Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок 1.Управленческий блок




«Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение»; «Управление изменениями»; «Управление качеством», «Исследование систем управления», «Стратегический менеджмент»; «Методы принятия управленческих решений»; «Управление человеческими ресурсами»; «Управление инновациями»; «Управление проектами»

 

№ п/п Вопрос экзамена Формируемые профессиональные компетенции (ПК)
Теория менеджмента: история управленческой мысли
1. Эволюция науки управления и концепций менеджмента Одномерные школы управленческой мысли: научного управления, классическая (административная) школа, человеческих отношений и поведенческие науки.
2. Менеджмент: методология и организация, современные тенденции развития менеджмента в России. Сущность и цели управления. Менеджмент как особый вид управления: основные черты, направления, организационный механизм. Синтетические школы менеджмента: системный, процессный, ситуационный. Современные методологические подходы. Концепция развития российского менеджмента: особенности, перспективы, проблемы.
3. Организация как социотехническая система, менеджерский анализ ее внутренней и внешней среды. Принципы построения структуры организации. Природа организации, ее функции и цели. Типология организаций. Взаимодействие организации со средой: “открытые” и “закрытые” организации. Факторы воздействия внешней среды на организацию. Внутренние переменные организации, их характеристика и взаимосвязь. Принципы построения структуры организации. Разделение труда, сочетание полномочий и ответственности. Типы организационных структур.
4. Интеграционные процессы в менеджменте, принятие решений и коммуникации. Управленческие решения: сущность, содержание, виды решений, факторы повышения качества решений. Типовая модель принятия управленческих решений. Методы принятия решений. Коммуникации в менеджменте. Элементы коммуникационных сетей, виды коммуникаций. Современные информационные технологии в управлении.
5. Функции менеджмента, их характеристика и взаимосвязь; планирование, организация, контроль, мотивация и руководство. Методологический подход к содержанию функций управления. Природа и классификация функций, их особенности и взаимосвязь в управленческом цикле. Целеполагание в процессе менеджмента. Функция организации в механизме менеджмента. Организациное проектирование. Сущность и формы внутрифирменного контроля. Характеристика эффективного контроля. Мотивация и стимулирование деятельности в менеджменте. Сочетание централизации и децентрализации в управлении.
6. Факторы формирования и развития организационной культуры в организации. Социальная ответственность и этика организации. Роль организационной культуры в системе менеджмента. Факторы формирования и развития культуры организации. Национальное в организационной культуре. Элементы культуры организации. Взаимосвязь культуры и стратегии организации. Социальная ответственность и этика современной организации.  
7. Персонал менеджмента. Власть и лидерство в менеджменте, современный стиль управления.. Власть и партнерство в управлении, формы власти. Концепции лидерства. Понятие и классификация типов руководства. Управленческая этика. Персонал менеджмента фирмы. Модель менеджера, профессионально-нравственные качества. Функции менеджера.  
8. Формирование группового поведения в организации.   Особенности формирования и управления группой в современной организации. Общее понятие группы. Типология групп. Характеристика группы: размер, состав, структура, культура (этика) группы, совместимость, групповая мотивация. Формальные и неформальные группы, их значимость и взаимодействие. Роль лидера в группе. Этапы развития группы, их характеристика. Особенности формирования и управления группой. Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
Управление изменениями
9. Управление изменениями в организации. Современные тенденции развития организации. Типы изменений в организации. Стили проведения изменений. Формы проявления сопротивления работников изменениям. Методы преодоления сопротивления организационным изменениями.  
Управление качеством
  10. Квалиметрия, ее роль в управлении качеством. Показатели и методы оценки уровня качества продукции и услуг. Понятие «квалиметрия». Квалиметрия как отрасль науки, ее роль в управлении качеством. Понятие «уровень качества продукции (услуг)». Показатели качества продукции. Показатели качества услуг. Дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества. Использование методов оценки уровня качества в практике управления качеством.
Исследование систем управления
  Методологические аспекты исследования систем управления. Роль и значение системных исследований. Системы как объект исследования. Особенности моделирования и экспериментирования в исследовании систем управления. Основные методологические подходы к исследованию. Системный анализ как основа исследования. Методы и модели системных исследований.
