Анализ денежных доходов населения в странах трансформационной экономики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение . Социальная политика: содержание, принципы, направления, модели . Анализ денежных доходов населения в странах с трансформационной экономикой . Направления и пути реализации социальной политики в Республики Беларусь Заключение Список использованных источников Введение
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путём проведения социальной политики. Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определённую меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоёв населения.
Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. [3, стр. 385] Поэтому тема данной курсовой работы: «Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики» является в настоящее время актуальной. Целью курсовой работы является изучение теоретических основ социальной политики и основных механизмов её реализации на практике в Республике Беларусь. Объект - социальная политика государства в условиях трансформационной экономики. Предмет - особенности социальной политики, её содержание, принципы, направления, модели. Задачами исследования являются: выяснить сущность социальной политики, её содержание, принципы, направления, модели; проанализировать денежные доходы населения в странах с трансформационной экономикой; проанализировать направления и пути реализации социальной политики в Республики Беларусь. При написании курсовой работы использовался широкий круг периодической литературы. В частности, следует отметить такие источники как статью «Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.», в которой описаны основные задачи и пути решения социально-экономического развития Республики Беларусь. Так же следует отметить статью Щёткиной М.А. «Итоги работы системы министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году и задачи на 2010год.», в которой осуществлён анализ денежных доходов белорусских граждан.
1. Социальная политика: содержание, принципы, направления, модели
Под социальной политикой понимают комплекс мер государства, направленных на обеспечение благоприятных условий труда, жизни и всестороннего развития членов общества. Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что рыночный механизм гарантирует высокий жизненный уровень лишь тем, кто более способен, образован, физически крепок и т.д. Однако в обществе есть люди, которые по объективным причинам не могут обеспечить себе даже минимальный уровень благосостояния. Это - дети-сироты, старики, безработные и др. Они должны быть защищены государством. Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества. Основными задачами социальной политики являются: обеспечение социальной защиты беднейшим слоям населения через оказание им материальной помощи; обеспечение государственных гарантий по социальной защите в случае болезни, нетрудоспособности, несчастного случая и др; обеспечение гарантии права на труд; регулирование занятости населения; создание условий для всестороннего развития личности; создание условий для негосударственного социального страхования; защита окружающей среды. [2, стр. 137-138] Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни. Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоёв и групп населения.
Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе. [1, стр.211] Социальная политика, преследуя определённые цели, осуществляется по следующим направлениям: стимулирование достижения полной занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест (политика занятости); снижение степени дифференциации доходов (политика доходов); обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения; социальное партнёрство; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; обеспечение защиты окружающей среды. Политика занятости - это одно из направлений социальной политики, посредством которых снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости преследует следующие цели: создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал; забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных; более полное использование частично занятой рабочей силы; создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости; инвестирования в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления; развитие механизмов адаптации к требованиям рынка. Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем, в последнее время отчётливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, направленных на регулирование спроса на труд и требующих значительных финансовых затрат. Речь идёт в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определённому контингенту рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников.
Перспективной мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное её преимущество - адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что не только позволяет предоставить людям работу, но даёт импульс развитию хозяйственной деятельности региона. Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создаётся на сегодняшний день не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Тем не менее, политика занятости имеет и обратную сторону (рис. 1.1). Она стимулирует рост спроса на рынке труда, но приводит к временному уменьшению безработицы (в краткосрочном периоде) до уровня, соответствующего отрезку ВС. В долгосрочном периоде безработица вернётся к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова, что повышение средней зарплаты с ω0 до ω1 в составе издержек фирм приведёт к росту уровня цен и, следовательно, к инфляции. Жильё является одной из первостепенных потребностей населения. При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику - часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан. При реализации этой политики государство в качестве инструментов использует следующие меры: льготы на строительство, покупку жилья; систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость); систему регулирования оплаты социального жилья; государственные займы на строительство жилых домов; выдача прямых кредитов на строительство и приобретение жилья. Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья. Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной и доступной медицинской помощью, на повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.
