Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Организационно-практические




Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Общие тенденции развития профориентации
Культурно-исторический смысл возникновения проблемы

профессионального самоопределения.
Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации? Что изменилось в сознании людей? - …

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора. Значительная часть населения направилась в города в поисках работы и столкнулась с ситуацией, когда появился выбор. Для многих раньше не было этой проблемы (за исключением отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Таким образом, именно проблема свободы выбора, возникшая перед значительными массами людей являются важнейшей психологической причиной возникновения проблемы профессионального самоопределения. А профессиональная ориентация – это лишь способ помощь самоопределяющимся людям. Заметим, что проблема самоопределения во многом и философская, поскольку найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире и главное – сделать что-то ценное в этом мире, т.е. самореализоваться.
Развитие профориентации в России.
На примере России хорошо видно, как связаны уровень реальной свободы в обществе и уровень развития профориентации (см. подробнее – Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005, С.7-12). В дореволюционной России (начала ХХ века) профориентации как системы еще не было и ею занимались в гимназиях и университетах лишь отдельные энтузиасты.

В 20-е годы Х1Х века, когда к власти пришли большевики, но еще не укрепились позиции И.В.Сталина, наблюдается относительная свобода (вся страна еще находилась в состоянии самоопределения). В 1922 году создается первое бюро по выбору профессии, а в 1927 году - первое бюро профессиональной консультации. Довольно быстро подобные службы возникают во многих крупных городах.

В период сталинского тоталитаризма (30-е – 50-е годы) профориентация свертывается, а многие специалисты репрессируются. В условиях, когда за человека многое в его жизни решает комсомол, партия и правительство, самому человеку самоопределяться почти не приходится. Таким образом, в условиях несвободы профориентация не нужна.

В годы хрущевской «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х годов) вновь появляются относительные свободы и профориентация возрождается одной из первых среди других направлений практической психологии. Но время было упущено и отечественная профориентация заметно отставала от западной.

В период брежневского правления (конец 60-х – начало 80-х годов) отмечается некоторое ущемление свобод, но профориентацию уже не запрещают как в сталинский период, ее лишь ставят в определенные рамки. Это было время, когда на первый план пытались вывести не интересы самоопределяющейся личности, а интересы народного хозяйства, интересы обороноспособности и т.п. Понятно, что население (и особенно, молодежь) не очень-то откликалось на призывы партии и правительства.

В период горбачевской «перестройки» (вторая половина 90-х годов) появляется много свободы и первой среди различных направлений практической психологии по-настоящему возрождается именно профориентация. По всему тогдашнему СССР создаются более 60-ти региональных центров профориентации молодежи, начинается активная подготовка психологов-профконсультантов. Центры заработали, и это был, по сути, прообраз системы психологической службы страны.

Во время правления Б.Н.Ельцина (90-е годы) ухудшилось финансовое положение страны и значительной части населения. Профессиональные и карьерные выборы часто делались не по призванию, а по необходимости хоть как-то «сводить концы с концами». Мы рассматриваем это как особую разновидность несвободы. Профориентация не запрещается и не контролируется со стороны государства, но при этом почти перестает финансироваться. Многие центры профориентации молодежи разваливаются на глазах, а хорошо по тем временам подготовленные специалисты либо уходят в коммерческие структуры, либо занимаются частной консультационной практикой. Но параллельно развиваются службы занятости населения, поскольку в обществе возникает реальная безработица. К концу ельцинского периода эти службы даже начинают хорошо работать (ситуация обязывала). Правда, тогда мало кого волновало, как помочь самоопределиться выпускникам школ, их лишь призывали быть «предприимчивыми» и «адаптироваться к условиям рынка»…

В период правления В.В.Путина наблюдается некоторое оживление социально-экономической жизни (в основном благодаря значительному повышению мировых цен на нефть и газ, что позволило увеличить бюджетные расходы, в том числе, и на образование). Несколько улучшилась и финансовая ситуация многих граждан РФ, т.е. расширилась экономическая свобода, позволяющая думать не только о хлебе насущном. Это позволило какой-то части населения больше и чаще делать профессиональные выборы в соответствии со своими желаниями, а не только «по нужде». Профориентационная помощь вновь становится более востребованной, хотя до полной свободы еще далеко. В части школ вводится профильное обучение и профориентация подростков (уже как составляющая профильного обучения) вновь официально возвращается в школы.

