Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человеческие навыки ведущего




Итак, быть для группы глубоким, ярким и благополучным человеком — профессиональное требование для ведущего группы. И если лично для себя мы можем позволить известную душевную неприбранность, то для работы с группой все это нужно приводить в порядок. То есть работать над собой…

Какие навыки мы считаем желательными вплоть до необходимости?

— Внутреннее спокойствие;

— Хорошая техника общения;

— Яркость и артистизм.

Внутреннее спокойствие

Памятная максима «ничего личного — ты на работе» помогает понять суть этого состояния. Что бы ни произошло, как бы ни вела себя группа, что бы ни делали участники, какие бы вопросы они ни задавали, с какими бы трудностями или сопротивлением ни столкнулся ведущий — все это штатная рабочая ситуация. И, поскольку мы на работе, все это не относится к нам лично, а требует оценить положение и применить соответствующий навык. Спокойствие внутри и фоновая доброжелательность снаружи — это рабочее состояние ведущего группы.

Да, иногда надо найти в себе наглость и агрессивность (и спокойно их использовать для нужного результата), да, иногда надо вести себя наступательно, да, иногда нужно войти в глубокие эмоции — для дела. И для дела, как профессиональный навык — мы это делаем. А в своей личной душе должно быть — спокойно и рассудительно. Благодаря этому мы группой — руководим. То есть делаем то, за что нам платят деньги. Оказываем ту помощь, за которой к нам обратились. Мы делаем свое дело. Мы на работе.

Это на словах. А на деле мы живые люди, и не застрахованы от того, чтобы провалиться в ситуацию «здесь и сейчас» полностью. И что тогда делать?

Приемов здесь несколько. Привычка к систематическому использованию делает их навыками. Поэтому недостаточно понять, что и как делать. Нужен опыт. Нужна практика.

· Собственно, большая и разнообразная практика сама по себе достаточный фундамент для того, чтобы на работе — работать.

Итак, приемы:

— Саморефлексия;

— Саморегуляция;

— Якорение нужного состояния;

— Пауза.

Саморефлексия

Есть четыре основных вопроса, которые полезно задавать себе во время работы с группой. Можно задавать их про себя с определенной периодичностью и про себя же на них отвечать. И делать это имеет смысл до тех пор, пока такие вопросы и ответы на них не станут своего рода фоном вашей работы. Вот эти вопросы:

— Что сейчас происходит в группе? (В каком состоянии группа? Как идут групповые процессы?)

— Что я по этому поводу чувствую-переживаю? (Мое физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние — что со мной?)

— Как я хочу, чтобы ситуация изменилась? (Что я хочу изменить в происходящем с группой? В своих переживаниях?)

— Что я для этого сделаю? (Какое воздействие нужно осуществить? На группу? На себя?)

По сути мы предлагаем постоянно обращать внимание на обратную связь от себя и от группы.

· «Постоянно» здесь означает как минимум «чем чаще, тем лучше», а в идеале именно «постоянно».

Затем, если нужно, мы делаем что-то с собой и с группой и — снова (или еще лучше прямо по ходу) спрашиваем себя: «Что происходит теперь, после нашего воздействия? Что переживаю я? Что еще можно и нужно изменить? Что я буду для этого делать?» И так далее.

Вот ведущий втянулся в бесполезный, но задевающий его лично спор. Время тратится впустую. Группа… ждет. Ведущий осознает, что что-то идет не так (или не осознает, а просто привычно спрашивает себя, что происходит, и уже потом осознает). Тогда он задает себе вопросы саморефлексии и получает такие результаты: «Я столкнулся с сопротивлением по типу личных нападок и, возможно, борьбой за власть. Группа постепенно раздражается. Я включился в спор, похоже, начал злиться и как-то уж очень запальчиво отвечаю. Чего я хочу? Свернуть эту ситуацию и продолжать работу. Что я должен делать? Снять сопротивление, признать свои чувства и предложить заняться делом. Так? Отлично. Приступаем».

· Поначалу саморефлексия приходит на помощь, когда уже «вляпался». Со временем она становится источником постоянной фоновой информации, так что отклонения от задуманного можно исправлять еще на стадии зарождения. И группе кажется, что все идет «гладко». Или «так, как надо».

