Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Основы проектирования




^ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И

ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

3.1. Общее представление о практической профориентационной методике
Сущность любой методики – расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие «эффективно работающие» методики. Правда. Если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня удачно выбранная методика может «подстраховать» его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как «внешнему средству», представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как «внутреннему средству работы психолога».

Как отмечает Е.А.Климов, методика – это как минимум, совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога (Климов Е.А., 1998, С.208-209). Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели»…). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полу-подпольно», чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более, что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.

^ 3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям
Как известно, само качество метода (и конкретной методики) определяется тем, насколько они адекватны поставленным целям и задачам. Даже общепризнанная «хорошая» методика, если она используется неадекватно поставленным задачам (например, отличный клинический опросник используется в целях профконсультирования) может оказаться не только не эффективной, но и вредной (например, результаты клинического опросника могут «шокировать» и даже дезориентировать клиента и самого психолога, ведь для интерпретации результатов таких методик нужна специальная подготовка). Поэтому есть смысл хотя бы кратко обозначить возможные задачи, чтобы на их фоне, стал более понятным смысл предлагаемых в данном пособии авторских методик.

Условно можно выделить следующие цели и соответствующие методы, реально используемые в профориентации:


  1. Традиционные методы:


1) Научно-практические, которые условно можно разделить на: информационно-справочные, диагностические (методы обследования клиентов, включая и методы для обработки результатов и их интерпретации), активизирующие (для стимулирования и обучения клиентов для самостоятельного решения ими своих проблем), методы морально-эмоциональной поддержки клиента (для создания благоприятных внутренних условий решения профконсультационных задач), методы принятия профконсультационного решения и организационные (для создания благоприятных внешних условий консультирования).


    1. Научно-исследовательские, которые условно подразделяются на: проектировочные методы (для разработки новых методов и моделей изучаемого объекта), методы сбора информации (для получения нового знания), методы обработки результатов, методы интерпретации полученных результатов, методы построения умозаключений и выводов.

  1. Коммерческие цели (главное – получение высоких гонораров), которые условно можно разбить на следующие группы:

1.
Методы, используемые в индивидуальных профконсультациях (часто происходит подмена цели: не помощь клиенту, а его «очаровывание» сложными методиками и, уже на этой основе, – получение с него больших гонораров, хотя иногда сам факт платности услуг может дополнительно стимулировать клиента и заставить его работать более ответственно).

2.
Методы, используемые в работе с богатыми «заказчиками» - представителями солидных фирм и организаций (главная цель – «очаровать» заказчика предстоящей сложной работой, для чего на презентациях обычно используются достаточно громоздкие и непонятные для заказчика методы, заставляющие его «восторгаться» компетентностью исполнителя).

3.
Методы, используемые при выполнении некоторых научно-исследовательских работ (НИР). Главная цель – написать «правильный» отчет, который понравился бы начальству и принимающим инстанциям (если это внешний договор или грант). Здесь обычно используются общепринятые методы, которые ни у кого не вызывают сомнений, но часто эти методы являются давно уже морально и интеллектуально устаревшими (зато «узнаваемыми» и «проходными»). Соответственно, часто получаемые с помощью этих методов результаты достаточно банальны, не имеют серьезной научной ценности. Спасает «исследователей» то, что обычно эти отчеты никто толком не читает и не использует на практике. А оправдывает «исследователей» необходимость участвовать в подобных НИРовских разработках (из-за дополнительного заработка или по причине «плановости» этих работ в рамках учреждения, где они работают). Заметим, что эти же исследователи могут выполнять другие работы, где используют совсем иные (более совершенные и адекватные) методы.

 

3. Методы, используемые для ущемления прав клиентов и сотрудников (часто используются в кадровых службах и психологических подразделениях «солидных» фирм), которые также можно подразделить на несколько видов:


  1. Методы, используемые в ходе профотбора (часто для «научного обоснования» отказа в приеме на работу сомнительным, а иногда и слишком порядочным, честным людям).

  2. Методы обследования персонала (часто главная цель – «научно» обосновать результаты, которые понравились бы начальству, а то и просто – получить результаты, фактически «заказываемые» начальством).

 


  1. Методы, используемые психологом-профконсультантом для самоутверждения в глазах клиентов, которые также можно представить несколькими разновидностями:

1.
Манипулятивные методы (обычно это сложные опросники, которые совершенно не понятны клиенту, но позволяют консультанту по-своему интерпретировать результаты, но так, чтобы «ошарашенный» клиент всецело доверял психологу и следовал его рекомендациям).

