Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы памяти, на которых основана мнемоника




Вся мнемотехника основана на четырех законах памяти. Первым шагом при изучении этого искусства должно быть усвоение этих законов, которые постараемся уяснить себе на примерах.

1-й закон. Представим, что Вы получили письмо своего друга, когда выпивали рюмку вина. Если Вы хотите вызвать в памяти первое представление (т.е. получение письма), то непременно явится и второе (т.е. рюмка вина). Далее, Вам известно, что пьете вино, получив зарплату, что бывает 2-го числа каждого месяца. Таким образом, при помощи двух вспомогательных представлений - рюмки вина и зарплаты Вам удалось припомнить, что письмо получено от друга 2-го числа. Не трудно понять, что введя ещё несколько вспомогательных представлений, можно припомнить месяц и год.

Данное свойство памяти - вызывать смежные представления - называется ЗАКОНОМ СМЕЖНОСТИ.

Постараемся теперь припомнить месяц и год получения письма. Ни рюмка вина, ни зарплата не смогут помочь нам в этом отношении, так как и то и другое повторяется ежемесячно. Постараемся вызвать в памяти другие представления, смежные с данными, и попробуем в них поискать вспомогательные средства. Вы вспоминаете, что около того времени Ваша жена, раскрыв окно, заявила, что липа начинает цвести и что через неделю можно будет наслаждаться её ароматом. Зная, что в нашей местности липа никогда не расцветает раньше 1-го мая и позже 1-го июня, то Вы с полным основанием можете заключить, что письмо от друга вами получено 2-го мая. Теперь остается припомнить год события. Припоминания смежные события, Вы останавливаетесь на одном из них, которое окончательно позволяет решить проблему. Три дня спустя, Вы, отвечая на письмо друга, включили телевизор, по которому сообщили, что вьетнамские войска освободили Сайгон. Это событие для Вас было значимым, так как недавно Вы прочитали исторический роман о древнем Вьетнаме. Год освобождения Сайгона 1975. Таким образом, письмо от друга получено 2 мая 1975 года.

Ход припоминания посредством мнемотехники покажется с первого взгляда длинным и скучным. Однако, это ложное мнение. Указанный процесс припоминания у людей с развитой памятью происходит мгновенно, так что в результате получается только факт и искомое время. Вспомогательные же представления совершенно стушевываются, хотя участие их в этом процессе неоспоримо. А для того, чтобы достигнуть такой степени развития памяти, необходимо как можно более упражнять последнюю указанным способом и не жалеть времени на эти упражнения.

Схема припоминания: Событие: Получение письма от друга. Смежные события: 1) рюмка вина, зарплата - заключение: 2-го числа; 2) цветение липы - заключение: май; 3) сообщения о событиях в Сайгоне - заключение: 1975 год.

Решение: Искомое время 2 мая 1975 года.

Таким образом, можно излагать письменно процесс каждого какого угодно припоминания.

Задание 1. Используя знание закона смежности, припомните 10 событий из жизни, и ход припоминания изложите письменно.

2-й закон. Я слышал о вольтовой дуге, что это один из самых сильных источников света, но никогда не видел её. Если я хочу представить её в воображении, то непременно представится мне наиболее сильные из известных мне источников света, как, например, Солнце, электричество и т.д. Школьник учит из географии, что Земля есть шар. Его воображению сразу представлен мячик, который в свою очередь напомнит ему о форме Земли. Это свойство памяти - вызывать сходные представления называется ЗАКОНОМ СХОДСТВА.

Задание 2. Посредством закона сходства припомнить форму, цвет, вкус, величину и другие признаки следующих предметов:

змеи, ананаса, редьки, арбуза, планеты, клюквы, кометы,

церкви и т.д.

3-й закон. Я ем ананас. Вкусовые ощущения могут вызвать в памяти и воображении: сахар, персик, апельсин, мед и др., а также лук, чеснок, редьку и т.п. Первые впечатления происходят по второму закону, т.е. по закону сходства, последние же по третьему закону, называемому законом различия. Итак, свойство памяти - вызывать предметы и явления противоположных признаков - называется ЗАКОНОМ РАЗЛИЧИЯ. Для иллюстрации этого закона приведем пример: гуляя однажды по улицам столицы, я встретил карлика, который был поразительно мал ростом. При этой встрече мне невольно припомнился Голиаф, который известен в истории необыкновенно высоким ростом. И всякий раз, когда я хочу припомнить этого карлика, мне представляется Голиаф с противоположным признаком (по величине).

Задание 3. Противопоставить некоторые качества ниже поименованных предметов качествам других предметов: нож, линейка, женщина, карлик, уксус, мальчик, огонь.

4-й закон. Нам дано задание заучить в последовательном порядке двенадцать слов: сосед, школа, сын, камень, глаз, собака, охотник, суд, наказание, голова, дом, лес. Составим рассказ так, чтобы каждое предыдущее слово было связано с последующим. Допустим, наш рассказ примет такую форму: сосед повел в школу своего сына, который, взяв камень, бросил в глаз собаке, охотник пригрозил судом и наказанием, машинально повесив голову, тот побежал домой, а оттуда в лес. Такой рассказ можно заучить после двух или трехкратного прочтения, чего нельзя сказать относительно слов, ничем не связанных между собой.

Из заученного рассказа легко извлечь слова, данные для заучивания. Это свойство памяти - легче удерживать связные рассказы, нежели отдельные слова, называется ЗАКОНОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ.

Задание 4. Написать рассказ для заучивания посредством закона последовательного сочетания следующих слов: стол, дерево, яма, вино, грудь, путь, страдание, вопли, радость, пьянство.