Саморефлексия, как навык, полезна не только в работе с группой, а вовсе в любой работе. Она полезна и для того, чтобы действия наши были обдуманны и целесообразны, и для общей результативности работы, и — что нам сейчас важно — для поддержания внутреннего спокойствия. Потому что когда мы начинаем думать, паниковать нам уже некогда.

Саморегуляция

Помимо интеллектуального способа поддерживать в себе спокойно рабочее состояние, существуют и бессознательные техники. Их еще называют трансовыми.

· А еще аутотренингом, самогипнозом, самовнушением и т.д.

Техник этих много, и их полезно не только изучать, но и постоянно практиковать. Один из простейших таких приемов — обездвиживание части тела (обычно руки).

Если вы сидите, вы можете положить одну руку на колено ладонью вверх и перестать ею шевелить. Полностью. От самого плеча. И вы обратите внимание, как быстро вам удастся успокоиться и расслабиться. Продолжая при этом работать: говорить или что-то показывать. Или наблюдать.

Если вы стоите, руку можно согнуть в локте и держать ее на весу, как это делал И.В. Сталин.

· Правда, у него в руке была трубка. А у вас может быть маркер. Или книжка. Или ручка.

Фокус в том, чтобы как бы «подвесить» руку и оставить ее в покое. Забыть о ней. И действовать только другой рукой.

· Еще сильнее действует обездвиживание половины тела. Но это обычно не нужно.

Если теперь, из этого промежуточного состояния вы хотите перейти в другое, просто свяжите два процесса. Дайте себе инструкцию: «пусть одновременно с тем, как рука зашевелится, я почувствую (к примеру) бодрость или веселье». А затем возвратите руке подвижность и активно приступайте к делу, как если бы нужное состояние уже было с вами. И оно с вами будет.

Есть и другие приемы, так или иначе связанные с трансовыми состояниями, и мы надеемся, что читатель всерьез озаботится техникой быстрой саморегуляции — в качестве профессионального навыка.

Якорение состояний

Нейро-лингвистическое программирование предлагает интересный способ самоконтроля: постановку самому себе «якорей».

Что такое якорь? Обычно его связывают с павловской идеей условного рефлекса. Помните? Собаку кормят, звонок звенит. И так раз за разом. Однажды звонок звенит, а корма нет. Но у собаки начинается слюноотделение: она привыкла считать звук неотъемлемой частью обеда.

Поскольку человек (в этом смысле) тоже животное, условные рефлексы есть и у нас с вами. И время от времени возникают новые. Но есть и отличие. Такого рода рефлекс (якорь) у человека может возникнуть с первого же раза.

· Вы всего только раз слышали эту музыку во время приятного свидания, а теперь она всякий раз навевает на вас романтическое настроение.

Для того, чтобы все сработало именно так, нужны три условия:

— Якорь должен быть поставлен на подходе к пику состояния, которое вы хотите вызывать в дальнейшем. (Можно раньше, но никак не на излете: иначе это будет якорь на выход из состояния). И это должно быть именно то самое состояние, а не просто похожее или вавсе смесь из разных состояний. Чтобы научиться ловить этот пик нужного состояния, придется, естественно, тренироваться.

— Якорь должен быть простым и легко воспроизводимым. Нужно выбрать что-то такое, что вам будет легко повторить. И повторить в точности так же, как вы это сделали впервые, когда устанавливали якорь. Если это надавливание, то потом вам нужно будет надавить именно так и именно туда. (Обычно мы пользуемся местами, где кости близко подходит к поверхности тела или костяшками пальцев — так легче потом найти). Если это образ — картинка или календарик, воспоминание или представление — то в следующий раз это должна быть именно эта картинка. Если звук — то услышать его потом нужно именно так, как он звучал впервые.

· Где предел этой точности? Обычно это непредсказуемо. Суть в том, что сопоставление производит бессознательное, и именно для него второй раз должен совпасть с первым.

— Якорь должен быть уникальным. То есть то, что вы возьмете себе как якорь, не должно быть «замылено», связано с чем-то еще или быть просто привычкой. Если вы обычно поправляете волосы одним движением, то это движение якорем быть уже не может. Если вы слышите губную гармошку в разное время в разных обстоятельствах, то она уже не будет уникальным якорем. Если вы натыкаетесь на фотографию Брюса Уиллиса то тут, то там, то и его образ уже не будет особенным для вашего бессознательного. И как якорь не сработает. Нам нужно сопоставить особое состояние с особым же состоянием, вот тогда якорь можно считать установленным.

