Формы этнических контактов
Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию. В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (апартеид, геноцид, сегрегация и дискриминация). Начальная стадия взаимодействия народов обычно именуется "начальным соприкосновением", которое может быть связано с установлением торговых или иных отношений и означать лишь ознакомление представителей одного народа с культурой и бытом другого народа. Для обозначения первой стадии действительного контакта применяются термины "аккомодация" и "адаптация", означающие приспособление групп людей к жизни новой, инонациональной среде, а отчасти и приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сфере. Это общение сопровождается принятием второго языка и установленных норм поведения, но не затрагивает еще основ культуры и быта и системы ценностей адаптирующейся группы. Этническая адаптация может реализовываться активно и пассивно. Активная форма этнической адаптации выражается в целенаправленном воздействии на окружающую среду с целью ее изменить. В этом случае активность направлена обычно на те нормы и ценности, формы взаимодействия, которые данная этническая группа должна освоить. Пассивная форма этнической адаптации, напротив, не стремится к такому воздействию или изменению. В обоих случаях показателем процесса этнической адаптации является степень психологической удовлетворенности новой этнической средой и её наиболее важными элементами. Обычно этническая адаптация требует длительного времени, но процесс происходит быстрее у народов, близких в хозяйственном, языковом и культурном отношениях.
Этническая ассимиляция Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к категории этнотрансформационных процессов, поскольку она представляет собой процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. На практике этот процесс выражается в усвоение слабом этносом языка, культуры, обычаев, традиций более сильного этноса, в результате чего происходит изменение самосознания слабого этноса и утрата им своей этнической принадлежности. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей. Вот пример. Индейцы и политика интернационализма. В 1871 г. Конгресс издал закон о лишении индийских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечные Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Подобный статус окончательно развязал федеральному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жестокого курса, получившего название политики патернализма. Основная цель этой политики заключалась в "цивилизации диких индейцев", т.е. в " в окончательном и бесповоротном решении индейского вопроса путем быстрого включения коренных жителей в экономическую и политическую жизнь государства". Иными словами, суть патернализма заключалась в насильственном интегрировании индейцев в социально-экономическую структуру США, в "подгонке" их традиционной культуры доминировавший евро-американский стандарт. Создание резервации стало лишь начальным шагом на пути приобщения коренного населения к "благам" американской цивилизации. Завершив индийские войны, федеральное правительство приступило к ликвидации остатков независимости своих подопечных путем уничтожения традиционной формы их социальной организации - племени. С целью поставить этот институт под контроль административных органов конгресс в 1885 г. Принял закон, по которому отменялся один из важнейших компонентов племенной автономии - отправление правосудия на территории резервации.
Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация). При этом возможны: · односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства йод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой; · культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя довольно устойчивые комбинации; · полная ассимиляция - весьма редкое явление. Процессы этнической ассимиляции стали развиваться в основном со становлением раннеклассового общества, по мере разложение родоплеменных связей и замены их территориально - соседскими и государственно - политическими. Процессы этнической ассимиляции несколько усилились в раннем средневековье; они несомненно играли видную роль в исчезновении с исторической арены многих этнических образований, таких как аланы, гунны, вестготы и др., которые после военных поражений или по другим причинам распадались на части, и эти части поглощались окружающими народами. Многие германские народы (или группы племён), переселившиеся на Апеннинский полуостров, например лангобарды, прекратили свое существование, растворившись среди италийского населения. Весьма широко процессы ассимиляции развернулись в позднефеодальную и особенно - в капиталистическую эпоху, когда многие народы в этническом отношении уже достаточно сформировались, а входящие в них люди приобрели четкое национальное самосознание. Некоторые исследователи, в частности М. Херсковиц, считают, что ассимиляция предполагает неравноправное положение той группы, которая передает культуру, и группы, воспринимающей её. Обращая внимание на психологические аспекты ассимиляции, отдельные исследователи прямо подчеркивают, что под ассимиляцией следует понимать не грубое внедрение языка или материальной культуры, а главным образом изменение самосознания ассимилируемого, с одной стороны, и сознания его окружающих - с другой.
В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии "доброй воли" контактирующих сторон. Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.
