Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы Советов. Расстановка общественно-политических сил в




Стране осенью 1993 г.

 

Обстановка, сложившаяся в стране к началу сентября 1993 г., свидетельствовала о том, что президент готов предпринять самые экстремальные политические действия в отношении представительной власти. «Даже сотрудники из моего ближайшего окружения, – писал он впоследствии, – не догадывались, что принципиальный выбор мною сделан. Больше такого парламента в России не будет. …Для начала необходимо было юридическое обеспечение указа о роспуске парламента…».[13]

Как рассказывали впоследствии помощники президента, в один из сентябрьских дней президент вызвал к себе одного из руководителей своей администрации (речь идет о В. Илюшине) и, передав ему пачку исписанных листов, сказал: «Посмотрите. Сегодня ночью написал». «Характерным почерком Ельцина, крупными буквами было написано несколько пунктов: «распустить Съезд и Верховный Совет», «распустить Конституционный Суд», «Генеральный прокурор подчиняется президенту», «назначить выборы…», «принять новую Конституцию… и т. п.». К работе над текстом будущего указа было решено привлечь специалистов, прежде всего юристов. Секретность должна была быть выдержана очень высокая. Б. Ельцин предупредил: «Количество людей – минимум, работают по отдельным разделам, общую часть не должен знать никто…».

С 12 по 15 сентября президент провел несколько встреч с «силовыми» министрами и получил полное одобрение своих намерений с их стороны (П. Грачева – министра обороны, В. Ерина – министра внутренних дел и Н. Голушко – и. о. министра госбезопасности). Было получено согласие 41 председателя правительства В. Черномырдина и министра иностранных дел А. Козырева. К механизму подготовки указа о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов (о чем свидетельствует и книга Ельцина «Записки президента», и другие опубликованные впоследствии источники) были подключены начальник Службы безопасности Ельцина генерал А. Коржаков, начальник Главного управления охраны РФ комендант Кремля генерал М. Барсуков, руководитель Администрации президента России С. Филатов. О готовившейся ликвидации высших органов представительной власти были проинформированы некоторые члены Совета безопасности и узкий состав Президентского Совета.

Как писал впоследствии помощник Б. Ельцина Ю. Батурин, «требования Ельцина о высочайшей степени секретности неуклонно соблюдались. Работа над указом шла по безбумажной технологии, на отдельном, не включенном в локальную кремлевскую сеть, портативном компьютере. Позднее, когда требовалось по указанию президента показать проект нескольким должностным лицам, текст распечатывался в единственном экземпляре, а после получения замечаний и внесения их в электронную версию уничтожался».[14]

События 21 сентября – 4 октября 1993 г. явились завершающей и самой трагической фазой конфликта властей. Версий этих событий было много. Велись официальные и неофициальные расследования. Победившая президентская группировка почти сразу же прекратила официальное следствие по кровавым событиям осени 1993 г. Нет доступа и к архивным документам (если их вообще сохранили).

К наиболее обстоятельным документам, посвященным политическому противостоянию осени 1993 г., относятся материалы Государственной Думы Российской Федерации. Это прежде всего 354-страничный доклад Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий 21 сентября – 5 октября 1993 г. в Москве,[15] а также материалы парламентских слушаний, проходивших 31 октября 1995 г. Доклад Комиссии Госдумы был сделан по итогам ее работы в 1998–1999 гг. в связи с подготовкой импичмента президенту Б. Ельцину. Один из пунктов обвинений (всего их было пять), выдвинутых против главы государства, был связан с трагическими событиями 1993 г. в Москве. Комиссия, работавшая в течение года, собрала многочисленные документы, опросила сотни свидетелей. Она признала обоснованными выдвинутые против Ельцина обвинения, в том числе и в связи с трагическими событиями сентября – октября 1993 г. в Москве, и оценила их как «заговор с целью захвата власти». 13–15 мая 1999 г. в Государственной Думе РФ состоялось несколько специальных заседаний, на которых рассматривались итоги годичной работы думской комиссии. Этот массив документов является важнейшим историческим источником о событиях 1993 г.

