Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2. Процесс нормального запоминания




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПЕТРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ

(г. Санкт- Петербург)

 

А.А.ЗАХАРОВ, Т.Г.ЗАХАРОВА

 

 

МНЕМОТЕХНИКА –

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

ОЗЕРСК

 

 

ББК 81. 2

З-38

 

ЗАХАРОВ Аркадий Аркадьевич МНЕМОТЕХНИКА – В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Озерск: ОТИ МИФИ, 2008.- 53 с.

 

(ISBN 5-85133-082-1)

Захаров А.А. окончил философский ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру философского ф-та МГУ (1999). Работал в ЧИМЭСХ г. Челябинска, Институте философии и права АН Таджикистана. Доктор философских наук, референт-переводчик, Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Ученого Совета Международного Союза Ученых и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой (г. Москва).

Захарова Т.Г.

Для студентов всех специальностей, и всех тех, кто хочет быстро освоить способы запоминания различных сведений.

 

ВВЕДЕНИЕ

Мнемотехникой (или мнемоникой) называется искусство укрепления и развития памяти путем применения тех или иных вспомогательных приемов и способов, благодаря которым природная память становится более острой и восприимчивой к запоминанию в короткое время значительного числа данных предметов, чисел, городов, событий, фактов из разных отраслей человеческого знания. Приемы этого искусства, в общем, состоят в том, чтобы связать, сцепить представления, требуемые для запоминания, с другими родственными им образами и понятиями, которые обращаются в знаки напоминания. Все методы мнемоники основаны на ассоциации идей.

Основные методы мнемоники:

1. Топология. Посредством этого метода связываются те или иные свои мысли с каким-либо предметом, и таким образом при виде последнего вспоминаются и связанные с ним мысли. Классический пример этого приема - это «узелок на память».

2. Образно-символический метод. Известно, что лучше и тверже запоминается то, о чем мы составляем себе яркое представление, в особенности при помощи наглядных изображений. Так, например, исторические факты из разных областей наук, уясненные картинками, понимаются легче и лучше запечатлеваются в памяти человека, чем рассказы, не иллюстрированные наглядными комментариями.

История мнемоники теряется в глубокой древности. Египет, считаясь колыбелью цивилизации, может быть назван и колыбелью мнемотехники. Этим искусством там занимались исключительно жрецы. Из Египта мнемотехника проникла в Европу. В Греции, где условия для её развития были более благоприятны, один из виднейших литературных деятелей того времени, Симонид, большую часть своей жизни посвятил разработке этого искусства и личным примером привлек к изучению мнемотехники высшие слои общества. Его «мнемотехнический город», о котором ходили легендарные рассказы, положил основание современной мнемотехнике. Последователи Симонида - Платон, Аристотель, Плутарх и другие известны всесторонним образованием только благодаря их горячей приверженности к искусству мнемотехники.

Плутарх перенес искусство укрепления памяти из Греции в Рим, где оно также нашло себе горячего поклонника в лице знаменитого оратора Цицерона.

В средние века, когда наука подвергалась гонению со стороны религиозных учреждений Европы (и главным образом - инквизиции), для искусства укрепления памяти, как тесно связанной с умственной деятельностью, наступил период забвения. Только лишь Роджер Бэкон, известный английский мыслитель 13 века, «вывел на свет» забытую мнемонику. Он первый решил не только применить её к самому себе, но и отдать её публике. Он не облекал её таинственностью и охотно сообщал приёмы запоминания, какими пользовался он сам при своих колоссальных работах. Последователи Бэкона занялись серьёзным исследованием деятельности памяти и выработали постепенно стройную систему, которая вошла в основу новейших методик.

Лейбниц, один из самых знаменитых людей нового времени, в теоретическом отношении довел мнемотехнику до процветания. Приемник его, Ревентлов, знаменит в практическом применении этого искусства. Биография последнего весьма интересна и назидательна, ибо сам Ревентлов служит доказательством пользы и великого значения мнемотехники. Сначала он страдал абсолютной бес памятью и ужасной рассеянностью, так что даже не смог закончить университета. В жалком состоянии недоучки он занялся мнемотехникой: пользуясь трудами своих предшественников и придуманными им соответствующими упражнениями, он сделал свою память феноменальной. Тогда он вновь поступил в университет, блестяще окончил его и всю остальную жизнь занимался мнемоникой. Он давал множество сеансов во всех государствах Европы. Ученые люди спешили воспользоваться его советами и указаниями. Темная же масса считала его волшебником или просто фокусником.

