Диагностика классического аутизма (РДА).
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание. Введение 3 1. Аутизм 4 2. Диагностика классического аутизма 6 3. Клинико-психологическая диагностика РДА 9 4. Коррекционная работа с аутичными детьми 13 4.1. Уровни воздействия на структуру личности ребенка с расстройством аутистического спектра. 14 4.2. Методы и методики коррекционного воздействия 17 4.3. Психокоррекционные занятия с группой детей 20 4.3.1. Развитие функций речи 28 Заключение 31 Список литературы 32 Приложение 1. 33
Введение. В связи с возникшим запросом общества на введение в образовательное пространство категории детей, ранее признаваемых не обучаемыми, актуальным становиться вопрос диагностики, коррекции и последующей социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра. Это в свою очередь требует научного обоснования и разработки методов дифференциальной диагностики и психокоррекционной работы с данными детьми. Решение этих задач связано с исследованием особенностей психического развития, физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра, а также с разработкой и практическим применением коррекционных программ. [7]
Аутизм. Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. [1] Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. [2] Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1943 г., в 1944 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм). Аутизм, согласно принятой Международной классификации болезней (МКБ-10), не является заболеванием, а представляет собой группу расстройств развития, которая затрагивает все сферы психики. Как правило, аутизм проявляется в возрасте до трех лет. В международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся: ü детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера), ü атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1), ü синдром Ретта (F84.2), ü синдром Аспергера – аутистическая психопатия (F84.5). Расстройства аутистического спектра – это комплекс расстройств развития нервной системы, который проявляется на физическом и социальном уровнях. Генетическая расположенность и воздействия окружающей среды – факторы, при взаимодействии которых возникает клиническое пространство, определяемое как расстройства аутистического спектра (РАС). Понятие «аутистический спектр» (Wing, 1988) отражает вариативный характер клинической картины аутизма – одно и то же нарушение может проявляться как у различных людей, так и у одного и того же человека, различным образом, в зависимости от интеллектуальных способностей и возраста. [7]
В 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. Согласно данным статистического сборника «Дети в России» 2009 года Федеральной Службы Государственной Статистики и ЮНЕСКО, в 2008-2009 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.[8]
Диагностика классического аутизма (РДА). Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), выделяются следующие диагностические критерии аутизма: 1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: ü неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию; ü неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками; ü отсутствие социо-эмоциональной зависимости, что проявляется нарушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; ü отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми. 2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: ü задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления); ü относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития); ü повторяющаяся и стереотипная речь; ü отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр. 3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей: ü поглощенность стереотипными и ограниченными интересами; ü внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам;
ü стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы; ü повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации). Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу. В дальнейшем основными критериями болезни являются: ü отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими; ü отгороженность от внешнего мира; ü слабость эмоциональных реакций; ü недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы; ü недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители; ü фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового); ü однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов). Следует отметить, что одним из самых существенных симптомов является изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловнорефлекторных реакций - ориентировочных, пищевых, самозащиты и др. Отсутствие этих реакций, всегда, как известно, очень четко направленных, делает поведение детей амофорными, хаотичными, дезорганизованными, а их самих - практически беззащитными и беспомощными. Естественно, что такая изначальная, часто врожденная недостаточность безусловнорефлекторного фонда, важнейших стволовых аппаратов, возможно, ретикуляторной формации не может не отразится отрицательно на формировании корковой деятельности. Кора головною мозга у этих детей неплохо, но пассивно регистрирует и запечатлевает все, что случайно попадает в их поле зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Отсюда грубые нарушения внимания, склонность "невидящим" взглядом скользить без интереса по окружающим лицам и предметам, бесцельные движения, длительная неспособность овладеть навыками самообслуживания и главное - длительная задержка формирования самосознания, комплекса "Я", что сказывается в склонности говорить о себе в третьем лице, в подражательности речи и действий и др. Важно еще раз подчеркнуть, что при настойчивой стимуляции удается заставить этих детей "собраться", "мобилизоваться" и дать более или менее правильные ответы на вопросы или проявить более или менее адекватные эмоциональные реакции. Вполне вероятно, что в коре головного мозга этих детей на фоне экспериментально установленного преобладания тормозного процесса имеются гинноидные фазы - парадоксальная и ультрапарадоксальная (Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н.). По-видимому, в связи с этим малодейственны любые сильные раздражители реальной обстановки и весьма активны следы прошлых впечатлений и восприятии, имитирующие "отгороженность", "аутизм" и др. [4]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|