2.
Методы, предполагающие псевдо-взаимодействие (обычно это внешне привлекательные методики, например, рисуночные тесты, не имеющие никакого отношения к профориентации, использование которых позволяет выстроить «приятные» отношения с клиентом и также осуществлять более скрытые манипуляции с ним).

 


  1. «Дилетанские методы» (их обычно используют люди, либо не имеющие вообще психологического образования, либо получившие сомнительное образование). Правда, иногда хороший «здравый смысл», основанный на «житейской психологии» все-таки позволяет при их использовании решать определенные задачи клиентов. Эти методы также можно представить несколькими группами:

1.
Методы убеждения и внушения, основанные на артистических способностях «консультанта» и призванные навязать клиенту предлагаемое ему решение.

2.
Методы «забалтывания» клиента, которые часто используются вместе с какой-нибудь сложной известной методикой (например, с цветовым тестом Люшера), что позволяет на фоне этой известной методики выходить на обсуждение самых разнообразные вопросов будущей карьеры клиента. Еще раз заметим, что если психолог-дилетант обладает хорошим жизненным опытом, то эти разговоры могут оказаться весьма продуктивными, в плане реального решения проблем клиента. Но главное сомнение обычно возникает в связи с тем, что «болтает» больше сам психолог, не давая возможность полноценно рассуждать клиенту, т.е. лишая его права на само -определение.

3.
Методы, близкие к различным мистическим процедурам, например, использование астрологических прогнозов и т.п., вплоть до гадания на кофейной гуще и даже иглоукалывания (ранее мы сталкивались и с такими примерами). В большинстве случаев эти не имеет никакого отношения к профкоснультированию, и часто используется увлеченными псевдо-психологами для пропаганды своих увлечений, а то и для вербовки «единомышленников». Обычно на фоне этих процедур псевдо-консультант, опираясь на здравый смысл (естественно, если он у него имеется), может давать дельные советы по выбору профессии и планированию карьеры. Но и здесь главное сомнение в том, что клиент лишь «слушает», что говорит ему более «посвященный» консультант, фактически лишаясь полноценной возможности само- определяться.

 


  1. «Школярские» методы (главная цель – провести исследование для написания диплома или диссертации).

1.
Методы, используемые при написании курсовых и дипломных работ. Заметим, что сами эти работы часто называют «квалификационными», т.е. не предполагающие значительных открытий и реальной научной новизны. Соответственно, дипломник должен просто продемонстрировать свое знание обязательного набора методик по изучаемому вопросу, а также – свою готовность их грамотно использовать на ограниченных выборках.

2.
Методы, используемые при написании диссертаций. Здесь все же предполагается получение определенной научной новизны, Поэтому от соискателя ждут, что он не только будет использовать известные (довольно банальны) методы, но и предложит собственную модификацию какой-либо методики (сделает ее более адекватной поставленной исследовательской задаче). Правда, реально эти не всегда и приветствуется во многих диссертационных советах (мы не раз это сами наблюдали). И тогда соискатель вынужден сначала познакомиться со «вкусами» (методическими пристрастиями) и оценить общий уровень психологической культуры большинства членов данного диссертационного совета (часто с помощью своего научного руководителя), а уже затем подобрать адекватные этим «вкусам» и этому психологическому уровню методы исследования.


Здесь, фактически, достигается совершенно реальная цель – защитить диссертацию с меньшими проблемами, чтобы «все были довольны». Понятно, что используемые в таких исследованиях методы обычно не позволяют получить сколько-нибудь ценных для науки результатов. Не потому ли обычно результаты (а также методы и программы), полученные в большинстве диссертаций никому не известны, а практики даже и не стремятся использовать в своей работе «наработки», полученные во многих успешно защищенных работах?…

К этому следует добавить, что нередко в дипломных и диссертационных исследованиях изучается какой-то очень конкретный аспект профессионального самоопределения. Это требует использования методов, которые позволяют детально изучить именно этот аспект. А в научно-практических исследованиях обычно пытаются понять ситуацию самоопределяющегося клиента более целостно. Кроме того, практик не может позволить себя использование сложного математико-статистического инструментария, а соискатель просто вынужден показать, что он «умеет считать». Практик часто своим профессиональным опытом и интуицией как бы компенсирует недостатки многих солидных методов, ведь известно, что какой бы ни была «совершенной» методика, она все равно не в состоянии уловить все аспекты профессионального самоопределения, особенно, когда идет речь о планировании человеком своей жизни и достижении счастья. Неужели в такой постановке главной цели профессионального самоопределения можно надеяться, что с помощью тестов, основанных на психометрических нормах и математико-статистических процедурах можно изучить все аспекты самоопределения. На практике это сделать невозможно (тесты дают лишь предварительную информацию для размышлений). Но при написании диссертаций можно «объективно» изучить какой-то частный аспект самоопределения, что правда, мало поможет конкретному самоопределяющемуся человеку. Все это также не позволяет отождествлять научно-практические методы и методы «школярские».