В России до 80-х годов прошлого столетия не было ни одной брошюры, написанной отечественными авторами. Издавались лишь некоторые переводы. Приезжавшие из-за границы мнемонисты устраивали сеансы на своем родном языке. К концу 19 столетия появляются первые брошюры, написанные отечественными специалистами. Начало 20 столетия характеризуется всплеском интереса к мнемонике.

К сожалению, в нашей стране в не столь давние годы интерес к мнемонике по разным причинам был ничтожен. В последние годы происходит определенный сдвиг в сторону интереса к этому древнему искусству. Так, например, в Москве работает уже несколько различных курсов, где используется опыт, накопленный дореволюционными мнемонистами. В Душанбе также открыты курсы мнемотехники. В Душанбе при Институте философии и права планируется открыть заочные курсы мнемотехники (г.Душанбе, 734025, ул.Ленина,33, каб.37). Так что определенный сдвиг есть. К сожалению, имеется острый дефицит литературы по мнемотехнике. Я надеюсь, что в условиях рынка, когда каждый будет зависеть от своей собственной предприимчивости и от своих способностей, таких книг появится больше.

 

ЗАНЯТИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ

Тест № 1. Прочитайте один раз перечень из пятнадцати предметов - на это вам дается около двух минут. Затем попытайтесь записать их, конечно, не заглядывай в текст, в том же самом порядке. Оценивая результат, учтите, что если вы пропустили какой-либо предмет, весь последующий ряд считается ошибочным, так как все входящие в него предметы не будут соответствовать своему месту. Дайте себе по 5 очков за каждый правильно поставленный на свое место предмет.

Книга, пепельница, корова, пальто, спичка, бритва,

яблоко, кошелек, венецианское зеркало, сковорода, часы,

очки, звонок, бутылка, червяк.

Запишите ваш результат.

Тест № 2. Дайте себе три минуты на запоминание двадцати перечисленных ниже предметов по номерам. Теперь перечислите их, не заглядывая. Получите по 5 очков за каждый предмет, который вы запишите с правильным номером.

1. Радио 2. Самолет 3. Лампа 4. Сигарета 5. Картина 6. Телефон 7. Стул 8. Лошадь 9. Яйцо 10. Чашка 11. Платье 12. Цветок 13. Окно 14. Запах 15. Книга 16. Хлеб 17. Карандаш 18. Занавес 19. Ваза 20. Шляпа

Запишите свой результат.

Тест №3. Вглядывайтесь в двадцать цифр в течение примерно двух с половиной минут, затем возьмите лист бумаги и попытайтесь записать их на память. Засчитайте себе пять очков за каждую цифру, которую вы поставите на свое место:

7 2 4 5 3 2 7 8 2 2 1 7 3 9 8 7 6 5 1

Запишите оценку.

Тест №4. От 7 до 9 минут изучайте перечень десяти человек с их телефонными номерами. Затем спишите все фамилии или названия профессий, закройте книгу и проверьте, можете ли вы записать на память возле каждого человека соответствующий телефонный номер. Помните, что если вы ошиблись хотя бы в одной цифре, вы не получите ни одного очка за этот номер. За каждый верный ответ - 10 очков.

Булочник 125-68-11 Портной 312-46-83 Сапожник 331-37-52 Зубной врач 562-17-46 М-р Букмэн 412-82-95 Банкир 721-81-74 М-р Карпел 669-00-14 Врач 123-76-54 М-р Гольдберн 564-75-26 М-р Корригэн 850-36-22

Запишите свой результат.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ПРОЦЕСС НОРМАЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

Тремя главными факторами по фиксации идей, фактов или данных из любой области знаний являются: 1. Впечатление; 2. Ассоциация; 3. Повторение. Именно в этом порядке их надо вводить в действие. Если Вы не используете один из этих факторов, то качество запоминания будет низким.

Этим можно объяснить то, что мы, например, запомнив на собрании фамилию повстречавшегося человека, ухитряемся не запомнить фамилию другого на том же собрании. В первом случае Вы обратили достаточное внимание (впечатление) на человека, может быть? выработали в своем сознании (осознанно или нет) некоторые ассоциации в связи с ним, и его имя несколько раз было упомянуто (или Вы его повторили для себя несколько раз).