  Процесс исследования систем управления. Планирование и организация исследования. Формализованные и неформализованные процедуры исследования. Оценка результатов исследования. Внедрение результатов исследования в практику управления.
Стратегический менеджмент
  Этапы стратегического менеджмента Стратегия предприятия, бизнеса. Стратегическое управление. Понятие управление. Предмет теории стратегического управления. Процесс стратегического менеджмента. Стратегическая позиция.
  Базовые стратегии организации: понятия и методы выбора Стратегия низкоценового лидерства. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки. Основные характеристики базовых стратегий. Вертикальная интеграция. Связанная диверсификация. Несвязанная диверсификация. Стратегии концентрированного роста. Стратегия усиления позиции на рынке. Стратегия развития рынка. Стратегия развития продукта. Стратегии интегрированного роста. Стратегия обратной вертикальной интеграции. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. Стратегии диверсифицированного роста. Стратегия центрированной диверсификации. Стратегия горизонтальной диверсификации. Стратегия конгломеративной диверсификации. Стратегия ликвидации. Стратегия «сбора урожая». Стратегия сокращения. Стратегия сокращения расходов.
Методы принятия управленческих решений
  Методология и организация разработки и принятия управленческих решений. Место решения в процессе управления. Особенности управленческих решений. Классификация решений. Методологические основы разработки управленческого решения. Организационные аспекты разработки и принятия управленческих решений. Контроль решений и ответственность. Оценка эффективности решений.
16. Технология разработки и принятия управленческих решений. Моделирование процесса принятия решений. Основные стадии процесса разработки, принятия и реализации решений. Методы разработки решений. Оптимизация решений.
17. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Виды инвестиций. Значение временной стоимости денег для анализа инвестиций. Методы оценки инвестиционных проектов. Метод NPV, IRR. Период возврата. Метод срока окупаемости.
18. Управление качеством: сущность, принципы и основные методы. Понятие «управление качеством». Значение управления качеством. Общие и общесистемные принципы управления качеством. Общие функции управления качеством. Элементы системы качества. Специальные принципы управления качеством. Условия и факторы, влияющие на функционирование системы качества. Компоненты и звенья механизма управления качеством. Роль и классификация методов управления качеством. Экономические методы. Организационно-распорядительные методы. Социально-психологические методы. Технологические методы. Экспертные методы в управлении качеством.
Управление человеческими ресурсами
19. Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб. Понятие персонала. Персонал как объект менеджмента. Эволюция взглядов на управление человеческими ресурсами. Современные тенденции управления персоналом в рыночной экономике: зарубежный и отечественный опыт. Цели и функции управления персоналом. Система методов управления персоналом, их классификация, области применения и взаимосвязь. Роль кадровой службы и ее место в структуре организации. Виды организационных структур управления персоналом.  
20. Планирование и механизм реализации кадровой политики организации. Сущность кадровой политики организации. Роль и место кадрового планирования в стратегии организации. Методы прогнозирования и планирования потребности в персонале. Этапы планирования потребностей в персонале. Организация найма персонала. Внутренние и внешние источники набора, их преимущества и недостатки. Цели, формы, методы и критерии отбора персонала.
21. Оценка результативности труда работников. Сущность и цели деловой оценки. Формы и методы оценки персонала. Нормативные основы и технология проведения аттестации руководителей и специалистов. Психологические аспекты проведения аттестации работников в организации.
22. Развитие и обучение персонала организации. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: цели, формы, содержание. Методы развития персонала вне- и внутри организации. Концепция непрерывного профессионального образования. Понятие карьеры, ее стадии и методы планирования.
23. Мотивация и стимулирование труда персонала. Характеристика основных содержательных и процессуальных теорий мотивации и их использование в деятельности современной организации. Сущность мотивации и стимулирования труда. Мотивационный процесс. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Практическое использование теорий мотивации.
Управление инновациями
  24. Инновационный менеджмент и его связь с экономическими процессами. Экономический рост, динамические характеристики развития и инновация. Понятие инновационного менеджмента, связь с другими научными дисциплинами. Этапы развития инновационного менеджмента. Цели инновационного менеджмента. Инновационный процесс, его виды и этапы.    
