Методы спортивной тренировки и их классификация.
Основной методический арсенал тренировки составляет система методов строго регламентированного упражнения. Эта обширная группа методов включает многие разновидности, в частности: в процессе технической подготовки спортсмена, при обучении двигательным действиям — методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения; в процессе физической подготовки, при акцентированном воздействии на функции организма спортсмена — методы избирательно направленного упражнения (когда воздействие сосредоточивается преимущественно на отдельных функциях или даже на отдельных сторонах функций) и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс способностей спортсмена). В рамках отдельных фаз тренировочного процесса эти методы различаются также по признакам стандартности или вариативности связанных с ними воздействий, их прерывности или непрерывности, что характеризует соответственно методы стандартно-повторного, вариативного (переменного), интервального, непрерывного упражнения. В процессе подготовки спортсмена к ответственным состязаниям существенное значение имеет адаптация его к условиям предстоящей соревновательной деятельности путем частичного либо возможно целостного воспроизведения ее в процессе тренировки. С этой точки зрения методы упражнения подразделяются на такие, для которых характерно лишь частичное моделирование соревновательной деятельности, и такие, для которых характерно целостно-приближенное ее моделирование. Наиболее полное моделирование в процессе подготовки к состязаниям обеспечивается, однако, соревновательным методом. Он позволяет, кроме того, резко стимулировать при определенных условиях развитие качеств, необходимых спортсмену. Этим объясняется широкое включение его в тренировку (как в его элементарных, так и в полных, развернутых формах). Достаточно, например, сказать, что у спортсменов высокой квалификации на соревновательную практику в виде тренировочных, контрольных и других состязаний отводится более 15 % общих затрат времени, выделяемого на занятия спортом.
По отношению к методам строго регламентированного упражнения и соревновательному методу игровой метод в тренировке играет подчиненную роль. Но это не значит, что она не существенна. Игровой метод помогает создать благоприятный эмоциональный фон при выполнении однообразной тренировочной работы (как, например, в фартлеке — беговой игре), является важным фактором переключения — периодически необходимой смены характера тренировочной деятельности, способствует оптимизации восстановительных процессов после значительных тренировочных нагрузок (использование подвижных игр с ограниченными нагрузками). Все это говорит о его немаловажном значении в комплексе методов спортивной тренировки, особенно если учесть, что в целом для них характерны повышенные требования к физическим и психическим возможностям спортсмена. Общепедагогические и другие средства и методы спортивной тренировки. Кроме названных в процессе спортивной тренировки и в тесной связи с ней используются многие другие средства и методы. Это прежде всего общепедагогические методы воздействия на спортсмена (методы словесного и наглядного объяснения, методы побуждения, убеждения, приучения и т. д.), их варианты, характерные для процесса физического воспитания в целом, а также ряд дополнительных средств и методов, специально разработанных применительно к запросам спортивной практики.
К последним относятся, в частности, идеомоторные упражнения, так называемая аутогенная тренировка и ее модификации в виде спортивно-специализированной психорегулирующей тренировки, приемы которой используются как вне самого процесса спортивной тренировки, так отчасти и в рамках собственно-тренировочных занятий. Тренировочные упражнения сочетаются также с общегигиеническими и естест-венносредовыми факторами воздействия на работоспособность спортсмена (например, с искусственной аэроионизацией, массажем и другими восстановительными процедурами в интервалах между сериями упражнений; с условиями среднегорья, стимулирующими в связи с гипоксией и другими особенностями среды адаптационные перестройки в организме и т.д.). В последние десятилетия заметно расширилось применение специальных физиологических, биологических, диетологических и других дополнительных факторов повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (выполнение упражнений в барокамерах и термокамерах с дозированным изменением атмосферного давления, содержания кислорода и температуры, использование специализированного питания, витаминных комплексов и т.д.). Существенно также, что в тренировочный процесс все шире внедряются специализированные технические средства: тренажеры, создаваемые применительно к особенностям спортивных упражнений, контрольно-измерительная, информационная и корректирующая аппаратура. Арсенал средств и методов, используемых в спортивной тренировке,- становится, таким образом, все богаче и разнообразнее. Прогрессивным при этом является стремление комплексно и системно использовать необходимые средства и методы, ибо в таком многогранном процессе, как спортивная тренировка, нет и принципиально не может быть одного-единственно полноценного метода или средства. Лишь оптимальное сочетание разных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации, этапов тренировки и других обстоятельств, может обеспечить максимальный эффект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|