Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о памяти




Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Боле точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своёй структуре, исходным данным и результатам, но и потому, что у разных людей развиты одинаково.

Виды памяти и их особенности.

Деление памяти по времени хранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая. Деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору: двигательная, зрительная, осязательная, обонятельная слуховая, эмоциональная и др.

Мгновенная или иконическая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (2о с). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознаётся, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти по длительности хранения информации и по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. На ней основан в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживание. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют и их возможности ограничены. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Рассмотрим некоторые особенности кратковременной и долговременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению памяти в течение всей жизни. С особенностями кратковременной памяти связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 ил 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они – то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить переход из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которой превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения. Если удастся обратить внимание человека на что – либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на неё внимания. Одних из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память может существовать как относительно независимые. Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсом и Р.Шифриным. Долговременная память представляет практически неограниченный по объему, но обладает ограниченными возможностям произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по её перекодированию, т.е переводу на язык понятный и доступный мозгу человека. Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определённым образом материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения её осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями. Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и заполнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Индивидуальные различия памяти у людей.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Всё это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти, так и их функционирования. Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования крайне редки. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей всё же доминирующей выступает зрительная память. Существует такое понятие как эйдическое зрение. Когда после однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки человек продолжает его видеть в отсутствие самого данного материала в поле зрения. В детстве этот вид памяти имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти (амнезии). По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная – забывание прошлых событий; антероградная – невозможность запоминания на будущее; ретардированная – вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующем их забыванием. Ещё один вид амнезий – прогрессивная – проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах. Много интересных памяти исследовались в гештальттерапии. Один из них был открыт Б.В. Зейгарник и получил название эффект Зейгарник – явление, заключающимися в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую потребность научный руководитель эксперимента Зейгарник К.Левин называл квазипотребностью).

Теории и законы памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в 17 веке, активно разрабатывалась в 18 и 19 веках, получила распространение в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Эбингаузом, Мюллером, Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. (открыт закон забывания Эббингауза). Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно – функциональных и смысловых ассоциаций с другими. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

В конце 19 веа на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттерапия. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности. Главная мысль состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттерапии виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

НЕ было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений – бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

В начале 20 века возникает смысловая теория памяти (Бине, Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определённых смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования приступили к техническому и алгометрическому моделированию процесов памяти. В психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно – кибернетической.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление, связанное с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев, Зинченко, Смирнов). В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.

Начало изучение памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности Пиаже. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранения материала. У нас в стране эта концепция получила своё дальнейшее в культурно – исторической теории происхождения высших психических функций. Были введены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей – ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Законы памяти.

Установлено, что в запоминании и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Для того, чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности. Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознания смысла того, что с ним в процессе запоминания делается Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания.

Формирование и развитие памяти.

С раннего детства процесс развития памяти идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической, Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также различными ступенями её исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл Блонский «память-рассказ». Она имеется уже у ребёнка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П.Блонский. Выготский считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения своей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал всё более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением.

Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно запоминается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоением ребёнком более совершенных стимулов – средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания, которая называется «параллелограмм развития памяти». Она показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению. Взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредованную память, при желании и при соответствующей работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью. Существенную роль в развитии памяти играет речь.

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью её улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи – базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и струкурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнический средств, приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...