Радость Аллаха покаянию раба
Великая тайна, которую познает человек, совершивший грех, а затем покаявшийся, самая великая тайна, выразить которую невозможно словами и она не дается всем, её видят лишь сердца особых рабов. Посредством нее увеличивается их знание об их Господе и увеличивается любовь к Нему. Увеличивается их спокойствие и безмятежность в Аллахе, их стремление к Аллаху, их поминание Аллаха, свидетельство ими блага Аллаха, Его мягкости, Его щедрости. Эта тайна - радость, которую испытывает Всевышний Аллах от покаяния раба. Посредством этого познается тайна поклонения. Сообщается, что слуга посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хамза Анас бин Малик аль-Ансари сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне.” аль-Бухари 6309, Муслим 2747.
В версии Муслима (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу) И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!”, - допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования.
В этом хадисе есть важные правила знания. Одно из них: если слово произнесено человеком по ошибке, от сильной радости или от сильного гнева, то тогда человек не несет ответственности за него. Поэтому, человек, который упомянут в этом хадисе, не стал неверным, хотя сказал: “О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!”.
Известно, что гнев влияет на человека так, что человек произносит что-то, не понимая этого. Гнев доводит до такого состояния или даже еще большего. Поэтому, взыскивать с человека, который находится в состоянии сильного гнева, за то, что он сказал, нельзя. И его развод недействителен, и слова вероотступничества также недействительны. Имам Ахмад, давая объяснение словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Нет развода в состоянии затуманивания разума /игълякъ/" См. «Ируа уль-гъалиль», 2047. Имам Ахмад сказал, что это - гнев. Такое же разъяснение этому хадису дали многие другие имамы. Некоторые сказали, что в этом хадисе речь идет о принуждении и сумашествии.
Сказал наш шейх (ибн Теймия): «/Игълякъ/ охватывает все эти состояния. Потому что человек говорит не то, что намеревается сказать. Его сердце не открыто к пониманию смысла того, что он говорит».
Как бы то ни было, в хадисе речь идет о радости, которую Аллах испытывает от покаяния Своего раба. Этот вопрос имеет очень важное значение и человеку нельзя пренебрегать им, нельзя не обращать на него внимания. Но об этом узнают и видят это только особые люди, обладающие особым знанием об именах и атрибутах Аллаха.
Знай, что Всевышний Аллах выделил род человеческий среди всех других творений, оказав ему особую честь и особую милость. Он создал человека для Себя и создал для человека все остальное. Он наделил человека тем, что сообщил ему о Себе, выделил его своей любовью и близким положением, оказал ему особое почтение, которого не дал другим. Он подчинил ему то, что на небесах и на земле и то, что между ними. Даже ангелов, приближенных рабов Всевышнего Аллаха, Он поставил в услужение человеку. Всевышний Аллах сделал их хранителями человека, когда тот спит или бодрствует, когда он находится дома или путешествует. Всевышний Аллах низвел роду человеческому Свои писания и послал посланников из них самих. Всевышний Аллах обратился к человеку и говорил с ним непосредственно. Он взял из рода человеческого Себе возлюбленных и тех, с кем Он говорил непосредственно. Сделал в числе них /аулия/ угодников, и сделал особых людей, и сделал знающих людей. Он сделал человеческий род предметом Своих тайн и проявлением Своей мудрости, и объектом Своей любви. Он создал для людей Рай и Ад, награды и наказания. Человеческий род - это нечто особое из творений Всевышнего Аллаха.
Положение человека не таково, как положение других творений. Аллах создал праотца человечества Своей Рукой и вдохнул в него от Своего духа, заставил ангелов поклониться ему. Всевышний Аллах научил его названиям всех вещей. Всевышний Аллах продемонстрировал его превосходство над ангелами и всеми другими творениями. Всевышний Аллах изгнал Иблиса и отдалил его от Своих врат за то, что тот отказался поклониться Адаму. Он сделал Иблиса Своим врагом.
