Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя.

Фиксация результатов.

Запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события.

Неконтролируемое наблюдение не имеет жестких форм записи.

При контролируемом наблюдении система категорий оформляется в виде таблицы, карточки или протокола.

В обоих вышеуказанных случаях может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура.

Требования к наблюдателю.

Внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, добросовестность.

Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции.

Все рекомендации должны быть строго регламентированы.

Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Основное преимущество – наблюдение позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления.

Недостаток – вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию, и размер этого влияния определить необычайно сложно.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социология вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.

 

 


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Опрос как метод сбора социологических данных.

Понятие опроса.

В основе метода опроса лежит совокупность поросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных.

Опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Критерии качества данных опроса.

Вопросник, как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных, считается надежным в том случае, если он а) обоснован относительно целей его использования, т.е. обеспечивает получение искомой информации; б) дает достоверную, т.е. адекватно отражающую изучаемые аспекты социальной реальности, информацию и в) дает устойчивые данные, т.е. данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичных условиях.

Достоверность информации – это свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристика. Перед любым социологом, проводящим опрос, стоит задача такой организации условий сбора информации, чтобы полученные данные обладали достаточно высокой достоверностью

Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использовании этого инструмента на той же группе и при тех же условиях.

Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить.

Всю систему доказательств можно условно разбить на две группы:

В первую группу входят доказательства того, что конструкция вопросов (респонденту), вошедших в измерительных инструмент, адекватно отражает измеряемые характеристики. Среди них можно выделить релевантность, которая определяется тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для измерения данной характеристики. Понятие релевантности связано с вопросом о том, можно ли на основании результатов измерения судить о наличии у респондентов определенных знаний, личностных характеристик, мнений и установок. В этом случае нередко происходит подмена информации о знаниях информацией о том, как человек оценивает эти знания. Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания, экспериментальные ситуации и т.п.   Нейтральность (объективность). Обеспечение этого требования связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на формирование ответа респондента. Доступность. Все респонденты должны быть в состоянии понять содержание заданий или вопросов. Различающая способность. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы мог фиксировать с необходимой степенью дробности различия среди респондентов относительно измеряемых характеристик.

Ко второй группе относятся доказательства обоснованности, связанные с решение вопроса о том, насколько результаты, полученные при применении данного инструмента, согласуются с информацией об измеряемых характеристиках, полученной другими способами. Среди доказательств этого типа выделяются следующие: «Тест по известной группе». В этом случае сконструированный инструмент проверяется на группе лиц, относительно которых точно известно распределение измеряемых характеристик. Обоснованность по совпадению.  Доказательством может служить высокий коэффициент корреляции результатов, полученных при применении данного инструмента ид другого (готового) инструмента, известного своей обоснованностью.

 

Основные фазы опроса.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Опрос начинается с фазы адаптации – отсюда создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Содержание этой фазы – разведка, разминка, зондаж.  Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных. Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используют так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении.

Основное содержание следующей фазы опроса – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.

В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.

Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. (Мужчин о хоккее, женщин – о домашнем хозяйстве) Эти вопросы не должны обязательно нести содержательную информацию, ибо их основная цель – снять усталость и повысить мотивации отвечающих.

Завершение опроса. В конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

Типы и виды вопросов

Многообразие вопросов, задаваемых респонденту, можно упорядочить в трех направлениях с точки зрения:

1) цели, с которой задается вопрос;

2) наличия или отсутствия возможных ответов;

3) содержания вопросов.

 

В зависимости от цели постановки вопроса они подразделяются на следующие типы: содержательные или результативные и функциональные. С помощью результативных вопросов исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях. Для функциональных вопросов на первом плане стоит функции оптимизации, упорядочения течения опроса. Можно выделить несколько видов функциональных вопросов: функционально-психологические, фильтры и контрольные.

Функционально-психологические используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента.

Вопросы-фильтры. Помогают выяснить, относится ли респондент к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Ибо в противном случае может быть смещение результатов.

Контрольные вопросы. Их назначение – проверка достоверности данных.

 

Вопросы делятся на открытые и закрытые.

К закрытым относятся вопросы, в которых респонденту предлагаются один или несколько возможным ответов. Существует несколько видов закрытых вопросов: «да – нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Альтернативный вопрос отличается от дихотомического по такой важной характеристике, как уравновешенность формулировки. Интересной разновидностью функционального вопроса является вопрос-диалог. В уста псевдособеседников вкладываются противоположные высказывания. Еще интересен вопрос-иллюстрация, с использованием рисунков, изображающих собеседников, это усиливает прожективный эффект, позволяет ввести респондента в ситуацию опроса.