^ Анализ развития профориентации в России позволяет сделать интересные выводы:


  1. Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.

  2. Важную роль в развитии профориентации играет государство (профориентация рассматривается нами как основа государственной кадровой политики).

  3. Развитие самой профориентации может (при определенных условиях) способствовать развитию и сохранению свобод в обществе. Одним из таких условий, является, на наш взгляд, определенная финансовая и статусная независимость самих профконсультантов, которая позволила бы им не идти на поводу у различных администраторов (которые распоряжаются деньгами) и идеологов (которые контролируют все, что не вписывается в меняющиеся идеологические схемы), а самим решать, как помочь человеку найти достойное место в обществе и как, через главное дело своей жизни (через профессиональный труд), способствовать развитию (улучшению) данного общества.

 

Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.
Если обратиться к примеру Франции – страны, где долгое время теоретические и практические проблемы помощи молодежи в выборе профессии решались весьма успешно, - то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации – этапы «смены основных акцентов в работе»: 1) в 20-е годы акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); 2) в 40-50 гг. – определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); 3) с 70-х годов – преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор»… Интересно, что уже в 60-70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на вопросы тестов и, в итоге, более выгодно представать перед работодателями…

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой «процветает тестирование» (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации).

Анализ американской профориентации и «психологии карьеры», показывает, что если уже к концу 70-х годов на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся…

Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию… Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты – являются настоящим научным средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г.Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с «классическими» методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого – свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более, чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или «карандашно-бумажных» методик» (Шмелев А.Г. и др., 1996, С.56).

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более, что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п. 1

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, талантов и сил уделять творческому подходу к своей работе…
Эволюция проблематики профессионального

самоопределения.
В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения, своеобразное перемещение акцентов в работе психологов-профконсультантов:


  1. Конкретно-адаптационный этап, когда главным становится помощь клиенту в нахождении любой более-менее приемлемой по заработку работы. Это характерно для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы. Работа консультанта часто сводится к работе «статиста», когда нужно просто выслушать клиента и предложить ему какие-то из имеющихся вакансий. Естественно, при наличии времени и других условиях возможна и более глубокая помощь, например, психодиагностическое обследование и даже психотерапевтическая поддержка (в идеале – помощь в обретении смыслов даже в таких вариантах, которые явно не соответствуют данному человеку…). Но часто для этого не хватает времени…

  2. Диагностико-рекомендательный. В основе – «трехфакторная модель Ф.Парсонса, где выделяются три основных фактора (условия) эффективной профконсультации: изучение требований профессии к человеку – первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов – второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии – третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора… Хотя реально, и качества человека меняются, и сама профессия может измениться (что вызывает сомнения при реализации такого подхода к консультированию подростков, которым еще долго предстоит учиться, а соответственно, многие профконсультационные рекомендации для них быстро «морально» устаревают).

  3. Искусственная «подгонка» человека и профессии, когда мало учитываются как требования профессии, так и особенности конкретного человека. Возможны следующие основные варианты реализации данного подхода: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 60-80 гг. в СССР); умелая продажа себя на «рынке труда» (это, скорее, уже обман специально подготовленным человеком предприятий и государства в целом, например, сейчас - масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям…).

  4. Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь делается попытка учитывать изменения в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также учитывать изменения самого клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации, корректировать свои качества, а также - постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии.

  5. Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации являются: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни…

  6. Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности.


Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

1) Неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить и свое место в таком «неопределеном» (или, лучше сказать, в «недосамоопределившемся») обществе. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также - готовность ориентироваться не только в реальном обществе, но и хоть какие-то попытки прогнозировать (по-своему) изменение общества…


  1. Неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремится, с кого брать пример…). Это прежде всего, столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Между тем, еще Э.Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы (Эриксон Э., 2000, С.251)…

 


^ 1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция… При часто самореализацию, самоактуализацию и т.п. связывают с трудовой деятельности, с работой, а именно – с нахождением смысла в своей работе.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому, не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

При более творческом подходе к своей жизни, сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов…

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей…

1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение “основными смыслами” человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...), что является важнейшим условием их будущей социализации. Заметим, что Д.Б.Эльконин, вслед за Г.В.Плехановым, писал о том, что «игра – это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин Д.Б., 1978). Правда, в современном мире все чаще наблюдается ситуация, когда дети в своих играх все меньше воспроизводят деятельность взрослых (см. Карабанова О.А., 2005, С.197).. Вероятно, это связано с усложнением мира взрослых, когда утрачиваются прямые взаимосвязи качества и общественной полезности труда, с одной стороны, и уровня жизни работников, с другой стороны, когда даже деньги (в виде зарплаты) часто не отражают вложенного в них труда (см. Зарубина И.К., 2007).

3. ^ С тадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п.. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. С тадия “оптации ” (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется “оптантом”. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации “оптанта” вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А.Климов, “оптация - это не столько указание на возраст” сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия «адепта» - это профессиональная подготовкя, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия «адаптанта» - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия «интернала» – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер-» и означает: вошел «внутрь», стал «своим»).

8. Стадия «мастера», когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «нормальных», среди «хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия «авторитета» означает, что работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия «наставника» – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращает такого специалиста в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся именно к такому уровню своего профессионального развития?
^ 1.4. Основные факторы профессионального самоопределения
Е.А.Климов предлагает интересную модель – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Климов Е.А, 1990, С.121-128), которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка: 1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы); 2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей; 3) учет престижности выбираемой профессии; 4) учет информированности о ней; 5) учет позиции родителей; 6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства («рынка»), а также 8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы (см. Главу 5, раздел 5.6).

^ 1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов
Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и

возможный смысл профессионального самоопределения.
Еще Э.Фромм, рассуждая о «неотчужденном характере» (т.е. о полноценной личности), с сожалением, отмечал, что «ХХ век блистает отсутствием образов достойного человека в достойном обществе», т.к. все сосредоточились на критике тех образов и идеалов, которые предлагались различными мыслителями в предшествующие эпохи (Фромм Э., 1992, С. 84). Но самоопределяющийся человек, особенно подросток, очень нуждается в таком образе.

Известный философ и социолог Дж.Ролз в качестве «первичного блага» выделяет чувство собственного достоинства и считает, что именно неразвитость или ущемление данного чувства лежит в основе как личных трагедий, так и неблагополучия общества. При этом само стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализовываться разными путями (Ролз Дж., 1995, С.385). Например, через утверждение собственного превосходства над другими людьми с помощью внешних символов элитарности (дорогой и модной одежды и предметов быта, связи с влиятельными людьми, особыми, «элитными» манерами поведения и т.п.). Все это может быть названо «псевдо-элитарностью», т.е. ориентацией на чисто внешнее сходство с так называемыми «успешными» людьми.

Можно было бы даже обозначить различные варианты соотнесения человеком себя с элитой: 1) как «превосходство» над другими людьми (быть лучше других); 2) как «сопричастность» к каким-то элитных (уже признанным большинством) группам и 3) как «пребывание вне» каких-либо элитных групп, как следование своему самобытному пути, когда сам человек является хозяином своей жизни (Пряжников Н.С., 2000, С.124-127). При этом, каждый человек вправе сам выбирать, какой вариант «элитарных ориентаций» быстрее приведет его к счастью (успеху, привлекательному образу жизни и т.п.). Интересно и то, что сам путь к успеху не менее важен достижения успеха, точно так же, как и самоопределение предполагает не только нахождение смысла своей жизни и профессионального труда, но и постоянный поиск, и уточнение этого смысла…

Но чувство собственного достоинства может реализовываться и через творческий труд, и через личностный поступок, и через реальную помощь близкому… Это ближе к тому, что называется «подлинной элитарностью», когда человек приближается к полноценной самореализации. Недооценка психологами проблемы элитарных ориентаций в формировании смысловой картины мира свидетельствует о непонимании роли таких ориентаций (прежде всего, ценностно-смысловых ориентаций) в самоопределении подростков, ведь известно, что подросток в своем стремлении к лучшему, к идеалу так или иначе вынужден выстраивать в своем сознании определенные социально-психологические иерархии. Но если это ложные иерархии, и соответственно, ложные ориентации, основанные на подражании псевдо-элите, то и самоопределение будет неполноценным.