Кроме того, в этнологии различаются естественная и насильственная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, действующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств. Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной ассимиляции. Обычно имеет место большая или меньшая степень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей культуры. При этом происходит замена норм и ценностей культуры, языка, поведения, в результате чего у представителей ассимилированной группы меняется культурная идентичность. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные структуры общества. Приведем пример. "Восстание индейцев: Грозное восстание Понтиака, показавшее мощь сплоченных действий индейцев, заставило метрополию отказаться от конфронтации с коренным населением колоний. 7 октября 1763 г. Была издана прокламация короля Георга 3, регламентировавшая отношения с индейцами в британских владениях в Америке. В документе, с одной стороны, подтверждался феодальный суверенитет королевской власти над этими территориями, а с другой - индейцам "гарантировались земли к западу от Аллеган и р. Миссисипи", где белым "под угрозой наказания и монаршей немилости" запрещалось без особого на то разрешения приобретать собственность и создавать поселения". Одним из центральных понятий, связанных с изучением межэтнического общения, в зарубежной литературе является понятие аккультурации. Под аккультурацией при этом понимается процесс, в ходе которого группа людей с одной культурной базой, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с группой, отличной от неё в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель, т.е. подвергается культурной ассимиляции. А некоторых случаях термин "аккультурация" заменяется более узким понятием, например понятиями "европеизации", "вестернизация" и "модернизация" - распространение в развивающихся странах элементов европейской культуры, форм хозяйства, государственного устройства и т.д.
Интеграция Под межэтнической интеграцией (единением) в этнологии понимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей, в которых составляющие их этнические группы сохраняют свою этническую идентичность и особенности культуры. Этноинтеграционные процессы в зависимости от того, происходят ли они внутри социальных организмов или развиваются между этносами, находящимися в нескольких социальных организмах, могут быть разделены на внутригосударственные и межгосударственные. В зависимости от участников этих процессов они могут быть разделены на: · консолидационные, при которых межэтнические отношения строятся на принципах равноправия; · симбиозные, при которых межэтническое взаимодействие осуществляется через ассоциации зависимых друг от друга этнических групп, сохраняющих при этом свои этнокультурные различия; · сегрегационные, при которых взаимоотношения этносов неравноправны. Примером сегрегации может служить Ирландия. "Ирландия представляет собой единственную страну Европы, население которой с середины 19 в. Не возрастало, а сократилось. До великого голода большинство жителей острова говорили на ирландском языке. Вопреки репрессиям колонизаторов родная речь оставалась для них главным средством устного общения. К 1900 г. число говорящих на ирландском языке сократилось до 600 тыс., а ныне составляет менее одной третьей этой цифры. Язык, задушенный поработителями, не удается возродить и после обретения независимости. Хотя преподавание его введено в школах, им пользуются как разговорной речью лишь в отдельных селениях Атлантического побережья, главным образом в провинции Коннот, которая по воле Кромвеля должна была стать зоной сегрегации, ирландским гетто. Перед Первой мировой войной лорды сорвали принятие билля о самоуправлении Ирландии, что привело к её расчленению, трагические последствия которого дают о себе знать по сей день. В 1931 г. верхняя палата воспротивилась законопроекту об обязательном школьном обучении до 15-летнего возраста. Данный билль удалось сделать законом лишь после Второй мировой войны. Стало быть, у целого поколения англичан урезаны возможности среднего образования". Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы. Эта типология появилась сравнительно недавно и была вызвана ростом этнического самосознания, национальными движениями и активизацией миграционных процессов. В связи с этими процессами для каждого отдельного человека стало важным, к какой из этих трех групп он принадлежит, поскольку все они имеют вполне определенный социальный и политический смысл. Коренные народы. Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), к коренным относятся народы в независимых странах, которые являются потомками общностей людей, изначально населявших данную страну или географическую область до ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Применительно к этнической картине России коренными называют народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности. Коренными народами могут называться аборигенами или титульными народами. К аборигенамобычно относятся коренные жители страны, какой-либо местности в отличии от прибывших туда позже переселенцев. Термин "аборигены" обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. В практике межэтнических отношений в нашей стране понятию "коренные народы" придается особый смысл. К коренным относятся народы, реализовавшие свое право на самоопределение в той или иной форме национальной государственности, давшие свое наименование этим государственным образованиям. Остальное население принято считать "некоренным". В последние годы употребление терминов "коренный" и "некоренные" признано некорректным. Деление населения на "коренное" и "некоренное" носит дискриминирующий характер, поскольку противопоставляет носителей государственности всем остальным гражданам страны. В этом случае "коренные" жители оказываются в роли "хозяев", а "некоренным" достается