Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синьхайская революция 1911 – 1913 гг




 

Последние годы Х1Х в. и самые первые годы ХХ в. были отмечены новым подъемом революционного движения. Значительную роль по-прежнему играл «Союз возрождения Китая» во главе с Сунь Ятсеном.

Летом 1905 г. в Японии произошло объединение нескольких революционных организаций и так появилась новая организация - «Китайский революционный объединенный союз». Во главе организации и ее лидером стал сам Сунь Ятсен. («Чжунго гэмин тунмэнхуэй») Программой организации стали три народных принципа Сунь Ятсена - национализм, народовластие и народное благоденствие. Первый принцип понимался как свержение чуждой династии и возвращение к китайскому правлении.. Демократизм подразумевал установление в стране строя демократической республики. Народное благоденствие означало решение аграрного вопроса путем установления системы единого государственного налога на землю. Налог должен был быть дифференцированным и зависеть от рыночной ценны земли. Полученные таким образом средства, по мнению Сунь Ятсена, должны были поступать на благо всего общества и особенно крестьян. В итоге предполагалось дать землю тем, кто ее обрабатывает, и закрыть дорогу капиталистическому развитию страны.

Новая организация в принципе использовала ту же тактику, что и «Союз возрождения Китая». Они полагали, что китайское общество в целом готово к свержению маньчжур, нужен только взрыв в одном из районов Китая, что автоматически вызовет общенациональное выступление … Сунь Ятсен вместе со своей организацией подготовил и осуществил более 10 неудачных попыток.

Углубление и обострение кризиса Цинской империи в течение 1911 г. привело к тому, что осенью того же года мощный социально-политический взрыв уничтожил империю Началом этих событий стало восстание в г. УЧАНЕ - центре провинции Хубэй. В этой провинции сподвижники Сунь Ятсена давно готовили почву для восстания. Они очень удачно вели пропаганду среди солдат и офицеров «новой армии» - почти треть гарнизона города была на их стороне. Само выступление планировалось позже, но власти узнали о его подготовке, начались аресты и казни. В итоге вечером 10 октября 1911 г. восстали солдаты саперного батальона. Выступление поддержали другие части гарнизона, а затем в руки восставших перешел арсенал. Маньчжурские власти бежали из города и восстание в Учане победило. Сразу утром восставшие обратились за поддержкой к известным политическим лидерам либерального лагеря, т.к. совершенно не имели опыта политической борьбы и политического управления /Чудодеев, 1966, с48/.

На совместном заседании было образовано хубэйское революционное правительство во главе с генералом ЛИ ЮАНЬХУН. Он был очень далек от каких бы то ни было революционных идеалов, но просто обладал известным авторитетом среди военной массы и был известен своими антиманьчжурскими настроениями … Новое революционное правительство потребовало отречения Цинской династии и провозгласило Китайскую республику. Одновременно было принято обращение ко всем остальным провинциям Китая с призывом поднять восстание против маньчжур. В знак освобождения от маньчжурского ига все участники революционных выступлений и мирное население срезали свои косы. Что до этого служило символом подчинения китайцев маньчжурам. Понимая важность внешнеполитического фактора правительство хубэйские революционеры сразу же направили консулам иностранных государств дипломатические ноты, обещая соблюдать все обязательства, взятые до этого цинами. Все держав заявили о своем нейтралитете.

На призыв хубейских революционеров откликнулся весь Китай. В течении двух месяцев власть маньчжуров была свергнута в 15 провинциях. К декабрю власть Цинов сохранилась только в трех центральных провинциях. Главной ударной силой революции стала армия и особенно части «новой армии». Практически повсюду сторонники Сунь Ятсена вели соответствующую пропаганду. В некоторых провинциях власть цинов пала мирно без военных выступлений. Здесь была сильна роль крупной китайской (ханьской) бюрократии, которая отказывала цинам в поддержке.

