Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Биоэтические проблемы транссгендерного перехода




Прежде всего, следует подчеркнуть, что коррекция пола при трансгендерности не является медицинским вмешательством с целью обеспечения здоровья пациента. Как уже было отмечено, трансгендерность не является болезнью или психическим расстройством. Остраяпотребность в хирургической коррекции пола у трансгендерных людей возникает в случае гендерной дисфории. Гендерная дисфория – состояние, при котором человек испытывает глубокий психологический дискомфорт и категорически не принимает свой биологический пол. При таком патологическом состоянии современная медицина предлагает осуществление трансгендерного перехода. В данной главе нас будет интересовать проблема биоэтических аспектов хирургического вмешательства при состоянии гендерной дисфории.

Рассмотрим основные принципы биомедицинской этики, которые дадут нам основания для дальнейшего рассуждения.

В знаменитой концепции Т. Бичампа и Дж. Чилдреса сформулированы следующие четыре принципа биоэтики:

· «не навреди»,

· «делай благо»,

· уважения автономии пациента,

· справедливости. [5]

Б.Г. Юдин развернуто интерпретирует их подход. Принцип «не навреди» часто соотносят с врачебной этикой Гиппократа: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моими разумениям, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»[6]. Но Б.Г. Юдин утверждает, что «в контексте всей клятвы эти слова трудно признать её основным мотивом, хотя бы потому, что на первое место – и по последовательности изложения, и по смыслу – в клятве поставлены чрезвычайно сильные обязательства вступающего в профессию по отношению к своему учителю»[7].

Б.Г.Юдин различает четыре формы вреда:

· вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

· вред, вызванный недобросовестностью, злым или корыстным умыслом;

· вред, вызванный неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями;

· вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

В итоге Б.Г.Юдин считает, что «принцип “не навреди” надо понимать в том ключе, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным»

Далее, рассмотрим, что представляет собой практика хирургической коррекции пола. Хирургическая коррекция пола – это сложнейший комплекс хирургических операций. Следует отметить, что коррекция пола не всегда предполагает проведение операций, корректирующих половые органы. В частности, операция может проходить на увеличение груди и феминизацию лица и не затрагивать половые органы. При этом, необходимо понимать, что в результате такого вмешательства затрагиваются здоровые органы и ткани. Кроме того, существуют определенные риски, связанные с успешностью проведения таких операций

Проанализировав и применив вышеизложенные принципы к проблеме трансгендерного перехода, можно сделать вывод, что хирургическое вмешательство противоречит одному из важнейших биомедицинских принципов «не навреди» т.к. затрагивает здоровое органы и ткани. И, следовательно, в этом отношении оно не является этичным с позиции биомедицинской этики. С другой стороны, бездействие и неоказание помощи так же не является этичным. Каждый человек должен иметь возможность обрести душевное равновесие, и такого рода операции могут способствовать этому. [8] Однако, хирургическое вмешательство допустимо лишь в крайних случаях, когда индивид не при каких условиях не может социализироваться в обществе. При других формах трансгендерности, не включающих патологическое состояние гендерной дисфории, следует оказывать помощь и содействие, необходимые для дальнейшей адаптации индивида. Таким образом, вмешательство допустимо лишь с терапевтической целью, однако оно не является действительным средством лечения психологической патологии.

 

 

Заключение

Таким образом, универсальное понятие пол человека не является отражением только внешнего, физиологического строения тела человека. При анализе пола человека необходимо различать понятия биологического пола и так называемого “социального пола” или гендера. В таком случае, можем ли мы считать человека с физиологическим строением тела женщины и “мужским мозгом” женщиной? И наоборот. Или понятия “мужчина” и “женщина” как таковые применимы не всегда? Бесспорно, мы можем говорить о таких понятиях как физиологический или анатомический пол, о мужской или женской половой самоидентификации. Однако, понятия “мужчина” и “женщина” далеко не всегда выражает реальную сущность человека.

