Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и факторы этнических контактов




 

Этнический контакт - процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.  Это более широкое понятие, чем контакты межэтнические, охватывающее все виды взаимодействия этносов. Многочисленные этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название "межэтническая коммуникация", под которой понимается обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни - политике, искусстве, науке и т.д., а в узком смысле - как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также имеют место в разных сферах общения - трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этническими группами ученые обычно исследуют межкультурные взаимодействия.

В качестве самостоятельного направления этнологических исследований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) сложилась еще в XIX столетии, но в 60-70-е годы XX века она стала особенно актуальной в связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры. За прошедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие представить этот процесс в системном виде. В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этнокоммуникационных процессов: этнотрансформационные и этноэволюционные. Процесс называется этноэволюционным, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаются самими собой, так как не меняется этническое самосознание входящих в него людей. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной. К первой разновидности относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания; а вторую разновидность образуют такие процессы, которые обусловливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания.

Межэтнические отношения представляют собой весьма специфическую область жизнедеятельности каждого этноса. Во - первых, содержание межэтнических отношений зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, что в свою очередь определяется особенностями этнической культуры каждой из взаимодействующих сторон, а также психологией этносов - участников межэтнических контактов. Во - вторых, межэтнические отношения имеют комплексный многоаспектный характер, т. е охватывает все сферы жизнедеятельности этноса - экономическую, социальную, семейно-бытовую, культурную, психологическую, политическую и т.д.

Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева. Исходным пунктом его рассуждений выступает предположение, что этногенез - процесс энергетический, связанный с получением энергии извне, преобразованием ее в биогеохимическую энергию живого вещества и расходованием этого заряда энергии в процессе этногенеза.

Согласно гипотезе Гумилева, процесс этногенеза связан не просто с расходованием энергии, но эта энергия создает вокруг себя еще и поле - этническое поле (аналогичное биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебаний. Пассионарии, создающие новый этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, здесь мы сталкиваемся еще и с явлением пассионарной индукции - пассионарии "заражают" своими идеями нормальных людей и ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения.

Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут достаточно доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью - неосознанным чувством расположения. Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят "чужого".

Ученые-этнологи, исследующие процессы межэтнических коммуникаций, сходятся во мнении, что эти процессы определяются следующими группами взаимозависимых факторов: историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными и политическими.

Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических контактах; особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. Когда между ними возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого. При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), так и отношения с метрополией. В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором. Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному. К примеру, более поздние арабские и тюркские завоевания, военные походы монголо-татар сопровождались развитием этнических процессов. Население завоеванных стран обычно отличалось большой этнической пестротой; воспринимая язык и некоторые элементы культуры завоевателей, оно по-разному преломляло их в своей сред, что способствовало возникновению новых народов. Так, тюркские и монголо-татарские завоевания привели к сложению ряда тюркоязычных народов Европы, арабские завоевания - к сложению арабоязычных народов Юго-Западной Азии и Северной Африки и т.д.

Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь социальной и этнической стратификации, влияние социально-структурных изменений, этнический фактор социальной мобильности. Идеальной в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Но такой тип взаимоотношений встречается очень редко, более распространен вариант дискриминационного типа. В таких случаях необходимо изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отношениях. Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна "потесниться" в своем статусе. Вместе с тем у подчиненного этноса начинает быстро расти потребность в укреплении своего статуса.

Культурные факторы, детерминирующие межэтнические отношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры. То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтнические предубеждения, установлено многочисленными исследователями. Ведь чаще всего негативные гетеростереотипы и этнические предубеждения порождаются культурной замкнутостью этносов. Этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к этнокультурным контактам, особенно в деловой сфере.

Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, но в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.

Сущность ситуационного фактора заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты.

Среди факторов, влияющих на развитие этнических процессов, следует отметить различные ценностные ориентации и установки, которые способны оказать существенное влияние на взаимоотношение этносов как непосредственно, так и путем воздействия через социально - экономический базис.

Влияет на развитие межэтнических контактов и близость этносов в языковом и культурно-бытовом, а также религиозном отношении. В частности представляется существенными подчеркнуть, что хотя такая близость сильно облегчает начальные процессы ассимиляции, однако сравнительно слабо сказывается на их завершающейся стадии; украинцам, попавшим в русскую среду, конечно, легче овладеть русским языком, чем удмуртам, но это еще не значит, что трансформация этнического самосознания у украинцев произойдет значительно быстрее.

При всем значении собственно этнических факторов для межэтнических контактов, разумеется, нельзя не учитывать и социально-экономические параметры взаимодействующих этносоциальных общностей, которые в конечном счёте и предопределяют степень сходства (различия) общей направленности развития этих образований. И усвоение этносоциальным организмом "внешнего импульса" во многом зависит от степени соответствия этих импульсов основным тенденциям его внутреннего развития.

Важное значение для взаимодействия этносов имеет наличие или отсутствие у них государственности. Развитие межэтнических процессов в классовых обществах во многом зависит от государственно-политического единства взаимодействующих этносов и экономических связей между ними. Вместе с тем следует учитывать влияние на эти процессы правовых и идеологических факторов. Так, в царской России политика угнетения коренного населения окраинных южных и восточных областей препятствовала развертыванию там процессов национальной консолидации, а тенденции в русификации "инородцев" и насаждавшаяся идеология этнической и религиозной розни тормозили межэтнические контакты, обостряли национальные чувства. В Советском Союзе утверждение полного равноправия всех народов, широкая пропаганда идей интернационализма облегчали этнические контакты.

Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Особенно важным в этом аспекте межэтнических отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим "меньшинствам". В ней можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на форме межэтнических отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма. Последняя касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство различных этнических групп в институтах власти, так называемое соучастие во власти.

Характер и эффективность межэтнических отношений определяется частотой и глубиной контактов, степенью равенства прав, численным соотношением взаимодействующих общностей, степенью языковых, психологических и религиозных различий. Установлению этнических контактов способствует близость языков и культур взаимодействующих этносов, их антропологическое или конфессиональное единство.

Межэтнические контакты не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих этносов. Из отечественной истории известен тот факт: русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними землепроходцам установить так и не удалось. Этот случай был аналогичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев.

Этнические контакты приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям языка другого народа, элементов культуры и другим видам этнических процессов. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. В зависимости от результатов принято выделять четыре варианта межэтнических контактов:

) прибавление - простое количественное изменение в культуре этноса, который сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений и навыков.

) усложнение - качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре

) убавление - потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции).

) обеднение (эрозия) - деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...