Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему мы должны правильно думать о Боге

Величие Бога

Оглавление

От автора
Почему мы должны правильно думать о Боге
Непостижимый Бог
Божественные атрибуты: некоторые истины о Боге
Святая Троица
Самодостаточность Бога
Независимость Бога
Вечность Бога
Бесконечность Бога
Неизменность Бога
Всеведение Бога
Мудрость Бога
Всемогущество Бога
Трансцендентность Бога
Вездесущность Бога
Верность Бога
Доброта Бога
Справедливость Бога
Милосердие Бога
Благодать Бога
Любовь Бога
Святость Бога
Верховная власть Бога
Открытый секрет


От автора

Истинная религия сопоставляет землю с небесами и возвышает вечность над временем. Однако тот, кто несет весть о Христе, хотя и говорит словами, исходящими от Бога, должен также, по выражению, принятому когда-то у квакеров, "говорить с учетом уровня" своих слушателей; иначе он будет говорить на языке, который известен только ему самому. Его слова должны быть понятны не только вечности, но и его времени. Он должен говорить своему поколению.

Хотя проблема, поднятая в этой книге, возникла отнюдь не сегодня, она присуща именно нашему времени. С некоторых пор большинство религиозных людей утратили понятие о величии Господа. Христианство оставило свое возвышенное представление о Боге и заменило его представлением низким и постыдным, которое совершенно недостойно мыслящих и поклоняющихся Господу людей. Христианство сделало это не по злому умыслу, а само того не понимая, постепенно, шаг за шагом. И оттого, что христианство само этого не понимает, его положение становится еще более трагическим.

Ограниченное суждение о Боге, характерное для христиан почти всюду,- причина многих зол, незаметных на первый взгляд. Вся новая философия христианской жизни - результат этой принципиальной ошибки в наших суждениях о Боге.

Когда мы потеряли ощущение величия Господа, мы лишились и духовного благословения, и ощущения Божественного присутствия. Наше поклонение Богу перестало быть одухотворенным, и мы утратили способность внутренне сосредоточиваться для того, чтобы встретить Бога в молитвенном молчании. Современное христианство просто не способствует появлению таких христиан, которые могли бы оценить и испытать на себе жизнь в Духе. Слова: "Остановитесь и познайте, что Я - Бог..." (Пс. 45, 11) - почти ничего не значат для самоуверенного, погрязшего в суете верующего, который живет в XX веке.

Представление о величии Господа было утрачено как раз в то время, когда религии удалось многого достичь, а церкви с виду стали более процветающими, чем когда-либо на протяжении последних нескольких столетий. Но тревожит то, что наши достижении являются в основном внешними, а наши потери - полностью внутренними; и поскольку именно внутренние условия оказывают влияние на качество нашей веры, то, может быть, и достижения наши это не более чем наши потери, распространяющиеся все дальше и дальше.

Единственный способ возместить наши духовные потери - это понять причину создавшегося положения и исправить допущенные ошибки, восстановив истину. Наши несчастья происходят оттого, что мы утратили должное представление о святости. Чтобы найти исцеление, нам нужно будет пройти долгий путь, на котором мы будем вновь открывать для себя величие Бога. Наша нравственность не может не деформироваться и наши взгляды не могут не искажаться, пока наше представление о Боге ошибочно и не соответствует действительности. Если мы хотим вернуть в нашу жизнь духовную силу, мы должны стремиться к тому, чтобы образ Бога, существующий в нашем сознании, как можно больше соответствовал тому Богу, Который существует на самом деле.

Свое благоговейное исследование, цель которого - изучение свойств Бога, я предлагаю вам в качестве моего скромного вклада в совершенствование понимания Божьего величия. Если бы сегодня христиане читали такие книги, как труды Августина или Ансельма, то такую книгу, как эта, просто незачем было бы писать. Но современные христиане знают только имена этих выдающихся людей. С сознанием своего долга издатели переиздают их книги, и через некоторое время они появляются на полках в наших кабинетах. Но в том-то и вся беда: на полках они и остаются. Нынешнее состояние религиозных умов делает фактически невозможным понимание этих книг даже для образованных христиан.

Ясно, что мало найдется таких христиан, которые смогли бы преодолеть сотни страниц трудных для понимания религиозных трактатов, чтение которых требует сосредоточенности.

Слишком многим людям такие книги напоминают произведения светских классиков, которые приходилось читать в школе и от которых потом эти люди отворачивались с чувством разочарования.

Поэтому моя книга, может быть, и будет полезна. Поскольку она написана не только для избранных, не только для тех, кто обладает какими-то особыми знаниями технического или иного характера, и поскольку она написана языком прославления Господа, без претензий на изысканный литературный стиль, может быть, найдутся люди, которые захотят прочитать ее. Я полагаю, что в этой книге не будет ничего такого, чего нельзя было бы найти в христианском богословии, и потому пишу не для профессиональных теологов, а для простых людей, чьи сердца зовут их на поиски Бога.

