Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности людей с онкологией.




Традиционно онкологическая патология относится к сфере одной из наиболее психотравмирующих. Н.А. Русина отмечает: «Рак — это не просто болезнь, это образ жизни и особое смысловое пространство». Неясность этиологии, возможный летальный исход, сложность лечения и не всегда успешность его, влияние известия о заболевании на родственников и друзей – все это сильно воздействует на психологическое состояние больного [8].

Сложность диагностирования болезни на первых этапах, связана с размытостью симптомов. Чаще это нарушение сна и аппетита, усталость и вялость. В начале люди пытаются объяснить их возникновение случайными причинами. Далее, если появляется подозрение об истинной причине, больные могут реагировать следующими способами:

1. «Уход в себя», самоанализ, попытка осознать ситуацию. К врачу обращаются, только по наставлению родственников.

2. Паническая реакция и обращение к врачам.

После постановки диагноза, также можно увидеть два типа реакций: депрессивную – сниженный фон настроения, страхи и т.д.; другой тип – поддержание иллюзии нормальности, больные не показывают свои эмоции, однако за этой маской может скрываться целый ряд тяжелых психических реакций [].

Для онкологических больных характерно частое консультирование у разных врачей, причем с утаиванием информации о ранее поставленном диагнозе. Это связанно с желанием услышать, что те врачи ошибались.

На форуме по онкологии, в сообщении, был приведен пример своего «метода успокоения». Он включает в себя: 1 - «убеждаю себя, что могла быть ошибка в диагностике (а врачи действуют по принципу: лучше перестраховаться)», 2 - поиск скрытого смысла в словах врачей и медперсонала, об уникальности болезни и, главное ее излечимости []. Такое поведение характерно для многих больных. Личность не хочет меняться и подстраиваться под ситуацию, она стремится к неизменности, сохранности контроля [8].

Для понимания особенностей психологических реакций на заболевание врач общей практики должен также знать индивидуальные и типологические особенности больных [16]:

1. Синтонные пациенты, отличающиеся эмоциональной открытостью, жизнерадостностью, легче адаптируются к травмирующей ситуации. Для них очень важно установить открытые, доверительные отношения с врачом, они легко идут на сотрудничество.

2. Пациенты с циклотимным характером эмоционального реагирования в психотравмирующей ситуации характеризуются сменой настроения, легко впадают в депрессию. В работе с ними рекомендуется делать акцент на мобилизацию положительных эмоций, организацию досуга и доступных развлечений.

3. Пациенты шизоидного типа, демонстрирующие эмоциональную недостаточность, преобладание интеллектуальных интересов, замкнутость, вплоть до аутизации, в меньшей степени нуждаются в общении. Важно правильно организовать доступные развлечения – чтение, занятие интересующим их творчеством.

4. У пациентов возбудимого типа, плохо контролирующих аффект и вступающих в конфликты с врачом и близкими, важно не провоцировать такие реакции, а в случае их возникновения спокойно реагировать на эмоции.

5. Пациентов с истероидными чертами можно мобилизовать акцентированием их «выдающихся» качеств. Не следует вступать с ними в конфронтацию, опровергая их «исключительность», нужно умело использовать их желание быть в центре внимания.

6. Тревожно-мнительные пациенты, легко впадающие в панику, склонны к истощению и депрессии и нуждаются в особо бережном отношении. Для снятия тревоги здесь также требуется организация доступной деятельности.

Необходимо учитывать и типы психических компенсаторных реакций, характерных для онкологических больных [22]:

§ отрицание, вытеснение информации о наличии онкологического заболевания доминирует у истероидных лиц;

§ неопределенную установку по отношению к диагнозу с полной покорностью судьбе, врачу демонстрируют тревожно-мнительные лица;

§ частичное признание диагноза характерно для шизоидов;

§ реалистичное отношение характерно для синтонных пациентов – принятие факта онкологического заболевания происходит с установкой на активное лечение с верой в выздоровление.

В результате осознания человеком того, что он болен, у него формируется специфическое отношение, которое в литературе называется «внутренняя картина болезни» (ВКБ) или тип отношения к болезни.

