Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психические процессы. Внимание.




Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой чел. деятельности. Псих. процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Внимание включено во все психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить в «чистом» виде не представляется возможным. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Внимание-это процесс сознательного и бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание- состояние психологической концентрации, сосредоточенности на к-л объекте.(Немов т.I) Внимание обладает 5 основными свойствами:

1Устойчивость-проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

2.Сосредоточенность(противоположное качество- рассеянность)проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги и не замечать ничего, что происходит вокруг. Синоним сосредоточенности – концентрация.

3Переключаемость-«переход» с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на др. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой ч-к может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит своё внимание на что-то такое, что его случайно заинтересовало, а во втором- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном объекте. С переключаемостью функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

4Распределение внимания- способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности или совершая несколько видов деятельности. (зависит от психологического и физиологического состояния человека). При утомлении распределение внимания сужается.

5Объём внимания- определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации. То, что ч-к успевает заметить за небольшое количество времени и есть объем внимания.

ФУНКЦИИ:

1активизмрует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы

2способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

3обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вн-е определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, т.е. качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Виды:

1.Природное дано с самого рождения в виде способности избирательно реагировать на различные стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм- ориентировочный рефлекс

2Социально обусловленное складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

3Непосредственное не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям ч-ка.

4Опосредованное регулируется с помощью специальных средств, пр. жестов, слов…

5Непроизвольное не связано с участием воли, не требует усилий для сосредоточения и удержания внимания на чем-либо.

6Произвольное включает волевую регуляцию. Связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих др. с др. интересов. (Сознательный выбор цели + усилие воли)

7Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания – какое-либо чувственное впечатление.

8интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объект интереса- мысль

Психологические теории внимания. Т.Рибо (моторная теория внимания) считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физиологического состояния организма.

Теория Д.Н. Узнадзе связывает внимание с понятием установки. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания.

Теория П.Я. Гальперина Основные положения:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно - исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. НЕ всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

4. Во внимании контроль осуществляется при помощи критериев, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

5. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

6.Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить её ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

7. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий

 

73.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...