Естественно, было бы нелепо утверждать какие-то «правильные», «истинные», элитарные ориентации: главное - отметить необходимость специального обсуждения с самоопределяющимися подростками данной проблемы, тем более, что у многих подростков в этом есть потребность.

Сама проблема деления людей на «лучших» и «худших» является одной из центральных и, одновременно, одной из самых болезненных для формирования ценностно-смыслового и нравственного ядра самоопределяющегося человека. Конечно, проще было бы делать вид, что данной проблемы не существует (это очень «неудобная» для обсуждения проблема), хотя уже всеми признано, что абсолютного равенства между людьми быть не может. Некоторые психологи, признавая факт неравенства, считают, что людей надо делить не по принципу «плохой» или «хороший», а по принципу «все люди – хорошие, но разные»… Однако и здесь самоопределяющийся подросток сталкивается в реальности с совсем иной картиной: кто-то лучше учится, кто-то – хуже, в подростковой любви предпочтения также определяются по линии «лучший (более достойный) – «худший» (недостойный) и т.п. Идея одинаковой «хорошести» всех людей подходит скорее для работы с пациентами (в клинической и психотерапевтической практике), чем для работы со здоровыми молодыми людьми, ориентированными на реальное (а не терапевтически-иллюзорное) самосовершенствование.

Некоторые психологи, понимая несостоятельность идеи одинаковой «хорошести», заявляют, что каждый человек обязательно «хорош» хоть в чем-то одном, но по другим характеристикам он может и уступать другим людям, т.е. быть «хуже» их. Такая точка зрения представляется более разумной, хотя если для самого подростка ущербность по какой-то характеристике гораздо более значима, чем его же превосходство по другой характеристике, то переживаний для подростка от этого меньше не становится, т.е. опять же он страдает... При этом само страдание часто и является важнейшим условием развития молодого человека, особенно условием его нравственного развития.
Роль современных средств массовой информации (СМИ) в

формировании профессиональных и жизненных

устремлений самоопределяющейся личности.
Современные средства массовой информации (СМИ) являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся молодежи (и не только молодежи). СМИ могут выступить в качестве союзника психологов-профконсультантов, позволяя через циклы телепередач, через специальные рубрики в периодической печати и т.п. в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией. Но СМИ могут во многом и перечеркивать усилия педагогов и психологов, направленные на формирование полноценного, социально активного субъекта самоопределения, формируя в итоге «стандартного человека», ориентированного на ценности «массового общества».

Как отмечает Р.Миллс, «Массовые средства общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли в область нашего самопознания… они подсказывают человеку… они подсказывают ему, каким он хотел бы быть, т.е. формируют его стремления… и подсказывают ему, как этого достигнуть, т.е. внушают ему пути и способы осуществления желаний» (Миллс Р., 1959, С.421-422 )… В этом случае СМИ должны рассматриваться в качестве реального «конкурента» профконсультантов. Соответственно, психологи-профконсультанты должны осознать опасность такой конкуренции и искать способы противодействия манипулятивному воздействию зависимых от обанкротившейся власти и от олигархов СМИ.

Вот как оценивает современную российскую прессу Б.С.Братусь: «Наша пресса заражена сегодня губительной бациллой насмешки над всем и над всеми. Это носит какой-то болезненный характер. Не давая возможности разобраться в происходящем, людей втягивают в это всеобщее осмеяние и насмехательство» (см. Интервью с Б.С.Братусем, 1998, С. 15).