Кровавая драма осени 1993 г. легла в основу многочисленных мемуаров очевидцев. Интерпретация конкретных фактов трагических событий осени 1993 г. в них очень различна, иногда прямо противоположна. Это и понятно, учитывая субъективизм мемуарной литературы как исторического источника. Авторы большинства публикаций – представители разгромленного Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Свидетельств тех, кто стоял по другую сторону баррикад, сравнительно немного. Сам Б. Ельцин в своих мемуарах «Записки президента» посвятил событиям осени 1993 г. небольшую главу. Имеются также свидетельства Е. Гайдара, А. Чубайса, А. Куликова, Д. Волкогонова, Ю. Лужкова и других сторонников президента. Обширный том с хроникой и анализом событий сентября – октября 1993 г. был опубликован Г. Павловским. Кроме того, опубликованы материалы (в том числе стенографический отчет) переговоров в Свято-Даниловом монастыре и некоторые другие документы.

Вечером 21 сентября 1993 г. страна услышала указ президента России № 1400.[16] По всем каналам Центрального телевидения началась трансляция обращения главы государства к гражданам России, в котором Ельцин просил поддержать его в переломное для страны время и огласил свой указ № 1400. Пункт 1 этого документа гласил: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации». До начала работы нового парламента «руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации».

«Заседания Съезда народных депутатов не созываются. Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются», – говорилось в пункте 9 указа. Имущество Верховного Совета РСФСР, все организации и учреждения, подчиненные ему, передавались в ведение правительства. Ликвидировалось учредительство Верховного Совета РСФСР во всех сферах экономики и социальной жизни. Сотрудники соответствующих структур Верховного Совета освобождались от работы.

Указ приостанавливал деятельность высших судебно-правовых инстанций. «Предложить Конституционному Суду Российской Федерации, – говорилось в пункте 10, – не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации». Пункт 13 гласил: «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания».

Таким образом, указ № 1400 означал радикальную ломку существующего конституционного государственно-политического строя. Он вводил в стране президентское правление вплоть до принятия новой Конституции России и закона о выборах в новый орган власти – Федеральное Собрание Российской Федерации. В связи с прекращением деятельности прежних представительных, законодательных и судебных органов власти президент вводил в действие специальное Положение «О федеральных органах власти на переходный период».

В преамбуле указа № 1400 довольно туманно объяснялись мотивы ликвидации высших конституционных органов власти в стране. Основная причина – то, что Верховный Совет и Съезд противодействуют проведению реформ, дискредитируют принципы народовластия, медлят с принятием Конституции. Президент заявлял, что для него безопасность России и ее народов – более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам закона (речь шла о действовавшей Конституции России).

Ночью 21 сентября спешно собрался Президиум Верховного Совета РСФСР, который принял Обращение к гражданам России. «Президент пошел на крайние, заранее запланированные действия по свержению конституционного строя и свержению демократии», – говорилось в Обращении. Призываем «всех граждан России выступить против антиконституционных действий Президента и его окружения… Призываем воинов Российской армии, сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации всеми имеющимися у них средствами пресечь государственный переворот…».

Верховным Советом также было принято два документа – Постановление Верховного Совета РСФСР «Об Указе Президента Российской Федерации № 1400 от 21 сентября 1993 г.» и Постановление Верховного Совета РСФСР «О прекращении полномочий Президента РФ Б. Ельцина». В первом давалась оценка указу № 1400 как совершенному государственному перевороту. Второй документ опирался на ст. 121-6 Конституции РФ, в которой говорилось, что «полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Наконец, еще одним важным решением экстренно собравшегося Верховного Совета РСФСР было решение о незамедлительном созыве X чрезвычайного (внеочередного) Съезда народных депутатов с главным вопросом повестки дня «О политическом положении Российской Федерации в связи с совершенным государственным переворотом». Народные депутаты начали прибывать на Съезд. К концу 23 сентября в здании парламента, Белом доме, собралось уже 632 депутата.

В ночь на 22 сентября 1993 г. правовую оценку указу и действиям Б. Ельцина дал Конституционный Суд Российской Федерации. Было принято Заключение Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому указ Президента России «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября № 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 г. были признаны не соответствующими девяти статьям российской Конституции и служащими основанием для отрешения президента РФ Б. Ельцина от должности.[17]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...