В ходе работы был рассмотрен один из вариантов гендерной идентичности, а именно трансгендерность и патологические состояния с ней связанные. Исходя из изученной литературы и современных данных, можно следовать вывод, что трансгендерность сама по себе не является болезнью или расстройством. Однако, в связи с частыми случаями дискриминации и трансфобией со стороны окружающих, у людей с трангендерной идентичностью может возникать патологическое состояние гендерной дисфории. В связи с этим состоянием, в современном мире распространены практики хирургической коррекции пола. Данное обстоятельство побудило меня к этическому осмыслению проблемы биоэтических аспектов хирургического вмешательства в таком случае.

В результате работы был сделан вывод, что хирургическое вмешательство в случае гендерной дисфории противоречит одному из важнейших биомедицинских принципов «не навреди» т.к. затрагивает здоровое органы и ткани. И, следовательно, в этом отношении оно не является этичным с позиции биомедицинской этики. Однако, бездействие и неоказание помощи так же не является этичным. При этом следует понимать, что психологические травмы, при которых трансгендерная личность неспособна принять свой биологический пол, должны лечиться помощью психотерапевтов, поддержкой и принятием человека окружающими, в особенности близкими людьми. В случаях гендерной дисфории необходимо содействие к адаптации в обществе, а не обязательное хирургическое вмешательство.Такимобразом, вмешательство допустимо лишь с терапевтической целью, однако оно не является действительным средством лечения психологической патологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. [1] Ansara, Y Gavriel, and Peter Hegarty Cisgenderism in psychology: pathologising and misgendering children from 1999 to 2008 // Psychology & Sexuality. — 2011. —№ 3. — С. 137-160.

2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / РАН; Российский нац. комитет по биоэтике, Ин-т человека; отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин; науч. ред. В. Н. Игнатьев. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 470 с.

3. Бутовская, М. Л. Антропология пола / М. Л. Бутовская. – М.: Век 2, 2013. – 253 с.

4. Гендерная идентичность[Электронный ресурс] / Википедия Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki 06.04.2017

5. Гиппократ, Этика и общая медицина / Гиппократ; пер. с древнегреч. В. И. Руднева. – СПб.: Азбука, 2001. – 348 c.

6. Иванюшкин, А. Я. Биоэтика и психиатрия / А. Я. Иванюшкин // Вопросы философии. – 1994. – №3. – С. 77–90.

7. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека в биомедицине. (Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.) // Московский журнал международного права. – М.: Междунар. отношения, 1999. – № 3. – С. 300–309.

8. Миланов, Н. О. Коррекция пола при транссексуализме / Н. О. Миланов, Р. Т. Адамян, Г. И. Козлов. – М., 1999. – C. 5–17.

9. Назаров, В.Н. Прикладная этика: учебник по направлению подготовки «Прикладная этика» / В.Н.Назаров. — Москва: Гардарики, 2005.—302 с.

10. Транссексуализм // Биоэтический форум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioethics.ru/rus/projects/id/300/. Дата доступа: 19.03.2017.

 

 


[1] Бутовская, М. Л. Антропология пола / М. Л. Бутовская. – М.: Век 2, 2013. – 8 с.

[2] Бутовская, М. Л. Антропология пола / М. Л. Бутовская. – М.: Век 2, 2013. – 9 с.

 

[3] Гендерная идентичность[Электронный ресурс] / Википедия Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki 06.04.2017

[4] Ansara, Y Gavriel, and Peter Hegarty Cisgenderism in psychology: pathologising and misgendering children from 1999 to 2008 // Psychology & Sexuality. — 2011. —№ 3. — С. 137-160.

[5] Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв.ред Юдин Б.Г. — М.: Эдиториал, 1998. — 470 с.

[6] Гиппократ. Этика и общая медицина / Гиппократ. — СПб.: Азбука, 2001. — 348 с.

[7] Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв.ред Юдин Б.Г. — М.: Эдиториал, 1998. — 470 с.

[8] Транссексуализм [Электронный ресурс] / Биоэтичекий форум. – Режим доступа: http://www.bioethics.ru/rus/projects/id/300/. Дата доступа: 19.04.16.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...