  25. Инновационные организации и управление ими. Понятие инновационной фирмы. Классификация инновационных организаций Инновационный потенциал компании и возможности его оценки. Типы инновационного поведения фирмы: эксплерент, коммутант, виолент, патиент. Венчурный бизнес. Персонал научных организаций, его виды. Инновационный менеджер на современном предприятии: определение, основные требования, цели деятельности.
  Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности. Рынок новшеств и его правовая поддержка. Государственное регулирование инноваций: общемировые тенденции и опыт США, Японии, стран Евросоюза. Государственная инновационная политика в России: направления, методы, условия реализации. Понятие интеллектуальной собственности, виды объектов интеллектуальной собственности.
Управление проектами
27. Управление проектами в современном обществе   Понятие, виды, признаки и состав проекта. Цели проекта. Необходимость управления проектами. Назначение и эффективность управления проектами. Результат проекта. Принципы и методы управления проектом. Принципы взаимодействия участников проекта. Экономические, социально-психологические и организационные методы управления проектом. Понятие жизненного цикла проекта и его фазы. Взаимосвязь жизненных циклов проекта, продукта и организации. Понятие окружения проекта, «ближнее» и «дальнее» окружение проекта. Факторы влияния окружения на проект.
28. Разработка концепции проекта   Инвестиционный замысел (идея) проекта. Предварительная проработка целей и задач проекта. Осуществимость проекта, критерии оценки. Ходатайство (декларация) о намерениях. Роль начальной (прединвестиционной) фазы проекта. Проектный анализ. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта. Технико-экономическое обоснование проекта.
29. Управление жизненным циклом проекта   Характеристика основных этапов жизненного цикла проекта. Инициация проекта. Содержание проекта и продукции проекта. Контроль содержания проекта. Методы мониторинга и анализа содержания проекта. Использование моделей содержания проекта. Дерево целей и задач. Структурное разбиение (структурная декомпозиция) работ. Методы выявления и преодоления конфликтности целей. Структура продукции проекта. Управление изменением содержания проекта. Развивающиеся и открытые проекты. Применение функционально-стоимостного анализа при управлении содержанием на стадии реализации проекта. Планирования проекта, понятие и уровни. Разбиение работ, назначение ответственных, определение основных вех. Определение времени проекта. Детальное и сетевое планирование, их связь. Диаграмма Ганта. Ресурсное планирование. Документирование плана проекта.
30. Управление реализацией и завершением проекта   Состав подсистем управления реализации проекта. Особенности подсистем управления проектом на стадии его реализации. Процессный подход – термины и определения. Состав процессов реализации проектов. Особенности процессов контроля на стадии реализации. Прогнозирование хода реализации проекта. Основы планирования и выполнения корректирующих и предупреждающих мероприятий. Анализ выполнения планов. Принятие управленческих решений. Отчетная документация, ее место в управлении реализацией проекта. Принципы управления стоимостью проекта. Методы и средства мониторинга и контроля выполнения работ. Метод освоенного объема. Отчетность и анализ результатов работ. Методы принятия решений по отклонениям. Прогнозирование реализации проекта. Корректирующие и предупреждающие мероприятия. Цели и задачи контроля и регулирования проекта. Мониторинг работ по проекту. Управление изменениями. Завершение проекта. Пусконаладочные работы. Приемка объектов в эксплуатацию. Закрытие и выход из проекта. Организация проведения экспертизы и сдачи проекта (продукции проекта). Подготовка кадров для эксплуатации. Выявление и завершение невыполненных обязательств. Паспортизация проекта. Проверка итоговой отчетности.
31. Организационная структура проекта   Понятие и определения субъектов управления проектами. Состав участников проекта, их роль и функции. Руководитель проекта. Проекты в различных организационных структурах. Общие принципы построения организационных структур управления проектом. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта. Содержание проекта. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами. Управление коммуникациями проекта. Основы управления коммуникациями. Обеспечение работы систем передачи информации. Понятие офиса проекта и основные принципы его проектирования. Организация офиса проекта. Виртуальный офис. Развитие структур проектного офиса. Мультипроектное управление и проектный офис. Основные функции проектного офиса. Виды проектных офисов. Проектный офис, центр управления проектами и центр совершенства. Организация и функционирование проектного офиса.