Затем, когда вы поставили якорь, подождите немного, пока ваше состояние изменится, а затем — проверьте якорь. То есть воспроизведите его и оцените, как изменилось ваше состояние. Если вы непроизвольно вернулись к переживаниям, которые якорили — все в порядке. Если нет — сделайте еще раз.

Процедура:

— Выберите будущий якорь.

— Войдите в переживание.

— На подступе к пику установите якорь (воспроизведите выбранный стимул).

— Выйдите из состояния, выдержите паузу.

— Воспроизведите якорь и оцените результаты.

— При необходимости воспроизведите процедуру.

Если все сделано верно, якорь устанавливается за один раз. А если нет, то кто мешает воспользоваться наследием Ивана Павлова и повторять до тех пор, пока нужное состояние не будет прочно ассоциировано с вашим стимулом-якорем?

Подкрепление:

Если установленным якорем пользоваться часто, он будет «затираться» — действовать все хуже. Чтобы этого избежать, нужно время от времени «подкреплять» якорь. То есть как бы заново его устанавливать в ситуациях, когда нужное переживание возникает само по себе.

Есть у вас, к примеру, якорь на бодрую жизнерадостность (или спокойную собранность). И, поскольку это нужно вам часто, вы понимаете, что ваше магическое надавливание на ноготь левого мизинца уже не так хорошо работает. Тогда вы ловите первый же момент бодрой жизнерадостности (или спокойной собранности) и вновь надавливаете на мизинец. И так до тех пор, пока якорь не восстановится.

Пауза

Еще одним весьма эффективным способом приводить себя в порядок является обычная пауза.

· Все гениальное просто!

Почувствовав себя неважно, вы держите паузу. И за это время разбираетесь в происходящем и возвращаетесь в рабочее состояние. Так что пока все вышеописанные техники у вас еще только в стадии отработки — держите паузу!

Техника общения

Во-первых, к навыкам общения (коммуникативным) относятся:

— наблюдение за изменениями;

— подстройка и установление контакта;

— активное слушание;

— поддерживающее слушание;

— эмоциональное отражение;

— навык точных вопросов…

И все это подробно описано в предыдущей части, касающейся индивидуального консультирования. Нужные консультанту, эти навыки вдвойне нужны ведущему группы. Даже больше, чем вдвойне: в группе не вдвое, а во много раз больше людей, и со всеми надо находить общий язык.

В дополнение к уже описанным рассмотрим сейчас речевые техники, которые могут пригодиться и просто для общения с группой и ее участниками, и для рассказывания притч, метафор, и для проведения групповых трансов (явных или неявных), речь о которых зайдет позже.

· Да и в обычной непсихологической беседе вовсе не помешают.

Суть всех этих техник — суггестивное воздействие. Внушение. Это нужно всякий раз, когда приходится кого-нибудь уговаривать. Группу ли, одного ли человека — все равно.

Выделение голосом и телом

Обычно в психологии разделяют вербальные (словесные) и невербальные сообщения, и об этом написано много. Невербальные в свою очередь делятся на паравербальные и экстравербальные. Что это значит?

Кроме самих слов, смысл нашей речи окрашивают характеристики голоса (паравербальные: высота, скорость, громкость, интонация) и внешнее сопровождение (экстравербальное: пластикой тела, жестами и мимикой). Обычно мы с вами слушаем слова и обращаем меньше внимания на сопутствующую «шелуху». Однако (и именно поэтому) эта «шелуха» весьма серьезно влияет на нас. В повседневном общении мы называем это «впечатлением».

· «Он произвел странное впечатление…»

Помните, как мы получаем информацию в общении? 55% приходится на долю того, что мы видим. 38% — на характеристики звука. И только 7% — на сами слова. 93% — это впечатление!

И если ведущий в группе осознанно добавляет к некоторым словам своей речи дополнительное значение голосом и телом, то он способен управлять впечатлением. И от себя лично, и от своей речи, и от своих предложений группе. Сравните:

— Чем мы сейчас займемся: поговорим с Денисом или пойдем на перерыв?

— Подумайте, насколько для вас будет важно поговорить с Денисом или мы пойдем на перерыв?

А ведь эффект при написании меньше: потому что выделение заметнее. В речи легкое изменение голоса и небольшой жест не привлекут к себе внимания. Сознательного внимания. Тем скорее внушение достигнет бессознательного, и тем эффективнее оно будет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...