Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кроме вышеназванной литературы необходимо руководствоваться нормативными актами по спортивно-оздоровительному туризму в России.




12. Примерная учебные планы специализированных школ подготовки инструкторов-проводников и программы факультативного курса «Инструктор-проводник спортивного туризма» в системе подготовки кадров спортивного туризма РФ.

ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ТУРИСТОВ-ПРОВОДНИКОВ

В.М. Куликов корректировка: В.В. Говор (от 10.12.2013)

 

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В нашей стране, кроме центров (станций юных туристов) системы ДЮТ существует широкая сеть туристских кружков и клубов юных путешественников в школах, Дворцах и Домах детского творчества, на станциях юных туристов. Каждый туристский кружок имеет свой особый профиль: одни отдают предпочтение туризму (пешеходные, водные, горные, велосипедные туристские кружки и кружки организаторов туризма), другие занимаются краеведением (кружки историков-краеведов, туристов-следопытов, геологов и т. д.). Но каким бы ни был профиль туристского кружка, если этот кружок ставит своей целью путешествие по туристскому маршруту или избирает активный способ передвижения к краеведческим объектам, умение ориентироваться будет обязательным для каждого из них. В этом плане предлагаемая программа может служить основой для руководства туристско-краеведческих кружков любого профиля. обучения Программа приведена в соответствие с требованиями Минспорта к допрофессиональному образованию в избранной группе видов спорта "В Природной среде".

Программа рассчитана на три года подготовки и разделена на три общих туристских курса (блока)

Первый курс (блок) включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний, умений и навыков в этой области. Программа первого курса (блока) может быть целиком использована на занятиях туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Второй курс обучения (блок) дает специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь по этой программе, учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования, готовятся стать младшими инструкторами в этой области. Большая роль в блоке отводится стажировке младшего инструктора-проводника, упражнениям, тренировкам и практическим занятиям на местности, целью которых является воспитание навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику. В процессе занятий учащиеся выполняют несколько контрольных работ, в летнее время участвуют в зачетном путешествии (10-15 дней), во время которого они закрепляют знания, полученные на занятиях, и приобретают значительный опыт по технике и тактике пешеходного туризма в районе проведения путешествия (преимущественно на равниной, холмистой и лесной местности.

Обучаясь по программе третьего курса (блока),младшие проводники специализируются в туристском ориентировании на местности, в технике и тактике горного и пешеходного (в горах)туризма. Большое внимание уделяется изучению природы и строения гор, горному рельефу, топографии гор, особенностям ориентирования в тайге и в средневысотных горах, общей физической и специальной подготовке к походам в горах. В процессе занятий и во время летнего зачетного похода в горах младшие инструкторы проходят стажировку младшего инструктора-проводника в таком объеме, который позволит им по достижении восемнадцатилетнего возраста руководить пешими походами I и II категории сложности, работать в качество туристских организаторов и руководителей туристских кружков, на туристских базах и "путевочных"маршрутах.

Рекомендуется по окончании каждого курса обучения (блока) проводить зачеты и присваивать соответствующие звания инструктора-проводника 1, III, III,степени, б/к, а затем и I.категории.

Занятия ориентируют учащихся на избрание таких профессии, как инструктор-проводник «путевочного» туризма, геодезист, топограф, картограф, дают им начальные сведения об этих профессиях, помогают подготовиться к службе в рядах Российской Армии, а при наличии спортивного разряда - в специализированных горных подразделениях, поступлению в соответствующие учебные заведения. Занятия спортивным туризмом позволяют и более широко поставить работу по профессиональной ориентации кружковцев: во время экскурсий на производства они встретятся с представителями различных профессий.

Занятия топографией, ориентированием на местности и тактикой движения в горах и тайге имеют большое значение для военно-прикладных знаний и допризывной подготовки, для выполнения нормативов по туризму комплекса ГТО.

По программе первого года (блока) обучения могут заниматься учащиеся VII, VI и даже V классов, поскольку школьная программа по географии предусматривает изучение в пятых классах основ ориентирования на местности и топографии.

Программа второго года (блока) обучения во многом повторяет программу первого года(блока, только на следующем уровне) поэтому учащиеся VII и VIII классов, имеющие достаточный опыт участия в туристских походах (в объеме норм на значок "Турист СССР"), могут начать заниматься в школе младших туристских проводников сразу со второго курса(блока). Программа третьего года(блока) подготовки рассчитана на учащихся VIII—IX классов.