Поэтому верующая часть человеческого рода - это самая лучшая часть из всех творений. Это особые, избранные Аллахом творения среди миров. Он создал их, для того чтобы завершить для них Свою милость и пролить на них многочисленные, непрерываемые блага. Он почтил их особой милостью, о которой они даже не мечтают. Всевышний Аллах создал их, чтобы они просили Его дары: внутренние и внешние, скорые и отдаленные, получить которые можно только любя Аллаха. А приобрести любовь к Аллаху можно только посредством покорности и предпочтения Его всему остальному. Если человек сделает это, то Аллах сделает его Своим возлюбленным и уготовит для него наилучшее из того, что может приготовить Любящий, Богатый, Всемогущий, Щедрый тому, кого Он любит, когда тот придет к Нему. Всевышний Аллах дал человеку завет, в котором упомянул Свои приказы и запреты. Он научил его тому, что приближает раба к Нему, что увеличивает любовь Аллаха к рабу, увеличивает почет по отношению к этому рабу. Он также указал в этом завете на то, что отдаляет раба от Аллаха, что гневит Его и что лишает человека почета.
У Возлюбленного есть враг. Это самый ненавистный из всех Его творений, который открыто объявил о своей вражде. Этот враг приказал рабам Аллаха, чтобы они были на его религии, чтобы они подчинялись и поклонялись ему, а не на религии Того, Кто достоин поклонения. Этот враг вырывает рабов Аллаха, притягивает их к себе и делает из них свою партию. Они оказываются его пособниками против своего истинного Господа. Они становятся врагами Аллаха, вступая в союз с Его врагом. Они начинают призывать к тому, что гневит Аллаха и начинают подвергать сомнению господство Аллаха, божественность Аллаха, единственность Аллаха, они ругают Аллаха и обвиняют Его во лжи. Они подвергают искушению угодников Аллаха и мучают их различными видами мучений. Они прилагают все усилия, чтобы уничтожить их, чтобы установить свою власть, чтобы стереть все, что любимо Аллаху и все то, чем Он доволен. Они хотят заменить это тем, что ненавистно Аллаху, тем, что гневит Его. Всевышний разъяснил человеку, кто его враг, указал какие пути и методы использует этот враг, какие у него деяния. Всевышний Аллах предостерег от того, чтобы дружить с ним, от того, чтобы войти в его группу.
В Своем завете Всевышний Аллах сообщил о том, что Он - самый Щедрый из щедрых, самый Великодушный из великодушных, самый Милостивый из милостивых. Милость Его опережает гнев, Сдержанность опережает кару, Великодушие опережает спрос. Он низвел людям в большом количестве Свои милости и предписал милость Самому Себе. Он любит великодушие, Он любит одаривать, вся милость в Его руке, все благо в Его руке, вся щедрость принадлежит Ему. Самое любимое для Него - это покрыть их Своей безграничной милостью, осыпать их Своим благом, сделать совершенными дары и милости, которые Он дает им, приумножить многократно Свои благодеяния к ним. Всевышний Аллах знакомит рабов со Своими атрибутами, со Своими именами, и относится к ним с любовью, давая им милости и указывая им на знамения.
Он - Щедрый /аль-Джауад/ по Своей сущности. Щедрость любого щедрого из творений Аллаха меньше, чем мельчайшая частица по сравнению с щедростью Всевышнего. По сути, вообще, нет никакой щедрости, кроме как Его щедрость. Потому что щедрость всякого щедрого из творений - это на самом деле щедрость Аллаха. Он любит щедрости и любит одаривать, любит благодетельствовать, любит даровать милости. Эта любовь Его выше того, что может представить себе человек. Он радуется, давая что-то, радуется дарам Своим, Своей щедрости и оказанию милости больше, чем радуется тот, кто берет, когда ему что-то дают. Представь человека, которому дают то, в чем он нуждается больше, чем во всем остальном! Как он радуется этому? Так вот, Всевышний Аллах больше радуется, давая и проявляя щедрость. А Аллах лучше, чем все эти примеры.
Даже щедрые из людей. Посмотри, какая радость охватывает их, когда они что-то дают. Радость и наслаждение, которое испытывает щедрый человек, когда он дает что-то, сильнее, чем радость того, кому он это дал. Хотя этот дающий - человек. И естественно, как всякий человек, он нуждающийся сам по себе. Он боится того, что возможно он сейчас даст, а потом ему придется просить даже у того, кто ниже него. Несмотря на все это, он испытывает радость от того, что дает. Несмотря на то, что его душа устроена так по природе своей. В ней есть алчность и есть скупость.
