Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономико-географическая характеристика использования пещер западного Кавказа




Для изучения экономико-географической характеристики целесообразно является изучить историю исследования карстовых полостей в данном регионе.

В изучении карста района намечаются три этапа - 1909-1946,1947-1968, и 1969-1985 гг.

В первом этапе были предприняты попытки изучить карст данного региона на основе базисных описаний образований, в целях представления общего понимания о карсте в данном регионе. Во втором этапе изучение велось уже на совершенно ином уровне, было составлено подробное географическое описание образований, структурирование, анализ. Именно на результатах второго этапа базируется заложение рекреационной деятельности, зачатки которого мы видим уже в 3 этапе.

Использование пещер Кавказа и других пещер бывшего СССР в целях спелеотуризма началось, сравнительно недавно, в середине прошлого столетия. Посещение их началось после того как ученые обнаружили и исследовали эти удивительные объекты. То есть рекреационная деятельность данных объектов вытекает из научного освоения.

Хотя данные о местоположении неких больших пещер были известны еще много столетий назад и передавались от человека к человеку, как официальные объекты они оформились в 1960-1980 годах, когда в СССР активно занимались вопросами ООПТ. Так можно говорить об пещере - Большая Азишская, которая была исследована еще в 1910 году и только в 1973 Большая Азишская пещера стала памятником природы Адыгеи и Краснодарского края.

С того момента как началось активное освоение данных объектов в целях рекреационной деятельности постепенно началось и увеличение их роли в структуре рекреации. То есть, изначально попасть в пещеру было проблематично, на это влияло ряд факторов:

1) Локализация данных объектов рекреации. Так как пещеры, в основном, объекты которые скрыты от человеческого глаза в земной коре. Они располагаются только в определенных регионах при ряде различных условий и факторов обнаружить их и еще исследовать непросто. Вот поэтому о пещерах можно судить как об экзотических объектах.

2) Оборудованность пещер. Даже при условии, что мы решаем первую проблему, пещера должна иметь специальное устройство. То есть иметь освещение, свободный вход, опасные условия для человека (всевозможные вероятные обвалы, ямы,) должны быть ликвидированы.

3) Специализированные экскурсионные маршруты. Самое большое количество пещер находится в труднодоступных районах гор и с момента их открытия эти районы были относительно труднодоступны для развития масштабной рекреации. С того момента произошли большие изменения и в настоящее время существуют уже специальные транспортные маршруты до данных объектов и туристические компании активно создают туры с гидами, программой.

Как было сказано ранее, Кавказ занимает огромную территорию и дифференциация локаций пещер выражена очень сильно, хотя можно выделять определенные фокусы карстовой активности в виде проявления пещер, и как результат активного развития спелеотуризма, как например в Адыгеи и Абхазии.

 

 

Что касается вопроса о том, как использовали данные пещеры в сфере рекреации, то существуют определенные отличия от использования в системе рекреации СССР и современной рекреации. Раньше, в период СССР, данные объекты были собственностью государства и обустраивались по определенным планам то есть, элементарно обеспечивались освещением и наблюдательной тропой с защитными поручнями. В современных условиях, они представлены в виде государственной собственности, но при долгосрочной аренде арендаторов которые обустраивают их на свой вкус, чтобы привлечь внимание туристов. Они создают особые услуги - экскурсии в подземных озерах с аквалангами, спуски в колодцы со снаряжением. Но при этом арендаторы обязаны создавать такие условия, чтобы первоначальные виды и формы пещеры небыли разрушены или испорчены. Но данные требования в настоящее время не выполняются и тем самым мы наблюдаем как уникальные природные объекты разрушаются из-за повышенной материальной озабоченностью арендаторов и не соблюдением правил эксплотации. За данные оказания услуги в виде освещения, работы гида, собственники пещер взнимают плату в виде 200-600 руб., в зависимости от пещеры.

Что касается ценовой политики туров, которые аналогичны с данным, то произведя исследования мы видим следующую картину:

) В целом ценовой диапазон колеблется от 200 руб. (обычное посещение пещеры) до 13 500 руб. (12-ти дневной тур со снаряжением, с переездами, с посещение непосредственно самих пещер).

2) Так же, цена зависит от возраста рекреанта - обычно детям до 6-8 лет, студентам, пенсионерам дают скидку от 30% до 50% (но обязательное присутсвие сопровождающего взрослого).

3) Цена туров, так же, зависит от способа передвижения к пещерам. Выделяются следующие виды передвижения, в порядке увеличения цены - общественный транспорт, аренда автомобиля, аренда квадрацикла, аренда вертолета.

)   При непосредственном посещении пещеры так же ценовая политика в зависимости от оказания услуг меняется от 200 руб. - банальный осмотр до нескольких тыс. руб. погружение с аквалангом в подземном озере.

Все эти данные свидетельствуют о том, что данный вид рекреации не составляет основу рекреационного потенциала данного региона, а лишь являются второстепенными. Исходя из этого, эффект от данной деятельности является незначительным - что и в специализации, что и в денежных поступлениях.

Анализируя данные результаты можно выделить два антипода отдыха в пещере - бюджетный вариант и максимально комфортный.

1) Максимально конфортный отдых. Данные отдых включает следующие компаненты:

 

 

Анализируя данный вид отдыха, при учете ценной категории, мы наблюдаем максимально комфортные условия, представленный вид может пользоваться спросом у определенного контингента людей которые привыкли к высокой организации своего досуга.

) Бюджетный отдых.

 


 

 

Данный вид характеризуется тем, что он самый доступный для широкого круга рекреантов, так как требует минимальные затраты на получения отдыха в данной сфере. Исключает дополнительные платные услуги, тем самым эффект в количественном плане - высокий, а качественном - низкий.

Пример экскурсионного тура который организовывает спортивно-туристический комплекс «Нежный» который находится в Краснодарском крае.

Программа тура:

-й день: Прибытие туристов на турбазу «Нежная».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...