Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы спортивной тренировки и их классификация.




Основной методический арсенал тренировки составляет сис­тема методов строго регламентированного уп­ражнения. Эта обширная группа методов включает многие разновидности, в частности:

в процессе технической подготовки спортсмена, при обучении двигательным действиям — методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения;

в процессе физической подготовки, при акцентированном воз­действии на функции организма спортсмена — методы избирательно направленного упражнения (когда воздействие сосредоточивается преимущественно на отдельных функциях или даже на отдельных сторонах функций) и методы генерализованного упражнения (с об­щим воздействием на комплекс способностей спортсмена).

В рамках отдельных фаз тренировочного процесса эти методы различаются также по признакам стандартности или вариативности связанных с ними воздействий, их прерывности или непрерывности, что характеризует соответственно методы стандартно-повторного,

вариативного (переменного), интервального, непрерывного упраж­нения.

В процессе подготовки спортсмена к ответственным состязаниям существенное значение имеет адаптация его к условиям предстоя­щей соревновательной деятельности путем частичного либо возмож­но целостного воспроизведения ее в процессе тренировки. С этой точки зрения методы упражнения подразделяются на такие, для которых характерно лишь частичное моделирование соревнователь­ной деятельности, и такие, для которых характерно целостно-приближенное ее моделирование.

Наиболее полное моделирование в процессе подготовки к сос­тязаниям обеспечивается, однако, соревновательным методом. Он позволяет, кроме того, резко стимулировать при определенных условиях развитие качеств, необходимых спортсмену. Этим объясняется широкое включение его в тренировку (как в его элементарных, так и в полных, развернутых формах). Достаточно, например, сказать, что у спортсменов высокой квалификации на соревновательную практику в виде тренировочных, контрольных и других состязаний отводится более 15 % общих затрат времени, выделяемого на занятия спортом.

По отношению к методам строго регламентированного упражне­ния и соревновательному методу игровой метод в трениров­ке играет подчиненную роль. Но это не значит, что она не суще­ственна. Игровой метод помогает создать благоприятный эмоцио­нальный фон при выполнении однообразной тренировочной работы (как, например, в фартлеке — беговой игре), является важным фактором переключения — периодически необходимой смены харак­тера тренировочной деятельности, способствует оптимизации вос­становительных процессов после значительных тренировочных на­грузок (использование подвижных игр с ограниченными нагруз­ками). Все это говорит о его немаловажном значении в комплексе методов спортивной тренировки, особенно если учесть, что в целом для них характерны повышенные требования к физическим и пси­хическим возможностям спортсмена.

Общепедагогические и другие средства и методы спортивной тренировки. Кроме названных в процессе спортивной тренировки и в тесной связи с ней используются многие другие средства и мето­ды. Это прежде всего общепедагогические методы воздействия на спортсмена (методы словесного и наглядного объяснения, методы побуждения, убеждения, приучения и т. д.), их варианты, характер­ные для процесса физического воспитания в целом, а также ряд дополнительных средств и методов, специально разработанных при­менительно к запросам спортивной практики.

К последним относятся, в частности, идеомоторные упражнения, так назы­ваемая аутогенная тренировка и ее модификации в виде спортивно-специализиро­ванной психорегулирующей тренировки, приемы которой используются как вне само­го процесса спортивной тренировки, так отчасти и в рамках собственно-трениро­вочных занятий. Тренировочные упражнения сочетаются также с общегигиеническими и естест-венносредовыми факторами воздействия на работоспособность спортсмена (напри­мер, с искусственной аэроионизацией, массажем и другими восстановительными процедурами в интервалах между сериями упражнений; с условиями среднегорья, стимулирующими в связи с гипоксией и другими особенностями среды адаптацион­ные перестройки в организме и т.д.). В последние десятилетия заметно расши­рилось применение специальных физиологических, биологических, диетологических и других дополнительных факторов повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (выполнение упражнений в барокамерах и термокамерах с дозированным изменением атмосферного давления, содержания кислорода и температуры, использование специализированного питания, витаминных комплексов и т.д.). Существенно также, что в тренировочный процесс все шире внедряются специализированные технические средства: тренажеры, создаваемые применительно к особенностям спортивных упражнений, контрольно-измерительная, информационная и корректирующая аппаратура.

Арсенал средств и методов, используемых в спортивной трени­ровке,- становится, таким образом, все богаче и разнообразнее. Прогрессивным при этом является стремление комплексно и систем­но использовать необходимые средства и методы, ибо в таком мно­гогранном процессе, как спортивная тренировка, нет и принци­пиально не может быть одного-единственно полноценного метода или средства. Лишь оптимальное сочетание разных средств и мето­дов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации, этапов тренировки и других обстоятельств, может обеспечить мак­симальный эффект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...