Что же ты думаешь о Том, Кто превыше всего этого? Если бы обитатели небес и земли, все творения от первого и до последнего, люди и джинны, обитатели морей и суши, если бы они все встали в одном месте и попросили Аллаха и Он дал бы каждому то, что тот просит, и это не убавило бы то, что у Него есть ни на одну частицу.
Он - Щедрый /аль-Джауад/ по Своей сущности. Точно также, как Он - Живой по Своей сущности, Знающий по Своей сущности, Слышащий и Видящий по Своей сущности. Щедрость также из атрибутов Его сущности. Прощение любимее Ему, чем возмездие. Милость для Него любимее, чем наказание. Снисхождение любимее для Него, чем воздаяние по справедливости. Даровать желаннее и любимее для Него, чем лишить.
Раб Его, возлюбленный Его, которого Он создал для Себя, которому Он приготовил различные виды блага, которому отдал предпочтение над всеми другими, которому дал знание о Себе, которому ниспослал книги, к которому послал Своего посланника, о котором заботится, которого не оставил предоставленным самому себе. А раб Его может сделать нечто, из-за чего он заслуживает Его гнев, подвергает себя гневу Аллаха, совершает то, что не угодно Аллаху, и таким образом убегает от Аллаха. Он становится другом врага Аллаха, примыкает к нему, и тем самым отрезает путь милостей Аллаха, благости Аллаха, и сам открывает дорогу наказания, гнева и мести Аллаха.
И он, который является возлюбленным рабом, творением Аллаха, приближенным, почтенным особой честью, превращается из такого творения, в убежавшего от Аллаха, отвергшего, оказанную ему честь, склонившись к врагу Аллаха, хотя сильно нуждается в Аллахе и не может обойтись без Аллаха ни на одно мгновение. Если возлюбленный раб становится таким, подчиняется врагу Аллаха, забывая своего истинного Господа, погружается в угождение врагу Аллаха, тогда он навлекает на себя со стороны своего Господина не то, что свойственно Его сущности. Когда это происходит, вдруг приходит к рабу мысль, и он вспоминает о благости своего Господина, вспоминает о Его сочувствии, вспоминает о Его щедрости, вспоминает о Его великодушии. Раб понимает, что ему не обойтись без Него, и что он вернется к Нему, и что он предстанет перед Ним. Если он сам не придет к Нему, то тогда его приведут в наихудшем виде. Тогда он устремляется и бежит со всех ног к своему Господину из земли своего врага. Он бежит, что есть мочи, пока не прибегает к Его вратам и кладет свою щеку на порог Его двери, смиренный, умоляющий, сожалеющий, плачущий. Он ищет расположения Аллаха, просит милости своего Господина, вымаливает у Него прощение, извиняется перед Ним. Тогда Господин его узнает, что в его сердце, и возвращает на место гнева довольство Свое, на место строгости - милость Свою, и заменяет наказание - прощением, лишение заменяет даром, спрос – сдержанностью. И как радуется Господин ему? Вернулся тот, которого Он любит, близкий Его, которого Он почтил, и вернулся сам, покорно и добровольно. Вернулся к тому, что любимо его Господину и тому, чем Он доволен. Он сам открыл дверь этой благости, дверь щедрости, которая любимей Аллаху, чем пути гнева и пути возмездия и наказания.
