Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие высших форм психики у человека




Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.

Улучшение психических процессов, говоря словами Л.С. Выготского, превращает эти процессы из низших в высшие психические функции. Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения и потребностей.

Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.

С помощью орудий труда человек получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.

Такие орудия, как копье, топор, нож и молоток, одновременно служили и той и другой цели.

Совершенствование орудий труда и познания, а также выполняемых с их помощью действий и операций в свою очередь привело к преобразованию функций человеческой руки. Благодаря этому рука, поначалу выполнявшая двойную роль: передвижения в пространстве и манипулирования предметами, - со временем превратилась в самое тонкое и точное из всех человеческих орудий. Ею были созданы практически все предметы материальной культуры.

На примере руки глаз человека «научился» точно познавать окружающий мир, а мозг - оценивать его.

С расширением знаний о мире возросли возможности человека, и он приобрел способность быть относительно независимым в своей жизни и деятельности от случайных капризов природы, научился умело использовать ее законы и изобрел средства защиты от непогоды: жилище и одежду.

Наконец, человек научился по своему разумению изменять природу, приспосабливая ее к своим нуждам, и в конечном счете изменился и сам.

Предметы материальной и духовной культуры, создаваемые и совершенствуемые многими поколениями, передавались из поколение в поколение, каждое из которых вносило свой вклад в их расширение и улучшение.

Опыт, накопленный предыдущими поколениями, не утрачивался, а сохранялся людьми, передаваясь от человека к человеку за счет совершенствования средств связи и знаковых систем. Наряду с естественными языками, на которых говорили люди в процессе повседневного общения друг с другом, появились и искусственные языки, которые использовались в отдельных, специализированных видах деятельности. Данных языков оказалось достаточно для того, чтобы записывать и сохранять практически весь ценный человеческий опыт. Благодаря этому каждому новому поколению людей уже не приходилось, как вновь родившемуся поколению животных, всему учиться заново; достаточно было с помощью системы образования, пользуясь языками и соответствующими записями, воспроизвести и освоить опыт предшествующих поколений людей.

Со временем изменился и механизм передачи опыта: знаний, способностей, умений и навыков - по наследству. Теперь человеку не нужно было изменять генетический аппарат, анатомию и физиологию собственного организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея пластичный мозг, способный к научению, подходящий анатомо-физиологический аппарат, воспользоваться достижениями человеческой материальной и духовной культуры, созданными предшествующими поколениями людей.

В орудиях труда, в предметах материальной и духовной культуры через механизм социального наследования стали передаваться и совершенствоваться следующими поколениями способности людей, причем все это происходило уже без изменения генотипа человека.

Антропология, сравнительная анатомия, физиология и генетика показывают, что этот процесс активизировался со времени появления неандертальского человека, т.е. примерно 300 тыс. лет назад. Он радикально ускорился и пошел еще более быстрыми темпами в исторический период существования людей, приблизительно 50-60 тыс. лет назад.

Со временем человек создал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Такие вещи стали ему служить средством удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей, порождая в свою очередь новые потребности.

Одновременно с этим шел непрерывный процесс развития способностей, как специальных, так и общих. Не случайно завершившийся XX в. продемонстрировал систематическое повышение за каждые десять лет уровня общего интеллектуального развития человечества примерно на 3%, а за одно столетие - почти на треть, причем это произошло за время жизни всего лишь двух-трех поколений современных людей.

Одним из самых значительных изобретений человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое воздействие на психологическое развитие людей, стало изобретение и усовершенствование языков (если говорить шире - знаковых систем, предназначенных для отображения, записи и сохранения информации).

Они дали толчок к развитию наук и искусств, всех без исключения областей человеческой деятельности.

Появление письменной символики позволило записывать, сохранять и воспроизводить из поколения в поколения полезную информацию. Отпала необходимость ее полного сохранения в голове человека.

Память людей чрезвычайно расширилась за счет использования разнообразных знаковых систем и средств записи, исчезла опасность безвозвратной утраты информации в случае ее забывания отдельными людьми.

Особо значимые, выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, средств хранения, воспроизведения и передачи информации, которые пришлись на последние десятилетия XX в., привели к началу новой научно-технической революции, которая продолжается и в наше время. Это изобретение радиотелефона, средств электронной связи и Интернета.

В связи с этим человечество сейчас, вероятно, находится на пороге нового подъема в своем психическом развитии, связанного с освобождением человека от рутинных дел и направлением его интеллекта и энергии на решение таких задач, как раннее предупреждение и лечение болезней, увеличение продолжительности жизни, более глубокое проникновение в тайны мира, в том числе и за пределами земной цивилизации.

 

 

4.Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.

