Межрегиональный характер земледельческого типа культуры
Понятие «феодальное общество» используется мной не в традиционном для нашей историографии экономическом смысле — как обозначение системы производственных отношений, основанных на форме собственности на землю и на земледельца, а как целостно- системная характеристика общественного бытия, в основе которого лежит тип производства — земледелие, то есть строй материальной культуры. Именно он стал господствующим в рассмотренном выше историческом соревновании трех путей движения человечества, выявив свое безусловное превосходство над кочевым скотоводством и еще не оттесненным с переднего края производственной практики ремеслом. Земледелие как системообразующая сила на этом этапе развития человечества породило оптимальную для него форму политической организации общественного бытия — монархию; традиционный тип духовной культуры, выросшей из нового, преодолевшего более или менее последовательно язычество, монотеистического строя религиозно-мифологического сознания; соответствующий — канонический — тип художественной культуры. Хотя данный способ самоорганизации общественного бытия утвердил свое господство на всем земном шаре — скотоводческие популяции сохранялись лишь в некоторых регионах Азии, Африки и Южной Америки как явно рудиментарные формы бытия, так же как унаследованный от скотоводов-кочевников-воинов образ жизни «морских кочевников» — викингов, — его западно-европейский, восточно-европейский, ближневосточный и дальневосточный варианты существенно отличались друг от друга. Отличие это объяснялось тем, что западно-европейский феодализм имел «за своими плечами» античную цивилизацию и
при всех попытках уничтожить ее материальные, духовные и художественные остатки сделать это оказывалось невозможным. Восток Европы был связан с античным наследием в гораздо меньшей степени, только через влияние Византии, а культуры Дальнего Востока не имели даже такой наследственной связи с ремесленно-торговой и гуманистически- демократической культурой античного полиса, сохраняя прямую генетическую связь с канонизированными традициями собственной древностью. В истории Китая «эпоха раннего средневековья», как именуют ее историки — начиная с III века, — является непосредственным продолжением китайской древности; «..сходство между этими двумя историческими этапами не может не броситься в глаза» — пишет М. Е. Кравцова, а Ф. П. Фицджеральд позволяет себе даже называть время с IX — до III вв. «эпохой феодализма». В уже известном нам исследовании истории науки Дж. Бернал писал, имея в виду Персию, Индию, Китай в эту эпоху: «По своей экономической и политической структуре все эти восточные государства не так далеко ушли от того типа цивилизаций начала бронзового века, который давно существовал на их территории... Эти государства никогда не переживали сильной экономической и политической борьбы, вызываемой товарно-денежной экономикой и рабством, которая сначала создала, а затем разрушила классическую цивилизацию». К этому суждению следует добавить, что и в дальнейшем, когда Запад преодолел состояние феодального средневековья и в мучительной, кровавой борьбе двинулся дальше, к научно- технической цивилизации и капиталистической экономике. Восток сохранял верность традициям, восходившим к эпохе бронзы, что из века в век увеличивало разрыв между ними и Западом, а с XVIII века — и между Россией, которую замысел и воля Петра I устремили догонять Европу в ее движении из феодального общества в капиталистическое и из
традиционной культуры к культуре, непрерывно обновляющейся. Вспоминается в этой связи мудрое замечание А. И, Герцена, сделанное в полемике со славянофилами (повторенное, кстати, спустя сто лет другим проницательным мыслителем — Г. П. Федотовым), что если бы не реформы Петра, Россия оставалась бы и в его время на уровне Персии или Китая. Вполне естественно с материалистической точки зрения, что в древности, при всех особенностях культур восточных стран и Западного Средиземноморья, объяснявшихся и исходными качествами их первобытного бытия, и своеобразием природных условий, порождавших «экологию культуры» (Дж. Стюард), между ними было так много общего, что Т. П. Григорьева могла сопоставить китайское «Дао» и греческое «Логос» как два Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 144 фундаментальных для этих типов ментально- сти понятия: «Логос — цель бытия.., а Дао — путь к этой цели». Но и на феодальной ступени истории между культурами Запада и Востока еще не возникли те глубинные различия, которые будут порождены ренессансным и постренессансным периодами развития европейской цивилизации; неудивительно поэтому, что в исследовании «Восточных мотивов в средневековом европейском эпосе» — так называлась монография Г. Потанина, вышедшая еще в XIX веке, — идея «единства» эпоса обоих регионов мотивировалась тем, что «..в то отдаленное время... не было той разницы в культуре между Центральной Европой и степями Средней Азии, какая появляется позднее». Вот почему могли возникать такие интернациональные сообщества какие описал Марко Поло, прибывший в Китай, во дворце Хубилая: «Здесь и горбоносый сириец Мар-Сергис, завершивший покорение Сунского (Южного) Китая; бухарец Насыр-ар Дин, бестрепетно отразивший нападение боевых слонов царя Мян (Бирмы) и приведший под власть великого хана татуированных людей, стрелявших отравленными стрелами; суровый турок Зульфакар, разыскавший среди холмов пустыни Гоби онданик — руду для выделки первосортной стали; ближайший советник и личный врач государя итальянец Изолио, по прозвищу Айсе, а также
хранитель казны, хитрый и прозорливый перс Ахмед. Были при дворе уйгуры — отменные толмачи и разведчики, лихие наездники кипчаки, аланы — несравненные оружейники и бойцы, хмурые горцы Афганистана, суздальский князь Григорий — вождь десятитысячного войска копейщиков-урусутов (русичей), мусульмане из Кашгара и Хорезма. Впрочем, присутствовали здесь и китайцы — военные, звездочеты, писцы, финансисты. Великий хан Хубилай был равнодушен к происхождению и терпим к любой вере». Обобщая «культурологические характеристики» Запада и Востока в Новое время, содержащиеся в ряде работ европейских и японских ученых Б. С. Ерасов построил такую бинарно-оппозиционную таблицу; Запад — рыночные и правовые отношения, выделение личности, пользующейся правами и свободами. Восток — межличностные (коммунальные, коммунитарные, общинные, аскриптивные) отношения, нормативные контроль через религиозные принципы и государство. Для классического Запада характерна классовая дифференциация. Для Востока — родоплеменные, сословные, клановые, этнические связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|