Я надеюсь, что эта небольшая книга сможет в какой-то степени содействовать развитию в сердце читателя глубоко личной веры в Бога. А если несколько человек, прочитав эту книгу, начнут с благоговением размышлять о сущности Бога, это более чем окупит все труды, затраченные на ее написание.

Почему мы должны правильно думать о Боге

О Господь, Всемогущий Бог, не Бог философов и мудрецов, но Бог пророков и апостолов, и еще лучше: Бог Отец нашего Господа Иисуса Христа! Могу ли я выразить Твою сущность, не исказив при этом Твой образ? Может быть, те, кто не знает Тебя как должно, поклоняются не Тебе, а произведению своей собственной фантазии; так просвети же наши умы, чтобы мы могли знать Тебя таким, какой Ты есть, чтобы мы могли любить Тебя совершенною любовью и воздавать Тебе достойную хвалу.

Во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Наше представление о Боге наиболее полно характеризует нас самих.

Всемирная история показывает, что ни один народ никогда не поднимался выше своей религии, а духовная история человечества свидетельствует, что не было ни одной религии, наличие которой превышало бы величие проповедуемой ею идеи Бога. Поклонение Богу может быть возвышенным и непорочным или же, наоборот, приземленным и нечистым и зависимости от того, какими являются мысли верующего человека о Боге - возвышенными или приземленными.

Поэтому самое важное для церкви это всегда Бог, а самое значительное в человеке - это не его слона и не его дела, а его представление о Боге. Тайный закон нашей души влечет нас к тому образу Бога, который создан в наших мыслях. Это касается не только каждого конкретного христианина в отдельности, но и группы христиан, составляющих церковь. Наиболее полно судить о церкви можно по ее представлению о Боге. В церкви наиболее важно то, что она говорит о Боге, или то, что она предпочитает о Боге не говорить, так как ее молчание часто оказывается более красноречивым, чем ее речь. Церковь не может скрыть своего отношения к Богу.

Если бы человек смог достаточно полно ответить на вопрос о том, что приходит ему на ум, когда он думает о Боге, то можно было бы с уверенностью предсказать духовное будущее этого человека. Если бы мы могли точно знать, что наши наиболее влиятельные духовные вожди думают сегодня о Боге, мы смогли бы с определенной степенью точности предсказать, где будет церковь завтра.

Несомненно, самая значительная мысль, которая только может возникнуть в нашем уме,- это мысль о Боге, а самое весомое слово в любом языке - это слово "Бог". Мысль и речь это дары Бога, которые Он дал существам, созданным по Его образу и подобию; мысль и речь тесно связаны с Богом и не могут быть отделены от Него. И очень большое значение имеет тот факт, что первым словом было Слово: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан. 1,1). Мы можем говорить, потому что Бог говорил. В Нем слово и мысль неделимы.

Для нас очень важно, чтобы наше представление о Боге как можно больше соответствовало истинной сущности Бога. Наше исповедание веры имеет гораздо меньшее значение, чем наши мысли о Нем. Наше подлинное представление о Боге может быть похоронено под грудой общепринятых религиозных понятий, и, возможно, потребуется осмысленный и настойчивый поиск, прежде чем нам удастся увидеть и понять, насколько верно мы понимаем Бога. Скорее всего, только после сурового самоанализа мы сможем узнать, что же мы на самом деле думаем о Боге.

Правильное представление о Боге является основой не только систематического богословия, но и практической христианской жизни. Для нашего поклонения Богу оно имеет такое же значение, какое имеет фундамент для храма; если фундамент поставлен неправильно или неровно, то весь храм рано или поздно рухнет. Я думаю, едва ли найдется такое отклонение от догматов церкви или такое нарушение норм христианской этики, которое нельзя было бы объяснить как результат несовершенных или недостойных мыслей о Боге.

По-моему, господствующее сейчас, в середине XX столетия, представление о Боге совершенно недостойно Всевышнего, а для тех, которые называют себя верующими людьми, является чем-то вроде морального бедствия.

Даже если бы на нас обрушились все небесные и земные проблемы одновременно, это было бы ничто но сравнению с той великой проблемой, которая встает перед нами, когда мы думаем о Боге: есть ли Он? какой Он? и как мы, существа, наделенные моралью, должны вести себя по отношению к Нему?

Человек, который приходит к правильному пониманию Бога, освобождается от тысячи преходящих проблем, так как он сразу же понимает, что эти проблемы если и будут волновать его, то недолго. Но даже если он полностью сбросит с себя груз многочисленных сиюминутных проблем, тяжкое бремя вечности будет давить на него сильнее, чем все беды мира сего, взятые вместе. Это тяжкое бремя - долг человека перед Богом: ежеминутная, не покидающая нас до конца нашей жизни обязанность любить Бога всей силой нашего ума и нашей души, полностью повиноваться Ему, достойно служить Ему. И когда недремлющая совесть человека говорит ему, что он ничего этого не делал и что, напротив, он с детства восставал против величия Небес, тяжесть внутреннего самоосуждения может оказаться просто невыносимой.

