Системы массового обслуживания в торговле
Входной поток заявок, очередь, узел обслуживания и выходной поток образует систему массового обслуживания (СМО). Состояния СМО меняются скачкообразно в случайные моменты времени. Входящий поток заявок для большинства СМО предполагается пуассоновским с интенсивностью (средне число заявок в единицу времени). Длительность обслуживания определяется числом заявок, обслуживаемых одним узлом в единицу времени с интенсивностью: Динамика перехода состояний СМО описывается системой дифференциальных уравнений, решение которых позволяет определить вероятности нахождения системы в одном из дискретных состояний, причем Различают несколько видов СМО. СМО с неограниченной длиной очереди: модель типа (М/М/п): Для этого вида СМО отсутствие отказа в обслуживании, т.е. следовательно, все заявки будут выполнены и Абсолютная пропускная способность системы определяется соотношением
Остальные показатели СМО определяются по следующим моделям: где интенсивность загрузки системы. Эта вероятность определяет среднюю долю времени простоя каналов обслуживания, например, в течение рабочего дня. Вероятность занятости обслуживанием к заявок: На этом основании вероятность или доля времени занятости обслуживанием всех каналов системы: Если же все каналы уже заняты обслуживанием, то вероятность состояния определяется так:
где величина (к-п) определяет длину очереди Тогда вероятность оказаться в очереди равна вероятности застать все каналы уже занятыми обслуживанием: Среднее число заявок, находящихся в очереди и ожидающих обслуживания, составит: Среднее время ожидания заявки в очереди:
Среднее время пребывания заявки в СМО: Среднее число занятых в обслуживании каналов: Вычисляем число свободных каналов: Определяем коэффициент занятости каналов обслуживанием: Находим среднее число заявок СМО: Общие издержки — С, связанные с пребыванием в очереди одного покупателя в течение единицы времени, руб/час: п — число каналов обслуживания; λ — интенсивность входного потока, чел/час; Cor — издержки, связанные с пребыванием в очереди одного покупателя в течение единицы времени, руб/час; tor — среднее время ожидания в очереди, час; ck — затраты на содержания, обслуживающей единицы СМО с отказами: модель типа Для определения основных показателей СМО с отказами пользуются следующими зависимостями: Находим вероятность или время простоя каналов обслуживания, т.е. когда нет заявок: Вычисляем вероятность отказа в обслуживании, т.е. все каналы обслуживания заняты, n = к: так как в системах с отказами , то вероятность обслуживания можно определять по формуле: Определяем относительную пропускную способность СМО: Вычисляем коэффициент занятости обслуживанием каналов: Определяем вероятность занятости каналов обслуживанием: Откуда можно определить среднее время простоя каналов: Находим абсолютную пропускную способность СМО: Следует отметить, что процесс обслуживания будет стабильным при Если в системе окажется, что , то СМО будет работать неустойчиво. СМО с ожиданием с ограниченной длиной очереди: модель типа Отказы в обслуживании наступают в том случае, когда число заявок k превышает сумму числа каналов обслуживания и максимально возможную длину очереди т. Определяем вероятность простоя каналов обслуживания системы при отсутствии заявок: Вычисляем вероятность обслуживания или относительную пропускную способность системы: Вероятность отказа в обслуживании, когда все п каналов и т заявок заняты:
Определяем абсолютную пропускную способность: Вычисляем среднее число занятых обслуживанием каналов: Находим среднее число заявок в очереди:
Определяем среднее число заявок в системе: Находим вероятность наличия очереди в системе: Вычисляем вероятность того, что все каналы заняты обслуживанием и поступившей заявке придется стать в очередь: Определим среднее время ожидания обслуживания: Находим среднее время пребывания заявки в системе: Пример 11.1 Определить оптимальное число телефонных номеров в магазине при условии, что заявки на переговоры поступает с интенсивностью λ = 80 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону составляет to6c = 1,5 мин. Решение СМО типа 1. Определяем интенсивность потока обслуживания: 2. Определяем интенсивность нагрузки: 3. Находим вероятность простоя каналов (для п = 1): 4. Для заявок, получивших отказ в переговорах составляет: 5. Определяем вероятность обслуживания поступающих заявок: 6. Находим среднее число занятых обслуживанием каналов: 7. Вычисляем коэффициент занятости канала обслуживания: 8. Определяем пропускную способность системы: 9. Вычислим основные параметры системы аналогично, пологая п = 2, 3, 4, 5, 6. Результаты вычислений сведем в таблицу 11.1: Таблица 11.1 Из таблицы 11.1 видно, что оптимальное число телефонных номеров п = 5, так как в этом случае доля обслуженных заявок составляет 96 % и только 4 % получает отказ, а абсолютная пропускная способность составляет 77 заявок в час. Пример 11.2 Городской универсам получает овощи с интенсивностью 6 машин в день. В магазине работают 3 фасовщика, каждый из которых в среднем может обработать товар с одной машины в течение to6 = 4 часов. Продолжительность рабочего дня составляет T = 12 часов. Определить емкость подсобных помещений, чтобы вероятность полной обработки товаров была Решение СМО типа 1. Определяем интенсивность потока обслуживания: 2. Вычисляем интенсивность загрузки фасовщиков: 3. Определяем вероятность обслуживания для различных значений m (полагая т = 2, 3,..., n) и сравниваем с допускаемой вероятностью полной обработки товаров. Вероятность простоя фасовщиков для т = 2.