Руководствуясь предлагаемой программой и "Положением о подготовке кадров в спортивном туризме, преподаватель должен составить конкретный план работы кружка, который, конечно, будет во многом зависеть от специальности самого руководителя, специфического профиля кружка и его туристской подготовки, степени подготовленности детей, географических и климатических условий, местного спортивного календаря соревновании и туристско-спортивных мероприятийь(ТСМ). Все эти особенности должны найти отражение в учебном плане работы кружка.

Важнейшим условием успешного обучения и воспитания является сочетание теории и практики. Никогда не следует ограничиваться только тем, что ученики хорошо поняли объясняемую тему, надо добиваться, чтобы они в совершенстве овладели практическими навыками и умениями. Каждое занятие необходимо насыщать практической работой и переходить к следующему вопросу только тогда, когда руководитель убедится, что каждый школьник выполняет конкретное задание вполне удовлетворительно.

Составляя планы на каждое занятие, руководитель должен ставить перед собой ясную цель: какими именно практическими навыками должны овладеть ученики в результате сегодняшнего занятия и в целом, как после завершения каждого блока и подготовки в целом.

Кроме упражнений по каждой отдельной теме или вопросу (которые, как правило, проводятся непосредственно в кабинете), программой предусматриваются комплексные практические занятия по освоению разнообразных навыков спортивного туризма и ориентированию в форме различных походов, соревнований и специальных тренировок на местности.

На второй и особенно на третий год(блок) занятий необходимо всячески содействовать специальной организации инструкторской практики учащихся. Сначала это будет работа у себя в классе по организации и проведению туристских походов, оборудованию уголков, выставок по итогам походов, а позже — участие в организации и судействе школьных и районных соревнований по спортивному туризму и спортивному ориентированию.

Программа второго и третьего курсов (блоков) предусматривает судейскую подготовку младших инструкторов туризма - изучение правил туристских соревнований по спортивному туризму темы- "Топографическая съемка", вопросов организации и проведения походов и соревнований среди школьников, оценки их результатов. Желательно, чтобы кружковцы и сами получили возможность принять участие в соревнованиях на первенство района, города и выше.

Основной формой практики младшего проводника должна являться стажировка, т. е. самостоятельное (под наблюдением руководителя) ведение группы на участках маршрутов во время походов и обслуживания на привалах и биваках (приготовлению пищи в полевых условиях и сервировке стола. Ориентировочной нормой объема такой стажировки для проводника 2-й степени может служить участок протяженностью 20 км, а для проводника 111степени, б/к и 1категории — 50 км. Эти нормы выполняются постепенно в различных походах.

Кроме дежурного проводника, на каждый участок выделяется дублер проводника (стажер), которому полученная стажировка засчитывается в половинном размере. В обязанности дублера(стажера) входит совместное с проводником планирование движения, оценка решении проводника в момент движения и предложение своих решений по вопросам ориентирования на маршруте и проведения бивачных работ, включая приготовление горячего питания. Дублер (стажер) не должен быть заведомо более опытным, чем дежурный проводник. Километраж и бивачные работы, включая приготовление горячего питания, проводнику и дублеру засчитывается при условии положительной оценки их работы на участке маршрута.

В общий объем стажировки должны включаться 8-10 километров, отработанных младшим проводником в зачетном горном походе и не менее 2-х биваков.

Учащийся может быть включен в группу, отправляющуюся в горный поход II и III категории сложности, только в том случае, если он достаточно хорошо подготовлен физически и владеет знаниями и навыками, необходимыми для прохождения таких походов и соответствующим туристским опытом.

Сдача нормативов контрольного комплекса должна быть приурочена к моменту окончательного подбора группы в летний зачетный поход (конец весны — начало лета). Сдачу зачёта по теории курса следует отложить на осень, когда учащиеся полностью пройдут стажировку младшего проводника и приобретут практический опыт участия в горном походе или пешеходном в горах.

