Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древние представления о воле




Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам (то есть в философско-этическом аспекте). В Древней Греции философами прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
Аристотель рассматривал природу воли в формировании логического заключения. В его "Никомаховой этике" посылки «все сладкое надо есть» и "это яблоки сладкое" влекут за собой следствие: "это яблоко надо съесть". Таким образом, источник сознательных действий кроется в разуме человека.
Во времена средневековья проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Философы-теологи видели в человеке исключительно пассивное начало, зависимое от бога и его "промысла". И в таком подходе воля выступала тоже как проявление некоего разума, ставящего себе определённые цели. И лишь познание мистических сил — добрых или злых - открывает путь к познанию "истинных" причин поступков конкретного человека, его воли.
Бытие человека рассматривалось вне отрыва от ценностей, норм общества, которые в свою очередь определялись религиозными соображениями. Вопрос о личности, о субъекте деятельности не ставился.

Представление о воле в эпоху Возрождения

Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности, что произошло в эпоху Возрождения. За человеком начали признавать право на творчество и на ошибку. Стало распространяться представление о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. И это было существенным прорывом в мысли, в сравнении с античными временами и средневековьем.
Главной ценностью личности стали считать свободу воли (кстати говоря, в русском языке под волей понимается и свобода в том числе). В эпоху Возрождения свобода воли стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем под влиянием идей Возрождения возникло мировоззрение экзистенциализма — "философии существования". М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, тем более он не может быть связан нравственными обязательствами или ответственностью.

Естественнонаучные представления о воле

И. П. Павлов рассматривал волю как "инстинкт свободы", как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля как "инстинкт свободы" выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Павлов писал: "Не будь его — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни". Для человеческого поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д.
Воля в учении И. П. Павлова рефлекторна (инстинктивна) по своей природе, она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. В этом представлении заключалось значительное новшество. Эта идея нашла широкое распространение среди бихевиористов, получила поддержку в отечественной реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).
В сравнении с античными (рациональными) представлениями и эпохой Возрождения о природе воли это была, очевидно, другая крайность.

Воля как сознательное регулирование деятельности

Постепенно сформировалось более уравновешенное и обоснованное представление о воле как о сознательном регулировании деятельности.
Деятельность понимается как изначально активная, а сам человек рассматривается наделённым способностью к сознательному выбору формы поведения. Исследования, проводимые физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным, показали обоснованность этого представления.
Сформировалась концепция, в которой воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Иные представления о воле

В рамках психоаналитической традиции (от 3. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Источником поступков людей выступает некая превращённая в психическую форму биологическая энергия живого организма.
К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в преступные действия.
А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству. Для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

_____ 2. Структура волевого акта

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

______3. Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...