Шкальный вопрос – не менее важная разновидность альтернативного вопроса. В этом случае опрашиваемые должны отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Вопрос-меню позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в этом его коренное отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного ответа.

 

Разработка закрытых вопросов.

Классификация должна быть многоступенчатой, переходящей от более общих категорий к более частным, чтобы можно было исследовать материал на основе как широких, так и более узких категорий.

Система ответов на каждой ступени должна обладать одинаковой степенью общности, категории должны носить исчерпывающий и непересекающийся характер. В случае альтернативных вопросов добавляется требование взаимоисключаемости ответов.

Полузакрытый вопрос. Предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться от выбора именно данных альтернатив, либо ответит по своему.

Открытые вопросы не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым.

Обработка открытых вопросов.  Необходимо произвести классификацию ответов и кодирование оных.

Выбор формы вопроса. При выборе типа вопроса исследователи обычно руководствуются критериями экономичности и надежности.

 

Содержание вопросов.   а) вопросы о фактах; б) вопросы о знаниях; в) вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.

Вопросы о мнениях, установках и мотивах самые сложные. Мнения установки и мотивы могут быть ясными и четко оформленными или смутными и расплывчатыми. Они могут быть осознанными или не осознаваться респондентом. Для получения достоверной информации должен происходить некоторый процесс осознания параллельно с определенной степенью самоанализа, концептуализацией идей, обобщением отдельных фактов и т.д.  Для отсева неинформированных респондентов можно использовать вопросы-фильтры.

 

Формулировка вопросов.

Вопросы и ответы на них должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый 1) правильно понял их; 2) выбрал адекватных ответ; 3) смог правильно выразить выбранный ответ в словах.

Нельзя употреблять трудные и неясные формулировки. Должно быть мало эмоциональных слов, которые могут нести чрезмерную эмоциональную нагрузку, оперировать стереотипами…

В вопросе не должны проявляться мнения, ценности и установки исследователя.

Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную.

Необходимо уравнивать альтернативы по длине.

 

Последовательность вопросов.

Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение.

Г. Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:

1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.

2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).

3. для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).

4. помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.

5. направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.

 

Расслоение совокупности опрашиваемых.

Требования для каждой изучаемой совокупности:

Ø Создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве с обращением;

Ø Поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего исследования;

Ø Соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых;

Ø Соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе категорий опрашиваемых;

Ø Отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них;

Ø Отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых.

 

Разновидности опроса.

Можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы (в служебном помещении).

По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью – на личное и телефонное.

Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журналов.

При почтовом опросе соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответ…

Раздаточная анкета раздается исследователем группе людей, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. (Различают групповое (аудиторное) анкетирование).

Телефонное интервью может использоваться для опроса населении по широкому кругу вопросов. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут.

 

Анкетирование.

Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом. Анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса. Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п. Анкета – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника. По этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности.

 

Интервью.

Свободное (клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темп, но и предварительно продуманного специального куга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают, смотрят материалы и т. д.

Интервью с открытыми вопросами – следующая ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся, а анкетированию в присутствии анкетера.

Очень важны следующие характеристики:

Пол и возраст интервьюера;

Внешний вид интервьюера;

Темп интервью;

Индивидуальные качества интервьюера (внимательность, наблюдательность, терпение, умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого полный и истинный смысл вопроса; умение слушать; умение молчать; недопустимость жестокости, требовательности, властности);

Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента (мнение первого незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на последнего). Регистрация ответов опрашиваемых (запись может быть дословной с применением стенографии; возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом; механическая звукозапись; запись по памяти и др.);

Отбор и подготовка интервьюеров.

Инструкции интервьюеру оформляются либо в виде отдельных брошюр, либо включаются в текст анкеты. Обязательные элементы содержания таких инструкций:

Ø Определение отношений интервьюера с организаторами опроса;

Ø Правила поиска респондента и замены, отсутствующих запасными кандидатурами;

Ø Содержание вводной беседы с респондентом и рекомендации по установлению предварительного контакта с ним, получению его согласия на интервью (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе);

Ø Объяснение техники заполнения анкеты.

Контроль качества работы интервьюеров. Повторное посещение респондентов, включенных в выборку, контролеры-интервьюеры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...