Таблица контрольных нормативов

 

Вид Удовлетворительно Хорошо
юноши девушки юноши девушки
  Приседание на одной ноге (правой и левой) (кол-во раз) 5 + 5 4 + 4 7+7 5+5
  Подтягивание на перекладине (кол-во раз)    
  Отжим руками лежа в упоре (кол-во раз)    
  Кросс по пересеченной местности (юноши — 800 м, девушки — 500 м) (в мин) 3.00 2.20 2.50 2.10
  Прохождение обрывистого (35 — 40°) склона вверх, вниз и траверсом (по 3 чел.) Слишком замедлено, недостаточно надежно страхуясь, слабо помогая друг другу Уверенно, за оптимальное время, надежно страхуясь альпенштоком
  Преодоление горизонтального участка взрытой (рассеченной) поверхности с рюкзаком (средняя, крупная россыпь, беспорядочный навал бревен, кирпича) Неритмично, слабо владея альпенштоком, покачиваясь, слишком замедленно За оптимальное время, уверенно, ритмично хорошо страхуясь альпенштоком
  Прохождение по бревну (по поваленному дереву) Неуверенно, замедленно, излишне осторожно Уверенно, без остановок, спокойно
  Марш-бросок с грузом до 2—3 кг по грунтовым дорогам и тропам протяженностью 30 км За любое время в течение дня 3а 6 ч 30 мин (чистое время)

 

 

Примерный тематический план первого года (блока) занятий

Темы занятий Количество часов
Всего теоретичес-кие занятия практичес-кие занятия
  Вводное занятие, основы СТ, термины и определения.    
  Компас      
  Азимут      
  Измерение расстояний      
  Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов      
  Топографические знаки      
  Топографическая карта      
  Снаряжение туриста, укладка рюкзака, групповое снаряжение      
  Организация и техника движения в походе. Туристский бивак, основы приготовления питания. безопасность бивачных работ      
  Гигиенические правила туриста. Самоконтроль, основы доврачебной помощи    
  Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры. Кодекс путешественника    
  Первый тренировочный цикл    
  Второй тренировочный цикл    
  Однодневный учебно-тренировочный поход и разбор его итогов, оформление маршрутных документов и отчет    
  Двухдневный зачетный поход и разбор его итогов. обслуживание на биваке      
  Туристские походы и экскурсии. Основы подготовки, проведения и отчета      
  Сдача зачетов    
  Многодневный летний зачетный поход (вне сетки часов)
  Итого      

 

ПРОГРАММА

Вводное занятие. Чем будет заниматься кружок. Кто такие инструктора-проводники. Роль И-П в походе. Что такое спортивный туризм, терминология, топография, ориентирование на местности. Значение ориентирования в труде, в бою, на отдыхе (примеры из жизни).

Звание младшего инструктора -проводника, права, обязанности, зачетные требования. План работы кружка на год(блок) и на последующие годы, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, снаряжение и экипировка, необходимые для занятий в кружке.

Значки "Юный Турист России", "Турист России" и другие туристские знаки и нормативы. Основы классификации маршрутов.

Компас. Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Пять правил обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование, визирный луч. Что такое движение по азимуту, когда оно применяется и как проводится.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Что такое засечки, когда они применяются; техника выполнения засечек (порядок действий и правила).

Практические занятия. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный ориентир (обратная засечка) и нахождение ориентира по заданному азимуту (прямая засечка).

Азимут. Что такое азимут: определение, отличие азимута от простого угла (чертеж). Понятие о горизонтальных и вертикальных углах в пространстве. Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ и т. д. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо ("Роза направлений"), его значение для младшего инструктора-проводника. Направления в пространстве по отношению к сторонам тела: основные (справа, слева, впереди, сзади), дополнительные (справа — сзади, впереди — слева и т. д.). Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.

Практические занятия. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (по направлениям СВ, Ю, ЮЗЗ и т. д.) и показать дугой величину азимута (выполнять на глаз без транспортира). Определить обратный азимут по данному азимуту; упражнение повторить несколько раз графически, а затем аналитически (прибавляя или вычитая из прямого азимута 180°). Упражнения на смешанное ориентирование (без применения компаса); графическое решение задач на смешанное ориентирование типа: "Справа мельница, слева дом лесника, на востоке озеро. Если повернуться лицом к мельнице, то озеро будет слева — сзади. Определи азимут на дом лесника".

Многократное повторение перед занятием ("зарядка") азимутального кольца, не заглядывая в чертеж. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов по карте. Задание на дом: придумать и вычислить для себя три тренировочных треугольника.