Лурия выделил следующие типы ВКБ [12]:

1. Гармоничный – трезвая оценка своего состояния, со стремлением вылечиться. Такие люди выполняют все предписанное, не жалуются окружающим.

2. Тревожный – присутствует постоянная тревога. Больные ищет больше информации о вероятных осложнениях. Больше верят данным обследований, чем внутренним ощущениям.

3. Ипохондрический – человек полностью сосредоточен на субъективно переживаемых, болезненных ощущениях. Постоянно рассказывают о них окружающим, преувеличивают вредное воздействие лекарств. Наблюдается сочетание желания лечиться и неверие в успех.

4. Меланхолический – фон настроения депрессивный, неверие в выздоровление. Больной ищет признаки ухудшения состояния.

5. Апатический – полное безразличие к болезни и судьбе, потеря интереса к жизни.

6. Неврастенический – вспышки раздражения, гнева, может сопровождаться последующим расскаиванием.

7. Обсессивно-фобический - наблюдается тревога по поводу последствий болезни на жизнь. Часто обращаются к нетрадиционной медицине.

8. Сензитивный – беспокоятся о том, какое впечатление производит болезнь на окружающих. Боятся стать «обузой» для окружающих, поэтому могут скрывать симптоматику.

9. Эгоцентрический – уход в болезнь, страдания выставляются на показ с целью привлечения внимания.

10. Эйфорический – легкомысленное отношение, пренебрежение лечением. Повышенное, нередко наигранное, веселое настроение.

11. Анозогнозический – активное «отбрасывание» мыслей о болезни. Отказ от лечения и обследования. Человек не принимает саму мысль, что может заболеть.

12. Эргопатический – уход от болезни в работу, с большей затратой сил, чем до болезни.

13. Паранойяльный - отмечается подозрительность к лекарствам и лечению. Обвинение врачей в некомпетентности, и в умышленном вредительстве. Семья мало уделяет внимания.

В каждом человеке может сочетаться несколько типов ВКБ, в зависимости от тяжести симптомов, психологического и психического состояния, а также существуют смешанные типы. Но, несмотря на различия в отношении к болезни, существуют проявления общие для всех людей.

В своих исследованиях, психологи выделили основные психологические проблемы, возникающие у больных раком:

- «дамоклов синдром», характеризующийся чувством неопределенности в отношении собственного здоровья и опасений рецидива;

- «синдром Лазаря» — сложности для пациента, связанные с обычным отношением к нему после возвращения в мир здоровых и активных людей;

- «остаточный стрессовый синдром» — т.е. остаточная тревожность — чувство тревоги, вызванное тем, что в прошлом пациент переболел раком.

Эти последствия являются обычными для пациентов. Можно сказать, что по аналогии с физическим шрамом после операции, у больных образуется «психический шрам» вследствие перенесенного ими опыта заболевания раком [17].

Однако, несмотря на различия в реагировании на болезнь, существуют общие для всех стадии принятия болезни, продолжительность протекания и их интенсивность зависит от индивидуальных особенностей личности.

Ученные выделяют следующие стадии принятия диагноза:

1. Шок. Эмоциональная шоковая реакция внешне выражается в тревоге, страхе, депрессии или желании смерти.

2. Отрицание. Включаются механизмы психологической защиты своего Я. Больной отрицает заболевание, уверяя себя и близких, что «все пройдет». Своим поведением он призывает окружающих принять его позицию, избавив свое сознание от необходимости принять и оценить болезнь. Он как бы забывает о диагнозе, продолжая жить, как если бы ничего не случилось. Стадия отрицания может протекать достаточно длительно, у некоторых пациентов – до конца заболевания.

3. Злость. Как только человек начинает смотреть в лицо реальности, и понимает, что рак теперь действительно часть его жизни. Реальность частично осознана, наступает новая волна аффекта. Часто наблюдается направленное на других реагирование с обвинениями в адрес медицинского персонала, что защищает пациента от внутреннего конфликта и самообвинительных реакций. В некоторых случаях возникают паранойяльные идеи магического воздействия окружающих, «околдовывания», «порчи». Не исключен суицид. В этот период возможен категорический отказ больного от дальнейшего лечения и сотрудничества с врачом.