Как уже отмечалось, в данном пособии будут больше представлены методы научно-практического консультирования. Естественно, мы не против того, чтобы при использовании наших методов психолог опирался и на свои «житейские» представления и на свой «здравый смысл». Но если он считает себя специалистом, то должен стремиться к тому, чтобы большее опираться на научный подход в работе со своими клиентами. Главное при этом - по возможности, максимально активизировать самого клиента, а иногда – и обучить его для решения своих профориентационных проблем. И лишь, если клиент пока не готов к этому или для этого нет соответствующих условий (например, явно не хватает времени, когда решение нужно принимать быстро), то предлагать ему готовые решения.
^ 3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации
Информационно-справочные, просветительские методы:

1) Профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

2) Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);


  1. Информационно-поисковые системы – ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): “ручные” варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ). Эффективность таких методов возрастает, когда не жалеют средств для постоянного обновления информационной базы, что предполагает реальную консультационных центров связь со всеми организациями и учебными заведениями на уровне города, региона, а в идеале – и страны… Соответственно, эффективность падает, когда у каждого центра есть «своя», очень ограниченная база. Это заставляет клиента бегать по разным центрам, чтобы получить полную картину рынка труда…


4) Профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

5) Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

6) Встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

7) Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

8) Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные “мероприятия”);

9) Учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего...);

10) Использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения “производить впечатление” на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»…);

11) Различные “Ярмарки профессий” и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профоринетационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании):

1) Беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) Открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

3) Опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);


  1. Опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий – «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (по Е.А.Климову);

  2. «Личностные» опросники: требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест – это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде…); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобовство»…); таким образом, получается, что тест на «личностность» – это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;

  3. Проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

  4. Методы наблюдения – это один из основных научно-практических методов работы психолога – по Е.А.Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

  5. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей, интересующего профконсультанта человека, в «стукачей» и доносчиков...);

  6. Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

  7. “Профессиональные пробы” в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см. Укке Ю.В., 1990; Фукуяма С., 1992), что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

  8. Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

  9. Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с “испытательным сроком”);

  10. Использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.


3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:


  1. Группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); воеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали “Клубы ищущих работу” и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

  2. Тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

  3. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;


4) “Пламенные” публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

5) Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

6) Личное обаяние профконсультанта (то, что от природы и то, что можно самостоятельно в себе развивать);

7) Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

8) “Праздники труда”, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не “торжественное заорганизованное мероприятие”...).

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

1) Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

2) Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных “деревьев” и “ветвей”), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

3) Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации) (см. подробнее Главу 5. раздел 5.6)..

3.4. Основное характеристики активизирующей профконсультационной методики.
Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении. Профконсультационной методика считается тогда, когда она соотносится с одним из компонетнов личной профессиональной перспективы (ЛПП) или со всей схемой построения ЛПП.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:


  1. Интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов.

  2. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверитеьлного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).

  3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь, т.к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

  4. Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами – своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако, не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.

  5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

  • выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

  • использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);

  • обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

  • в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес…


Таким образом, активизирующая методика – это не просто «интересная» для клиента методика, но, прежде всего, методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика – это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, яркие и эффектные внешние действия (прикасания, перемещения, чудные позы и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».

^ 3.5. Общая схема конструирования активизирующих профориентационных средств
Психолог-профконсультант, пытающийся активизировать самоопределяющихся клиентов сам должен стремиться к тому, чтобы занимать активную, творческую позицию в своей профессиональной деятельности. В частности, он должен стремиться не только использовать уже готовые (разработанные кем-то) методы, но и привносить в работу (и в уже имеющиеся методы) что-то от себя. Поэтому, разговор об активизирующей профконсультации будет не полным, если не затронуть вопросы, связанные с самостоятельной разработкой и модификацией профконсультационных средств. К сожалению, процессы профессионального творчества самих психологов остаются еще мало изученными. Но поскольку вопросы эти крайне важные и обсуждать их надо, то можно воспользоваться хотя бы образами, метафорами профессионального творчества, которые могут помочь хотя бы некоторым психолгам-профконсультантам.,

Известный психофизиолог Г.Селье в несколько шутливой форме так выделял основные этапы и общиймеханизм творческого процесса ученого (по аналогии с физиологическим процессом чуда-рождения): 1 - любовь (или хотя бы желание что-то сделать в науке); 2 - оплодотворение (фактами, явлениями, впечатлениями); 3 - созревание (“вынашивание” идеи); 4 - родовые схватки (“знаю, но сказать пока не могу”...); 5 - рождение (в науке - это скорее радость, чем боль); 6 - обследование (осмысление “рожденного”). При этом Г.Селье признавался, что больше всего пятого этапа («рождения идеи»), когда хочется рассказать об этом всему миру, но вокруг «не находится никого, кто мог бы оценить значение моей находки» (см. Селье Г., 1987, с. 75-81). Таким образом, подлинное творчество нередко связано с внутренней готовностью к одиночеству и первоначальному непониманию.

