Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. и их реализация.
Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора был образован Секретный комитет,переименованный позднее в Главный комитет по устройству сельского населения. Проекты крестьянской реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений окрестьянах.Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях". Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах.
Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян. Дворовые люди объявлялись свободными безвыкупа но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, будучи положена в банк под 6%годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчныхплатежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступалогосударство,выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75—80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49лет.Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли.Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме,годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.
Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. и городская реформа 1870г. Земская реформа 1864 г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права. В ходе реформы создавались органы местного самоуправления в губерниях и уездах избирались земские управы и собрания.
Функции: 1. Ведение местных дел; 2. Строительство и содержание школ и больниц; 3. Благотворительные мероприятия; 4. Развитие местной торговли и промышленности и др. Сущность земской реформы заключалась в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах. Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом являлось уездное земское собрание. Исполнительными органами на местах были земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух его членов. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года. Выборы проходили по трем основным куриям: 1-я курия – уездных землевладельцев (Дворяне-помещики, имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов) 2-я курия – городская курия (имущественный ценз – 15тыс. руб в год) 3-я курия – сельская курия (имущественный ценз – не установлен). Земская реформа положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и образования, однако она не смогла сформировать централизированную систему управления. Отсутствие материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов. Городская реформа 1870 г. была проведена на основе Городового положения в результате которой было введено городское управление. Сущность реформы заключалась в создании системы органов городского общественного управления – городское избирательное собрание и городская дума с городской управой. Главой думы и управы был городской глава, утверждаемый губернатором или министром внутренних дел. Городская дума и городская управа избирались сроком на четыре года, но половина состава должна была обновляться каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор. Выборы в Городскую дума проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости, в соответствии с этим избиратели делились на три группы каждая из которых выбирала 1/3 состава Городской думы. Избирательным правом обладали лица достигшие 25-летнего возраста и владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями. Рабочие, низшие служащие, осужденные или подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.
В компетенцию Городской думы входило: 1. Назначение должностных лиц; 2. Установление городских сборов; 3. Управление городским имуществом; 4. Городская недвижимость; 5. Кредиты-займы. Создание новых органов городского самоуправление положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Однако органы городского самоуправления также как и земское самоуправление находилось в зависимости и под контролем государственных административных и полицейских учреждений. Судебная реформа 1864 года. Система судоустройства России до реформы 1864 года строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775г. Судебные функции осуществлялись как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора было возложено на полицейские органы. Недостатки судебной системы вызвали волны народного недовольства и в 1864 году император Александр II утвердил новые судебные уставы. Основные акты судебной реформы: 1. Учреждения судебных установлений; 2. Устав уголовного судопроизводства; 3. Устав гражданского судопроизводства; 4. Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями. Судебная реформа установила новые принципы судоустройства и судопроизводства: 1. Отделение суда от администрации; 2. Создание чуткой системы судебных инстанций; 3. Несменяемость судей и следователей; 4. Создание всесословного суда; 5. Равенство сторон перед судом; 6. Введение присяжных заседателей; 7. Установление прокурорского надзора; 8. Отделение предварительного следствия от судебного. Также реформа вводила такие институты буржуазного процесса как:
1. Устность 2. Гласность 3. Состязательность 4. Равенство сторон 5. Презумпция невиновности 6. Апелляция 7. Кассация. Судебная система состояла из местных и общих судов. Существовали также духовные, военные и коммерческие суды. К местным судебным органам относились Мировые суды и Съезды мировых судей. Мировые судьи избирались земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Списки кандидатов санкционировались губернатором. Съезды мировых судей являлись апелляционной инстанцией для мировых судов. Мировой суд являлся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным (до 1 года лишения свободы) и гражданским делам (иск не более 500 рублей). Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входил председатель и члены суда, назначаемы императором по представительству министра юстиции. К кандидатам предъявлялся рад требований: высокий имущественный ценз, образовательный ценз, стаж работы, соответствие политическим требованиям. Окружной суд рассматривал как гражданские там и уголовные дела, в том числе с участием присяжных заседателей. Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах. Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам рассматривавшихся без участия присяжных заседателей, и в качестве первой инстанции по наиболее важным делам. (Государственные, должностные, религиозные и другие преступления ). Палаты состояли из двух департаментов – гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели назначались императором по представлению министра юстиции. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные проверенные. Высшим судебным огранном России являлся Сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и др. преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог созываться Верховный уголовный суд. Судебная реформа 1864 года устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения.
Судебной реформой учреждались: 1. Адвокатура – для защиты обвиняемого в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе. 2. Нотариат – для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение.
Военная реформа 1874 года. Результат Крымской войны 1853-1856 гг. показало необходимость реорганизации армии. Начало военной реформе было положено в 1864 году. Был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет и несколько улучшено техническое оснащение. В 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения достигшего 21 года. Призыв проводился ежегодно по жребию т.к. число подлежащих призыву превышало потребность в людях. Не вытянувшие жребий зачислялись в запас и участвовали только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости в период войны. Срок службы для пехотинцев составлял 6 лет, для моряков 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас: 9 лет для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках и 3 года для лиц служивших на флоте. Реформа давала преимущества лицам, получившим образование и вводила некоторые льготы с учетом семейного положения. Офицерский корпус комплектовался лицами окончившими или военное или юнкерское училище, и как правило, принадлежали дворянскому сословию. В результате реформы вооруженные силы России превратились в буржуазную армию, сохранившую, однако, многие феодальные пережитки – это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами(рукоприкладство), телесные наказания (хотя они и были отменены в 1863 г.) В результате военной реформы были созданы пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа созданы внутри страны. В конце 19 в. – начале 20 в. Усилилось использование армии для подавления народных выступлений.
Контрреформы 80-90-х гг. XX в. С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике. Контрреформы 1880 — 1890гг. в России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. • Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии. Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков. Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке. С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|