Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Учитель истории и общественно-политических дисциплин СОШ № 36 г. Тамбова, Аннотация Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность учащихся, обеспечивают положительную мотивацию учебной деятельности, настраивают школьников на творческий поиск.
Особенности подготовки и проведения уроков Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока.
Подготовка к уроку: - предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; - диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; - подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников); - подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.
Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления. - В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. - Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика. - Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме. - Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. - Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их. - Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.
Результативность: повышение качества образовательного процесса.
Приемы, используемые на стадии вызова
Цель: - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; - обеспечение мотивации предстоящей деятельности; - подготовка учащихся к выполнению последующей работы; - создание ситуации успеха на уроке.
Прием “Я уже знаю”
Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; - обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
Время выполнения: 7-8 минут.
Описание приема. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. 1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Пример. Тема: “Япония на пути модернизации” 8 класс. Учитель выписывает на доске ключевое слово “Япония” и предлагает учащимся выполнить работу.
Составляется кластер
Островное государство
Учитель: “Из вышеперечисленного мы можем установить, что Япония – островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В настоящее время Япония – высокоразвитое государство, славящееся своей техникой и электроникой. Столица – Токио, национальная валюта – иена. Однако, к началу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительно отставала от ведущих европейских держав и США”. Далее следует объяснение нового материала.
Прием “Решение творческих учебных задач”
Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
Время выполнения: 7-8 минут
Описание приема. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: A. – наличие проблемы, требующей решения; B. – достаточность условия; C. – корректность вопроса; D. – наличие противоречия (неочевидность ответа). Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения. Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).
Пример. Тема: “Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г.” 11 класс. Задача: “Одной из главных причин экономических кризисов является нарушение баланса между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Во избежание убытков, предприниматели вынуждены сокращать производство, увольнять работников, что, в свою очередь приводит к падению платежеспособности населения и очередному сокращению рынка сбыта. Предложите, в какие отрасли экономики следует перераспределить капиталовложения, чтобы сохранить прибыль, обеспечить занятость населения, но, при этом, не выпускать излишнюю товарную массу?” (Контрольный ответ: выпуск продукции по государственному заказу (допустим вооружение); перераспределение капиталов из сферы производства в сферу обслуживания).
Прием “Лови ошибку”
Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Пример. Тема “Права несовершеннолетних по трудовому законодательству” 9 класс. Задание: “Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях: - 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов; - ежегодный оплачиваемый отпуск – 2 недели; - испытательный срок при приеме на работу – 3 месяца. Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?”
Результативность. Использование перечисленных приемов на уроке приводит к: - актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; - обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала; - созданию ситуации успеха для каждого школьника; - возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы.
Приемы, используемые при работе с текстом
Цель: - развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; - достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.
Прием “Анализ текста по предложенной схеме”
Цель: развитие навыков анализа текста исторического документа. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема. Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных исторических источников. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно) Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Пример возможного варианта списка вопросов: 1. Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; 2. Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.); 3. Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; 4. Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); 5. Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); 6. Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; 7. Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); 8. Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; 9. Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; 10. Выявить стилистические особенности текста; 11. Определить уровень эмоциональности; 12. Провести возможное сравнение с другими документами; 13. Определить историческое значение документа; 14. Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.
Прием “Пометки на полях” Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:
Прием “Двойной дневник” Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Примеры возможных проблемных ситуаций: 1. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; 2. Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями; 3. Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа; 4. Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся; 5. Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий; 6. Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.
Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.
Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)
Цель: - формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме; - развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Прием “Пресс-конференция”
Цель: - формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы; - развитие мыслительных способностей школьников; - диагностика уровня усвоения нового материала. Время выполнения: 8-12 минут.
Описание приема. Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов. Целесообразно оговорить минимальное их число. Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют. Учитель отвечает на вопросы из первой группы. Целесообразно предоставить право ответа более подготовленным ученикам. Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладов учащихся.
Диагностика: - преобладание репродуктивных вопросов показывает низкую заинтересованность учащихся в изучении данной темы; - преобладание вопросов, расширяющих знания, показывает высокую заинтересованность учащихся, но недостаточность предоставленной информации; - преобладание развивающих вопросов свидетельствует о высоком уровне усвоения нового материала, перенос полученных знаний в новые ситуации.
Пример. Тема “Политические партии о настоящем и будущем России” 11 класс. Репродуктивный вопрос: - Какую позицию заняла партия кадетов по отношению к вопросу о продолжении участия России в 1 Мировой войне? Расширяющий вопрос: Почему партия конституционных демократов настаивала на продолжении войны “до полной и окончательной победы над врагом”? Развивающий вопрос: Какие последствия для партии кадетов и дальнейшего развития России могло иметь продолжение активного участия империи в войне?
Прием “Написание эссе”
Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию. Время выполнения: в зависимости от сложности и неоднозначности исследуемого вопроса. Описание приема. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания. Обсуждение написанных эссе на уроке. Важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления. Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.
Пример. Тема “Гражданская война и интервенция” 11 класс Задание “Предположим, что белые смогли скоординировать свои действия и выступить единым фронтом против красных. Какие изменения могли произойти в этом случае в дальнейшем развитии России”?
Прием “Составление синквейна” Цель: - развитие творческих способностей учащихся; - закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.
Время выполнения: 5-7 минут.
Описание приема. Синквейн – белый стих, составленный по следующей схеме: 1. заголовок – ключевое слово; 2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом; 3. три глагола – по тому же принципу; 4. фраза, несущая смысловую нагрузку; 5. вывод-резюме. - Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна. Пример. Тема “Роль права в жизни общества” 10 класс Варианты синквейна: 1. закон; 2. суровый, необходимый; 3. регулирует, защищает, карает; 4. принимается Федеральным Собранием Российской Федерации; 5. справедливость. Результативность: - происходит присвоение новых знаний; - учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию; - учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|