Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности тренировки в различные периоды макроцикла




В рамках большого тренировочного цикла в определенной мере периодически изменяется как содержание, так и построение трени­ровки. Основные черты этих изменений кратко заключаются в сле­дующем.

Подготовительный период. Конечная функция тренировки в этом периоде состоит в том, чтобы обеспечить приобретение спортив­ной формы, которая гарантировала бы достижение результатов, со­ответствующих возможностям спортсмена в данном макроцикле. Период включает два крупных этапа — общеподготовительный и специально-подготовительный. Первый из них нередко более про­должителен, особенно у начинающих спортсменов.

Общеподготовительный этап. Основная направленность трени­ровки на этом этапе — создание, расширение и совершенствование предпосылок формирования спортивной формы. Главными из таких предпосылок являются: повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, пополнение фонда двигательных навыков и умений.

Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перест­ройку навыков и умений, входящих в состав техники и тактики из­бранного вида спорта. Основными средствами служат избиратель­но направленные специально-подготовительные упражнения. Це­лостные виды соревновательных упражнений используются на пер­вом этапе в более ограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий или со­кращенной соревновательной деятельности (например, у бегуна — прикидка на дистанции более короткие, чем основная соревнова­тельная, у многоборца — отдельные виды программы многоборья). Слишком частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены в предыдущем макроцикле тренировки, здесь нецелесообразно, поскольку это лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможности прод­вижения на новый уровень спортивного мастерства.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема (преимущественно) и интенсивности. На этом этапе вы­полняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы.

Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становле­ние спортивной формы. Ее фундаментальные предпосылки, зало­женные на первом этапе, теперь должны быть оптимизированы и све­дены воедино, как гармонические компоненты готовности спортсмена к целевым (в текущем макроцикле) достижениям. Исходя из этого, все содержание тренировки сосредоточивают преимуществен­но на развитии специальной тренированности, специфической рабо­тоспособности, углубленном освоении и совершенствовании избран­ных технических и тактических навыков в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновре­менно проводится специальная психическая подготовка к этим со­стязаниям.

Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. При этом они сохраняют в основном подготовительный характер (контрольно-тренировочные состязания, прикидки и т. п.) и органически входят в структуру тренировочного процесса как специфическое средство подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе является контрольно-подготовительный мезоцикл, включающий се­рию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть и официальными при условии, что это не лишает их, по существу, подготовительного значения).

Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Увеличивается прежде всего абсолютная интенсивность специально-подготовитель­ных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых показателей движений. По мере роста интенсивности суммарный объем трениро­вочных нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сок­ращаться. Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности — ведущего фактора развития специальной тренированности на втором этапе и, во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных пе­рестроек, вызванных в организме по механизму запаздывающей трансформации большим объемом подготовительной работы, выпол­ненной на первом этапе.

Варианты подготовительного периода. Структуру подготовитель­ного периода в целом можно представить как систему мезоциклов разного типа, состав которых меняется в зависимости от общей длительности периода и других обстоятельств и может быть как полным, так и сокращенным.

Соревновательный период (период основных соревнований). Специфические функции тренировки в этом периоде — поддержа­ние спортивной формы на протяжении всего времени участия в основных соревнованиях и создание условий для максимальной ре­ализации ее в спортивных достижениях. На фоне относительной стабилизации спортивной формы, как уже отмечалось, происходит дальнейшее совершенствование всех тех качеств, навыков и умений, которые лежат в основе оптимальной готовности спортсмена к дос­тижениям. Отдельные ее компоненты могут претерпевать довольно значительные изменения при адаптации к условиям очередных сос­тязаний, однако коренные перестройки в этот период неуместны.

Основные стороны содержания тренировки в соревновательном периоде специализируются применительно к требованиям соревно­вательной деятельности и непосредственной подготовки к ней. Физическая подготовка приобретает характер прикладно-функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена прежде всего на обеспечение максимальной (в те­кущем макроцикле) специальной тренированности, поддержание ее на этом уровне и сохранение общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение из­бранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это предполагает, с одной стороны, закреп­ление освоенных ранее навыков и умений, а с другой — увели­чение их вариативности, возможности применения в различных условиях спортивной борьбы благодаря тончайшей шлифовке коор­динации движений, совершенствованию вариантов технико-тактиче­ских действий и развитию тактического мышления. В специальной психической подготовке особое значение приобретает непосредст­венная настройка на конкретное состязание, мобилизация на выс­шие проявления физических и духовных сил, а также оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе сорев­нования, воспитание правильного отношения к возможным спортив­ным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Большая часть соревнований, в том числе и в рамках сорев­новательного периода, используется в качестве средств подготов­ки к основным соревнованиям, которые являются своего рода узло­выми пунктами построения тренировки: на них ориентируется вся система непосредственного подведения спортсмена к максималь­ному результату, применительно к ним планируется динамика на­грузок и т. д. (рис. 54). Интервалы между такими соревнованиями устанавливаются не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и в соответствии со всеми требованиями не­посредственной подготовки к решающим стартам. При этом учиты­ваются по возможности все конкретные особенности данных состя­заний: программа выступлений, особенности соперников, специфика внешних условий и т. д. Число основных соревнований обычно не превышает 3—5 в одном макроцикле (варианты зависят в основном от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта).

