современные методы поддержки предпринимательства
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Современным методам поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предшествовало принятие ряда законов в данном направлении. В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день. 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства: * формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; * создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
* введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; * поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами; * организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий[3]. В условиях кризиса поддержка малого и среднего предпринимательства имеет очень большое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для смягчения кризисных последствий в социальной сфере. Среди наиболее важных новых «денежных» мер в рамках Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать выделение грандов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По оценкам, на эти цели может быть израсходовано до 4,5 млрд. руб., а гарантированную поддержку получают около 15 тыс. начинающих предпринимателей. В целом указанную меру эксперты оценивают положительно, но максимальная сумма гранда начинающему предпринимателю (300 тыс. руб.) значительно ниже необходимой для запуска бизнеса. Значительное число мер по поддержке малого бизнеса сопряжено с проведением конкурсного отбора, иногда двухэтапного. Это, во-первых, делает данные меры менее оперативными, а во-вторых, их результативность начинает зависеть от четкости критериев отбора и эффективности контроля. В качестве наиболее оперативной антикризисной меры в сфере поддержки малого бизнеса можно рассматривать предоставление регионам права снижать 5 % налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом расходов. Но эта мера не лишена существенных недостатков. В силу жестких ограничений бенефициарами в действительности выступают микропредприятия. Кроме того, большинство работающих по упрощенному режиму фирм используют единую ставку 6% от доходов. Также далеко не все регионы поспешили воспользоваться данной возможностью.
Значимыми могут стать «не денежные» институциональные меры, связанные с обеспечением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при закупке товаров субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а так же муниципальным заказам, но при условии обеспечения реальной конкуренции и прозрачности таких закупок. В целом совокупность антикризисных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства не противоречива и стимулирует развитие этого сегмента экономики. Вместе с тем многие меры недостаточно оперативны и окажут эффект только через некоторое время, что не позволяет высоко оценить их эффект в острой фазе кризиса. Однако они помогут экономике быстрее восстановиться после прохождения нижней точки кризиса [7, С. 34]. Наиболее эффективные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование принятия большого числа решений. В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных регионов по поддержке малого и среднего предпринимательства. Отметим, что большинство мер, декларируемых с позиции поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлены на поддержку малого бизнеса. Кроме того, наметился определенный сдвиг от поддержки инновационных малых фирм к поддержке малого бизнеса в целом. Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|