Во втором случае Вы не обратили, может быть на него достаточного внимания (откуда недостаточное впечатление) или же не вызвали какую-либо ассоциацию, или не повторили это имя.

Сегодня мы поговорим о том, как создать хорошее впечатление. Первым условием для фиксации впечатления является желание. Чтобы иметь желание, нужен реальный интерес к человеку или событию, которое нужно запечатлеть. Вы будете иметь большие трудности с фиксацией Вашего внимания на том, что Вас не интересует. Именно по этой причине Вы не запоминаете фамилию о человеке, которого встретили, но который Вам не интересен.

К тому же, если у Вас нет большого намерения помнить что-либо, вы рискуете не придать этому достаточного внимания. Это объясняет, почему Вы плохо помните некоторые вещи, которые Вы видели, но которые, по Вашему мнению, не пригодятся в будущем. Например, Вы никогда не ответите, сколько человек было в хлебном магазине вчера, когда Вы туда зашли. Этот пример подтверждает правило, которое было сформулировано Фрейдом: «Намерение - главный фактор, чтобы все помнить или забыть».

Мы вспомним о вещах, о которых мы хотели вспомнить, и забудем то, что мы имеем намерение забыть (осознанно или неосознанно). Более просто правило Фрейда для Вас можно перевести так: «Чтобы запомнить что-либо, нужно сознательно желать это сделать».

Чтобы иметь хорошую память, необходимо сознательно фиксировать Ваше внимание и тренироваться не быть рассеянным. Это то, что называют «сосредоточенность». Для этого мы уже делали упражнения на концентрацию. Эти упражнения, сами по себе, не совершенствуя память, создают хорошие условия для её функционирования.

Не забывайте правила: «Чтобы хорошо фиксировать впечатление нужно уметь концентрироваться».

Если Вы делаете зарубку на куске металла, она будет настолько глубока, насколько сильно Вы ударите, то же происходит в Вашей памяти. Отпечаток будет тем лучше зафиксирован, чем сильнее впечатление. Если вы когда-нибудь видели, как разбивается о землю охваченный пламенем самолет. Вы не забудете этого никогда.

Предположим, например, что один из Ваших знакомых попросил Вас ему позвонить в субботу после обеда. Чтобы не забыть это, нужно сделать следующее. Представьте себе, что в момент вашего звонка, он приготовил 500 рублей, чтобы вернуть вам долг. И, напротив, представьте своего знакомого, спускающего вас с лестницы, после того, как Вы забыли ему позвонить. Представление занимает всего несколько секунд, а вы получаете простую и сильную ассоциацию, которая улучшит запоминание без особых усилий с Вашей стороны.

В дальнейшем будет показано, как метод ассоциации может вам оказать различные услуги в тех областях, где применяется память. Правило, которое было только что приведено, объясняет, почему полезно все время использовать сильные умственные образы и даже необычные. Все, что сильно и необычно, гораздо лучше запечатлевается в памяти.

Упражнение 1. Задумайте сделать что-либо, например, позвонить одному из друзей завтра перед обедом, или зайти в аптеку после работы. Попытайтесь применить описанный метод «сильных образов». Например: представьте себя искаженным болью от того, что Вы забыли сходить в аптеку, и аптекаря, причиняющего вам силой боль и т.д.

Упражнение 2. Выберете трудную книгу автора, известного своим сухим и абстрактным стилем. Начните читать десяток предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите смысл того, что читаете. Возьмите словарь, если нужно. Читайте и на другой день десяток следующих фраз, перечитывая то, что вы видели в предыдущие дни. В конце первой недели запишите все, что вы запомнили. Это одно из лучших упражнений для развития умственных способностей, развития силы воли и вызывания интереса к тому, что поначалу не вызывает никакого интереса. Когда вы завершите упражнение, нужно будет его повторить, по меньшей мере, 2 или 3 раза в неделю.

Роль ассоциаций в процессе запоминания. Если вы хотите что-либо хорошо запомнить, то необходимо уметь ассоциировать это с каким-нибудь фактом, хранящимся уже в памяти. Так, например, очень полезно в начале изучения новой науки или языка начинать с элементарного пособия. Это позволит составить базу для ассоциаций при дальнейшем углубленном изучении предмета.