Цинский двор был застигнут врасплох учанским восстанием и волной выступлений на местах. Маньчжуры оказались не в состоянии контролировать ситуацию. За помощью двор решил обратиться к известному генералу - ЮАНЬ ШИКАЮ. Он был очень известным человеком в Китае, стоял у истоков военной реформы, был хорошо известен представителям западных держав. 27 октября 1911 г. его назначили главнокомандующим карательными войсками, а затем и премьер-министром.

Когда он оказался в Пекине – двор совершенно не мог предпринять никаких действий. Малолетний император, многочисленные регенты и окружение – все оказались бессильны. В этих условиях Юань Шикай почти без всяких усилий и борьбы оказался фактически во главе государства. Парадоксальность ситуации оказалось в том, что его фигура оказалось приемлемой для самых разных политических сил /Меликсетов, 1981, с. 112/.

Тем не менее, опасаясь дальнейшего наступления революционных сил Юга генерал стал искать возможности для мирного решения проблемы. Переговоры Севера и Юга начались в Шанхае 18 декабря.

Несмотря на весь накал революционной борьбы (она больше носила характер стихийного недовольства), РЕВОЛЮЦИОННЫЙ Юг на этих переговорах не смог настойчиво отстаивать свои позиции и добиться отречения цинов без всяких условий. Фактически делегация революционеров с южных провинций (без участия Сунь Ятсена) сама предложила Юань Шикаю пост президента республики при условии, что он сможет договориться с маньчжурским двором об отречении их от власти / там же, с. 118/.

О событиях в Учане Сунь Ятсен узнал в США из газет 12 октября и принял решение вернуться в Китай. 21 декабря он прибыл в Гонконг, а 25 декабря был торжественно встречен в Шанхае. На следующий день «Объединенный союз» выдвинул его на пост временного президента Китайской республики. 29 декабря 1911 г. в Нанкине прошла конференция, на конторой представители провинций выбирали временного президента Китая. Почти единогласно был выбран Сунь Ятсен и сразу он сообщает в Пекин Юань Шикаю. 1 января 1912 г. становится днем официального провозглашения Китайской республики. Сунь Ятсен приступает к исполнению своих обязанностей.

Правительство, сформированное Сунь Ятсеном сразу же пыталось отменить многие почти средневековые установления и обычаи. Было запрещено опиекурение, применение пыток при допросах. Запрещена торговля людьми. Освобождение всех, проданных в долговое рабство. Населению разрешалось свободно срезать косы, как символ подчинения маньчжурам. Запрещен варварский обычай бинтования ног у девочек. 10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло Конституцию. Она провозглашала равноправие всех граждан независимо орт класса и религии. Право частной собственности. Основные демократические свободы – неприкосновенность личности и жилища. Свободу слова и печати. Принятие этой подлинно демократической конституции имело огромное историческое значение для развития идей демократии /Белов, 1972, с. 79/.

Однако в начале 1912 г. революция еще до конца не победила. Узнав об избрании Сунь Ятсена временным президентом, Юань Шикай в Пекине начинает готовить свои вооруженные силы… Страна фактически оказалась на грани гражданской войны и Сунь Ятсен вместе со своими сподвижниками соглашаются на передачу поста временного президента Юань Шикаю на условии, что он обеспечит отречение цинской династии от власти. После переговоров появилась договоренность – императорская семья получает денежное содержание, у нее сохраняется имущество, титулы и гражданские права. 5 февраля Национальное собрание утвердило условия отречения.

Так закончилась эпоха 267-летнего господства маньчжур над китайским народом. Все это происходило в последн6их числах года СИНЬХАЙ - по традиционному китайскому календарю. Поэтому сама революция получила название Синьхайской.