Остальные состязания, если они подчинены интересам подведе­ния к основным стартам и имеют, по существу, подготовительный характер, не вызывают длительного последействия. Интервал меж­ду ними может быть значительно меньше, чем между основными соревнованиями. В принципе он не превышает обычно времени, не­обходимого для восстановления оперативной работоспособности после предыдущей соревновательной нагрузки. Для достаточно тре­нированных спортсменов эффективны и серийные старты с укоро­ченными интервалами (например, 2—3 дня). Такой режим соревно­вательных нагрузок аналогичен режиму уплотненных тренировоч­ных микроциклов, часть занятий в которых проводится на фоне неполного восстановления отдельных функций, в силу чего к орга­низму спортсмена предъявляются особенно серьезные требования, стимулирующие в конечном счете высокую соревновательную рабо­тоспособность.

Общий порядок чередования мезоциклов разного типа в сорев­новательном периоде во многом зависит, таким образом, от про­должительности периода, системы распределения в нем соревнова­ний и от их условий.

Возможны, например, такие варианты чередования мезоциклов:

1) первый соревновательный — второй соревновательный — промежуточный (восстановительно-поддерживающий) —третий соревновательный;

2) первый соревновательный — второй соревновательный — промежуточный (восстановительно-поддерживающий) — третий соревновательный — промежуточный (восстановительно-подготовительный) —четвертый соревновательный;

3) первый соревновательный — второй соревновательный — промежуточный (восстановительно-поддерживающий) — третий соревновательный — предсоревнова-тельный — четвертый соревновательный.

Выделение в структуре соревновательного периода промежуточ­ных этапов сопровождается, как правило, перепадами в динамике спортивных результатов. Это нужно отличать от действительной ут­раты спортивной формы, так как ее основные компоненты при перепадах, по всей вероятности, сохраняются — временно снижается лишь оперативная готовность к демонстрации спортивно­го результата. Развернутые в настоящее время исследования ва­риантов структуры соревновательного периода выявляют их практи­ческое многообразие и показывают в то же время, что все они подчи­нены так или иначе закономерностям оптимального регулирования спортивной формы.

Переходный период. Этот период в системе круглогодичной тренировки во многих отношениях резко отличается от предыдущих. Основной смысл выделения его состоит в том, чтобы не допустить перерастания хронического эффекта тренировочных и соревнова­тельных нагрузок в перетренированность, предупредить исчерпание адаптационных возможностей организма, восстановить их с помощью активного отдыха. В то же время это и не перерыв в тренировке; здесь должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемствен­ность между завершающимся и очередным большими циклами тре­нировки. Естественно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно спе­циальной, но можно сохранить ее настолько, чтобы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.

Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отды­ха. Последний понимается в данном случае широко: не как чередова­ние работы различных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»), а как контрастная смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение хрони­ческих восстановительных процессов, касающихся и адаптационных возможностей — физическая реабилитация в широком смысле. В тренировочных занятиях переходного периода может использоваться также комплекс некоторых специально-подготовительных упражне­ний с целью поддержания специальной тренированности и устранения частных недостатков в технике движения. Но это оправдано лишь при условии, что не возникает помех для получения полноценного эффекта активного отдыха.

Переходный период включает обычно не более 2—3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстано­вительно-подготовительных. Общий режим организации занятий при этом не должен быть стереотипным (например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать сво­бодный режим многодневного туристского похода).

Всегда ли после соревновательного периода обязательно следует переходный период? Не всегда. Такая последовательность в струк­туре тренировочного макроцикла закономерна тогда, когда подго­товительный и соревновательный периоды были достаточно протя­женными и сопряженными с достаточно значительными тренировоч­ными и соревновательными нагрузками, которые давали хронически нарастающий кумулятивный эффект, вызывая тем самым серьезные перестройки в организме спортсмена и психическую напряженность.

Вместо переходного периода иногда вводят относительно крат­ковременную разгрузочную фазу восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен по каким-либо причинам не получил достаточно высоких нагрузок (недостаточно тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях). В таких ситуациях есть смысл строить тренировочный процесс по типу сдвоенного макроцикла, где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный период. Подобное построение тренировки бывает оправданным и при использовании полугодичных циклов, а также в некоторых других случаях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...