4. Сделка. На этой стадии человек пытается смириться с ситуацией, заключив сделку – с Богом, с высшими силами, с самим собой. Принцип здесь такой: если я буду хорошо себя вести, все станет как раньше. Часто на этой стадии, человек обращается к различным шарлатанским методам лечения или ищет способ как можно «излечиться».

5. Депрессия. На этой стадии происходит развертывание классической клинической картины реактивной депрессии. Пациент постоянно пребывает в мрачном настроении, стремится к одиночеству. Он уже ничему не сопротивляется, становится апатичным, вялым и безразличным (демонстрирует полное отсутствие интереса к семье и близким, вплоть до безразличия к собственным детям). Характерно наличие иллюзорных переживаний – вещих сновидений и предчувствий, не исключена возможность суицида. Этот период может быть очень длительным.

6. Принятие и переоценка. Принятие и смирение – это разные понятия, принять – значит осознать всю важность и сложность болезни и начать адекватное лечение. Переоценка же происходит на многих уровнях и включает в себя изменение смысложизненных ценностей. Примирение с судьбой, ориентация на сиюминутную жизнь. Меняется восприятие больным временных интервалов. Течение времени как бы замедляется, поскольку оно оценивается пациентом как очень значимое. Часто в размышлениях больного доминируют религиозные представления, вера в бессмертие. Нередко в этой стадии люди испытывают особое ощущение свободы. Некоторые говорят о том, что всю жизнь прожили с ощущением страха смерти, а сейчас, когда очевидна ее скорая неизбежность, этот страх исчез.

Изменение отношения к смерти заставляет пациента изменить отношение к самой жизни, он начинает понимать, что смерть – это часть жизни. Это связано с тем, что в заболевания у пациента нарушаются главные социальные связи (семейные, рабочие, досуг). Больной оказывается перед проблемой выбора ценностей, перспектив, стратегии и тактики поведения, с которыми он должен разобраться за короткий срок. Формирование новых личностных смыслов (новой системы ценностей, целей, потребностей) при онкологических заболеваниях происходит гораздо быстрее, чем при любых других, но очень болезненно. Нередко пациент к этому просто не готов и оказывается в полной растерянности.

Для улучшения качества жизни онкологического больного очень важно попытаться хотя бы частично восстановить социальные связи или компенсировать их другими. Если пациент до заболевания исполнял роль главы семьи, следует посоветовать родным не ограждать его от решения обыденных семейных проблем, а, наоборот, чаще обращаться к нему за советами, даже в тех вопросах, которые можно было бы решить самостоятельно. В случае невозможности восстановления имевшихся ранее социальных связей необходимо переключить его на социально значимые цели, например, передача жизненного опыта близким, общение с детьми и внуками, помощь им в учебе, занятия живописью, сочинение стихов, рукоделие, резьба по дереву, составление родословной для детей и внуков. Для больного важно максимально расширить его круг общения [6,11].

Через переосмысление жизни и формирование новых жизненных ценностей возникает состояние мудрости и некой отстраненности. За короткий срок пациент может перейти на новую ступень в духовном развитии. Со стороны это выглядит так, как будто он становится намного старше и опытнее, постигает истину. Итогом являются терпимость и смирение. Верующие люди или обретшие веру в период болезни принимают свое состояние гораздо спокойнее.

 

Психологические ценности

 

Ценность - один из компонентов психологической структуры личности. Она характеризует сферу действительности, наиболее значимую для субъекта, определяет содержательные особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития [20].

Понятие "ценность" пришло в психологию из философии (аксиологии) и социологии. Ценности возникают и рассматриваются в отношениях человека к окружающему миру, к другим людям. Личность смотрит на мир через призму своих ценностей, выражая пристрастное к нему отношение.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

В истории исследования ценностей было предложено множество различных классификаций ценностей, исходя из различных оснований [15]. Приведем примеры этих классификаций:

1. А. Маслоу. Основание – уровень личностного бытия:

1) ценности бытия (или «ценности развития») – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина; добро, красота, справедливость и др.)

2) дефициентные ценности (или «регрессионные») – низшие ценности, ориентированные на удовлетворение, какой-либо фрустрированной, потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т. д.).