Специальные упражнения. Познакомившись с четырьмя основными законами мнемоники и объяснив их на примерах, мы тем самым выяснили замечательное свойство памяти, выражающееся в стремлении связывать между собой факты и понятия.

Вопрос: Как именно мнемоника укрепляет память? - решается теперь очень просто. Мнемоника предлагает нам ряд упражнений, приучающих нас в деле припоминания идти кратчайшим путем, а именно: не напрягать память на искомое, что бывает часто бесполезно, а стараться связать его с известным и судить о нем по этой связи. Такие упражнения приучат память к правильной работе и избавляют её от тщетных усилий, вследствие чего припоминание происходит сравнительно легче и быстрее. Эта способность легкого и быстрого припоминания и есть признак укрепления памяти.

Чтобы приучить память пользоваться описанным свойством, предлагается заучить 20 слов и при том не зубрением, а сознательно, применяя при этом указанные законы.

До, ре, ка, чай, пай, щи, Зоя, ми, вой, тон, дать, дар,

туча, дуб, тишь, таз, дом, удав, рана.

Заучивание этих слов будет идти следующим путем:

  До Ре Ка Чай Пай Щи Зоя Ми Вой Тон Дать Дар Тюк Туча Дуб Тишь Таз Дом Удав Рана - закон последовательного сочетания - Ошибка! Ошибка связи.Ошибка! Ошибка связи.Ошибка! Ошибка связи. Ошибка! Ошибка связи. - закон различия - закон различия - закон смежности - закон сходства - закон смежности - закон сходства - закон сходства - закон различия - закон смежности - закон смежности - закон смежности - закон последовательного сочетания (до-ре) (ре-ка) (ка-чай) (чай-пай) (пай-щи) (щи-Зоя) (Зоя-ми) (ми-вой) (вой-тон) (тон-дать) (дать-дар) (дар-тюк) (тюк-туча) (туча-дуб) (дуб-тишь) (тишь-таз) (таз-дом) (дом-удав) (удав-рана)

Итак, при заучивании данных 20 слов мы пользуемся всеми четырьмя законами памяти, и это обстоятельство дает нам случай познакомиться с применением каждого из них.

Углубимся несколько в исследование нашего упражнения и выясним, почему в каждом отдельном случае применяется тот, или другой закон. Выяснение этих признаков необходимо для того, чтобы иметь возможность правильно ориентироваться в собственных попытках.

1. До - ре соединяется между собой по закону последовательности, так как является двумя последовательными тонами в музыкальной гамме: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

2. Ре - ка соединяется между собой также по закону последовательности, так как представляют два последовательные слога в слове: река.

3. Ка - чай соединяются между собой также по закону последовательности, так как представляют два последовательных слога в слове: качай.

4. Чай - пай соединяются между собой по закону сходства, а именно: здесь замечается сходство звуковое, представляющее в одинаковом окончании - ай.

5. Пай - щи соединяется между собой по закону смежности: так как щи даются, например, солдатам, паями, а, следовательно, понятия пай - щи смежные между собой.

6. Щи - Зоя соединяются между собой по закону смежности, но здесь смежность является не натуральной, а случайной: мы взяли этот закон в предложении, что «Зоя варит (или ест) щи», но «Зоя может не варить (и не есть) щи», тогда связь по смежности не существует и требуются вспомогательные (переходные) понятия. Впоследствии мы часто будем принимать такую случайную смежность без оговорок на её условность.

7. Зоя - ми соединяется между собой по закону смежности: «Зоя поет тон ми».

8. Ми - вой соединяется между собой по закону различия. Последнее постигается органом слуха: ми, как тон музыкальный, производит приятное ощущение - гармонию: вой, представляя отсутствие музыкальности, производит ощущение неприятности - диссонанс.

9. Вой - тон соединяются между собой также по закону различия, так вой является причиною неприятных ощущений; наоборот, тон производит ощущение приятное. Очевидно, восьмое и девятое соединение являются обратными друг к другу.

10. Тон - дать соединяются между собой по закону смежности: «тон необходимо дать для того, чтобы концерт достиг своей цели».

11. Дать - дар соединяются между собой по закону сходства, потому что оба выражают сходные понятия и оба происходят от одного и того же корня «да».

12. Дар - тюк соединяются между собой по закону смежности: «дар ему был тюк товара».

13. Тюк - туча соединяются между собой по закону сходства, так как то и другое заключают в себе идею грандиозности.

14. Туча - дуб соединяются между собой по закону сходства, так как то и другое заключает в себе идею о высоком.

15. Дуб - тишь соединяются между собой по закону различия, так как дуб своими листьями при ветре всегда шумит, что противно идее тишины.

16. Тишь - таз соединяются между собой по закону смежности, ибо очевидно в тазу не может быть бури и, следовательно, бывает тишь.

17. Таз - дом соединяются между собой по закону смежности: таз находится в доме и появление его вне дома можно принять за случайность.

18. Дом - удав соединяются между собой по закону смежности (случайной): «в дом залез удав».

19. Удав - рана соединяются между собой по закону последовательного сочетания, так как первый является причиной второго: «удав укусил» и вследствие этого появилась «рана».

Объяснив здесь правильность наших соединений, предлагаем читателю убедиться на личном опыте в пользе мнемонической связи. Для этого надо, заучив все 20 слов в прямом порядке, повторить их в обратном, т.е. следующим образом:

Рана, удав, дом, таз, тишь, дуб, туча, тюк, дар, дать,

тон, вой, ми, Зоя, щи, пай, чай, ка, ре, до.

Эти слова в прямом и обратном порядке советуем время от времени повторять, чтобы вместе с тем обнаружить прочность усвоенного посредством мнемонической связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...