участь пришельцев, иммигрантов. При этом весьма условны хронологические и другие критерии, по которым определяются коренные и некоренные народы. Так, калмыки переселились в Поволжье из Китая более 400 лет назад, каракапалки, живут на нынешней территории с начала 19 в., гагаузы начали обживать Буджанскую степь в 16в. Вероятно, можно эти этносы считать коренными на территории их проживания, поскольку они заселили ранее пустовавшие земли. Но тогда правомерно считать русских коренным населением Сибири и Поволжья, поскольку они поселились там также около 400 лет назад. Таким образом, все народы, проживающие несколько веков на территории России, также с полным правом могут считаться коренными жителями всех республик и других национальных образований. Поэтому деление жителей республик в составе России на "коренных" и "некоренных" исторически необоснованно, а в правовом отношении - неконструктивно. Такое деление в итоге заканчивается дискриминацией "некоренных" жителей, двойными стандартами в защите прав человека, социальной напряженностью в обществе и конфликтами на этнической почве. Этнические меньшинства. Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство, которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые: · во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; · во-вторых, находятся в недоминирующем положении; · в-третьих, обладают этнокультурной спецификой и желают сохранить ее. В качестве этнических меньшинств могут выступать: · часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры); · группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды); · народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты); · этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья). В категории этнических меньшинств выделяется особая группа народов, получившая название "малочисленные народы". К этой группе этносов принято относить народы, численность которых не превышает 50 тыс. человек. В настоящие время в мире насчитывается более 800 малочисленных народов, из которых более 60 проживает на территории России, в том числе 26 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Небольшая численность такого рода этносов обуславливает некоторые особые черты их образа жизни. Одни из них живут довольно рассеянно на огромной пространстве (северные народы), другие, наоборот, живут компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа). Многие малочисленные народы ведут кочевой и полукочевой образ жизни. В целом эти народы отличаются от более многочисленных этносов своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности, слаборазвитым этническим самосознанием, неразвитостью этнических контактов, низкой миграционной подвижностью. В силу этих причин малочисленные народы нуждаются в особой социальной, правовой и экономической поддержке и защите. Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация. Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности уничтожаемой группы. Геноцид может существовать в форме массовых репрессий и вести к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умышленного создания для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые имеют своей целью полное или частичное ее вымирание; принятия мер по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе; насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую. Апартеид как вид межэтнических отношений можно определить как форму этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней. Специфическими признаками апартеида являются: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы таких жизненных условий, при которых она обрекается на вымирание; максимальное ограничение для расовой группы возможностей ее развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека; разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто и запрещение смешанных браков между членами разных расовых групп; использование принудительного труда членов угнетаемой расовой группы. Сегрегацияозначает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Этот вид этнической коммуникации реализуется через целенаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства. Под дискриминацией в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. При этом дискриминационный тип межэтнических отношений включает в себя принятие особых мер с целью создания наиболее благоприятных условий для существования и развития представителям доминирующей группы. Современные этнические процессы имеют тенденцию к установлению равных возможностей в межэтнических взаимоотношениях и уничтожению неравноправных форм коммуникаций. С этой целью в 90-е годы были разработаны методики, позволяющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. Они были созданы в рамках новой науки - виктимологии, базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, несчастных случаев и т.д. Было замечено, что представители меньшинств и недоминирующих групп населения чаще становятся жертвами насилия. Именно эти разработки позволили создать модель виктимизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады был установлен перечень параметров, позволяющих с высокой степенью надежности говорить о неблагополучии этих групп. Этот комплекс индикаторов содержит ряд измеримых показателей, каждый из которых должен трактоваться относительно, с учетом уровней тех же показателей у доминирующих групп. В комплекс индикаторов входят: . высокий уровень детской смертности; 2. высокая смертность взрослых от несчастных случаев и отравлений (включая суицид и насильственные смерти); . распространение респираторных инфекционных заболеваний; . алкоголизм; . большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей; . низкое качество жилья, скученность; . чувство зависимости, социальная пассивность; . высокий уровень преступности, включая подростковую; . безработица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|