2. Д.А. Леонтьев. Основание - «блоки» терминальных и инструментальных ценностей:

I. Терминальные ценности:

1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

2) ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

4) активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

II. Инструментальные ценности

1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твёрдая воля, исполнительность);

2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) – альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Однако все классификации можно разделить по трем основаниям, а именно взглядом на ценность: ценность как значимость, ценность как выбор и ценность как феномен, характеризующийся определенными признаками.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентации. В этом смысле ценности выступают как предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности - это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей [2]. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Ценности сознания выступают и как самостоятельная сфера ценностей, и как основание, критерий оценки предметных ценностей. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений [20].

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности - это стандарты, правила, каноны. Более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности - это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту - носителю ценностного отношения - различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности - это результат развития общества и культуры. Те и другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа - это утилитарные ценности, они определяются внешней, внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа - духовные ценности. Они имеют внутреннее основание [9]. Духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности - смысл человеческой деятельности.

Теоретический и эмпирический материалы позволяют выделить следующие ключевые моменты в исследовании ценностей и ценностных ориентаций.

1. Традиционно употребляются два термина — «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности существуют в культуре и являются образующими социальной жизни общества. Некоторые ценности принимаются человеком и становятся его личными ценностями. Ценностные ориентации, в свою очередь, выражают субъективное отношение к тем или иным ценностям, то есть отражают направленность личности на те, или иные цели.

Некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой «ценности» и «ценностные ориентации» являются взаимозаменяемыми [7].

2. Ценностные ориентации являются интегральным образованием и определяют отношение человека к миру и себе [2,8,11,14]. Ценность является единственной мерой сопоставления мотивов и служит основой для выбора [4].

3. Ценности имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [17].

4. Можно выделить 4 вида ценностных ориентаций (диспозиционная концепция В. Я. Ядова) [8]: ценности-идеалы — «я хочу», ценности-нормы — «я должен», ценности-цели — «то, к чему стремлюсь» и ценности-средства — «то, как достигаю» — поведенческий уровень.

5. В основе ценностей лежат биологические и социальные потребности. При вхождении в социальное пространство, культуру человек вынужден адаптироваться к требованиям среды и в зависимости от нее изменять свою систему ценностей [1].

6. В различные моменты жизни человека и общества на первый план выходят разные ценности. Жизненный путь человека подразумевает пере-оценку ценностей, что обычно сопровождается кризисом, приводящим к перестройке отношений человека с миром [5, 8, 10].

7. Ценности образуют определенную структуру [8, 11, 17]. Почти все существующие классификации указывают на сложные взаимосвязи между ценностями в структуре личности

Существуют разные определения ценностных ориентаций. Hапример, согласно В.Б. Ольшанскому (1966), это устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению же А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова (1966), ценностные ориентации нужно рассматривать как «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». А И.А. Сурина (1996) полагает, что «ценностные ориентации – это оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребности личности (группы)».

Так как ценности характеризую личность в обществе, и формируются в процессе социализации, то и изменятся они могут под воздействием внешних (диагноз, госпитализация, болезнь и т.д.) и внутренних (ВКБ) факторов.

Заболевание деформирует жизненно-смысловую перспективу, «сужает свободу существования человека не только в настоящем, но и в перспективе будущего». Изменение обстановки, связанной с лечением, приводит к беспокойству, тревоге, неуверенности, депрессии и обусловливает истощение нервной и иммунной системы, снижение адаптивных возможностей, что в конечном итоге отражается на эффективности лечения и качестве жизни пациентов.

Немаловажным фактором является и то, что больные онкологическими заболеваниями сталкиваются с проблемой проживания экзистенциального кризиса, связанного с темой смерти. Эта тема предельно актуальна для каждого из живущих. Отношение к смерти формируется у человека в течение всей жизни. На это оказывает влияние его физическое и психическое состояние, окружение, род его деятельности и выбранные в жизни ценности и приоритеты. Осмысление смерти ведет и к более осмысленному подходу к жизни. Ведь именно смерть, как ничто иное, показывает ценность жизни. И как результат у больных изменяется вся система ценностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...