После этого Сунь Ятсен складывает с себя полномочия временного президента и передает их Юань Шикаю, а сам уезжает в Шанхай. Подобное развитие событий, конечно, было явлением отрицательным для будущих судеб Китая, но в той ситуации развитие событий по другому варианту было, видимо, не возможно. Передача власти из рук революционеров во главе с Сунь Ятсеном Юань Шикаю по сути дела был компромиссом со стороны революционеров, который позволил избежать кровопролитной гражданской войны и вмешательства иностранных держав … 2 апреля Национальное собрание принимает решение (идя навстречу Юань Шикаю) о переносе столицы в Пекин /Березный, 1989, с. 134/.

В августе 1912 г. в Пекине состоялся учредительный съезд новой организации, ядром которой стали представители Объединенного союза и еще несколько левых и демократических организаций. Эта партия получила название - «Китайская революционная партия» - ДЖУНХУА гоминьдан Сунь Ятсен был избран ее председателем. Основные программные установки партии призывали к политическому единству страны, развитию местного самоуправления, проведения политики народного благоденствия и поддержание международного мира. После проведения учредительного съезда сам Сунь Ятсен отходит от практической партийной работы. Стремясь непосредственно участвовать в проведении в жизнь третьего принципа своей программы, т.к. два первых были выполнены, он принимает пост генерального директора железных дорог и разрабатывает грандиозный план железнодорожного строительства.

Революция по своему характер и ставшими перед Китаем задачами, по составу участников и по их программам - не была революцией ни буржуазной, ни буржуазно-демократической, ни антиколониальной, ни антифеодальной. Эти задачи революции «навязаны» совершенно искусственно. И в этом смысле она не потерпела поражение, потому что указанных задач перед собой и не ставила …

Единственные реальные задачи, которые стояли пред страной в начале ХХ в. и которые ставили участники событий (либеральный и демократический лагерь) были все-таки решены – Китай освободился от маньчжурского гнета и уничтожил монархический строй. В революции участвовало две главные силы – либеральная оппозиция (помещики и торгово-предпринимательская буржуазия, связанная с феодальным землевладением и иностранным капиталом) и демократическое крыло во главе с Сунь Ятсеном (его поддерживали различные слои, ориентированные на буржуазно-демократическое развитие Китая.

Ни тот, ни другой политический лагерь на самом деле не представляли реальной силы в тогдашнем Китае – у них не было своих партий, своих армий, у либералов не было серьезных политических лидеров. Сунь Ятсен после революции отпугивал многих своим радикализмом … В итоге конкретными плодами революции сумела воспользоваться «третья сила» в лице Юань Шикая, который опираясь на поддержку военно-компрадорский кругов сумел использовать ситуацию и стал первым президентом Китая /Делюсин Л.П., Костяева А.С., 1985, с. 370/.

Диктатура Юань Шикая. На состоявшихся вскоре парламентских выборах Гоминьдан добился значительных успехов и получил большое количество мандатов. Однако парламентские методы борьбы и были для Юань Шикая совершенно не приемлемы. Постепенно он начинает игнорировать мнение парламента и взгляды крупных китайских политических деятелей демократической направленности. Получив от западных стран крупный военный заем он начинает активно вооружать свои вооруженные силы. Начинается давление на демократические элементы, затем развертывается настоящая террористическая кампания против видных демократов и деятелей парламента.

Фактически в это время на Севере укрепляется прямая военная диктатура Юань Шикая, а на Юге начинается массовое сопротивление разных сил – тайных обществ, голодные крестьянские бунты и т.д. В этих условиях Гоминьдан фактически разорвал отношения с Юань Шикаем и начинает против него вооруженную борьбу. Но широкой поддержки эти призывы не нашли и в настоящую войну не превратились.

«Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую роль в победе Синьхайской революции, потерпели поражение» /там же, с. 377/.