Отталкиваясь от приведенных выше рассуждений (и несколько видоизменив их) можно предложить образную модель творческого процесса при разработке активизирующих профконсультационных методик. Условно эту модель можно назвать “Циферблатом творческого процесса” (основные действия психолога-проектировщика), где выделяются следующие основные этапы действий:


  1. Желание работать хорошо (и сделать что-то существенное) в данном направлении практической психологии;

  2. Накопление эмпирического и теоретического опыта по данной проблеме (или просто в ходе своей практической работы);

  3. Осознание проблемы (как несоответствие между имеющимися частями опыта, или несоответствие между своими профессиональными целями и средствами);

  4. Возникновение идеи (образа, первого варианта новой методики, позволяющей решать выявленное противоречие);

  5. Начало практической проверки методики (идеи), часто предполагающее преодоление первых (неизбежных) неудач и превращение пока еще неуклюжей идеи в более-менее работающее средство; на данном этапе желательно не очень-то «афишировать» свой рискованный поиск, чтобы не стать преждевременно объектом насмешек и «всеуничтожающей» критике, т.е. самому стремиться к некоторому «одиночеству» (почти по Г.Селье – см. выше);

  6. Доведение методики до совершенства (в практической деятельности, а также в обсуждении с коллегами-психологами, но уже тогда, когда в целом методика признана полезной и перспективной…);

  7. Неизбежное накопление отрицательного опыта (корректный, опытный специалист, как правило, обнаруживает недостатки даже в самых «удачных» методах работы, т.к. «идеальных» методов не бывает);

  8. Либо отказ от методики, либо желание усовершенствовать ее и переход к последующему накоплению опыта и т.д. (повторение цикла проектировочных действий).


Все это можно представить в виде образной модели (см. Рис. 1).

Либо отказ от дальнейшей работы

          Либо дальнейшее совершенствование идеи
    8     1      
                   
    7         2    
                   
  6         3    
                   
      5     4      
                   
                   

 

Рисунок 1. «Циферблат» творческого процесса: большая стрелка показывает этап, на котором находится психолог-проектировщик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики – см. в тексте); маленькая стрелка показывает, какая по счету попытка при разработки методики.
Можно также обозначить общую логику конструирования конкретных активизирующих профконсультационных методик:


  1. Определение цели методики (какая проблема моделируется, какой смысл методики) - на примере профориентационной игры;

  2. Конструирование подготовительного (доигрового) этапа;

  3. Определение общей игровой ситуации;

  4. Определение игровых условий;

  5. Определение процедурных дополнений;

  6. Конструирование послеигрового этапа (обсуждение, рефлексия игры);

  7. Практическая проверка и постоянное совершенствование данной игровой процедуры.

 


Основное направление поиска психолога-проектировщика выстраивается в соответствие с общим пониманием практической методики как совокупности внешних и внутренних средств деятельности психолога, разрабатываемой и используемой с учетом уровня развития клиентов и общей ситуации работы. Реально редко удается совершенствовать методику по всем позициям (имитационная модель, психотехническая модель, своя собственная готовность, повышение готовности к участию в методике самих школьников и т.п.). И тогда, при проектировании и использовании методики, часто срабатывает принцип «компенсации»: что не получается в одном - компенсируется в другом (например, не удается развить свое обаяние, и тогда это компенсируем веселой, интригующей процедурой, когда самому можно оставаться по-прежнему угрюмым, а дети будут думать, какой у них «веселый» и «жизнерадостный» психолог, как с ним «интересно» и «хорошо»….). Нередко психолог вынужден придумывать какое-то средство улучшения своего труда по причине неудач в своей работе: либо ты что-то придумываешь, либо тебе лучше вообще поменять профессию… И не нужно бояться таких откровений, ведь известно, что с осознания своего несовершенства часто вообще начинается настоящее творчество.

Нередко само конструирование методики можно сравнить с построением дома из отдельных «кирпичиков» (конструктивных элементов). Конечно, при этом должна уже быть общая идея и замысел методики, но сами конструктивные элементы нере

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...