1. Дайте определения понятиям: философия, мировоззрение, онтология, гносеология, материализм, идеализм.
2. Поясните понятия древнеиндийской философии: брахман, атман, майя, дхарма, карма, самсара, нирвана, мокша, мукти, ахимса.
3. Чем вызван интерес современного человека к философии Древнего Востока?
4. Раскройте понятия древнекитайской философии: дао, дэ,ци, инь, ян, у-вей; 5 постоянств Конфуция: жэнь, ли, и, чжи,сань.
5. Поясните понятия античной философии: космос, логос, диалектика, архе, эйдос, нус, атом, апатия, автаркия, атараксия, апория, софия, эманация, геоцентризм.
6. Объясните высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
7. Поясните, раскройте понятия средневековой философии: монотеизм, трансцендентный, патристика, теология, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, схоластика, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, теодицея, телеология.
8. Значение понятий философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, гелиоцентризм, реформация, секуляризация.
9. Почему в философии Нового времени проблема метода познания была актуальной?
10. Расскажите о социально-политических учениях мыслителей Нового времени: о теории общественного договора и теории естественного права.
11. Расскажите об общественно-политических идеях просветителей XVIII века.
12. Назовите основные понятия кантовской философии.
13. Расскажите о философской системе и методе Гегеля.
14. Раскройте основные идеи марксизма.
15. Иррациональная природа человека в Западной философии XIX-XXвв. (философия жизни, прагматизм, психоанализ, неофрейдизм).
16. Сущность и основные идеи философии экзистенциализма: свобода, ответственность,экзистенция, «пограничая ситуация»,абсурд.
17. Основные идеи позитивизма.
18. Феноменология: представители, базисные понятия.
19. Герменевтика: основные идеи и представители.
20. Перечислите базисные понятия русской религиозной философии: соборность, всеединство, богочеловечество,русская идея, софия,
21. Расскажите об учениях представителейказахской мусульманскойфилософии средневековья..
22. Представители философии казахского ПросвещенияXIX века.
23. Особеннности идей представителей философии казахского духовного Ренессанса начала XX века.
24. Раскройте представления о совершенном человеке в различных культурах (античность – Сократ; буддизм – Сиддхартха Гаутама (Будда); христианство – Иисус Христос; ислам – Мухаммед; европейское средневековье – Франциск Ассизкий, Сергий Радонежский; Новое время – Фауст; ХХ век – Сизиф).
Вопросы РК 2:
15 неделя
1. Назовите и раскройте основные понятия онтологии.
2. Роль диалектического метода в объяснении мира.
3. Раскройте категории диалектики: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление
4. Раскройте содержаниеосновных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количествен- ных и качественных изменений, закона отрицания отрицания.
5. Расскажите о развитии форм отражений в неживой и живой природе.
6. Каковы причины и предпосылки происхождения сознания человека?
7. В чем отличие человеческого сознания и психики животных?
8. Проблема искусственного интеллекта: прогнозы трансгуманизма.
9. Расскажите об уровнях и методах научного познания.
10. Роль науки в жизни современного общества
11. Раскройте понятия «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Что общего между ними и что их различает?
12. Раскрыть противоречие во взаимодействии общества и природы.
13. Идея коэволюции человека и природы.
14. Формационный (Маркс), цивилизационный (Тойнби и др.), культурологический (Шпенглер) подходы в исследовании общества.
15. Характерные черты информационного общества.
16. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
17. Рассмотреть проблемы и противоречия глобализации.
18. Понятия "развитие", "эволюция", "прогресс ", "регресс".
19. Смысл истории и исторический прогресс.
20.Раскройте сущность техники и ее взаимоотношение с человеком.
21. В чем состоят противоречия техногенной цивилизации.
22.Технократизм и факторы его преодоления.
23.Каково взаимоотношение понятий "культура" и "цивилизация".
24.Объясните фразу, высказанную Э. Фроммом: «Алчность и мир исключают друг друга». Что вы по этому поводу думаете?
Подготовили программу обучения по модулю «Философия» преподаватели кафедры «Философия и политология»: старший преподаватель Аймамбетова Ш.Г.
Программа обучения по модулю обсуждена на заседании кафедры
«Философия и политология» протокола №___ «______» 2017г.