Если выразиться образно, то, к сожалению, «силы зла и разложения» уже давно взяли на вооружение смех, юмор, иронию и, следует признать, используют их весьма искусно для манипуляции общественным сознанием, особенно в среде молодежи. Вопреки старым представлениям, смех не всегда побеждает зло: сам смех может быть злым и даже болезненным… Отмечая особую роль смеха в развитии человеческой культуры, Л.В.Карасев в своей работе «Философия смеха» все-таки замечает: «Смеясь, мы подчиняемся чужой воле – воле смеха… Не мы свободны, а смех. Это он волен распоряжаться нами, подчинять своей власти, навязывать свои иллюзии и надежды. Смех перед опасностью – смех сильного, однако и он не должен обмануть нас. «Мера» смеха для каждого человека различна, но неизменным остается главное – самостоятельность смеха и его власть над нами» (см. Карасев, 1996, с. 199-200).

Смех оказался прекрасным средством для подавления воли людей, особенно тех людей, которые боятся своих собственных мыслей и чувств и стремятся быть ближе к «сильным» (смеющимся) личностям.

Подросток в своих профессиональных и жизненных выборах часто ориентируется на мнения тех, кого он считает «сильными» и «успешными» в данном мире. Но нередко оказывается, что такие люди часто достигают своего внешнего благополучия сомнительными путями. Часто при этом они сами интуитивно чувствуют свою внутреннюю ущербность и именно с помощью смеха пытаются опошлить более достойные пути достижения жизненного успеха, на которые сами они оказались (по разным причинам) не готовы. Поэтому, важнейшей психолого-педагогической задачей является формирование у подростка иммунитета против такой пошлости, а также готовности отличать подлинный успех (при сохраненной совести и чувстве собственного достоинства) от мнимого (когда человек самоутверждается лишь через внешние символы успеха, за которыми – духовная пустота)

Только в этом случае учащийся не будет зависеть от мнения окружающих (например, от мнения своей «тусовки») и в ответственные моменты жизни сможет продемонстрировать свою готовность к действительно нравственному поступку, что и будет основой для чувства его собственного достоинства (как важнейшей этической категории). Все сказанное еще в большей степени относится к преподавателю психологии, к психологу-практику и к профконсультанту …

^ 1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности
Различные типологии профессионального и личностного

самоопределения.
На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А., 1990, С.110-115): 1) человек – природа; 2) человек – техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ. Интересно, что в зарубежных типологиях часто выделяются похожие сферы труда. Но при этом добавляется и нечто новое. Например, такой «тип профессиональной среды» как «предпринимательский» (у Д.Холланда), а в более ранних типологиях – еще и сферы «политики» или «религии» (у Э.Шпрангера) и т.п. Анализ таких типологий показывает, что они во многом отражают культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в данном обществе. А это значит, что типология Е.А.Климова, при всей ее привлекательности, эффективности и привычности все-таки немного устарела и не отражает ситуацию, сложившуюся в современной России.

Чтобы профконсультант опирался на более адекватную ситуации типологию следует либо специально разрабатывать новую типологию, либо искать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям.
Различные варианты планирования профессионального

развития.
Для начала полезно разобраться, чем принципиально отличаются понятия «профессиональный выбор», «личный профессиональный план» и «личная профессиональная перспектива».

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

Профессиональный план – это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей, вплоть до того, что можно спланировать по конкретным дням и часам посещение «дней открытых дверей»», встречу с профконсультантом и т.п. План часто позволяет представить сложные (на первый взгляд) профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации.

Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому – менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово – «перспектива» содержит в себе что-то хорошее, желательное). Часто именно на основе перспективы разрабатываются различные (более конкретные планы). При этом перспеке5тива может быть одна, а планов для реализации этой перспективы – несколько. И здесь уже возникает проблема выбора наиболее удачных планов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:


  1. Целевой вариант, когда человек больше ориентируется на сложные и престижные цели, но мало учитывает свои реальные возможности. Поэтому данный вариант можно назвать «романтическим». Часто такие планы бывают труднореализуемыми, поэтому профконсультанты пытаются переорие
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...