32. Управление командой проекта   Общие основы управления командой проекта. Проектный менеджмент. Классификация команд. Формирование команды и ее развитие в ходе проекта. Документальное обеспечение управления кадрами. Кадровое планирование и управление карьерой. Организационная культура проекта. Методы разрешения конфликтов. Анализ и оценка эффективности деятельности команды. Мотивация командной работы. Кадровые изменения в ходе реализации проекта. Аттестация персонала. Организация переговоров и совещаний. Особенности управления расформированием команды проекта.
33. Управления финансами и контроль стоимости проекта   Цели и задачи финансирования проекта. Источники финансирования. Организация проектного финансирования. Принципы проектного финансирования. Особенности проектного финансирования в развитых странах. Основные понятия управления стоимостью проекта. Оценка стоимости на протяжении проектного цикла. Использование бюджета и сметы на стадии реализации проекта. Методы и средства контроля стоимости проекта. АВС-методы учета и контроля стоимости. Отчетная документация и ее роль в контроле стоимости проекта. Система бухгалтерского и управленческого учета. Прогнозирование отклонений стоимости проекта. Корректирующие и предупреждающие мероприятия. Управление финансами проекта. Управление денежными средствами проекта. Оперативное бюджетирование проекта. Контроль реализации финансовых схем проекта. Контроль платежной дисциплины. Контроль за оперативными финансовыми результатами проекта. Проведение аудита проекта.  
34. Менеджмент качества проекта   Основы современного менеджмента качества проекта. Системы менеджмента качества. Особенности управления качеством проекта. Процессы управления качеством на стадии реализации проекта. Методы и средства управления качеством проекта. Оценка качества и статус контроля и испытаний. Прослеживаемость продукции проекта. Сертификация продукции. Стандарты ИСО 9000: 2000. Контроль и обеспечение качества проекта. Классификация видов контроля. Входной, промежуточный и результирующий контроль. Организация проведения контрольных мероприятий. Документация по качеству. Прогнозирование состояния качества проекта.  
35. Управление ресурсным обеспечением проекта   Основные понятия управления материально-техническим обеспечением проекта. Классификация ресурсов. Управление закупками и поставками. Управление комплектацией. Приемка материально-технических ресурсов. Количественные методы управления запасами. Документальное обеспечение управления материально-техническим обеспечением. Управление контрактами на стадии реализации. Элементы претензионной работы. Закрытие контрактов. Современная концепция маркетинга в управлении проектами. Разработка маркетинговой стратегии проекта. Программа, бюджет маркетинга проекта. Реализация маркетинга проекта. Торги и контракты, их классификация. Порядок проведения подрядных торгов. Разработка тендерной документации. Классификация претендентов. Процедура торгов и утверждение их результатов. Договоры и контракты, их классификация.
36. Управление рисками проекта   Риск и неопределенность проекта. Классификация рисков Организация работ по управлению рисками. Анализ и оценка текущих рисков. Методы управления рисками. Диверсификация рисков. Страхование рисков. Резервирование, хеджирование, гарантии, лимитирование, залог. Корректирующие и предупреждающие мероприятия по снижению неблагоприятных последствий рисковых событий. Метод критических цепочек.
37. Программное обеспечение проекта   Информационные технологии управления проектом, особенности использования на стадии реализации. Программное обеспечение разработки проекта, как основа планирования и контроля. Программное обеспечение мониторинга и контроля реализации проекта. Программное обеспечение командной работы. Использование Internet-технологий в управлении реализацией проекта. Технологии multi-media в управлении реализацией проекта. Внедрение информационных систем управления проектом.
38. Современное состояние управления проектами   Управление проектами как специальная область профессиональной деятельности. Современная концепция управления проектами. Краткая характеристика истории текущего состояния управления проекта в России и за рубежом. Проблемы, результаты и перспективы развития. Профессиональные организации по управлению проектами. Национальные ассоциации управления проектом, Международная ассоциация управления проектом.
         
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...