Системы массового обслуживания в торговле
Входной поток заявок, очередь, узел обслуживания и выходной поток образует систему массового обслуживания (СМО). Состояния СМО меняются скачкообразно в случайные моменты времени. Входящий поток заявок для большинства СМО предполагается пуассоновским с интенсивностью
Динамика перехода состояний СМО описывается системой дифференциальных уравнений, решение которых позволяет определить вероятности нахождения системы
Различают несколько видов СМО.
Остальные показатели СМО определяются по следующим моделям:
где Эта вероятность определяет среднюю долю времени простоя каналов обслуживания, например, в течение рабочего дня. Вероятность занятости обслуживанием к заявок:
На этом основании вероятность или доля времени занятости обслуживанием всех каналов системы:
Если же все каналы уже заняты обслуживанием, то вероятность состояния определяется так:
где величина (к-п) определяет длину очереди Тогда вероятность оказаться в очереди равна вероятности застать все каналы уже занятыми обслуживанием:
Среднее число заявок, находящихся в очереди и ожидающих обслуживания, составит:
Среднее время ожидания заявки в очереди:
Среднее время пребывания заявки в СМО:
Среднее число занятых в обслуживании каналов:
Вычисляем число свободных каналов:
Определяем коэффициент занятости каналов обслуживанием:
Находим среднее число заявок СМО:
Общие издержки — С, связанные с пребыванием в очереди одного покупателя в течение единицы времени, руб/час: п — число каналов обслуживания; λ — интенсивность входного потока, чел/час; Cor — издержки, связанные с пребыванием в очереди одного покупателя в течение единицы времени, руб/час; tor — среднее время ожидания в очереди, час; ck — затраты на содержания, обслуживающей единицы
СМО с отказами: модель типа Для определения основных показателей СМО с отказами пользуются следующими зависимостями: Находим вероятность или время простоя каналов обслуживания, т.е. когда нет заявок:
Вычисляем вероятность отказа в обслуживании, т.е. все каналы обслуживания заняты, n = к:
так как в системах с отказами
Определяем относительную пропускную способность СМО:
Вычисляем коэффициент занятости обслуживанием каналов:
Определяем вероятность занятости каналов обслуживанием:
Откуда можно определить среднее время простоя каналов:
Находим абсолютную пропускную способность СМО:
Следует отметить, что процесс обслуживания будет стабильным при
Отказы в обслуживании наступают в том случае, когда число заявок k превышает сумму числа каналов обслуживания и максимально возможную длину очереди т. Определяем вероятность простоя каналов обслуживания системы при отсутствии заявок:
Вычисляем вероятность обслуживания или относительную пропускную способность системы:
Вероятность отказа в обслуживании, когда все п каналов и т заявок заняты:
Определяем абсолютную пропускную способность:
Вычисляем среднее число занятых обслуживанием каналов:
Находим среднее число заявок в очереди:
Определяем среднее число заявок в системе:
Находим вероятность наличия очереди в системе:
Вычисляем вероятность того, что все каналы заняты обслуживанием и поступившей заявке придется стать в очередь:
Определим среднее время ожидания обслуживания:
Находим среднее время пребывания заявки в системе:
Пример 11.1 Определить оптимальное число телефонных номеров в магазине при условии, что заявки на переговоры поступает с интенсивностью λ = 80 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону составляет to6c = 1,5 мин.
СМО типа 1. Определяем интенсивность потока обслуживания:
2. Определяем интенсивность нагрузки:
3. Находим вероятность простоя каналов (для п = 1):
4. Для заявок, получивших отказ в переговорах составляет:
5. Определяем вероятность обслуживания поступающих заявок:
6. Находим среднее число занятых обслуживанием каналов:
7. Вычисляем коэффициент занятости канала обслуживания:
8. Определяем пропускную способность системы:
9. Вычислим основные параметры системы аналогично, пологая п = 2, 3, 4, 5, 6. Результаты вычислений сведем в таблицу 11.1: Таблица 11.1
Из таблицы 11.1 видно, что оптимальное число телефонных номеров п = 5, так как в этом случае доля обслуженных заявок составляет 96 % и только 4 % получает отказ, а абсолютная пропускная способность составляет 77 заявок в час. Пример 11.2 Городской универсам получает овощи с интенсивностью 6 машин в день. В магазине работают 3 фасовщика, каждый из которых в среднем может обработать товар с одной машины в течение to6 = 4 часов. Продолжительность рабочего дня составляет T = 12 часов. Определить емкость подсобных помещений, чтобы вероятность полной обработки товаров была Решение СМО типа 1. Определяем интенсивность потока обслуживания:
2. Вычисляем интенсивность загрузки фасовщиков:
3. Определяем вероятность обслуживания для различных значений m (полагая т = 2, 3,..., n) и сравниваем с допускаемой вероятностью полной обработки товаров. Вероятность простоя фасовщиков для т = 2.