Юань Шикая поспешил воспользоваться подавлением «второй революции» и укрепить свою власть. 6 октября 1913 г. были проведены выборы президента. Генерал победил, используя все формы давления – подкупы, репрессии и т.п. формы. Почти сразу – 4 ноября 1913 г. он объявляет о запрете Гоминьдана и его роспуске. Одновременно из парламента были удалены все депутаты члены партии Гоминьдан. Тем самым, фактически, был распущен законно избранный парламент. В январе 1914 г. был распущен и сам парламент, а в мае отменена конституция. После этого в стране устанавливается диктатура Юань Шикая …

Однако даже такой власти ему оказалось мало и Юань Шикай начинает длительную кампанию по восстановлению в Китае монархического строя. 23 ДЕКАБРЯ 1914 Г. Юань Шикая, облаченный в императорские одежды, совершает торжественное жертвоприношение в храме Неба. Он начинает восстанавливать атрибутику времен монархии, а также прежние звания и чины. Вновь вводится старая экзаменационная система.

Эти события проходили в обстановке начала мировой войны. Уже 6 августа 1914 г. китайское правительство заявило о своем нейтралитете, рассчитывая, что воюющие державы, не перенесут военные действия на китайскую территорию. Однако Япония 22 августа объявила Германии войну и ввела свои войска в провинцию Шаньдун. Используя занятость европейских держав на европейском театре военных действий, Япония рассчитывала захватить весь Китай и превратить его в свой протекторат. 18 января 1915 г. Япония вручила китайским властям так называемое 21 требование» - признание захвата Шаньдуна, согласие на господство Японии в южной Маньчжурии и внутренней Монголии; назначение японских советников в китайскую армию, полицию, министерство иностранных дел и т.д. Сообщение об этом ультиматуме вызвало в стране бурю негодования. Однако Юань Шикай эти требования принял, что сильно подорвало его авторитет во всех слоях китайского общества…

В течение некоторого времени власть в стране вела откровенную политику на подготовку к возвращению в стране императорской формы правления, но совершенно неожиданно для всех летом 1916 г. Юань Шикай умирает … /Новейшая история Китая, 1983, с. 229/.

Милитаристские клики. Разрушение сцепляющих механизмов в лице деспотической власти китайских императоров в такой огромной стране как Китай не могло ни привести к всплеску центробежных сил. Система дуцзюната. Влиятельные группы региональных бюрократических элит и военных постепенно стали носителями почти бесконтрольной власти на местах. Так в Китае стали появляться милитаристские режимы. Армии дуцзюнов были крайне отсталыми в техническом и военном отношении. Но и они оказывались вполне пригодными для борьбы с центральной властью и такими же губернаторами. Наличие в стране огромного аграрного перенаселения приводило к созданию миллионных отрядов людей, готовых за одну рисовую похлебку служить любому генералу /Делюсин, 1985, с. 234

Армия давала возможность для удержания власти. Сама же армия и власть держались за счет налогообложения собственного населения и грабежа соседних территорий … Главное их стремление – усиление своей власти. Ради этого они вели беспрерывные войны с центральной властью и между собой. Поэтому они не имели какой-то политической ориентации и с большой легкостью меняли союзников.

Вместе с тем эти режимы не представляли классовых интересов ни старых традиционных слоев, ни новых пробуржуазных. Их массовые армии и большие возможности привели к тому, что они стали фактическими хозяевами Китая. Даже центральная власть на уровне правительства, президента или кабинета была связана с ними и отражала их интересы.

Милитаристские войны вели к тяжелы последствиям и жертвам среди мирного населения, к повсеместному увеличению налогов. От их произвола страдало фактически все население страны – и горожане, и крестьяне. В итоге уже к концу мировой войны милитаризм стал для китайцев олицетворением всех несчастий /Меликсетов, 1981, с. 110-111/.

Отсутствие в стране сильной центральной власти приводило к тому, что эти региональные лидеры стали могущественной экономической, военной и политической силой страны. Их влияние продолжалось и в 20 – 30-х гг. ХХ в. в том числе и вы период гоминдановского Китая.

