Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора




 

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал

танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить "душой исполненный полет", в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть26.

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных творческих условий обучающей среды.

Для достижения такой деятельности необходимо:

1. Глубокое знание физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.

2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.

3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:

духовное развитие невозможно без развития телесного,

семантика тела является ключом к бессознательному,

развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание,

освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.

4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении.

5. Важность индивидуального подхода, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает.

6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.

7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения - словесных, наглядных, практических - распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы - поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.

8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:

самостоятельная работа и специально организованная;

коллективная и индивидуальная деятельность.

9. При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.

10. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

Состоявшаяся творческая личность - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности.

Таким образом, для сознания условий полноценного творческого развития ребенка в танце, необходима работа педагога на трех уровнях:

техника;

творчество;

система ценностей.

1 уровень - развитие техники:

развитие физических данных - гибкости, силы, формы, выносливости и т.д.;

освоение "языка танца" через обучение разнообразным техникам - модерн, джаз, классический танец, народный танец, контактная импровизация и т.д.

При работе на этом уровне задача педагога - научить ребенка точным движениям и точному восприятию через передачу опыта и целенаправленного обучения. Задачи этого уровня решаются на уроках хореографии, где ребенок имеет возможность расширить технический арсенал своих движений, улучшить свои технические параметры.

2 уровень - развитие творческих способностей включает:

творческое исследование своего тела и его возможностей, поиск своей индивидуальной пластики;

поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве;

исследование различных способов взаимодействия в группе, в различных условиях;

формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его реализации на основе различных фольклорных произведений;

развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в движении.

Задачи этого уровня решаются в рамках занятий по импровизации, контактной импровизации, композиции, а также в рамках занятий техникой reliz. При работе на втором уровне широко используются творческие задания с использованием различных произведений фольклора, где результат заранее неизвестен ни ребенку, ни педагогу. Педагог должен подвести ребенка к самостоятельному исследованию и поиску. Занятия этого уровня требуют от ребенка творческого понимания, его активное включение в общение с самим собой, с другими, с пространством.

3 уровень - развитие системы ценностей - состоит из:

развитие духовной сферы ребенка;

родственное отношение к окружающему;

воспитание свободы и ответственности;

воспитание характера и мотивационной сферы;

развитие способности к синергетической коммуникации.

Задачи этого уровня решаются в процессе открытого и доверительного общения педагога и ребенка. Здесь решающее значение имеет личность педагога, его человеческие качества. При работе с этим уровнем задачей педагога является создание особого, доверительного, психологического климата в отношениях с детьми и создание специальных творческих условий, которые бы стимулировали и закрепляли ценностное отношений к миру.

Таким образом, обучение танцевальной деятельности не может отводиться лишь к освоению техники танца, если мы хотим развить действительно творческую личность. Только подчиняясь второму и третьему уровню, первый становится компонентом творческих способностей. Определяющим является третий уровень, так как от личности педагога и качества его общения и взаимодействия с детьми зависит успех работы на втором уровне, а без осознанности, которую дает второй уровень, освоение техники способно принести больше вреда, чем пользы.

Заключение

 

Проведенное психолого-педагогическое исследование позволяет сделать следующее заключение.

Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что занятия, которые проводились с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие и танцевальной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.

Танец содержит в себе огромное количество возможностей для раскрытия творческих способностей личности, для ее духовного роста, через раскрытие ее природной сущности. Танец - это действенный способ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития.

Хореография как способ организации танцевальной деятельности не может обеспечить полноценного творческого развития личности занимающихся, так как ориентированна в основном на овладение техникой танца, на внешний результат, на зрелищность. В основе ее лежит репродуктивная деятельность по воспроизводству заданных движений и комбинаций.

Если целью воспитания является развитие личности и ее творческих способностей, то эта цель требует пересмотра существующей системы организации танцевальной деятельности детей.

Ориентация на продуктивные формы при организации танцевальной деятельности позволяет создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка.

Танцевальная импровизация как вид творческой деятельности содержит в себе все богатство возможностей для полноценного творческого развития, так как в ее основе лежат такие принципы как свобода, творчество, индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность, гармония. Танцевальные импровизации одновременно являются исследованием, игрой и творчеством, таким образом, она содержит в себе все основные продуктивные методы развития личности ребенка.

Список литературы

 

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

3. Гоголь Н.В. Петербургских записки 1836 года. // Избр. сочинения. - М.: Литература, 1985. - Т.2. - 402с.

4. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

5. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 159с.

6. Ильенков Э.В. Сочинение танца. - М.: Прогресс, 1997. - 276с.

7. История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение, 1995. - 368с.

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - 228с.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

11. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224с.

12. Рождественская В.И., Радина Е. И Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - с. - 319-331.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с.

14. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

15. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994. - 208с.

1 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 1957. – 224с.

2 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 18-19.

3 Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. – М.: Юнвес, 2000. – с.-22.

4 Цит. по: Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 45.

5 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-16.

6 Там же. – с.-42.

7 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 1957.

8 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. – с.-12.

9 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-53.

10 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.-85.

11 Там же. – с.- 125-126.

12 Детская литература. / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1985. – с.-20.

13 Рождественская В.И., Радина Е.И Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – с.- 319.

14 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 68.

15 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 55.

16 Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -с. – 458.

17 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – с.- 99.

18 Там же. – с.- 127.

19 Цит. по: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – с.- 136-137.

20 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - с.-208.

21 История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. – М.: Просвещение, 1995. – с.-13.

22 Гоголь Н.В. Петербургских записки 1836 года. // Избр. сочинения. – М.: Литература, 1985. – Т.2. – с.-201.

23 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – с.-286.

24 Ильенков Э.В. Сочинение танца. – М.: Прогресс, 1997. – с.- 29.

25 Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – с.-85.

26 Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Время, 1994. – с.-65.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...