Вот вам познавательная история, переданная от некоторых Ученых познавших Аллаха. Однажды когда одному из них довелось скитаться и блуждать на пути к своему Господу, он стал свидетелем следующего происшествия. Он заметил на одной улице дверь, которая вдруг распахнулась и из нее плача и крича о помощи, вышел маленький мальчик, мать гнала его в спину в распахнутую дверь. Затем, она громко хлопнула дверью прям перед лицом сорванца, и зашла в дом. Мальчик весь залитый слезами отошел неподалеку от дома и остановился задумавшись…. Он не нашел для себя другого убежища кроме своего дома из которого его только что прогнали, и он понял что никто его не приласкает кроме его мамочки. Тихими шажками, удрученный, грустный, с разбитым сердцем и низко склонив свою головку, он пошел к своему дому. Уперевшись в дверь он нашел ее плотно запертой, он сполз и положив свою щечку на порог уснул. Вскоре вышла его мать. Когда она увидела его в таком положении, она не смогла удержаться и бросилась к своему чаду, целуя его залитые слезами и запылившиеся щеки, и плача стала приговаривать: «Сыночек мой! Куда же ты пошел мой милый? Кто же тебя приласкает мой маленький, кроме меня? Разве я тебе не говорила, чтоб ты слушался и не перечил мне? Чтоб ты не заставлял меня своим ослушанием делать то, что мне не хочется, наказывая тебя, ведь мое сердце переполнено милостью и любовью к тебе?» Затем она нежно взяла его на руки и занесла в дом.
Так поразмышляйте же над словами матери: «Чтоб ты не заставлял меня своим ослушанием делать то, что мне не хочется, наказывая тебя, ведь мое сердце переполнено милостью и любовью к тебе».
А теперь поразмышляйте над словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Аллах Милостивей к Своим рабам, чем мать к своим детям». Где милость матери в сравнении с Милостью Аллаха, которая охватила собой все и вся?
Если раб вызывает Его гнев, ослушиваясь Его, то он вызывает то, что Аллах отводит от него Свою милость. А если он кается перед Аллахом, тогда вызывает со стороны Аллаха то, что ближе к Аллаху, и то, что является Его сущностью.
Эти краткие слова заставят тебя обратить свой взор на эту тайну - тайну радости Аллаха от покаяния Его раба, которая выше всякой другой радости. Выше радости того, кто потеряв в пустыне свою верблюдицу, нашел её, после того, как отчаялся найти её.
Остерегайся двух путей: остерегайся пути тех, кто отрицает атрибуты Всевышнего Аллаха /муаттыля/ и пути тех, кто уподобляет Его творениям /мумассиля/. Каждый из этих путей мерзок. Ни тот, ни другой не даст возможности почувствовать истинный запах этой религии. Потому что «насморк» отрицания атрибутов Аллаха /та’тыль/ и «насморк» уподобления атрибутов Аллаха атрибутам творений /тамсиль/ лишает человека чувства обаняния. Человек перестает ощущать вкус и благоухание имана. По-настоящему лишенный тот, кому дают благо, а он не принимает его. И никто не удержит того, что дает Аллах, и никто не даст того, что удерживает Аллах. Вся милость в руках Аллаха и Он дает её кому пожелает. Аллах - Обладатель великой милости.
Но ты должен еще посмотреть на другой аспект. Посмотри на радость Аллаха, связанную с Его божественностью и тем, что Он - Тот истинный, Кто заслуживает поклонения. Этот аскпект более важен, чем тот, который мы упомянули до этото, однако этот момент замечают только особые люди, любящие Аллаха.
Потому что Аллах создал Свои творения для поклонения Ему. А поклонение - это совокупность любви к Аллаху, покорности и смирения перед Ним. Это та истина, ради которой созданы небеса и земля. Это цель создания и повеления. Отрицать то, что рабы созданы для поклонения Аллаху, как это отрицают враги Аллаха, - это самая несостоятельная ложь. Это забава, которая не имеет отношения к Аллаху, и Всевышний Аллах отрицает её в отношении Себя. Он любит, чтобы Ему поклонялись и подчинялись. Он не обратит внимания на людей вообще, если они не будут любить Его, не будут покорны Ему, не будут взывать к Нему, не будут поклоняться Ему.
Аллах порицает тех, кто утверждает, что Он создал творения не для этого. Аллах выше этого. Он самый Мудрый из мудрых. Он - Бог истинный. Если человек выходит за рамки того, ради чего он создан, то он выходит из рамок того, что наиболее любимо Аллаху. Значит человек выходит из рамок той цели, ради которой Аллах создал людей. Как будто Он создал людей просто так. Получается, что семена, которые были брошены в землю, не дали всходов. Но если человек возвращается путем покаяния к тому, ради чего он создан, тогда он возвращается к цели, которая является самой любимой для его Творца. Тогда он возвращается к смыслу той мудрости, ради которой он создан. Тогда он уже выходит из этих пределов напрасного существования, выходит из пределов лжи. Тогда Всевышний Аллах проливает на него Свою особую любовь. Поистине, Всевышний Аллах любит кающихся и очищающихся. Тогда следствием этой любви является радость, та радость, которую невозможно представить. Если бы в этом мире была бы какая-то радость сильнее чем та, которую упомянул пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе, тогда бы он упомянул ту радость. Нет сильнее радости, чем радость того, кто потерял средство к жизни, потерял то, что позволит ему вернуться домой из пустыни, и уже отчаялся найти эти средства к жизни, и потом вдруг находит их неожиданно для себя.