Измерение расстояний. Для чего в походе необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага. Как измерить свой средний шаг. График, таблица или линейка перевода пар шагов в метры (ЛПШМ).

Глазомер, его значение для младшего туриста-проводника. Способы тренировки глазомера.

Практические занятия. Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Измерение каждым учащимся под наблюдением руководителя своего среднего шага, составление ЛПШМ или графика перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Во время прогулок и походов оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топографических картах. Чистое ходовое время. Почему в горах чхв (чисто ходовое время) важнее расстояния.

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов. Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Азимут на Солнце в разные часы дня. Определение сторон горизонта по звездам. Контур созвездия Большой Медведицы. Как найти Полярную звезду. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия. Упражнения по рисункам на проложение вертикальной плоскости, проходящей через Полярную звезду. Задачи на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута на Солнце в разное время дня.

Во время походов и тренировочных выездов — упражнения по определению сторон горизонта по Солнцу и тени, отыскание на небе созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды, определение сторон горизонта по положению Полярной звезды.

Топографические знаки. Что мы называем местными предметами. Как выглядят они с птичьего полета (на аэрофотоснимке участка земной поверхности). Роль топографических знаков на карте. Знаки местных предметов и буквенно-цифровые характеристики их. Группы знаков. Виды знаков. Цвет, форма и размер знаков. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов.

Что такое рельеф местности. Как рельеф местности изображается на топографической карте.

Практические занятия. Зарисовка в тетрадях топографических знаков по группам (65 знаков). Опознавание знаков на топографических картах. Чтение топокарты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант.

Топографическая карта. Определение топографической карты. Топографическая и географическая карты. Значение карт для путешественников. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Старение карт. Копирование и увеличение карт (теория). Обращение с картой в походе.

Крупно- и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Преобразование числового масштаба в натуральный. Как пользоваться линейным масштабом.

Определение азимутов линий на карте.

Практические занятия. Определение по карте элементов, менее других подверженных изменениям со временем, составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование числового масштаба в натуральный, вычисление длины линий на карте по ее масштабу арифметически и с помощью полоски бумаги по линейному (графическому) масштабу. Измерение азимутов различных направлений на карте. Задача: вычислить азимуты и расстояния участков заданного маршрута на карте, выразить расстояния во времени движения по участкам.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста (для лета и зимы). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, лыжам и другим предметам снаряжения. Как готовить снаряжение к походу. Спальные мешки и карематы (коврики). Правила укладки рюкзака, защита вещей от влаги. Как надо носить рюкзак и обращаться с ним на привалах. Уход за обувью в походе.

Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. Устройство туристской палатки. Как размещаются палатки и туристы в них. Застеливание палатки. Основы безопасности размещения бивака.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка палатки. Выбор площадки, использование уклонов, подготовка площадки и защита. Свертывание и упаковка палатки. Переноска палатки.

Организация и техника движения в походе. Туристский бивак. Значение активного способа передвижения на большие расстояния. Прогулка, экскурсия и поход. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем и лыжном передвижении. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение и контроль цепочки. Интервалы в различных условиях. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего.График движения по маршруту. ходовые дни, дневки, полуднёвки, запасные дни. контрольные сроки. Режим движения в пешем и лыжном походе: ходовой час (ходовое время и привалы, нормальная скорость движения, количество общих ходовых часов). Режим ходового дня и режим на дневке. Преодоление простейших подъемов и спусков пешком и на лыжах. Преодоление технически сложных участков. Тропление лыжни.

Привал и бивак. Требования к месту разбивки бивака. Планировка объектов на биваке. Порядок и правила разведения костра в походе, виды топлива для костра, типы костров. Ночлеги в населенных пунктах, приготовление горячего питания

Практические занятия. Индивидуальная разработка почасового режима (графика) движения группы по маршруту (для маршрутов планируемых учебно-тренировочных походов). Разбор выполненных разработок. Упражнения по планировке территории бивака на пейзажных картинах и крупномасштабных планах местности. Основы безовасности размещения биваков и бивачных работ.

