Методы анализа документов.
Во всем многообразии методов анализа документов можно выделить два основных: традиционный (классический) и формализованный (количественный, контент-анализ). Традиционный анализ – все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае., т.е. проведение этого анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации и необходимую исследовательскую форму; это интерпретация содержания документа, его толкование. Это интенсивный метод анализа. Основанная слабость – субъективность. При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы: Что представляет собой документ? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково общественное действие, общественный резонанс документа? Каково оценочное содержание документа? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе? В традиционном анализе различают внешний и внутренний. Внешний анализ – это анализ «исторического контекста» документа. Щель внешнего анализа – установить вид документа, его форму, время и место появления, автора, инициаторы, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст. Внутренний анализ – это исследование содержания документа.
Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов, ибо там есть особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Психологический анализ. Применяется, как правило, при рассмотрении личных документов с целью получения выводов об авторе документа. Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности привело к разработке формализованных, количественных методов анализа документов (контент-анализ). Суть – найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (частота употребления определенных терминов). Ограниченность формализованного метода в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей; он дает неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Сей метод – экстенсивный. Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности. Принципы целесообразности применения контент-анализа: Ø Когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; Ø При наличии обширного по объему и несистематизированного материла, когда непосредственное использование последнего затруднено; Ø Когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; Ø Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его спец. характеристики. Иначе говоря, речь идет об ответах на следующие вопросы:
Что? (хочет подчеркнуть коммуникатор.) Кому передается сообщение? Как простроено сообщение? Кто и почему передает сообщение? Насколько эффективным было воздействие?
Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий; б) с выделением единиц анализа; в) с выделение единиц счета. Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема. В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широка, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание какого-либо события. Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем. В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям. 1. Время – пространство. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке; или время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино - или магнитной пленки. 2. Появление признаков в тексте. В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается. 3. Частота появления. Дополнительные возможности применения контент-анализа открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов. В лингвистике существуют методы, с помощь. Которых можно установить семантическое равенство различных форм (т.е. выделить один и тот же смысл в различных по написанию словах и целых оборотах речи).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|