Российская философская психология (В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк).
В своей космогонической концепции Соловьев, как и платоники, утверждал, что единство мира задано Логосом, который исходит от Бога и объединяет бытие. Однако платоновская концепция мира видоизменена Соловьевым в двух отношениях - дуализм Платона преодолен у него, во-первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей постепенного возвышения от мертвой материи к разумному и нравственному царству, во-вторых, христианским пониманием сущности человека и смысла истории. В центре его истории стоит божественная личность Христа, победившего смерть и таким путем приобщившего мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. В Христе человеческое и божественное начала получают свое высшее воплощение, и, следовательно, на основе христианства в самом широком смысле возможно восстановление изначального единства. Появление Христа придает смысл историческому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим, победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь. Эта концепция ставит перед человеком очень важную задачу, ибо с ним связан качественный переход в развитии бытия. Человек наделен самосознанием, он является высшим звеном эволюции природы и поэтому может осознать направление и цель развития. Имея высшую цель, человек стремится к совершенству, которое он видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красоты. Соловьев считал, что мертвая материя, пройдя через человеческую среду, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс человеческого духа совершается главным образом по одному пути - по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т.е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Таким образом, хотя стремление к идеальному всеединству заложено, с точки зрения Соловьева, в духовной сущности человека, отдельный человек всегда несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает, только познавая законы всемирного процесса развития.
Описывая процесс как мирового, так и индивидуального творчества, Соловьев обращает особое внимание на его внутренний драматизм и противоречивость. Драматизм связан с конфликтом между Божественным началом, Логосом и первобытным хаосом, победа над которым достигается в союзе Логоса и Софии. Ареной драматической борьбы между Логосом и хаосом является не только мировая душа - София, но и душа человека. Они вступают в союз с Логосом потому, что хаос, неопределенность для них мучительны, разрывают душу противоречивостью и внутренним напряжением. И именно творчество, созидание является оптимальным выходом из этого конфликта. Таким образом, идеи о катарсисе, связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов, происходящих в душе и отражающихся в ее творениях, основаны на идеях Соловьева. При этом творчество человека, как и творчество Логоса, соединяется с Софией, так как только через борьбу со злым началом (хаосом), которое свободно от каких-либо стесняющих его причин, человек может достичь совершенства. Так, художественное творчество, искусство соединяется с идеей нравственного развития человека, помогая его продвижению по этому пути. «Смысл человека есть он сам, но только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и владыка», - писал Соловьев, подчеркивая самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности саморазвития. В этой трактовке искусство помогает превращению неидеальной действительности в идеальную. Поэт оказывается сопричастным творчеству «мирового художника», который представляет собой проводник воздействия на природу со стороны ее идеального содержания. Истинное художественное творчество устраняет противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью, являясь земным подобием божественного творчества, в котором снимаются всякие противоречия.
Таким образом, Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим в конце XIX - начале XX в. в России. Н.Лосский сформулировал подход, названный “волюнтаристской психологией”. Разделил психические состояния на данные нам (ощущения, восприятия, чувства) и носимые нами (акты, стремления, чувствования).Психология – эмпирическая наука, главный ее метод – наблюдения. Л.Лопатин создал концепцию души как особой психической субстанции. В.Франкл (1905 -) С.Франк выступил со статьей “Задачи философской спихологии” (1916), в которой предметом философской психологии предлагалась проблема души человека. Это общее учение о природе душевной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия. Идея такой психологии возникла в противовес “психологии без души” (Титченера, Брентано). Психолгия, писал он, став наукой о сознании оторвалась от своей изначальной почвы и предмета – души, превращаясь со временем в психофизиологию, психофизику. Задачу исследования собственно души взяли на себя религия и литература. Но этот предмет требует и научного изучения. Франк утверждал, что душа существует и она познаваема научными методами. Разрабатывал программу философской психологии.считал базисным мотивом человеческого поведения борьбу за смысл жизни, стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактен), он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден. Смысл не может быть дан извне. Он образуется на пересечении внутреннего (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь подбрасыввает задачи, которые могут стать осмысленными). Три типа ценностей: ценности отношения – выработка определенного отношения к своей судьбе, нахождение в нейй смысла, самотрансценденция; ценности творчества – изменение отношения к миру, как изменение самого мира. Своббода отношения к действительности и действия в ней.; и ценности переживания – проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Это опыт переживаний, приобретенных человеком в любви, которая есть переживание другого человека во всем егоо своеобразии и неповтоооримости. Противостоит концепции самоактуализации: С. – не цель, но результат осуществления смысла. С. сама по себе – бред.
Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций. Задача логотерапии как раз и заключается в том, чтобы помочь найти пациенту скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы.
53. Наука о поведении в России (М.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях А.А. Ухтомского, И.П. Павлова и Н.А. Бернштейна. И.М.Сеченов (1829 - 1905) считается основоположником отечественной научной психологии. Он пытался объяснить внешнюю деятельность человека с помощью уже известной рефлекторной схемы. В “Рефлексах головного мозга” (1863) он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений. По Сеченову все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же, что и рефлекса: начало (внешнее воздействие), продолжение (центральная деятельность) и конец (реакция: даижение, поступок, речь). рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, они просто сходны по структуре и происхождению. В работе “Кому и как разрабатывать психологию” (1873) излагается общая программа построения психологии. Эта работа была написана в связи с книгой историка-публициста К.Кавелина “Задачи психологии”. По его мнению научная психологиядолжна быть рядом учений о происхождении психических деятельностей. Он стремился показать начало, центральную фазу и конец психического акта. Он призывал выйти за пределы сознания, в систему объективных отношений человека с миром. Он отмечал бесплодность интроспективного метода и развивал идеи генетического подхода в психологии. В дальнейшем Сеченов развивал представления об активном деятельностном характере чувственного познания. Например, смотрение он называет действием: глаз выпускает “щупала”, концы которых протягиваются к рассматриваемому предмету. Сеченов признавал социальную обусловленность сознания, но не смог включить изучение этого аспекта психики в свою программу. В “Элементах мысли” (1878) он дал естественнонаучную разработку мышления.
Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Павлов на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация, концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них целостные «приборы», включающие наряду с периферийными блоками центральные, локализованные в коре больших полушарий. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и эффективно действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды, предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы - ощущения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым сигналам в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс «Что такое?». Он заключается в том, что организм как будто непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь оценить ситуацию, в которой он оказался, и понять, что представляет для него наибольшую ценность. Павлов также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и др.
Одним из самых выдающихся отечественных физиологов, оказавшим существенное влияние на развитие психологии, был А.А.Ухтомский (1875-1942). Он разработал чрезвычайно важную категорию как физиологической, так и психологической науки -понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений. Представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров, так же как и сам этот термин, было введено Ухтомским в 1923 г. Он считал, что доминанта - это господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а увеличиваются. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, «качает» энергию из среды, поэтому активность организма (на уровне человека - его труд) усиливает энергетический потенциал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомскому, это не единый центр возбуждения, а «комплекс определенных симптомов во всем организме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности». Таким образом, под доминантой Ухтомский понимал системное образование, которое он называл органом, понимая, однако, под этим не морфологическое, «отлитое» и постоянное образование с неизменными признаками, а всякое сочетание сил, способное привести при прочих равных условиях к одинаковым результатам. Поэтому, согласно Ухтомскому, каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. В психологическом плане доминанта не что иное, как мотивационный потенциал поведения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение и активное (а не реактивное) отношение организма к среде выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма. Бернштейн доказал и выразил в строго математической форме то обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения (этих уровней он выделил пять). На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, «афферентные синтезы». Это значит, что в нервных центрах закодирована информация, содержащая сведения о внешнем мире, в котором предстоит произвести тот или иной класс движений. Поэтому к популярному среди философов, физиологов и психологов понятию об отражении, т. е. к передаче из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира, Бернштейн присоединил термин опережающее отражение. Благодаря ему организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители. Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность организма, способность к творчеству, созиданию нового, построению, как писал Бернштейн, образца «потребного результата». Тем самым он ввел в науку принципиально новое понимание причин поведения живых существ: важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия. Исходя из этого, Бернштейн выдвинул идею разработки особой физиологии, которую он назвал физиологией активности. Полученные Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на поведение, его регуляцию, самоорганизацию, активность оказали глубокое и плодотворное влияние на исследования в области психологии, в частности на работы по восстановлению движений после травмы.
54. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов Н.Н. Ланге др. Развивая свою программу построения психологии, Грот считал, что она должна быть объективной естественной экспериментальной наукой, доказывал, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. В Главное достоинство экспериментальной психологии Грот видел в том, что она имеет.дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. Он также доказывал, что экспериментальная психология не должна отождествляться с психофизиологией, так как экспериментальным может быть любой раздел психологии, в частности психология мышления и чувств, которая и была в центре внимания Грота. Наибольшие трудности для экспериментальной психологии, подчеркивал Грот, представляют способ передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная его интерпретация экспериментатором. Интуитивное чтение в чужих душах обычно дает ошибочные результаты, а если бы оно было эффективным, может быть, и отпала бы необходимость в психологии, во всяком случае в прикладной экспериментальной психологии. Дополняя эту мысль Грота, Введенский писал о том. что при интерпретации результатов важно опираться не только на свой опыт, но и на описанный в литературе, это помогает дополнить собственные наблюдения более объективными данным о чужой душевной жизни и мышлении. Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, он доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в состоянии равновесия между пессимизмом и оптимизмом. Считая, что существует баланс сил в удовольствии и страдании, он доказывал, что изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, так как, если ему очень плохо, он фактически уже не может ощущать новое и не воспринимает ничего положительного. Поэтому, доказывал Грот, психике необходим баланс противоположных сил - отрицательные чувства должны компенсироваться положительными и наоборот. Грот выделял в человеке два основных стремления - отрицательное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувственному, материальному существованию, и положительное, которое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные стремления и есть высшие человеческие чувства, а выражением свободы личности является осознание возможности падения (к жизни только материальной) и возрождения (к жизни в вечности) личности. Таким образом, подчеркивал Грот, свобода личности представляет собой и положительное и отрицательное понятие одновременно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, на основе осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности, т. е. на основе решения вопроса о сознательном отношении воли к ее деятельности. Г.И. Челпанов (1862 –1936). Психология - наука о душевных явления или законах душевной жизни. Душевные явления - чувства, представления, мысли и желания. Другим определением психологии, по мнению некоторых философов, может быть исследование природы и свойств души. Предмет психологии. Задача эмп. психологии - определение законов душевных явлений (псих. состояния). Предметом же являются - состояния сознания. Отличие псих. явлений от физических: псих. явления не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта; физические явления могут быть одновременно доступны для непосредственного наблюдения большому числу людей, в то время как психические - только тому, кто их переживает; предметам и явлениям физического мира могут быть приписаны св-ва протяженности и т.п. Задача психологии состоит в определении законов душевной жизни. Закон - определенная постоянная связь между явлениями. Вспомогательным ср-вом для открытия з-нов психологии м.б. описание, классификация, анализ явлений и др. Методы и источники психологии: самонаблюдение - основа психологии. Это способ познания через органы чувств. Каждое психическое явление становиться для нас понятным благодаря тому, что мы переводим его на язык наших собственных переживаний, на наше самонаблюдение. Тем не менее не следует забывать и про объектное наблюдение, которое становиться для нас понятным при переводе его на наше самонаблюдение. Он не создал нового направления в?, но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Основной научный труд – “Проблема восприятия пространства”. В 1900 году в курсе лекций “Мозг и душа” поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год – выходят книги “Введение в экспериментальную психологию” и “Введение в философию”. Был приверженцем кантианства. 1912 год – создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 19223 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни – установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни. Разделял психологию на чистую и прикладную. Ч. психол – психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики. П. психол – связана с решением практических задач. Оригинальная концепция эксперимента развивалась Н. Н. Ланге (1858-1921), Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта и, наконец, качественно новую ступень - развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения становится качественно иной. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутых знаний осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Он писал, что «душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности». В связи с этим решающая роль отводится языку: «язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях». В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество «полей сознания», уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Он говорил о том, что океан истории мысли плещется за каждым словом через трактовку слова как основного элемента сознания, процесс анализа которого останавливается «не твердостью духа, а мраком отдаленности». Таким образом, в своей последней обобщающей книге «Психология» (1914) Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением российской экспериментальной психологии на рубеже XIX-XX вв. Широкое распространение получила в России на рубеже XIX-XX вв. и теория психологизма, о которой уже упоминалось. Наибольшее влияние она оказала на литературоведение и юриспруденцию. Благодаря развитию экспериментального метода и математического анализа психология, по общему мнению, в это время вступила окончательно и бесповоротно в число точных наук. В качестве такой объективной, позитивной дисциплины она и была объявлена основной наукой о духе, все же остальные науки о человеке рассматривались как производное от нее или методы психологии. Предмет этих наук, как и предмет самой психологии, понимался в виде кристаллизованной формы духовного творчества. С такой точки зрения, наука, искусство, право существуют только в переживаниях отдельных людей и все эти проявления объективного духа являются лишь продуктами индивидуально-психической деятельности. Такое безграничное расширение пределов психологии было равнозначно возведению ее в ранг научной философии.
55. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма. . Шестидесятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отечественной истории и науке. Ослабление цензурного гнета, открытие либеральных изданий, возобновление многих университетских курсов пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование старого уклада, просвещение. 60-70-е годы XIX в. остались в эмоциональной памяти поколений как время освобождения, причем имелось в виду не только освобождение крестьян, но и общее духовное освобождение человеческой личности вообще. Отсюда и появился термин «семидесятники», аналогичный современному «шестидесятники», который был символом группы людей, проникнутых идеями освобождения, появившимися в обществе после долгого перерыва благодаря реформам, как в нашем веке благодаря хрущевской оттепели. Неудивительно поэтому, что книга Сеченова «Рефлексы головного мозга» была воспринята многими людьми как руководство к поведению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою жизнь. Так же позднее воспринимались сочинения Чернышевского, Некрасова, Добролюбова. Так как и правительство в это время разделяло мысли интеллигенции о том, что просвещение российского общества является одной из основных задач новой эпохи, то кроме старых университетских центров был организован в 1862 г. первый Российский свободный университет. Он стал важной школой для многих людей, не имевших возможности поступить в высшие учебные заведения, так как свободный университет могли посещать все желающие. Несколько позже появились первые научные кружки и общества, например Психологическое общество в Москве, о котором будет еще сказано ниже. Именно литературная, научная, правовая деятельность таких кружков и была той питательной средой, в которой развивалась наша наука. В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание философии в российских университетах. Это стимулировало научные исследования в области психологии и логики, которые хотя и не были запрещены, как философия, но находились в забвении. Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне преподавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влияние на российское общество, многие дисциплины, и психология в их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых социальных условиях психология оживает не только и не столько в стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в публицистике. Это приводит к формированию одной из важнейших особенностей отечественной психологии, о которой говорилось выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, считали именно художественную литературу наиболее значительной русской философией и психологией прошлого века. Изменялось не только содержание психологии, изменялось ее место в системе других наук. В начале XIX в. она была связана преимущественно с философией, ориентация на которую была поставлена под сомнение в 60-80-е годы. Это было время расцвета, интенсивного развития естественных наук в России, на них сосредоточились главный интерес общества и основные научные достижения. Это наложило естественно-научный отпечаток и на развитие психологии, положив начало формированию физиологической психологии. Огромный интерес к позитивизму привел «семидесятников» к убеждению, что только позитивные науки способны обеспечить истинный прогресс, поэтому искусство, особенно искусство формальное, безыдейное, а также философия и психология в том виде, в котором она существовала в то время, лишь тормозят движение общества вперед. Трудность критики данной точки зрения была связана с тем, что она вытекала из идеологии народничества, которая доминировала в среде интеллигенции в то время и рассматривала ценность культуры прежде всего с позиций ее необходимости для простого народа, его просвещения. Реформы давно ожидались и требовались мыслящей частью общества как вполне созревшая народная потребность, даже как историческая необходимость. Они не только не опередили свое время, но скорее запоздали. Ощущение запаздывания придало реформам несколько торопливый, нервный ход, который не мог не отразиться на их успехе. Трудность преобразователей была в том, что они не находили и не могли найти готовых исторических решений, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Простых «рецептов» не было ни в народном сознании, так как Россия еще не переживала подобного, ни в исторической литературе, так как западные реформы не могли стать полным аналогом отечественных. Оказавшись на перепутье, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует национальному характеру. Эти проблемы стали центральными не только для социологии, философии и юриспруденции, но и для психологии того времени. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки того периода имели тенденцию к созданию универсальных теорий, каждая из которых претендовала на открытие основных закономерностей развития человека и общества. Так, Ковалевский заложил основы эволюционного направления в палеонтологии, Менделеев - основы химии, Сеченов - основы нервной физиологии и психологии, Михайловский и Лавров занимались социологией, разрабатывая свою теорию общественного прогресса. Значительное место в их работе занимали психологические проблемы, в частности изучение развития личности и развития критичности мышления у человека. Универсализм лежал и в основе теории «психологизма», весьма распространенной не только в середине XIX, но и в начале XX в. Согласно этой теории, одним из основателей которой является П.Л.