Цели, задачи и функции управления затратами
Тема 1. Основы управления затратами Содержание системы управления затратами предприятия Цели, задачи и функции управления затратами Принципы управления затратам и объекты управления Связь и различие управленческого и финансового учета
Содержание системы управления затратами предприятия Управленческий учет в качестве самостоятельной учетной системы возник в передовых западных странах. Международная практика выделила управленческий учет из общей системы бухгалтерского учета. В развитых странах, в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века произошли значительные изменения в сфере бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической информации, которая содержится в первичных документах, но и превратился в «участника» и «исполнителя» управленческой политики субъектов хозяйствования. Бухгалтерский учет стал приобретать такие качества, как оперативность и аналитичность. В организациях сформировались две бухгалтерии: финансовая и управленческая, каждая со своими целями, задачами и функциями. Появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, принимающих хозяйственные решения, по формированию и сохранению справочной информации разного назначения – в целях планирования, прогнозирования, принятия решений, контроля. В нашей стране термин "управление затратами" как самостоятельное понятие используется сравнительно недавно. В условиях централизованно управляемой экономики интерес к информации об издержках носил достаточно условный характер. Проблемами ценообразования продукции занимались государственные структуры, сами цены устанавливались исходя из совокупных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому у руководителей предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими.
Однако в современных условиях цену диктуют законы спроса и предложения, таким образом, возникает необходимость достижения такого уровня затрат на производство и реализацию продукции, который был бы ниже возможной рыночной цены, обеспечивая необходимый уровень рентабельности. Управление затратами представляет собой интегрированную систему учета затрат, планирования, нормирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для стратегических и оперативных управленческих решений и координации направлений будущего развития предприятия. В последнее время все больше и больше руководителей начинают понимать, что планирование, анализ и контроль издержек является весьма эффективным инструментом антикризисного управления хозяйствующего субъекта. Кроме того, в условиях инфляции целесообразно опираться на натуральные количественные показатели уровня затрат, а стоимостные характеристики периодически подвергать корректировке, чего не может обеспечить традиционная система управления затратами.
Цели, задачи и функции управления затратами
Основное назначение системы управления затратами - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. В современных условиях основная цель управления затратами состоит в формировании внутрифирменной информации, основными пользователями которой являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений, специалисты. Она необходима, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. Данное направление называется целевым управлением затратами.
В качестве дополнительных целей можно назвать следующие: 1) Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты — объем производства — прибыль. 2) Объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия. 3) Принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. Система управления затратами создается для управления издержками конкретного хозяйствующего субъекта и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованная система управления затратами обеспечивает не только контроль текущей работы предприятия, но и улучшение ее результатов в будущем. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач: · Оперативный учет, анализ, контроль, планирование и прогнозирование деятельности предприятия по сегментам (центрам ответственности); · Создание мотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации. В современных условиях система управления затратами через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Функциями управления затратами будут: 1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность. 2. Контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей. 3. Формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала. 4. Выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия.
Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, нахождение путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Контроль – это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Контроль настолько связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань. Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют. В этом случае определяется, была ли достигнута цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений: · Недостатки планирования; · Неоптимальный выбор действий, который привел к увеличению оперативных решений; · Несоответствие системы контроля требованиям управления; · Выбор неверной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|