Г.А. Золотова. Слово и штамп.(9)
Итак, давайте проговорим о риторике в жизни и деятельности юриста.(4) Перейдем(1) к рассмотрениюместа и роли риторики в жизни и деятельности юриста. Место и роль риторики многоплановы и полиаспектны или многосторонни(6). Таким образом(1), риторика включена в список учебных дисциплин, которые развивают и формируют общую культуру юриста, придают следующие черты мышлению человека: определенность, четкость, непротиворечивость, конкретность. Отметим, что прослеживается связь между(5) риторикой и логикой, философией, языкознанием, психологией и правоведением. Эти науки, как и риторика(4,6), изучают человека, его мышление, общество и общественные отношения. Для начала(2), риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной грамматикой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что создание красивой речи невозможно и без обращения к лексикологии и семасиологии (науке, рассматривающей значение слов и формальные части слов)(6). Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях стилистикой. В ней заключены, уже известные Нам(3,4), знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Коммуникативные качества точности и логичности речи не могут быть ни установлены, ни оценены без обращения к логике. Она осмысливает понятия, с которыми соотносятся отдельные слова и целые высказывания. Логика устанавливает степень соответствия между значением слова и обозначаемым или выражающим предмет понятием. Связь с логикой особенно проявляется в тех случаях, когда необходимо описать, точно обозначить, что важно в деятельности юриста, логические «минусы» и «плюсы» высказывания.
Так(1) изучение риторики, развитие красноречия у студентов юридических факультетов предполагает изучение и использование ими знаний по общей психологии и социальной психологии в частности. Психология позволяет оценить и описать многие ситуации, в которых может оказаться юрист. Психология позволяет раскрыть и обосновать разрушающее воздействие на психику людей тех или иных средств языка. Что делает психология для говорящего(3,5,8)? Во – первых(1), раскрывает действенность средств языка. Во – вторых(1), позволяет обосновать условия и факторы, которые придают средствам и формам речи выразительность, чувственность.. Знание риторики, не только(2) владение красноречием расширяет мировоззрение, но и(2) развивает чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость, свойства коммуникативности. Не менее важны(3) умения понять собеседника и найти с ним точки соприкосновения, раскрыть сущность описываемых процессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко слушателям. Наиболее полно и всесторонне роль красноречия и, конечно, риторики проявляется в судебных заседаниях. Обратите внимание(5), это обусловлено множеством факторов и прежде всего целью речи на суде представителей любой из сторон, участвующих в судебном заседании: государственного обвинения. Защиты, судей, свидетелей, экспертов. Следовательно, речь любого, кто выступает в суде, ориентирована в первую очередь на понимание предмета речи всеми, кто участвует в судебном заседании. Другими словами(2), позволяет говорить о том, что красота и живость речи уместны не всегда.
Значит, в судебном заседании необходима не просто ясная речь. Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. П. Сергеич. Искусство речи на суде(9) Именно(1) изучение риторики позволяет студентам и специалистам развивать у себя чистоту и точность слога. Формирует правильное мышление, знание и использование родного языка, применения на практике. Обратите внимание(5) на такой аспект значения риторики для юристов. Ее изучение раскрываетперед студентами - будущими юристами богатство родного языка, включает в их речь огромное количество новых слов. Богатство слов – есть необходимое условие хорошего слога, развивает умения и навыки свободного пользования всеми современными словами языка, в том числе и специальными научными, а также техническими понятиями и категориями. Возвращаясь к значимости риторики в жизни и деятельности юриста, давайте обратим внимание(5), на то, что развитие красноречия предполагает использование не только точности слога, но и сформированного правильного мышления юриста. Следует учитывать(3,5) тот факт, что изящество и красота слога, чистота речи также непосредственно связаны с мышлением. Как правило (2), без правильного мышления любой специалист, не только не способен понять элементарные закономерности бытия природы, общества, человека, но даже(1) выразить их в речи, использую необходимые слова. Помимо всего перечисленного(4), значима в жизни и деятельности юриста еще и потому, что она формирует и развивает у него простоту и изящество речи, в которой заключена великая сила воздействия на сознание и поведение слушателей. Изучение риторики студентами. использование красноречия юристами в их практической деятельности принуждает их не только к непрерывной работе с текстами законов, но и к проникновению в их смысл, их трактовку и объяснение. Таким образом(2), знание риторики, владение юристами ее положениями придает их речам благозвучие, позволяет им чувствовать себя нравственно свободными. Ведь нередко без красноречия высказывания юристов переходят в лесть, лицемерие и даже ложь.
Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума. K.П. Луцкий. Судебное красноречие(9) В заключение хотелось бы обратить внимание(5), роль риторики в жизни и деятельности состоит и в том, что овладение ею позволяет глубже и диалектичнее (аргументирование)(6) понять соотношение и связь коммуникативных качеств речи с взаимодействием языка и сознания: языка, речи и поведения людей. Таковы место и основные функции риторики в жизни и деятельности юристов. На этой ноте, мы заканчиваем нашу беседу(4,8). Материалы доклада были подготовлены с использованием книг «Риторика для юристов» Н.В.Михалкин; «Основы судебного красноречия(риторика для юристов)» Н.Н.Ивакина.(10) Большое спасибо за внимание и беседу. До встречи!(3,7)
Список использованных в речи средств репрезентативности и диалогичности
1.Слова-связки – для обеспечения целостности текста; (7шт.) 2.Слова-маркеры – для выделения специальных фрагментов текста; (6шт.) 3.Слова-контакторы – для обеспечения репрезентативности и диалогичности текста; (4шт.) 4.Автокоментаторы – для демонстрации личных позиций докладчика; (5шт.) 5.Подчеркивание – для выделения главных мыслей, важной информации, логических акцентов; (7шт.) 6.Уточнение – для уточнения какой – либо информации; (4шт.) 7.Этикетные нормы – для обеспечения контакта и вежливого общения с аудиторией; (3шт.) 8. Риторические средства выразительности – для обеспечения наибольшей выразительности и диалогичности; (2шт.) 9.Цитирование – для обеспечения доказательности и объективности; (3шт.) 10.Указания на источники и авторов – для научной и фактической точности; (1шт.)
Задание 2. Для успешного выполнения этого задания студент должен владеть темами: «Устная диалогическая речь юриста в официальной обстановке», «Особенности речи юриста в условиях проведения допросов».
Задание 3. Для успешного выполнения этого задания студент должен владеть темами: «Специфика речей в судебных заседаниях», «Этика судебного оратора», «Психолого-риторические аспекты выступления в суде». Задание 4. Для успешного выполнения этого задания студент должен владеть темой: «Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства». Задание 5. Для успешного выполнения этого задания студент должен знать правила разработки убеждающей речи – риторический канон. Убеждающая речь. Критерии оценки
Итоговая аттестация
1. Условием допуска к зачету является качественно выполненная контрольная работа. К зачету допускаются студенты, выполнившие все контрольные задания и освоившие теорию курса «Юридическая риторика». 2. Зачет проводится в письменном виде, предлагается тест из 12-20 вопросов. За тест студент получает баллы, равные количеству верных ответов. Успешным считается тест, содержащий 75% верных ответов. 3. Если курс осваивался студентом исключительно самостоятельно (например, те, кто перевелся с других факультетов), на основе заданий контрольной работы предлагается один вопрос для устного ответа. 4. Для успешной аттестации (зачета) студента устанавливаются следующие границы в баллах: пороговый уровень – 45 баллов (не менее 7 баллов за тест и не менее 38 баллов за контрольную работу); продвинутый уровень – 60 баллов (не менее 12 баллов за тест и не менее 48 баллов за контрольную работу). Баллы за тест и баллы за контрольную работу взаимно не компенсируются. При результатах усвоения дисциплины ниже порогового уровня работа студента считается неудовлетворительной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|