Лавров, психология должна стать основой всех наук о человеке, так как именно она может объективно объяснить и происхождение знаний, и изменение общественного и личного сознания. Таким образом подходили к разработке психологии права Л. И. Петражицкий, психологии творчества Д. Н. Овсянико-Куликовский и другие исследователи. Известные историки Костомаров и Соловьев писали об удельно-вечевой истории Руси, исследуя роль народа и государства в формировании особенностей истории страны. Фактически ими были написаны первые очерки социальной истории России. Веселовский занимался проблемой эволюции поэтического творчества, а также изучением развития мифов и сказаний, поиском их праисточников, путей распространения и влияния мифов и легенд разных народов друг на друга. Однако дело не только в том, что ученые в тот период занимались широким кругом вопросов, но и в том. что это был период творческой синтетичности. Широта охвата может быть и при систематизации изучаемого материала, при подведении итогов работ нескольких групп или даже поколений ученых. Но бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспектив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже открытые, известные факты, но и проливающих на них свет с новых сторон. В этот момент ученые не только решают новые задачи, но и открывают дорогу для ученых следующих поколений. Это и есть, по определению Райнова, эпохи творческой синтетичности, одной из них были 60-80-е годы XIX в. Учеными такой эпохи были Сеченов, заложивший основы не только физиологии, но и психофизиологии, Кавелин и Потебня. Если до этого времени отечественная психология развивалась в основном под влиянием зарубежных теорий и взглядов на ее предмет и задачи, то в 70-х годах, в связи с развитием отечественной научной мысли, а главное, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самостоятельная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета, ее отличий от других наук и европейской психологии. Прежде всего необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей надлежит быть - естественной или гуманитарной. Из ответа на этот вопрос вытекало и то, на какую дисциплину следует ориентироваться психологии - на философию, с которой она и была связана главным образом до того времени, либо на физиологию, как того требовали новые веяния в науке и общественные предпочтения. В то время были предложены две концепции построения психологии. В 40-50-е годы у ученых появилось стремление к разработке опытной психологии, построенной на естествознании. Так, А. Н. Фишер с своей работе «Введение в опытную психологию» возражал против внесения философского умозрения в эту науку, а также против применения метафизического метода, который мешает трансформации психологии в позитивную науку.
56. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов В.М. Бехтерева и К.Н. Корнилова. В.М.Бехтерев (1857 - 1927) психиатр, психолог и неврапатолог. В 1885 году открыл при клинике Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии. В 1894 году открыл аналогичную лабораторию при военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Психиатрию и объективную психологию он включил в круг наук о мозге. для которых предложил термин “психоневрология”. Он хотел объединить различные разделы неврологии: нейрохирургию, нейропатологию, физиологию и психологию. В первый период своей деятельности он использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде он создал объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предложил новую систему понятий и новую терминологию. Психологическую деятельность он рассматривает как рефлекторную: внимание – рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность – симводические рефлексы и т.д. В 1907-1912 гг. выходит “Объективная психология”. В третьем периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. Он сделал вывод о том, что именно соотносительная деятельность (совокупность сочетательных двигательных рефлексов). Он также развивал теорию социальной обусловленности поведения в “Коллективной рефлексологии”. Задачей коллективной рефлексолдогии было изучение способов и появления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Бехтерев эволюционист и материалист, но он скатывался в сторону механицизма и энергетизма. К.Корнилов (1879 - 1957) в борьбе против Челпанова и рефлексологии выдвигает программу новой науки – реактологии. Поведение он рассматривал как совокупность реакций человека на биосоциальные раздражители. Реакция – единица поведения человека, акт биологического порядка, где есть и бмологическая сторона, и ее интроспективное выражение. В структуре реакции выделялось три компонента: сенсорный (раздражение органа) – центральный (процесс в ЦНС) – мторный (двигательный импульс). Сенсорный и моторный компоненты могут быть в скрытой форме. В реакции выделяются временной момент, динамический (сила реакции) и моторный (величина пройденного пути и скорость движения). Соответственно использовались три метода изучения реакций: хронометрический, динамометрический и моторно-графический. Реакция понималась как не что иное. как трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического равновесия между индивидом и окружающей средой. То что мы называем психическими процессами – результат влияния особой структуры - протоплазмы НС.Он также сформулировал принцип однополюсной траты энергии. Эта трата может быть периферической и центральной, на основе чего был сделан вывод об антитезе между интеллектом и волей. Недостатки: реакции понимались очень широко, и в этом понятии фактически стирались различия между простейшими и человеком. Учению был присущ крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход. В 1931 году учение было оценено как антимарксистское, оторванное от практики. Основная сущность жизненного процесса - способность отзываться, реагировать на внешние раздражители. Т.о. р-ция - это основная форма всякого жизенного проявления. Р-ция также является единственно первонально данной формой жизненного проявления. Подобно тому как не существует индивида вне окружающей среды, а есть лишь координация того и другого, так и непосредственоо данном опыте мы находим всгда лишь координацию раздражения и движения как первично данного факта. Поэтому то изучение психологии должно начинаться не с ощущения или восприятия, а с первично данного нам в непосредственном опыте явления р-ции. Это приведет и к измению объекта изучения - р-ций живого организма, охватывающих все формы проявления его в отношении к окружающей среде. Акт р-ции - это явление сложного порядка - координация раздражения и движения, члены кот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|