4. Вычисляем вероятность отказа в обслуживании: 5. Находим вероятность обслуживания: 6. Определяем характеристики СМО для т = 3, так как условие ограничения не выполняется: 7. Определяем соответствующие характеристики СМО, полагая т = 4: Pобс = 1- 0,031 = 0,969 > 0,96 Ответ: т = 4. Пример 11.3 На оптовую базу прибывают автомашины с промышленными товарами. Поток простейший поступает с интенсивностью λ = 1 авто/час. На территории базы могут одновременно находится не более 3-х машин, ожидающих разгрузки. Имеющиеся на базе 4 бригады грузчиков разгружают прибывающие машины. Среднее время разгрузки 1-й машины составляет t = 2,5 ч. Необходимо определить основные показатели СМО оптовой базы, если рабочий день составляет 8 часов. Решение СМО типа 1. Определяем интенсивность потока обслуживания: 2. Определяем интенсивность загрузки системы: 3. Определяем вероятность простоя машин: 4. Определим вероятность отказа: 5. Определяем вероятность обслуживания: 6. Определяем пропускную способность системы: 7. Вероятность застать все машины, занятых обслуживанием: 8. Вероятность оказаться в очереди, поступающих заявок: 9. Определим длину очереди: 10. Определим среднее время ожидания в очереди:
11. Определяем среднее время разгрузки машин: 12. Найдем коэффициент занятости бригады: 13. Среднее число машин на базе: 14. Среднее число занятых обслуживанием бригад: Пример 11.4 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью человек в минуту. Средняя продолжительность обслуживания на расчетном узле составляет Уровень суммарных потерь связан с простоем среднего числа свободных контролеров-кассиров и пребыванием среднего числа покупателей в очереди . Построить график зависимости суммы среднего числа свободных контролеров-кассиров и среднего числа покупателей в очереди от числа контролеров-кассиров п, Определить по нему оптимальное число контролеров-кассиров при котором суммарные потери будут минимальными. = 0,5 пок./мин.
Решение Для данной задачи СМО типа Найдем где — интенсивность потока обслуживания покупателей; — интенсивность поступления покупателей. Интенсивность нагрузки системы = 0,5-1,8 = 0,9. Для одного узла расчета, т.е. п = 1. 1. Вероятность простоя 1 узла расчета, когда нет заявок: т.е. 10% времени узел расчета не занят. 2. Вероятность образования очереди: 3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди: 4. Число узлов, не занятых обслуживанием: 5. Среднее число покупателей для одного узла расчета: 6. Коэффициент занятости узла расчета Так как очередь к узлу расчета длинная: 8, то приведем аналогичные расчеты для 2-х узлов расчета. Суммарные потери Для 2-х узлов расчета, т.е. п = 2 1. Вероятность простоя т.е. 38 % времени узлы не заняты. 2. Вероятность образования очереди: 3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди (длина очереди): 4. Число узлов не занятых обслуживанием: 5. Среднее число покупателей: 6. Коэффициент занятости для 2-х узлов расчета: Суммарные потери: Для 3-х узлов расчета, т.е. п = 3. 1. Вероятность простоя: т.е. 40 % времени узлы не заняты. 2. Вероятность очереди: 3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди: 4. Число узлов, не занятых обслуживанием: 5. Среднее число покупателей:
Суммарные потери: = 0,023 + 2,1 = 2,123. Построим значение функции суммарных потерь:
Рис. 11.3 f (2) = 1,34, f (3) = 2,123. fmin = f (2) = 1,34. Ответ: п = 2. Контрольные вопросы 1. Чем определяется структурная модель элементарной системы массового обслуживания (СМО) в торговле? 2. Сформулируйте постановку задач обслуживания в торговле. 3. Назовите основные параметры СМО с отказами. 4. Чем определяется СМО с неограниченным ожиданием? 5. Что представляет собой СМО смешанного типа? 6. Какой поток называется простейшим? 