Экономика Китая после революции. Радикальные политические перемены, которые произошли после революции постепенно стали приводить и к изменениям в экономической сфере. Некоторый толчок этим процессам дала первая мировая война …

Влияние иностранного капитала было очевидным. Иностранный капитал контролировал 90% железных дорог. Самих иностранных предприятий было всего несколько сот, но они были самые крупные и отличались высокими технологическими возможностями. Иностранные банки, которых к концу войны насчитывалось всего полтора десятка, фактически контролировали китайский денежный рынок. Практически вся китайская экономическая и политическая элита держала свои деньги только в иностранных банках. Очень значительной была роль иностранного капитала во внешней торговле. Именно иностранный капитал способствовал втягиванию Китая в мировой капиталистический рынок и мировое разделение труда. В импорте почти полностью преобладали предметы потребления. И хотя сам Китай был аграрной страной - он был вынужден ввозить продукты питания и хлопок.

Несмотря на такое огромное влияние иностранного капитала, нужно учитывать, что он в основном затрагивал верхние эшелоны китайской экономки, оставляя «нижние» хозяйственные массивы совершенно нетронутыми …

Генезис капитализма в Китае. Национальное капиталистическое развитие началось с «открытия» Китая и представляло собой привнесение в Китай капиталистического производства /там же, 416/. Китайские капиталистические предприятия возникали прежде всего в центрах господства инорстраннорго капитала – открытых портах, концессиях и т.д. Именно сюда начинает быстрыми темпами устремляться национальный капитал, ибо он имел здесь несравненно более благоприятные условия (экономические и правовые) для своей деятельности.

Если накануне мировой войны национальному капиталу принадлежало 698 фабричных предприятий с 271 тыс. рабочих, то после войны число предприятий возросло до 1. 759 – 558 тыс. рабочих. В эти годы ежегодный прирост только промышленной продукции составлял примерно 14 %. /Непомнин, 1981, с. 120/.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что массовой производственной базой для развития национального промышленного капитала являлась дофабричная промышленность, продолжавшая играть решающую роль в обеспечении сельского и городского населения товарами повседневного спроса.

Включение Китая в мировой капиталистиченакий рынок и развитие собственного промышленного производства не могло не сказаться болезненно на состоянии мелком, кустарном ремесленном производстве. На рубеже веков это стало массовым явлением и в это время иногда погибали целые отрасли дофабричного производства. Но разрушая одни отрасли дофабричной промышленности, мировой рынок стимулировал рост и появление других – производство спичек, кружев, соломенных шляп на экспорт. В итоге дофабричная промышленность к концу войны прочно удерживала свои позиции в производстве многих товаров, давая в целом примерно три четверти всей промышленной продукции. Очень сильны были позиции дофабричного производства в - хлопчатобумажное производство, выработка муки, переработка чая, производство шелковой пряжи, производство национальной одежды, обуви, бумаги, фарфора, изделий из бамбука и соломы /там же, с. 121/.

Общее количество промышленных РАБОЧИХ среди населения страны было ничтожным. Кадровых рабочих было несколько десятков тысяч человек и в подавляющем большинстве все6 они были рабочими в первом поколении. К этой группе промышленного пролетариата примыкали слои сезонных рабочих, два миллиона рабочих мануфактур, более 10 млн. рабочих кустарной промышленности и более 30 млн. кули.

В послесиньхайский период китайская БУРЖУАЗИЯ как класс еще не сформировалась. Он совершенно не обладала политической силой и в силу своей слабости и малочисленности не могла возглавить национально-освободительное движение. Китайский капитализм как и китайская буржуазия не имели своей предыстории и их возникновение было прежде всего результатом иностранного влияния после «открытия» страны. Сами развитые формы капитализма сюда были привнесены.

Предпринимательские слои в Китае всегда были устранены от политической жизни и это унаследовала китайская буржуазия в начале ХХ в. Даже по прошествии 10 лет после революции в стране не было ни одной общенациональной организации китайской буржуазии со своим лидером и программой /там же, с. 425/.

В этих условиях инициативу перехватили так называемые новые средние слои - служащие республиканских учреждений и капиталистических фирм, учителя, студенты, офицерство.