Гигиенические правила туриста. Самоконтроль. Что такое гигиена и самоконтроль туриста. Гигиеническая подготовка перед походом. Уход за телом и ногами в походе. Утренний туалет и зарядка. Закаливание организма. Питьевой режим в походе. Как уберечь ноги от потертостей. Отдых на коротком привале, проветривание и мытье ног. Сушка одежды и обуви в походе. Купание в походе. Гигиенические правила и снаряжение туриста: головной убор, очки от солнца, подстилка для сидения на пеньке, земле, индивидуальный медицинский пакет, навыки бинтования, правила использования средств от комаров и мошек. Как хранить в рюкзаке туалетные принадлежности, посуду, грязное белье. Постель туриста в палатке.

Приемы самоконтроля. Почему каждый турист обязан не скрывать своего недомогания, потертостей, мозолей, ожогов, порезов.

Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры.

Географическое положение, площадь и границы. Рельеф, климат, реки и озера нашего края, полезные ископаемые на его территории. Растительный и животный мир. Население, культура, хозяйство и транспорт. Исторические и, архитектурные памятники, музеи и другие краеведческие объекты на территории нашего края. Правила охраны природы, памятников истории и культуры во время походов и путешествий. Заповедники. заказники, национальные природные парки, правила их посещения.

Первый тренировочный цикл. Во время прохождения тем "Компас", "Азимут", "Измерение расстояний" необходимо провести с кружковцами три выезда в лес на тренировочные занятия. В содержание этих занятий входит: укладка рюкзака, распределение группового груза тренировки глазомера, тренировки в движении по азимуту (по треугольникам и по разомкнутым маршрутам), изучение способов установки палатки, выбор безопасного места и подготовка площадки. разведения походного костра.

Второй тренировочный цикл. Учебные соревнования по прохождению азимутальных маршрутов в различных условиях и на скорость постановки палатки и разведения костра.

Однодневный учебно-тренировочный поход и разбор его итогов. Составление списка (или таблицы) условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентирование карты по компасу и по Солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные дальние ориентиры). Маршрутная документация, правила заполнения отчет.

Двухдневный зачетный поход и разбор его итогов. Во время похода основное внимание уделяется следующим элементам: укладка снаряжения и продуктов в рюкзак, подгонка рюкзака по фигуре, качество снаряжения, одежды, обуви, подгонка лыжных креплений перед выходом в поход; правила, режим и техника движения в походе; ориентирование на маршруте по карте, движение через лес по азимуту, определение сторон горизонта по небесным светилам; оборудование и разжигание костра, поддержание пламени костра, варка пищи на костре, организация других бивачных работ, организация ночлега.

Туристские походы и экскурсии. В течение учебного года наряду с учебно-тренировочными походами и тренировочными выездами должно быть проведено несколько экскурсий и походов, во время которых младшие проводники познакомятся с достопримечательностями своего родного края, побывают в музеях, у исторических памятников, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области (края).

В результате этих экскурсий и изучения темы "Наш край" учащиеся должны получить достаточное представление об истории, природных богатствах, современном строительстве в области (крае), где они живут.

Сдача зачетов. Сдачу зачетов на звание младшего инструктора-проводника 1-3 степени, б/к- следует проводить в основном практическим путем — в виде игр и соревнований по прохождению азимутального маршрута, по глазомерному и шагомерному измерению расстояний, укладке рюкзака, по разведению костра, знанию топографических знаков, на лучшую выкопировку с карты и т. д. Кроме того, очень важна для младших инструкторов проверка знаний по теории, умения изложить эти знания. Такая проверка проводится в виде ответов на вопросы по билетам.

 

Примерный тематический план второго года (блока) занятий

Темы занятий Количество часов
Всего Теор. практические Инд. работа
помещ местн.
  Вводное занятие. Путевочный туризм. Требования к маршруту и информации р нем.    
  Подведение итогов летнего путешествия. Постановка задач. Разработка маршрута    
  Компас, джи-пи-эс, треккеры      
  Топографическая карта, кроки, схемы      
  Ориентирование в походе    
  Ориентирование без карты (движение по азимуту)      
  Ориентирование с помощью карты        
  Виды и характер соревнований по ориентированию на местности и спортивному туризму. Маршрутные соревнования.      
  Подготовка туристского похода оформление маршрутной документации    
  Организация движения в пешем туристском походе и преодоления препятствий    
  Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Основы транспортировки пострадавшего силами группы.    
  Комплекс практических занятий по приготовлению питания, разбивки и сворачиванию бивака      
  Примерный календарь учебно-тренировочных походов        
  Проверка контрольных работ    
  Повторение пройденного материала и подготовка к зачетам    
  Сдача зачетов    
  Туристское путешествие
  Итого          

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Вводное занятие. Программа занятий и требования к званию младшего инструктора-проводника 2,3 степени План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы, инструменты, экипировка и снаряжение, необходимые для занятий. Нормативы спортивных разрядов по туризму. Основы категорирования маршрутов и препятствий. Перечень классифицированных маршрутов

Подведение итогов летнего путешествия. Обсуждение летнего путешествия, просмотр фотографий, презентаций или видеороликов, составление отчета, участие в маршрутных соревнованиях, подготовка выставки, оформление значков и спортивных разрядов.

Компас. Повторение основных сведений из программы первого года (блока) обучения. Поверки компаса Адрианова. Надежность компаса. Другие типы компасов (туристский компас, жидкостный компас ориентировщика). Упражнения по азимутальному кольцу и по прямым засечкам. Особенности ориентирования в горах.

Практические занятия. Поверки компаса Адрианова; упражнения по азимутальному кольцу и засечкам. Горный рельеф

Топографическая карта. Определение карты. Значение карт в народном хозяйстве и обороне. Три основных качества карты: масштаб, год издания, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт во время похода, планшеты для хранения карт. Особенности горных карт и схем.

Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнения на составление характеристики местности по картам и на натуре.

Масштабы топографических карт. Решение задач на масштаб. Измерение расстояний на карте с помощью курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначению. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Определение целых координатных величин точек на карте.

Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршрутам. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по туристскому ориентированию на местности и горных туристских походах. Копирование и увеличение карт: материалы, инструменты, техника. Контрольная работа по копировке карты и нанесению туристского маршрута.

Практические занятия. Составление характеристик участков местности на различных картах; решение задач типа: "Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...?"; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате. Контрольная работа по копированию учебной крупномасштабной топографической карты па кальку, составление схемы перевала.

Ориентирование в походе. Определение понятия "ориентирование". Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отчетам. Описание пути движения как средства ориентирования. Обязанности младшего проводника до и во время похода. Роль дублера (стажера). Отличие прав и обязанностей участника группы, руководителя, И-П.

Ориентирование без карты (движение по азимуту). Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте — выдерживание общего заданного направления; использование Солнца и тени; память направления. Разведка препятствия.

Способы измерения проходимого расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.

Практические занятия. Дальнейшее совершенствование навыков в работе с транспортиром; упражнения (соревнования) по микроглазомеру на определение углов и расстояний; упражнения на быструю трансформацию линейных отрезков карты во время пробега (пешком или на лыжах). Решение задач типа: "В 9 часов утра туристы вышли с привала. Тень лежала слева — сзади. В каком направлении пошли туристы?" Поиск потерявшегося силами группы.

Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир. Сходные ситуации. Составление абрисов. Время движения как мера длины. Оценка скорости движения.

Сложные случаи привязок: привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки в походе. Последовательность работы дежурного проводника: подготовительная работа с картой — планирование участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени прохождения контрольных ориентиров: работа в пути — привязки, разведки, опрос местных жителей.

Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; отыскание на карте сходных ситуаций, определение способов привязки, позволяющих отличить одну ситуацию от другой, сходной с ней; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения. Контрольная работа "Разработка маршрута туристского похода": схема маршрута и основные сведения о нем (протяженность, продолжительность, стоимость); план-график похода (по дням и часам); список интересных объектов на маршруте и краткая характеристика ландшафтов; рабочая калька (выкопировка) в возможно более крупном масштабе.

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности и спортивному туризму. Элементы (этапы) соревнований с ориентированием на местности, включаемые в программу туристских соревнований открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, определение точки стояния (ОТС) после "входа" в лист карты, поиск объекта по заданному азимуту, определение азимута на заданный ориентир, этапы с ориентированием по легенде.

Содержание этапов и заданий. Основные принципы определения результатов.

Виды, содержание и основные правила туристских соревнований по топографической глазомерной съемке.

Практические занятия. Упражнения в переносе знаков КПП и ниток обозначенн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...