Конечно, естественные, логические ассоциации очень важны, однако, не всегда их можно сформировать. Поэтому, не пренебрегайте нелогичными, «притянутыми за уши», как говорил ещё Аристотель, ассоциациями. Они Вам окажут хорошую службу. В этом вы убедитесь по ходу занятий при ознакомлении с мнемотехникой.

Если Вы хотите запомнить имя человека, постарайтесь сформировать максимум ассоциаций в отношении этого человека и его имени. Например, узнайте профессию этого человека и скажите себе: «Товарищ Майкопарт работает инспектором Госстраха, как и мой знакомый из Майкопа». Приглядитесь к его внешности и установите следующую ассоциацию: этот товарищ носит пышные усы, похожие на щетку для ногтей. Вспомните, что его фамилия похожа на название города, где живет ваш знакомый инспектор. Представьте, что Майкопарт копает в майке в огороде Вашего знакомого в городе Майкопе. Создав подобные ассоциации, вы накрепко связали фамилию Майкопарта с городом Майкопом, где живет Ваш знакомый. Теперь, когда Вы будете видеть Майкопарта, вы будете вспоминать название города Майкоп, а через это и фамилию данного товарища.

Вы можете создавать так называемые глупые ассоциации. Здесь действует правило, чем страннее ассоциация, чем она смешнее, тем она более действенна. Например, какого-нибудь солидного человека можно представить прыгающим на скакалке.

Почему вы вспомнили конфигурацию поверхности Италии на карте лучше чем, например, Венгрии? Да потому, что Вы ассоциировали форму Италии с формой сапога, а форму Венгрии, как ни пытались, так и не могли понять, на что она похожа.

Когда вы пытаетесь вспомнить о чем-либо, мысленно вызовите идеи или обстоятельства, ассоциировавшиеся с этим.

Чтобы вспомнить какой-нибудь стих, подумайте о предыдущих стихах, либо о тех, которые за ним следуют и вновь их процитируйте.

Чтобы вспомнить о том, куда вы убрали ваш фотоаппарат, постарайтесь вспомнить, когда вы им пользовались в последний раз, как вы им пользовались. Затем представьте себя возвращающимся домой и кладущим фотоаппарат в прихожей, и чуть позже, говорящим себе, «я его сейчас уберу». В этот момент вы имеете наибольшую возможность вспомнить место, куда вы его убрали.

Не пытайтесь вспомнить мгновенно, где находится вещь, которую вы хотите найти. Сначала подумайте о деталях с ней связанных, вызовите ассоциации. Если вы вспоминаете фамилию какого-нибудь поэта из целой плеяды, не тратьте напрасно свои усилия на фамилию, которая от вас ускользает. Назовите вслух или шепотом фамилии поэтов, которые помните, повторяйте их, называйте вслух других писателей. Если через несколько минут Вам не удастся вспомнить фамилию, прекратите ваши поиски на две минуты, подумайте о чем-нибудь другом, а затем попытайтесь вспомнить посредством ассоциаций. Дальше будет видно, что ассоциации играют главную роль в мнемотехнике.

Роль повторения в процессе запоминания. Фома Аквинский советовал: «Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти». А Аристотель заметил: «Особенно время является большим разрушителем».

Наши воспоминания постепенно стираются со временем, если мы ничего не делали для их сохранения. Способ простой - повторение. Повторяйте то, что вы узнали и память получит новую энергию. Но для того, чтобы повторение не было слишком долгим, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы и т.д., помогут Вам освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться. Также, помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час, вместо полного перечитывания.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от прочтений. Он показал, что если перечитывать текст шесть раз подряд, запомнишь намного меньше, чем если прочитать его с интервалом в пять минут.

Психологи пытались установить оптимальный интервал повторений. Было установлено, что в зависимости от того, что надо запомнить, идеальный интервал между прочтениями колеблется от 10 минут до 10 часов. Перечитывание с интервалом менее 10 минут является бесполезным, а при интервале более 16 часов часть текста уже забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что если необходимо что-то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующий вечером перед и после изучения нового урока. Если Вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию - разделите Вашу работу на достаточно короткие периоды, например, на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело ещё довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезное усилие. Для текущей учебы изученный материал можно повторять через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5-6 месяцев.

Очень важно для Вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов Вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов; около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15-16 часов или около 18 часов, согласно Вашим наблюдениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...