Начинали происходить перемены и в ДЕРЕВНЕ. Здесь активно идет процесс ликвидации казенных, государственных форм землевладения. Идет активный распад землевладения военных поселений. Все они теперь превращаются в частновладельческие. После революции вышла серия законодательных актов, которые подтверждали эти новые формы землепользования.

В наследство от императорского периода Китай получил тяжелейшее аграрное перенаселение. Размер среднего крестьянского хозяйства примерно равнялся 20 му (чуть более одного га). Это катастрофическое малоземелье приводило к тому, что огромные массы крестьян не могли найти себе сферы деятельности в земледелии … Отсюда – огромное число свободных рук /там же, с. 421/. Большинство крестьян было отрезано от прямых связей с рынком, и выступало на нем опосредованно через своих эксплуататоров. Мелкотоварный уклад в деревне был крайне слабым.

 


Заключение

 

Ликвидация маньчжурского господства и всей системы императорской власти привел к образованию своеобразного вакуума, ибо старые политические элиты были уничтожены, а новые находились в стадии становления.

Традиционализм, несомненно, полностью преобладал в общественном сознании китайского населения. Господствующая конфуцианская идеология играла в Китае роль основной религиозной системы. Большинство китайского населения в религиоз0ном отношении было достаточно синкретично. Кроме конфуцианства, даосизма, буддизма существовало огромное количество культов и божеств, которые обслуживали китайское население.

Что касается новых явления в общественной и политической жизни. Адепты уходящей имперской идеологии уже существенной роли не играли.

Лагерь старых реформаторов. Новые обстановка и новые реалии значительно повлияли на взгляды лагеря реформаторов во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Из критиков существующего строя они постепенно превратились в его апологетов, которые боялись новых социальных потрясений. Лян Цичао в это время становится во главе этого лагеря – в 1912 г. он вернулся в Китай после длительной эмиграции. В это время он всемерно поддерживает Юань Шикая, видя в нем оплот будущего спокойствия страны и поддерживая его централизаторские устремления.

В своих работах и политических выступлениях активно продолжает развивать идеи неприятия революционных методов, которые не способны, по его мнению, привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям. Так, в одной из своих работ он пишет следующее: - «Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов – только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование…». Эти убеждения Лян Цичао пронес через всю свою жизнь. Очень сильно изменились взгляды Лян Цичао по вопросу конфуцианства. Если раньше, еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас он становится активным пропагандистом Конфуция, как мощной идеологической скрепы китайской цивилизации.

Еще более консервативную идейно-политическую позицию стал занимать в эти годы Кан Ювэй – выдающийся мыслитель Китая. Так же как и его ученик Лян Цичао не принимает идеи революционных преобразований и считает любую революцию «самоубийством общества». Он развернул активную пропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию самой идеи демократического переустройства Китая. Он утверждал, что ни в одной стране мира демократия и такие ее атрибуты, как, скажем, всеобщее избирательное право, не ведут к миру и процветанию. Тем более демократия непригодна для Китая, который никогда не знал демократических порядков … /История Китая, 2004, с. 393, 394/.

Таким образом, в послесиньхайские годы более или менее оформляется консервативное идейное течение, представители которого являлись идеологической составной частью господствующей системы. Это течение во многом было наследником имперской идеологии цинского Китая, что и проявилось прежде всего в приверженности традиционным духовным ценностям, в том числе и идеям авторитарного правления.

«Движение за новую культуру»

В отличие от лагеря бывших реформаторов, которые находились как бы в обороне, знаменем времени стало новое идейное течение - так называемое ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ. Это движение собственно оформилось в Пекине и Шанхае в годы первой мировой войны. Под лозунгом «НАУКА И ДЕМОКРАТИЯ» это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть новой китайской интеллигенции. - патриоты остро и болезненно переживающие упадок своей родины. Идейным центром «Движения за новую культуру» стал журнал «Новая молодежь», выходивший под редакцией известного профессора Пекинского университета.

Сторонники этого движения свом главным идейным врагом считали конфуцианство. Одновреме5нно с критикой старых идеологических норм критиковали старые порядки, политическую систему. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники движения на первое место ставили борьбу за освобождение личности. Много внимания члены движения удели вопросам литературы. В частности они призывали к замене старого языка классической литературы, оторванного от устной речи, новым литературным языком, который складывался на основе общенародного разговорного языка /там же, с. 400/.

Сунь Ятсен. Немаловажное значение в политической и идеологической жизни Китая тех лет играл и Сунь Ятсен. Правда, внешне этот период выглядит несколько бледно. Победа революции возвела его на вершину политического успеха. Поражение в борьбе с Юань Шикаем и другие политические неудачи заставили его временно уйти с авансцены политической жизни. Вместе с тем эти поражения выявили и слабость его программы возрождения Китая, которая не смогла стать знаменем массового политического движения.

Сунь Ятсен очень болезненно воспринимал ситуацию в стране после Синьхайской революции. Суньятсенизм как идейное течение не представлял собой заметного явления в Китае тех лет. Будучи несколько свободным от конкретной политической и партийной работы в эти годы он выпустил несколько работ. Так в «Духовном строительстве» он пишет: «Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь» /там же, с. 403/.

Сунь Ятсен предлагал воспринять все достижения передовых западных стран, являвшихся результатом естественного развития, но не повторять это естественное развитие, которое не позволило бы Китаю быстро войти в число наиболее передовых и мощных держав, а прервать это естественное развитие, пойти по пути ускоренного, искусственного, рукотворного прогресса. В этой концепции Сунь Ятсена причудливо сочетались убежденность в творческих способностях народа почти с мистической верой в особые качества китайской нации. «Китайская нация – самая большая и самая одаренная».

Основная идея его сводится к тому, чтобы органично связать все достижения современного запада при сохранении некоторых традиционных элементов … Но при всем этом – постараться избежать развития по капиталистическому пути …

Понимая, что китайский народ совершенно не был знаком с демократией сразу после победы необходим период «политической опеки».
Экономическую систему будущего китайского общества он понимал как «государственный социализм» - государственно-капиталистическая система без частного предпринимательства.

 


Литература:

 

1. Белов Б.А. О характере Синьхайской революции.// Народы Азии и Африки, № 3, 1972, с. 77 – 89.

2. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989.

3. Березный Л.А. О некоторых проблемах истории Синьхайской революции.// Народы Азии и Африки, № 5, 1971, с. 56 – 63.

4. Березный Л.А. Сунь Ятсен и проблема создания новой национальной государственности (к постановке вопроса).// Всемирная история и Восток. М., 1989, с. 132 – 140.

5. Борох Л.Н. Становление принципа «минь шэн» (народное благоденствие) в программе Сунь Ятсена.// Народы Азии и Африки, № 1, 1975, с. 84- 96.

6. Борох Л.Н. Сунь Ят-сен о проблеме ускоренного развития Китая. //Народы Азии и Африки, № 5, 1976, с. 54 – 66.

7. Васильев Л.С. История Востока. В 2 томах. Изд. 3. М., 2003.

8. Волков М.Я. О генезисе капитализма в сельском хозяйстве Китая.// Народы Азии и Африки, № 6, 1967, с. 108 – 118.

9. Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта. М., 1989.

10. Восстание ихэтуаней. М., 1968.

11. Гельбрас В.С. К вопросу о становлении военно-бюрократической диктатуры в Китае.// Народы Азии и Африки, 1968, с. 21 – 35.

12. Делюсин Л.П., Костяева А.С. Революция 1925 – 1927 гг. в Китае: проблемы и оценки, М., 1985.

13. Ермашев И. Сунь Ят-сен.// Серия ЖЗЛ. М., 1964.

14. Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949.

15. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен 1911 – 1913 гг. М., 1974.