А что тогда сказать о том, если у тебя есть тот, кого ты любишь, любишь сильно, любишь особо, и вдруг враг уводит его в плен, лишая вас друг друга. Ты знаешь, что этот враг издевается и подвергает его всяким мучениям, подвергает его всевозможным видам пыток, желая уничтожить его. А ты ближе к нему, чем этот враг, и ты тот, который взрастил и воспитал его. Потом вдруг этот твой возлюбленный вырывается из рук врага и неожиданно прибывает к тебе, когда ты его уже не ожидаешь. Вдруг ты неожиданно видишь, что он возле твоей двери, ищет твоей помощи, ищет твоего довольства, и кладет свою щеку на порог возле твоей двери. Какова твоя радость от этого? Это тот человек, которого ты избрал для себя, выделил особой любовью и ты хочешь, чтобы он был возле тебя, ты отдал ему предпочтение перед всеми.
Это еще при том, что ты его не создал. Ты не создал его, не дал ему жизнь, не пролил на него милости и дары. А Всевышний Аллах - Тот, который создал Своего раба из ничего, дал ему жизнь, пролил на него всевозможные дары и милости. Он хочет, чтобы раб показывал эти милости, которые дал ему Аллах, чтобы он принимал их, благодарил Его за это, любил своего Покровителя, Который дал ему эти милости, подчинялся Ему, поклонялся Ему, чтобы считал своим врагом того, кто враждует с Аллахом, чтобы ненавидел того, кого ненавидит Аллах, чтобы не слушался его. Аллах любит, когда раб враждует с Его врагами.
Поэтому в некоторых книгах, в предшествующих Писаниях, где дается описание пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказано: "Он - Мой раб, которому радуется Моя душа". Это из-за полной любви Всевышнего Аллаха к нему.
Всевышний Аллах смеется (улыбается), когда раб совершает из поклонения то, что наиболее любимо Ему. Всевышний Аллах улыбается человеку, когда тот оставляет ложе, где он спал с любимым ему человеком, для того чтобы служить Аллаху, поклоняться Ему.
Всевышний Аллах улыбается человеку, который тогда, когда его товарищи убегают от врага с поля боя, проявляет стойкость, идет на встречу и продает свою душу Аллаху и гибнет, гибнет в любви к Аллаху, гибнет на пути, который угоден Аллаху.
Всевышний Аллах улыбается человеку, когда тот идет со своими товарищами, и вдруг бедняк просит у них помощи, а они отказываются, а этот человек отстает от других и тайно дает милостыню. Точно также шахид, который встретит Аллаха в судный день. Аллах улыбается ему и радуется его прибытию.
В утверждении этих атрибутов нет ничего опасного и запрещенного. Нет ничего подобного Его радости и нет ничего подобного Его улыбке. Также, как мудрость Его, решение Его, довольство Его, любовь Его, воля Его, и все другие Его атрибуты. Все они не подобны атрибутам творений. Все это - один вопрос. Нет тут места искажению и уподоблению.
Искажающие /муаттыля/ приписывают людям, которые подтверждают атрибуты Аллаха, выводы, от которых те далеки. Приписывание им этих выводов является беззаконием, противоречием и вздором. Потому что, если приписывают такие выводы человеку, который утверждает все атрибуты, значит такие же выводы нужно приписать и тому, кто утверждает Милость, Волю, Желание, Зрение, Знание и так далее. Почему из некоторых атрибутов они делают такие выводы, а из других не делают? Разве человек, у которого есть разум, увидит там какую-то разницу?
العقوبة بعد إقامة الحجة
Воспользуйтесь поиском по сайту: