Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформаторское движение и Канн Ювэй




Тридцатилетний опыт проведения политики «самоусиления» продемонстрировал, что маньчжурская монархия оказалась неспособной эффективно соединить отстаивание независимости страны и ее модернизацию, Китай все больше приобретал признаки полуколониальной державы.

Неприятие достижений Запада, за исключением военных технологий и производства оружия, характерное для маньчжурских правителей, разделяла и большая часть представителей традиционного китайского господствующего класса. Шэньши, обязанные своим общественным статусом конфуцианским устоям китайской деспотии, отвергали возможность реформ политических институтов. Тем не менее, в конце Х1Х в., среди молодежи, получившей традиционное образование и связавшей свое будущее с государственной службой, формируется оппозиционное движение, участники которого приходят к мысли о необходимости не только экономических перемен, технологических нововведений, но и реформ, затрагивающих основы политической системы империи. Главной целью участников этого движение были идеи о независимом и процветающем Китае /История Китая, 2002, с. 343/.

К намеченной цели реформаторы путем преобразований политической системы Китая сверху, в результате реформ, предпринятых самим императором. Из идеалом была конституционная монархия, установленная в Японии после реставрации Мэйдзи … Очень популярны в их среде были преобразования Петра и сама его личность, а также реформы в Турции и некоторых других странах Востока.

Видную роль в движении реформаторов сыграла группа молодых соискателей ученых званий, главным образом выходцев из южных провинций Китая - именно в этих провинциях наиболее сильно ощущалось влияние Запада. Признанным лидером оппозиционеров был КАН ЮВЭЙ (1858 – 1927 гг.), происходивший из семьи гуандунских шэньши. Это был в высшей степени талантливый человек, получивший превосходное конфуцианское образование. В возрасте 27 лет он выдержал экзамен на высшее ученое звание шэньши. К этому времени его имя уже было широко известно среди шэньши благодаря целому ряду его научных работ в области конфуцианской идеологии.

Однако Кан Ювэй не ограничился изучением лишь конфуцианских канонов и историей китайской цивилизации. В не меньшей степени его влекла истории стран Запада. Очень много внимания в своих трудах он уделял современным реформам в России, Турции и Японии. Кроме всего он был еще и талантливым преподавателем, который в начале 90-х гг. основал школу в Гуанчжоу. Наиболее стойким его последователем и учеником стал ЛЯН ЦИЧАО (1873 – 1929 ГГ.), также происходивший из известной семьи шэньши /Ефремов, 1974, с. 187/.

Озабоченные проблемой восстановления суверенитета Китая, оппозиционно настроенные выходцы из среды политической элиты понимали, что ее решение необходимо искать в изучении опыта модернизации зарубежных государств, и тщательно собирали все доступные им сведения об истории и жизни современного им Запада.

В 1895 г. КАН ЮВЭЙ прибыл в Пекин для сдачи экзамена на высшее звание шэньши. Совместно с Лян Цичао они составили «Меморандум из десяти тысяч слов», который адресовали маньчжурскому императору. В этом документе содержался призыв не подписывать мирный договор с Японией, который являлся унизительным для Китая. Кроме всего документ предлагал императору провести в стране ряд реформ. В сущности это была программа широких преобразований, которые они вскоре попытаются провести в ходе событий 1898 г.

Меморандум получил самый широкий резонанс среди представителей ученой элиты Китая, которые собрались весной 1895 г. на экзаменационную сессию в Пекин. Из 1200 претендентов - 604 подписались под этим документом.

Многое в этой ситуации зависело от настроений в господствующих придворных кругах, а также взглядов императора ГУАНСЮЯ, правившего с 1889 г. ОН был относительно молодым человеком, достаточно образованным и искренне переживал положение, в котором оказался Китай. Но его возможности в принятии политических решений были сильно ограничены. Очень значительным влиянием при дворе обладала его тетка – вдовствующая императрица ЦЫ СИ. Одновременно с этим Гуансюй понимал, что сама Цы Си на реформы никогда не решится. Все это заставляло императора искать сближения с реформаторами /там же, с. 189/.

Получив в Пекине после успешно сданных экзаменов небольшую чиновничью должность, Кан Ювэй со своими сторонниками немедленно приступил к широкой пропаганде своих идей. Для этого в столице, а затем и в некоторых наиболее крупных городах были основаны отделения «Общества усиления государства». Кроме всего началось издание газеты, в которой реформаторы настоятельно разъясняли и проповедовали свои цели и задачи. В течение последующих трех лет было основано 24 таких отделения, восемь новых школ и восемь издательств, занимавшиеся распространением европейских знаний и пропагандой идей реформаторства.

1898 г. ознаменовался новым наступлением иностранных держав на интересы Китая. Воспользовавшись в качестве предлога убийством двух немецких миссионеров, Германия направила к берегам Китая военно-морскую эскадру и начала осуществлять меры давления на правительство Китая. Вскоре Германия получила монопольное право на строительство железной дороге на территории Шаньдуна. Одновременно с этим Россия получила в аренду часть Ляодунского полуострова с городами Дальний и Порт-Артур, ставшими ее военно-морскими базами. Россия добилась права на постройку ветки КВЖД … Англия сроком на 99 лет арендовала часть полуострова ДЗЮЛУН …

В начале 1898 г. Кан Ювэй оказался во главе патриотического движения, сторонники которого добивались от императора решительных мер на проведение реформ. Очередной меморандум, адресованный Канн Ювэем маньчжурскому правителю, наконец, дошел до него, и император принял решение опереться на реформаторов осуществлении преобразований.

11 июня 1898 г. был опубликован императорский указ «Об установлении основной линии государственной политики». Он положил начало реформаторскому курсу, который продолжался немногим более трех месяцев – с 11 июня по 21 сентября 1898 г. Император встретился с Кан Ювэем. Ко двору были приближены некоторые его единомышленники. В течение «100 дней реформ» от имени императора было издано свыше 60 указов, многие из которых были направлены попытку изменения облика Китая.

В императорских указах определялась цель реформ - создать с их помощью сильное и независимое государство. Для этого было необходимо изменить структуру центральных правительственных ведомств. Традиционно существовавшие шесть приказов впервые были дополнены ведомствами промышленности и торговли, горных разработок, сельского хозяйства и железных дорог. Помимо этого, сторонники реформ считали необходимым радикально модернизировать армию и ликвидировать излишние звенья в административной системе. На государственных экзаменах (которые сохранялись) предлагалось отказаться от сочинений в традиционном стиле. В образовательные программы предлагалось вводить элементы западных наук. В столице предполагалось открыть современный университет.

Однако проведение этих реформ вызвало очень жесткое сопротивление со стороны представителей традиционного лагеря. Центром этого сопротивления стал сам двор, придворные элиты во главе с Цы Си и столичная аристократия. Опасаясь государственного переворота со стороны этих сил император Гуансюй обратился за помощью к генералу ЮАНЬ ШИКАЮ. Под Его командой находились самые боеспособные части «ново1 армии», вооруженные и обученные по иностранному образцу. Однако генерал – опытный царедворец – думал только о своей карьере. Генерал выдал планы реформаторов лагерю Цы Си и ранним утром 21 сентября части, преданные Цы Си вошли в Пекин и фактически совершили государственный переворот. Многие сторонники реформ были арестованы и казнены. Канн Ювэю при помощи иностранцев чудом удалось избежать гибели.

Поражение реформаторского движения свидетельствовало о том, что идеи политических и социальных преобразований в стране имели еще очень мало сторонников и не овладели достаточно большими слоями китайского общества /Самойлов, 1989, с.119/.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...