Здоровье нации, в первую очередь, зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребёнка. Поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности. Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулёз», «Онкология», «Медикэйр», «Здоровый образ жизни» и т.д.). [5, стр. 157-160] За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную, корпоративную и общественную модели. Выбор той или иной модели осуществления социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др. [4, стр. 250-252] Так, либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Её основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют не средства государственного бюджета, а частные сбережения и частное страхование. При реализации данной модели социальной политики государство берёт на себя ответственность лишь за обеспечение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее обездоленных слоёв населения, гарантию гражданских прав и свобод, но при этом оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки. Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии. Вторая модель социального государства - корпоративная, которая, в свою очередь, предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несёт корпорация, предприятие, организация или учреждение. Предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвлённую социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Классическими представителями корпоративной модели социальной политики являются Япония, Германия. Следующая модель социальной политики государства - общественная. В её основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берёт на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан. Финансовым механизмом перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. Примером такой модели являются Швеция, Швейцария, Дания. По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют: стимулирующую модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задаёт правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры»; административную модель, предполагающую активное государственное вмешательство в рынок. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой модели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др. Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные модели отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики её основных субъектов. Анализ денежных доходов населения в странах трансформационной экономики
В системе макроэкономических показателей «доходы населения» являются одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и благосостояния людей. Доходы населения, являясь основой повышения жизненного уровня, выступают в тоже время и источником совершенствования и развития производства, что сопровождается повышением жизненного уровня людей. Процесс трансформации в постсоциалистических странах повлек за собой коренные преобразования в системе общественных отношений, переход к рыночной экономике был обусловлен снижением роли государства в регулировании социально-экономических процессов, что в дальнейшем повлекло за собой дерегулирование социальной сферы, усиление неравенства в доходах населения, его социальное расслоение, что приходит в противоречие с программными целями построения социально-ориентированного государства в этих странах. Изучению проблем, связанных с распределением, дифференциацией доходов населения посвящены работы как классиков экономической теории - Ф. Кенэ, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс и др., так и современных зарубежных и отечественных ученых, - Э. Аткинсон, К. Браун, Э. Либанова, Л. Ржаницына, Н. Римашевская, А. Суринов, и др. В то же время действующие методологические особенности учета и распределения населения по доходам в отдельных странах, в частности, странах СНГ, затрудняют сравнительный анализ распределения населения этих стран по уровню дифференциации доходов и расходов населения, которые обусловлены переходной экономикой. Анализ денежных доходов в России и Украине Сравнительный анализ структуры денежных доходов населения России и Украины (табл. 2.1) свидетельствует о достаточно неидентичной структуре по основным видам доходов, - в частности, удельный вес оплаты труда в России за последнее десятилетие на 9,0% выше, чем в Украине [7, 10]. При этом необходимо отметить, что превышение доли оплаты труда в России определено, на наш взгляд, другой вычислительной основой, - в ее состав в отличие от Украины включен % теневой экономики, т.е. включена «скрытая» или официально неучтенная заработная плата. Таблица 2.1 - Сравнительный анализ состава денежных доходов населения России и Украины
В Украине гораздо ниже и доля доходов от предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на то, что в России доля данного вида дохода и существенно выше, чем в Украине, но наблюдается тенденция к снижению (на протяжении 10 лет с 2000г. сократился в 1,5 раза). В то же время при незначительном отличии удельного веса доходов от собственности, в странах сложилась противоположная тенденция, - если в России этот показатель растет, то в Украине, наоборот, снижается. Необходимо отметить существенное превышение доли социальных выплат в Украине по сравнению с Россией, - при практически одинаковой возрастной структуре населения в Украине данный показатель превышает российский в 2 раза и составляет 26,4%, что свидетельствует о патерналистских особенностях социальной политики в стране. Уровень бедности населения можно оценить на основе использования косвенного показателя - численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Сопоставление показателей свидетельствует о следующих двух закономерностях, во-первых, в Украине в 2010г. удельный вес лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума почти в 2 раза выше, чем в России, при этом в 2000-2001гг. это превышение составляло более чем 3 раза. Но в то же время и размер среднего прожиточного минимума в Украине по состоянию на 2010г. в долларовом эквиваленте более чем в половину меньше российского. Данные соотношения свидетельствуют о том, что украинское общество на порядок беднее и уровень жизни существенно ниже. При анализе распределения населения по доходам (табл. 2.2) очевидно, что в российском обществе значительно выше критерии неравенства (коэффициент Джини, децильный коэффициент фондов, коэффициент дифференциации). Однако если взять во внимание то, что в структуру денежных доходов Украины не включены теневые доходы, то можно допустить, что показатели неравномерности распределения будут примерно аналогичными. Для корректности данного сопоставления предположим, что наибольший удельный вес неучтенных доходов приходится на последние 2 децильные группы распределения населения по доходам. Поэтому при корректировке его на процент теневой экономики, было получено распределение практическое равное российским критериям расслоения общества (табл.2.2, гр.4,5,6).
