Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ
Исследование было проведено в форме наблюдения за танцевальной деятельностью детей в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет" и в школе искусств №29. В качестве объекта исследования были выбраны дети второго года обучения технике "джаз-модерн" в возрасте 5 - 6 лет. Программа обучения предполагает 2 занятия в неделю по 1,5 часа. Наблюдение проводилось с целью выявления творчества у детей на занятиях оп хореографии. В общей сложности было просмотрено 24 занятия. По итогам наблюдения в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет" можно отметить, что форма построения занятий и их содержание практически не оставляют свободы для творческой самореализации детей. Занятия построены однотипно, и обучение носит традиционный характер. Содержание обучение - работа над техникой, разучивание танцевальных комбинаций. Метод обучения - репродуктивный (показ - повтор). Структура построения занятия: разминка аэробического типа; изучение технических элементов танца - показ движений педагогом, повторение учениками; разучивание танцевальных последовательностей, предложенных педагогом; самостоятельное воспроизведение разученного материала. Таким образом, наблюдение позволило сделать следующие выводы: деятельность учеников на занятии носит репродуктивный характер и заключается в механическом запоминании предложенного материала с последующим его воспроизведением; ориентация обучения - на накопление технических знаний, умений и навыков посредством информативной передачи, практического закрепления и воспроизведения; преобладание коллективных (фронтальных) форм обучения, т.е. приоритет коллективного результата по отношению к индивидуальным возможностям личности обучаемых;
ученик является объектом обучения, его инициативность и творчество остается невостребованным; внимание детей большую часть времени сосредоточено во вне (на педагоге), а не на внутренних ощущениях и осознании собственного тела и движений. В результате идет механическое заучивание без понимания природы и смысла движений. Непластичность проявляется: в изменении напряжения при повышенном старании правильно выполнять задания; в движениях детей не хватает свободы и естественности, они слишком озабочены проявлением внешней формы; в низком уровне осознанности движений и скованности при взаимодействии; в плохой концентрации и высокой отвлекаемости детей, плохой ориентации в пространстве. Наблюдение занятий детей школы искусств №29 позволило отметить следующее. Воспитание и развитие в танцевальном творчестве происходит с учетом многогранности танца с использованием различных игровых приемов, которые позволяют разнообразить структуру и содержание занятия. Структура занятия: разминка с использованием различного фольклорного творчества, как правило, прибауток и скороговорок; изучение технических элементов танца с использованием игровых приемов; разучивание танцевальных последовательностей; игровые моменты; самостоятельный поиск движений. Введение игровых форм с элементами фольклора и собственно игр в процесс обучения танцевальному творчеству позволяет создать ту мотивационную базу, без которой такое творчество невозможно. Актуальность и целесообразность широкого использования народных игр в рамках личностного развития обусловлена тем, что игра полифункциональна по своей природе, за счет чего она выполняет несколько функций. Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения детьми школы искусств происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Различия в методике обусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением, объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей. Если, например, начало объясняется детям педагогом, то характерные движения пляшущих персонажей дети ищут сами, прислушиваясь к музыке и литературному тексту (если он есть). В несюжетных музыкальных играх движения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ и объяснение. Однако, несмотря на зафиксированность некоторых движений, такие игры разучиваются и по-другому. Прежде всего, дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, форму произведения. Обычно движение меняется в соответствии с частями, музыкальными предложениями и фразами. Различение происходит чаще всего в игровой форме: дети движениями (хлопки, притопывание, помахивание, повороты кистей, подъем и опускание рук и ног) отмечают смену частей и фраз. Педагог предлагает им придумать, как можно двигаться под музыку, попробовать варианты движений. При подобной методике дети не просто заучивают последовательность движений, но и усваивают навыки активного восприятия музыки, способы самостоятельных действий. Разучивание танцев происходит тем же путем. Но если в танце есть незнакомые детям танцевальные движения или элементы, то они разучиваются при показе педагога. Дети любят выполнять творческие задания: они сами ищут способы выражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения. Педагог школы искусств дает детям возможность проявить свое творчество в движениях, инсценировках песен.
Итак, после наблюдения различных занятий в хореографической студии и школе искусств можно выделить следующее: форма организации танцевальной деятельности в хореографической студии, направленная на формирование технических навыков не способна обеспечить гармоничного развития ребенка и не развивает его творческие способности; для того, чтобы танцевальная деятельность стала развивающей и творческой, необходимо обогатить ее продуктивными и игровыми формами деятельности с использованием различных фольклорных видов; танцевальная деятельность детей в школе искусств направлена, в первую очередь, на осознание детьми свого внутреннего мира, на формирование творческой и гармоничной личности; нелишне будет обратить внимание, что использование различных малых форм фольклора помогает детям в этом, так как именно эти произведения способны детей сопереживать, радоваться и испытывать другие чувства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|