16. Иванов Ю., Меликян О. По следам забытой дискуссии.// Азия и Африка сегодня. № 2, с. 19-23; № 3, С. 4-7.

17. Ипатова А.С. Политика «закрытых дверей» Цинов.// Всемирная история и Восток. М., 1989, с. 242 – 252.

18. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

19. История Китая (под ред. А.В. Меликсетова). М., МГУ, 2002.

20. Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней 1898 – 1901 гг. М., 1976.

21. Китай: государство и общество. М., 1977.

22. Ковалев Е.Ф. Сунь Ят-сен о «предупреждении капитализма» в Китае.// Народы Азии и Африки, № 2, 1963, с. 60 – 73.

23. Китай в новое и новейшее время. М., 1981.

24. Меликсетов А.В. К оценке взглядов Сунь Ят-сена. Народы Азии и Африки, № 5, 1969, с. 80 – 92.

25. Меликсетов А.В. Бюрократический капитал в Китае. М., 1972.

26. Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана 1927 – 1949 гг. М., 1977.

27. Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ят-сена: происхождение, развитие, сущность.// Китай: государство и общество. М., 1977, с. 121 – 152.

28. Меликсетов А.В. Историческое значение Синьхайской революции в Китае.// Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 95 – 120.

29. Меньшиков В.Б. К проблеме своеобразия исторического развития Китая.// Китай: государство и общество. М., 1977, с. 5 – 28.

30. Мухмутходжаева М.Х. Национальная политика Гоминьдана. М., 1986.

31. Непомнин О.Е. О методике изучения переходного периода в Китае (Х1Х – нач. ХХ в.).// Народы Азии и Африки, № 4, 1968, с. 98 – 108.

32. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894 – 1914 гг. М., 1980.

33. Непомнин О. Е. Податное и частно-зависимое крестьянство Китая на рубеже Х1Х-ХХ вв.// Социальные организации в Китае. М., 1981, с. 100 – 124.

34. Непомнин О.Е. Синтез традиционалистической реакции и антиимпериализма в восстании ихэтуаней в Китае.// Народы Азии и Африки, № 6, 1982.

35. Непомнин О.Е. Традиционное и современное в экономике Китая второй половины Х1Х в. – нач. ХХ в. // Экономическая история. М., 1987, с. 144 – 167.

36. Никифоров В.Н. Дискуссия советских историков об общественно-экономическом строе Китая 1925 – 1931 гг.// Народы Азии и Африки, № 5, 1965, с. 75 – 92.

37. Никифоров В. Сунь Ятсен и две попытки создания всекитайской революционной партии.// Народы Азии и Африки, 1978, № 2, с. 43 – 54.

38. Никифоров В.Н. Китай в годы пробуждения Азии. М., 1982.

39. Новейшая история Китая (1917 – 1970 гг.) М., 1972.

40. Новейшая история Китая (1917 – 1927 гг.). М., 1983.

41. Новейшая история стран Азии и Африки. В трех томах. М., 2001.

42. Панцов А.В. Из истории идейной борьбы в китайском революционном движении 20 – 40-х гг. М., 1985.

43. Писарев А.А. Гоминьдан и аграрно-крестьянский вопрос в Китае в 20-30-х гг. ХХ в. М., 1986.

44. Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политической мысли Китая периода политики «самоусиления».// Восток и всемирная история. М., 1989, с. 115 – 124.

45. Тихвинский С.Л. История Китая и современность.// Новая и новейшая история. М., 1976

46. Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской революции.// Новая и новейшая история, № 1, 1980, с.

47. Тихвинский С.Л. О соотношении национального и социальных вопросов в Синьхайской революции.// Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 7 – 18.

48. Тяпкина Н.И. О традиционной социальной организации китайской деревни в первой полов. ХХ в.// Государство и общество в Китае. М., 1978, с. 207 – 228.

49. Фань Вэнь Лань. Новая история Китая 1840 – 1901 гг. М., 1955.

50. Чудодеев Ю.В. Накануне революции 1911 г. в Китае. М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...