4. Вычисляем вероятность отказа в обслуживании:
5. Находим вероятность обслуживания:
6. Определяем характеристики СМО для т = 3, так как условие ограничения не выполняется:
7. Определяем соответствующие характеристики СМО, полагая т = 4:
Pобс = 1- 0,031 = 0,969 > 0,96 Ответ: т = 4. Пример 11.3 На оптовую базу прибывают автомашины с промышленными товарами. Поток простейший поступает с интенсивностью λ = 1 авто/час. На территории базы могут одновременно находится не более 3-х машин, ожидающих разгрузки. Имеющиеся на базе 4 бригады грузчиков разгружают прибывающие машины. Среднее время разгрузки 1-й машины составляет t = 2,5 ч. Необходимо определить основные показатели СМО оптовой базы, если рабочий день составляет 8 часов. Решение
1. Определяем интенсивность потока обслуживания:
2. Определяем интенсивность загрузки системы:
3. Определяем вероятность простоя машин:
4. Определим вероятность отказа:
5. Определяем вероятность обслуживания:
6. Определяем пропускную способность системы:
7. Вероятность застать все машины, занятых обслуживанием:
8. Вероятность оказаться в очереди, поступающих заявок:
9. Определим длину очереди:
10. Определим среднее время ожидания в очереди:
11. Определяем среднее время разгрузки машин:
12. Найдем коэффициент занятости бригады:
13. Среднее число машин на базе:
14. Среднее число занятых обслуживанием бригад:
Пример 11.4 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью
Решение Для данной задачи СМО типа Найдем
где
Интенсивность нагрузки системы Для одного узла расчета, т.е. п = 1. 1. Вероятность простоя 1 узла расчета, когда нет заявок:
т.е. 10% времени узел расчета не занят. 2. Вероятность образования очереди:
3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди:
4. Число узлов, не занятых обслуживанием:
5. Среднее число покупателей для одного узла расчета:
6. Коэффициент занятости узла расчета
Так как очередь к узлу расчета длинная: 8, то приведем аналогичные расчеты для 2-х узлов расчета. Суммарные потери Для 2-х узлов расчета, т.е. п = 2 1. Вероятность простоя
т.е. 38 % времени узлы не заняты. 2. Вероятность образования очереди:
3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди (длина очереди):
4. Число узлов не занятых обслуживанием:
5. Среднее число покупателей:
6. Коэффициент занятости для 2-х узлов расчета:
Суммарные потери:
Для 3-х узлов расчета, т.е. п = 3. 1. Вероятность простоя:
т.е. 40 % времени узлы не заняты. 2. Вероятность очереди:
3. Среднее число покупателей, находящихся в очереди:
4. Число узлов, не занятых обслуживанием:
5. Среднее число покупателей:
Суммарные потери: Построим значение функции суммарных потерь:
Рис. 11.3 f (2) = 1,34, f (3) = 2,123. fmin = f (2) = 1,34. Ответ: п = 2. Контрольные вопросы 1. Чем определяется структурная модель элементарной системы массового обслуживания (СМО) в торговле? 2. Сформулируйте постановку задач обслуживания в торговле. 3. Назовите основные параметры СМО с отказами. 4. Чем определяется СМО с неограниченным ожиданием? 5. Что представляет собой СМО смешанного типа? 6. Какой поток называется простейшим? 7. Что представляют собой Марковские цепи? Задачи 11.1-11.16 Задача 11.1 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью 150 пок./час. Средняя продолжительность обслуживания 4,5 мин. Уровень сумм потерь связан с простоем свободных кассиров Задача 11.2 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток
Задача 11.3 На оптовую базу прибывают автомашины с товарами. Поток простейший и поступает с интенсивностью базы могут одновременно находиться не более 3 автомашин. Две бригады грузчиков разгружают машины в течение Задаче 11.4 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью Задача 11.5 На оптовую базу прибывают автомашины с товарам. Поток простейший и поступает с интенсивностью Задача 11.6 Машины с товаром прибывают в универсам в неопределенное время в среднем 6 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более 3 автомашин одновременно. Четыре фасовщика в среднем обрабатывают товар в течение Задача 11.7 Машины с товаром прибывают в магазин в среднем 4 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более т = 2 автомашин одновременно. Три фасовщика в среднем обрабатывают товар в течение Задача 11.8 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток покупателей с интенсивностью Задача 11.9 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток Задача 11.10 В магазин самообслуживания поступает пуассоновский поток Задача 11.11 Машины с товаром прибывают в универсам в неопределенное время в среднем 6 авт./день. Подсобные помещения и оборудование позволяют хранить товар объемом не более 3 автомашин одновременно. Четыре фасовщика в среднем разгружают товар в течение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|