Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы работы с опорными схемами на уроке




 

Цель: - развитие познавательной активности учащихся через реализацию принципа наглядности на уроке;

- развитие логического мышления школьников.

Прием “Составление кластера”

Цель: установление максимального количества признаков изучаемого явления.

 

Описание приема.

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на отдельном ватманском листе с целью более эффективного использования рабочего пространства кабинета.

- Учитель выделяет ключевое понятие.

- Составление кластера, отражающего имеющиеся у учащихся представления по изучаемой теме.

- Изучение нового материала.

- Исправление кластера в соответствии с полученными новыми знаниями.

 

Пример. Тема “Основы конституционного строя” 8 класс

Задание: “Выделите основные принципы Российского государства”.

 

Вариант кластера:

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ

       
 
   

 


РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

           
     
 

 


СОЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СВЕТСКОЕ

 

Прием “Составление логической цепочки”

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

 

Описание приема.

В ходе изучения нового материала учащиеся совместно с учителем устанавливают логическую последовательность происходящих событий, отмечая стрелочками связь между явлениями.

Используя готовую схему, учащиеся составляют рассказ по предложенной теме.

Схема записывается учащимися в тетрадь.

 

Пример. Тема “Международные отношения накануне второй мировой войны” 11 класс.

 


 

 


Прием “Завершим схему”

Цель: формирование у учащихся навыков составления опорных схем.

 

Описание приема.

Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.

Заполнить пробелы в схеме.

Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.

Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.

 

Пример. Тема “Наследование” 9 класс.

Задание: Заполнить недостающие звенья схемы.

 

Предложенный вариант Завершенный вариант

 

       
   
 

 

 


Результативность:

- систематизация полученных учащимися знаний;

- актуализация мыслительной деятельности школьников.

 

Формы групповой работы

Цель: - развитие у учащихся творческого стиля мышления;

- оптимизация взаимодействия между учащимися, учителем и учащимися;

- развитие коммуникативных качеств у школьников.

 

“Учимся сообща”

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Время выполнения: 20-30 минут

 

Описание работы.

Учащиеся формируются в несколько групп (4-7 человек в каждой группе).

Важно, чтобы количество образованных групп было четным.

Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста.

Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту.

Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста.

Целесообразно заранее обговорить их количество.

Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д.

По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся.

Учитель подводит итоги учебной деятельности.

 

Пример. Тема “Виды коммерческих организаций” 10 класс

1 группа готовит выступление на основе пункта параграфа “Хозяйственные товарищества”.

2 группа готовит вопросы к данному пункту (не менее 5)

3 и 4 группы аналогичным образом прорабатывают пункт “Хозяйственные общества”

5 и 6 группы – пункт “Производственный кооператив. Унитарное предприятие”.

 

“Учебный мозговой штурм”

 

Цель: - развитие креативности мышления учащихся

- развитие коммуникативных качеств.

Время выполнения: 20-30 минут.

 

Описание работы.

Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил штурма, направляющий деятельность школьников, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе.

Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности.

Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения.

3 этапа обсуждения:

1. Создание банка идей – учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (никакой критики!).

2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено.

3. Обработка результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа.

Защита и обсуждение учащимися предложенных проектов.

 

Примеры проблемных задач для учебного мозгового штурма.

Тема: “Налоговые правоотношения” 11 класс.

Задача: “Предложите вариант идеальной налоговой системы”.

Тема: “Россия в революционном вихре 1917 года” 11 класс.

Задача: “Выявите возможные причины революции 1917 года”.

 

Работа в группах с использованием приема
“Шляпы мышления”

 

Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

Время выполнения: 15-30 минут.

 

Описание работы.

Вариант 1.

Класс делится на группы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают “шляпу мышления”, то есть позицию, которую они будут представлять.

Виды предлагаемых “шляп мышления”:

1. Белая шляпа – нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.

2. Черная шляпа – позиция “против”: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике.

3. Желтая шляпа – позиция “за”: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике.

4. Синяя шляпа – размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции.

5. Красная шляпа – эмоции: учащиеся вырабатывают аксиологическую позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.

6. Зеленая шляпа – творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс.

Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.

Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.

Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.

Вариант 2.

Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают “шляпу мышления”, которая для них наиболее благоприятна.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной “шляпы мышления”, совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления.

Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты.

При использовании конкретной “шляпы мышления” следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание “шляп мышления”. Например: сочетание “синей” и “зеленой шляп” позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.

 

Пример. Тема “Коллективизация крестьянства” 11 класс

1 группа – “Белая шляпа” - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР;

2 группа – “Черная шляпа” - учащиеся критикуют политику коллективизации;

3 группа – “Желтая шляпа” - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации;

4 группа – “Красная шляпа” - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;

5 группа – “Синяя шляпа” - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР;

6 группа – “Зеленая шляпа” - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.

 

Результативность:

- активизация познавательной деятельности учащихся на творческой основе;

- обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность;

- реализация принципа сотрудничества на уроке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...