Сознание – высшая форма психич отражения, в котором проявляются отношение чел-ка к окруж миру и его соц опыт. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкр деят-сть, но вместе с тем С посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания чел-ка и его деят-сти. С – высший уровень психики, присущий только чел-ку. 17–19 века - предмет – сознание. Основной метод – интроспекция (самонаблюдение), основатель Джон Локк. Локк ввел понятие рефлексия - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рене Декарт обозначил первым психофизическую проблему. Его взгляд получил название дуализм - душу и тело он резко противопоставлял (тело как автомат, а сознание – как способность ощущать, мыслить, чувствовать («мыслю - следовательно, существую»). Тело обладает свойством протяженности, а душа – свойствами мышления). В 19 в. складываются 2 направления в изучении сознания: структурализм (Вундт). Изучал компоненты сознания, его структуру. Выделил 3 компонента: образы, ощущения, чувства. функционализм (Джеймс), критиковал Вундта. Считая, что сознание целостно и основная функция сознания – адаптация к миру. Ввел понятие «потока сознания», который невозможно остановить, не одно минувшее состояние сознания не повторяется.

Выготский Л.С. С – динамически-смысловая система, кот функционирует в единстве ее интеллектуальных и волевых компонентов. С – комплекс ВПФ. Он считал, что чел-ком осознается то, что представлено в соц-но-нормированной форме. С формируется только в социуме, т к оно формируется на речевой основе (общение).

Осн компоненты сознания (по Выготскому): значения – познавательные компоненты; смыслы – эмоц-но –мотивационные компоненты. (свойства С: 1. построение отош-ний; 2. познание окруж мира(для себя)). Леонтьев: Выделяет 2 фактора повлиявших на появление С: 1.совместная орудийная деятельность; 2. общение с помощью речи. В труде возникли сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели и на основе действия с материальными предметами чел- к переходит к использованию их идеальных образов, действий в уме (переход от внешнего к внутреннему – интеоризация).

Свойства сознания: 1. Субъективное выделение себя из окруж действительности (реб-к до 1,5 г себя не выделяет, зеркало-реб-пятно на носу);2.Совокупность чувственных и умственных образов данных объекта-субъекта;3. Целеполагание – способность к постановке цели деятельности и поведения;4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий;5. Наличие самосознания, т е наличие представлений о себе самом; 6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА). Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания: а) Чувственная ткань - чувственные составляющие образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания в том, что они придают реальность сознательной картине мира, т.е. мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. в) Личностный смысл - значение для меня. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления).

Структура сознания: (по Петровскому): 1. Разделение субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту; 2. Совокупность знания о мире; 3. Целеполагающая деятельность. (по Леонтьеву): 2 уровня С: 1.Бытийный, т е С для жизнедеятельности. Компоненты: 1.биодинамическая ткань движения; 2. Чувственный образ (значение, смысл); 2. Рефлексивный – С для С. Функции С: 1. отражательная; 2. порождающая (творчески-креативная);3.регуляторно-оценочная;4. рефлексивная – осн.функция хар-ет сущность сознания.

 

 

5. История становления психологии как науки

Поделиться…  

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античностипредметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.

 

 

6.

ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 
  Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Учение. Учение - это процесс систематического овладевания знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. Хорошо организованное обучение носит воспитывающих характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т.д. Труд. Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются "человеческие сущностные силы". В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Виды деятельности. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящие значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить ее природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек. Самыми простыми действиями являются предметные. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Овладение умственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность. Психологическая характеристика деятельности. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки выделялись отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда. Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизирует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение. Уровень притязания - оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности. В притязаниях выделяются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности. На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление - естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость - переживание человеком утомления. Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяют характер творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.

 

 

7. Проблема личности в психологии

Содержание Введение Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии Заключение Список использованных источников Введение Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований. «Темп развития психологии личности, – пишет А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу». Подобный интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Через идею личности манифестируют себя и современный человек, и культура, и творчество.

Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого, безусловно, лежат проблемы культуры и личности. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой – как уникальное и индивидуальное субъективное образование. 1.Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом Типологическое направление В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.

Представителем этой тенденции выступает У. Шелдон. До Шелдона эта идея была представлена в работах Эрнста Кречмера. Вторым вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Ганса Юргена Айзенка. В отличие от Шелдона, он стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма [2, стр.

148]. Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека.

Это относится и к концепции Айзенка, и – в еще большей степени – к концепции Шелдона. Направление, связанное с изучением черт личности Второе направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела.

Теорию Кеттела так и называют – теория черт личности. [1, стр. 507] Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности. В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении.

Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует.

Эта сторона личности остается вне исследования. Психоаналитическая теория личности Выделяют два аспекта психоаналитической концепции личности.

Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития. Это, конечно, условное различение, тем не менее оно работает [4, стр. 446]. В чем основная идея психоаналитического учения об онтогенетическом развитии личности?

Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации.

Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы [6, стр. 494]. Социально-когнитивное направление В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности.

Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера. Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения.

Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма. Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении. Культурологическое направление Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т. е. влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли.

Роль – это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах [2, стр. 137]. В рамках данного подхода проводится различение видов ролей.

Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия. Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т. д. Это, конечно, важная часть социальных факторов.

Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления. Экспериментальные исследования личности Кроме вышеназванных исследований личности существует большое количество конкретных экспериментальных исследований, которые затрагивают отдельные, частные проблемы психологии личности.

В них рассматриваются конкретные вопросы, и большинство исследователей при изучении личности сознательно отказываются от широких теоретических обобщений. Таким образом, экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией [6, стр.

498 – 499]. 2. Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии Подход С. Л. Рубинштейна Первый подход характеризуется достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в трудах С. Л. Рубинштейна и его последователей, в частности в работах Е. В. Шороховой, К. А. Абульхановой-Славской. Для Рубинштейна главными, смыслообразующими, если можно так сказать, при разработке проблем личности были две идеи.

Первая идея – это утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности. Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии. Ведя борьбу с механизмом в психологии, Рубинштейн и предложил такое определение личности (именно психологическое, а не социологическое), согласно которому личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. [3, стр.

283] В этом подходе отражается идея о том, что нет «ничьих» психических явлений, свойств, что они где-то должны существовать, быть локализованы. Место существования психических явлений – это личность. Эта идея была впоследствии сформулирована как принцип личностного подхода в психологии. Вторая идея С. Л. Рубинштейна – это идея опосредуемости внешних воздействий внутренними состояниями.

У Сергея Леонидовича есть понятие «личностное свойство». В его концепции не очень строго проводилось различение между личностью и собственно личностными свойствами, однако введение этого понятия есть проявление важной тенденции к сужению списка тех характеристик, которые относятся к категории внутренних условий.

Еще одна идея, неоднократно подчеркиваемая в работах Рубинштейна, – это идея формируемости личностных характеристик в ходе осуществляемой человеком деятельности. Личность, как утверждал Рубинштейн, не только проявляется, но и формируется в деятельности. Это очень важное положение, поскольку оно отражает аспект развития и формирования личности, а не элементарную констатацию, каталогизирование изолированных черт личности со всеми последующими поисками эффектных корреляций между ними.

Представления о личности в школе В. Н. Мясищева Ленинградский психолог В. Н. Мясищев внес большой вклад в исследование личности и предложил свою интерпретацию, свою версию того, что есть личность как конкретное образование. Центральным понятием у него было понятие «отношение». Именно отношения человека к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека.

Мясищев разрабатывал преимущественно проблематику аномалий личности, в частности неврозов. Поэтому его особенно интересовала область нарушений отношений человека с окружающим миром, их дисгармонии, характерной для невротического развития [6, стр. 506 – 507].

Вместе с тем необходимо отметить, что понятие «отношение», бесспорно, отражающее определенную реальность, не было подвергнуто детальному анализу. Есть основание считать, что это понятие фиксирует достаточно большой спектр психических явлений.

Следовательно, актуальной остается задача уточнения этого понятия и дифференциации его значений, дальнейшего аналитического исследования того, что такое отношение. Значение исследований установки для психологии личности Существенный вклад в разработку проблемы личности внесли представители школы грузинской психологии – Д. Н. Узнадзе и его последователи. В рамках этой школы центральным явилось понятие «установка», с помощью которого исследователи пытались выразить наиболее существенное в личности человека. Однако при всей важности проводимых в данной школе конкретных исследований необходимо отметить, что одним и тем же термином здесь обознается слишком большой круг явлений: это и иллюзии восприятия, и межличностные отношения.

Тем более, что и понятие установки сами авторы объясняли через понятие личности: например, «установка как модификация личности», «установка как модус личности». Очень важная работа по систематизации и критическому переосмыслению исследований установки была проделана А. Г. Асмоловым. В частности, было четко показано, что необходимо различать виды установок и уровни установки.

По-видимому, только один класс установочных явлений – так называемые смысловые установки – относится собственно к области личности, и ни в коей мере нельзя связывать с личностью все установочные явления [4, стр. 450 – 451].

Подход А. Н. Леонтьева В рамках данного подхода в качестве основного параметра характеристики личности выбран параметр соотношения мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек. Это почти синонимичные выражения, так как каждая деятельность релевантна некоторым мотивам, поэтому можно использовать термин «иерархия деятельности», а можно – «иерархия мотивов». С

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...