Приемы работы с опорными схемами на уроке
Цель: - развитие познавательной активности учащихся через реализацию принципа наглядности на уроке; - развитие логического мышления школьников. Прием “Составление кластера” Цель: установление максимального количества признаков изучаемого явления.
Описание приема. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на отдельном ватманском листе с целью более эффективного использования рабочего пространства кабинета. - Учитель выделяет ключевое понятие. - Составление кластера, отражающего имеющиеся у учащихся представления по изучаемой теме. - Изучение нового материала. - Исправление кластера в соответствии с полученными новыми знаниями.
Пример. Тема “Основы конституционного строя” 8 класс Задание: “Выделите основные принципы Российского государства”.
Вариант кластера:
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СВЕТСКОЕ
Прием “Составление логической цепочки” Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема. В ходе изучения нового материала учащиеся совместно с учителем устанавливают логическую последовательность происходящих событий, отмечая стрелочками связь между явлениями. Используя готовую схему, учащиеся составляют рассказ по предложенной теме. Схема записывается учащимися в тетрадь.
Пример. Тема “Международные отношения накануне второй мировой войны” 11 класс.
Прием “Завершим схему” Цель: формирование у учащихся навыков составления опорных схем.
Описание приема. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
Пример. Тема “Наследование” 9 класс. Задание: Заполнить недостающие звенья схемы.
Предложенный вариант Завершенный вариант
Результативность: - систематизация полученных учащимися знаний; - актуализация мыслительной деятельности школьников.
Формы групповой работы Цель: - развитие у учащихся творческого стиля мышления; - оптимизация взаимодействия между учащимися, учителем и учащимися; - развитие коммуникативных качеств у школьников.
“Учимся сообща” Цель: активизация познавательной деятельности учащихся. Время выполнения: 20-30 минут
Описание работы. Учащиеся формируются в несколько групп (4-7 человек в каждой группе). Важно, чтобы количество образованных групп было четным. Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста. Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста. Целесообразно заранее обговорить их количество. Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д. По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.
Пример. Тема “Виды коммерческих организаций” 10 класс 1 группа готовит выступление на основе пункта параграфа “Хозяйственные товарищества”. 2 группа готовит вопросы к данному пункту (не менее 5) 3 и 4 группы аналогичным образом прорабатывают пункт “Хозяйственные общества” 5 и 6 группы – пункт “Производственный кооператив. Унитарное предприятие”.
“Учебный мозговой штурм”
Цель: - развитие креативности мышления учащихся - развитие коммуникативных качеств. Время выполнения: 20-30 минут.
Описание работы. Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся. В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил штурма, направляющий деятельность школьников, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе. Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности. Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения. 3 этапа обсуждения: 1. Создание банка идей – учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (никакой критики!). 2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено. 3. Обработка результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа. Защита и обсуждение учащимися предложенных проектов.
Примеры проблемных задач для учебного мозгового штурма. Тема: “Налоговые правоотношения” 11 класс. Задача: “Предложите вариант идеальной налоговой системы”. Тема: “Россия в революционном вихре 1917 года” 11 класс. Задача: “Выявите возможные причины революции 1917 года”.
Работа в группах с использованием приема
Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию. Время выполнения: 15-30 минут.
Описание работы. Вариант 1. Класс делится на группы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают “шляпу мышления”, то есть позицию, которую они будут представлять. Виды предлагаемых “шляп мышления”: 1. Белая шляпа – нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.
2. Черная шляпа – позиция “против”: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике. 3. Желтая шляпа – позиция “за”: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике. 4. Синяя шляпа – размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции. 5. Красная шляпа – эмоции: учащиеся вырабатывают аксиологическую позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста. 6. Зеленая шляпа – творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс. Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции. Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы. Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы. Вариант 2. Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают “шляпу мышления”, которая для них наиболее благоприятна. Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной “шляпы мышления”, совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления. Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты. При использовании конкретной “шляпы мышления” следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание “шляп мышления”. Например: сочетание “синей” и “зеленой шляп” позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.
Пример. Тема “Коллективизация крестьянства” 11 класс 1 группа – “Белая шляпа” - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР; 2 группа – “Черная шляпа” - учащиеся критикуют политику коллективизации; 3 группа – “Желтая шляпа” - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации; 4 группа – “Красная шляпа” - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация; 5 группа – “Синяя шляпа” - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР; 6 группа – “Зеленая шляпа” - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.
Результативность: - активизация познавательной деятельности учащихся на творческой основе; - обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность; - реализация принципа сотрудничества на уроке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|