Таблица 2.2 - Сравнительный анализ критериев дифференциации населения по доходам
При сравнительном анализе показателей, характеризующих доходы населения Украины и России, очевидно, что расслоение общества достаточно высокое, при этом украинское общество гораздо беднее и существенно отстает по уровню материальной обеспеченности. Представленный выше анализ, свидетельствует о том, что сопоставление показателей отражающих «доходы населения» и их структуру вызывает сложности. Точный и объективный сравнительный анализ требует разработки методологии сопоставимости и корректировки соответствующих показателей [7, 10]. Анализ денежных доходов в Республике Беларусь Социальная политика государства в период 2009-2011гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию денежных доходов различных групп населения и масштабы бедности. Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения денежных доходов характеризуются: в 2009г. - реальные денежные доходы выросли на 20%., в 2010г. - на 25%; реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно. В 2011г. денежные доходы населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011г. они увеличились, по сравнению с 2010г., на 7,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010г. - на 26,4%) (табл. 3.2) [8, 9]. социальный демографический политика экономика Таблица 2.3 - Основные социально-экономические показатели за 2009-2011гг. по Республике Беларусь
По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009г. составлял 112%, в 2010г.- 130%, в 2011г. - 118,1%, что так же, как и рост денежных доходов населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь. По отношению к нашим ближайшим соседям доходы белорусов в 2010г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3$ в и 118,9$ в месяц соответственно), в 2011г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05$. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 - 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса). Что касается общей суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) - в 2011г. Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. - 51,9%, в 2010г. - 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) - 57%), в 2011г. - 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. - 1,7%, в 2011г. - 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. - 28,4%, в 2010г. - 29%, в 2011г. - 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9]. Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет (в 2009г. - 58,9 тыс. руб., в 2010г. - 123 тыс. руб., в 2011г. - 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью. Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ - это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления. БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял - 30,1 тыс. руб., в 2010г. - 50 тыс. руб., в 2011г. - 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ. Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности: . «Бедные» семьи - с душевым доходом не выше БПМ; «Малообеспеченные семьи» - со среднедушевым денежным доходом выше БПМ, но ниже МПБ; «Обеспеченные» семьи - с душевым доходом от 1 до 2 МПБ; «Состоятельные семьи» - с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ; «Богатые» семьи - с душевым доходом РПБ. Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011г. характеризовалась следующим образом: группа бедных (28,9%) - располагаемые ресурсы ниже БПМ; группа малообеспеченных (47,2%) - располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета (МПБ); среднеобеспеченная часть населения (15,2%) - свыше 1,5 МПБ; наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) - свыше 2 МПБ. Такая статистика говорит о том, что подавляющая часть населения республики относится к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества. Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе - это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ. В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. - 2,5 набора). В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основной государственной гарантией в области оплаты труда работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с МПБ в 2011г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы - 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию - обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) - 38-46% от среднемесячной заработной платы.[9,10] Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) - 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. - 6,1 раз, в 2011г. - 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. - 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе. Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009г. составил - 0,270, в 2010г. - 0,278 (при пороговом значении 0,3 - 0,5). По данным выборочных обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом значении 10%). В то же время в отчете за 2011г. экспертов Европейского банка реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения - в России - 29%, в Украине - 27%). По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать. Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) - 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. - в 1,8 раза, в 2010г. - в 2 раза). При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ. В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%. Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития. В настоящее время в республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда - наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием. Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные тенденции замедлили темпы роста денежных доходов белорусских граждан. В 2010 г. денежные доходы населения составили 33,9 трлн. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в реальном выражении на 5,6% [6, стр. 5]. Продолжилась тенденция снижения доли оплаты труда в структуре доходов в 2009 г. - 58,7%, в 2010 г. - 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в 2009 г. - 21,6%, в аналогичном периоде 2010 г. - 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в 2010 г. составило более 2 п.п. по сравнению с 2009 г. Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) - лица пенсионного возраста. Большинство пенсионеров
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|