7. Что представляют собой Марковские цепи? Задачи 11.1-11.16 Задача 11.1 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью 150 пок./час. Средняя продолжительность обслуживания 4,5 мин. Уровень сумм потерь связан с простоем свободных кассиров и пребыванием покупателей в очереди Построить график зависимости сумм свободных кассиров и числа покупателей в очереди от числа кассиров, т.е. . Определить оптимальное число кассиров , Задача 11.2 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток = = 200 пок/час; в течение дня их обслуживает 3 кассира с интенсивностью обслуживания = 120 пок./час. Определить вероятность образования очереди в магазине и среднюю длину очереди в течение дня. Найти число кассиров в часы «пик» = 300 пок./час и часы «спада» = = 100 пок./час, обеспечивающих такую же длину очереди и вероятность ее образования.
Задача 11.3 На оптовую базу прибывают автомашины с товарами. Поток простейший и поступает с интенсивностью = 4 авт./час. На территории базы могут одновременно находиться не более 3 автомашин. Две бригады грузчиков разгружают машины в течение = 9,5 часов. Определить основные показатели СМО оптовой базы Задаче 11.4 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью = 5 пок./мин. Средняя продолжительность обслуживания = 3,0 мин. Уровень суммарных потерь связан с простоем свободных кассиров и пребыванием покупателей в очереди Построить график зависимости суммарных свободных кассиров и числа покупателей в очереди от числа кассиров п, т.е. Определить оптимальное число кассиров Задача 11.5 На оптовую базу прибывают автомашины с товарам. Поток простейший и поступает с интенсивностью = 2 авт./час. На территории базы могут одновременно находиться не более m = 3 автомашин, две бригады грузчиков разгружают машины в течение = 1,5 часов. Определить основные показатели СМО оптовой базы Т = 6 часов. Задача 11.6 Машины с товаром прибывают в универсам в неопределенное время в среднем 6 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более 3 автомашин одновременно. Четыре фасовщика в среднем обрабатывают товар в течение дня. Определить вероятность обслуживания приходящей машины и емкость помещений чтобы Задача 11.7 Машины с товаром прибывают в магазин в среднем 4 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более т = 2 автомашин одновременно. Три фасовщика в среднем обрабатывают товар в течение = 0,5 дня. Определить вероятность обслуживания приходящей машины и емкость помещений чтобы =5 0,98. Задача 11.8 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью = 3 пок/мин. Средняя продолжительность обслуживания = 1,5 мин. Уровень сумм потерь связан с простоем свободных кассиров и пребыванием покупателей в очереди Построить график зависимости сумм кассиров и числа покупателей в очереди от числа кассиров п, т.е. Определить оптимальное число кассиров Задача 11.9 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток = = 120 пок./час; в течение дня их обслуживает 3 кассира. Средняя продолжительность обслуживания составляет 2,5 мин. Определить вероятность образования очереди в магазине и среднюю длину очереди в течение дня. Найти число кассиров в часы «пик» = 300 пок./час и часы «спада» = 100 пок./час, обеспечивающих такую же длину очереди и вероятность ее образования. Задача 11.10 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток = =8 200 пок./час; в течение дня их обслуживает 3 кассира с интенсивностью обслуживания 100 пок./час. Определить вероятность образования очереди в магазине и среднюю длину очереди в течение дня. Найти число кассиров в часы «пик» = 320 пок./час и часы «спада» = = 80 пок./час, обеспечивающих такую же длину очереди и вероятность ее образования Задача 11.11 Машины с товаром прибывают в универсам в неопределенное время в среднем 6 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более 3 автомашин одновременно. Четыре фасовщика в среднем разгружают товар в течение дня. Определить вероятность обслуживания приходящей машины и емкость помещений чтобы = 0,94.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|