Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).




 

 

Ликвидация частной собственности. Экспроприация частной собственности осуществлялась режимом последовательно и систематически. В декабре 1917 г. городская недвижимость изымалась из оборота, а в августе 1918 г. передавалась в собственность государства. В январе 1918 г. были аннулированы все государственные долги. В апреле запрещались покупка, продажа и аренда торговых и промышленных предприятий. В мае отменялось право наследования - этим актом пресекался переход частной собственности, ликвидировалась традиционная форма распоряжения ею.
Социалистическое преобразование общества предполагалось провести путем экспроприации частной собственности и полной реорганизации финансовой системы; последняя намечалась на вторую половину 1918 г. В основу финансовой политики ставилась широкомасштабная инфляция, связанная с эмиссией бумажных денег. Вместо обесцененных денег следовало ввести «трудовые единицы», служащие знаками, выражающими количество затраченного их владельцем труда и дававшими ему право получать соответствующее количество вещей и услуг. Уничтожение денег было поставлено целью в программе Коммунистической партии [РКП(б)] в мае 1919 г.: «По мере организации планомерного общественного хозяйства это приведет к уничтожению банка и превращению его в центральную бухгалтерию коммунистического общества».
ВСНХ. Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ), который действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915-1917 гг.
Структура ВСНХ включала: Всероссийский совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.
ВСНХ должен был осуществлять руководство работой всех органов экономического управления, все хозяйственные законопроекты и декреты передавались в правительство через его аппарат. Председатель ВСНХ получил ранг комиссара по организации и регулированию производства.
Поначалу ВСНХ мыслился как центральный орган регулирования всего народного хозяйства страны, на практике он превратился в главный орган управления государственной промышленностью.
В январе 1918 г. ВСНХ принял на себя функции контроля за финансированием промышленности и выплатой зарплаты.
Тогда же в структуре ВСНХ были образованы комиссии по отраслям промышленности (будущие главки и центры), создавалась сеть местных 1 органов.
Январским Декретом в каждой области и губернии образовывались местные совнархозы, работавшие под контролем ВСНХ. В мае 1918 г. I Всероссийский съезд совнархозов утвердил эту систему, в целом повторяющую систему Советов рабочих и крестьянских депутатов. ВСНХ рассматривался как «экономический Совнарком».
Уже в первые месяцы 1918 г. ВСНХ стал проводить работу по созданию систем объединенного управления для каждой конкретной отрасли промышленности. Используя созданные еще перед революцией органы центрального управления отраслями промышленности (центры), ВСНХ сформировал систему главков, находившуюся под его контролем.
Происходила специфическая смычка промышленников, управляющих, инженерно-технического персонала с новой властью. Цель смычки - восстановить промышленное производство страны. На этом этапе власти еще не предполагалось проводить широкомасштабную национализацию промышленности.
В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестеры (лишение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.
Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.
Рабочий контроль. Еще в середине октября 1917 г. на Всероссийской конференции фабрично-заводских комитетов были сформулированы основные положения о рабочем контроле. Образующиеся на предприятиях рабочие комиссии были призваны решать все вопросы организации производства вплоть до согласования деятельности предприятия с хозяйственными планами. Контрольные комиссии объединялись для контроля над целой отраслью промышленности, а затем и в общегосударственном масштабе. При этом конференция предупреждала о недопустимости «захвата предприятий рабочими в свою пользу» (т.е. против анархо-синдикализма).
В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта мера была первой в ряду других по управлению экономикой, введенных новыми властями. Рабочий контроль осуществлялся фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский совет рабочего контроля. В состав последнего входили: представители ВЦИК (в декабре 1917 г. представители двух органов - рабоче-солдатского и крестьянского ВЦИК), Всероссийского совета профсоюзов, Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского союза инженеров и техников, Всероссийского союза агрономов, каждого профсоюза.
Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.
Национализация. Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел в несколько этапов.
На первом этапе (осень 1917 - весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения власти, как центральной, так и местной.
В мае 1918 г. на Всероссийском съезде Советов народного хозяйства (своеобразном «хозяйственном парламенте») было указано на то, что «ключи от производства все еще остаются в руках капиталистов», поворот к государственному капитализму (сотрудничеству с «капитанами капиталистической промышленности») грозит поражением революции. Чтобы избежать этого, необходимо перейти от национализации отдельных предприятии к национализации целых отраслей, а затем и всей промыш-ленности.
Начинающаяся Гражданская война и очевидные стремления Германии завладеть российской промышленностью (после подписания мирного договора с Россией) также подталкивали советское ру-ководство к скорейшему проведению более масштабной национализации.
С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности, для которых устанавливался количественный критерий национализации - размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и железнодорожного транспорта.
До момента, когда ВСНХ подготовит соответствующие инструкции, относящиеся к национализируемым предприятиям, их владельцы рассматривались в качестве арендаторов своих бывших предприятий, были обязаны их финансировать и сохраняли право получать от их деятельности прибыли. При этом директорам и персоналу предприятий запрещалось их покидать.
Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал Декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, еще раньше - речной флот и внешняя торговля.
Третий этап национализации промышленности пришелся на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принял положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...