Евангелие может снять с нас это тяжкое бремя, дать красоту взамен праха, одежду хвалы взамен покрывала печали. Но если человек не ощущает этого бремени, Евангелие для такого человека ничего не будет значить. А печаль и тяжкое бремя люди не будут ощущать, пока не увидят Бога высоко в небесах. Приземленный взгляд на Бога лишает человека Евангелия.

Среди грехов, к которым склоняется человеческое сердце, едва ли найдется такой грех, который был бы более ненавистен Богу, чем идолопоклонство, ибо идолопоклонство - это клевета па Его личность. Сердце идолопоклонника искажает сущность Бога (а это уже само по себе тяжкий грех) и заменяет истинного Бога существом, которое похоже на самого идолопоклонника. Такой бог будет всегда соответствовать образу своего создателя. Этот бог может быть приземленным или возвышенным, жестоким или добрым - в зависимости от морального состояния ума того, кто этого бога создал.

Вполне естественно, что бог, созданный в потемках падшего сердца, не будет похож па истинного Бога. "...Ты подумал,- говорит Господь в псалме, обращаясь к грешнику,- что Я такой же, как ты" (Пс. 49, 21). Конечно, такие мысли - серьезное оскорбление Всевышнего, перед Которым Херувимы и Серафимы постоянно восклицают: "Свят, свят, свят Господь Саваоф!"

Давайте не будем в гордыне своей думать, что идолопоклонство это только преклонение колен перед видимыми объектами и следовательно, цивилизованные люди свободны от этого греха. Суть" идолопоклонства - это мысли о Боге, недостойные Его. Идолопоклонство зарождается в уме человека и может существовать без каких-либо видимых проявлений. О первых признаках этого греха великий апостол писал: "...они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце" (Рим. 1, 21). И уже следствием этого ложного представления о Боге становится поклонение идолам, созданным по образу и подобию людей, птиц, зверей и пресмыкающихся.

Неверные мысли о Боге - это не только источник, из которого течет грязная вода идолопоклонства; эти мысли сами по сути своей идолопоклонство. Идолопоклонник просто выдумывает что-то в отношении Бога, а потом ведет себя так, будто эти выдумки являются правдой.

Искаженные мысли о Боге вызывают гниение религии. Долгая история Израиля достаточно ясно это показывает, история церкви это подтверждает. Возвышенное представление о Боге весьма необходимо церкви. Если это представление хотя бы в какой-то степени снизится, церковь вместе со своим богослужением и со своими моральными нормами тоже будет принижена.

Любая церковь может сделать первый шаг на этом пути, отказавшись от возвышенного представления о Боге.

Прежде чем христианская церковь придет в упадок, обязательно начнут распадаться основы ее учения. Церковь просто неправильно ответит на вопрос "каков Бог?", и за этим последует все остальное. Хотя, возможно, церковь и будет стараться доказать, что в ней ничего не изменилось, но выглядеть это будет фальшиво. Прихожане такой церкви начнут верить в бога, непохожего на настоящего, а это уже очень коварная и смертельно опасная ересь.

Сделать свое представление о Боге чистым и возвышенным, достойным Бога и Его Церкви - первостепенная задача современного христианства. Во всех молитвах и во всех делах это стремление должно быть на первом месте. Мы окажем величайшую услугу следующему поколению христиан, передав им незапятнанное и необесцененное благородное представление о Боге, которое мы получили от предыдущих поколений от иудеев и от первых христиан. И это будет для грядущего поколения намного ценнее, чем все, что может оставить ему в наследство искусство или наука.

О Бог Вефиля, Чья рука
Народ по-прежнему питает,
Когда-то наших предков вел
Ты, Боже, трудными путями.

Свои молитвы мы сейчас
К престолу милости возносим.
О Бог отцов! Ты Богом будь
Для их детей! Тебя мы просим...

Филипп Доддридж

Непостижимый Бог

Господи, в каком сложном положении мы оказываемся! В Твоем присутствии нам больше приличествует молчание, но любовь воспламеняет наши сердца и заставляет нас говорить.

Даже если бы мы молчали, вместо нас стали бы вопиять камни; и все-таки если мы заговорим, то что мы должны будем сказать? Научи нас, как узнать то, чего мы не можем знать, ибо Божье неведомо человеку, а ведомо только Духу Божьему. Пусть вера поддержит нас там, где не может поддержать рассудок, и мы будем думать, потому что мы верим, а не для того чтобы верить. Аминь.

 

И ребенок, и философ, и религиозный деятель задаются одним и тем же вопросом: "Каков Бог?"

Эта книга представляет собой попытку дать ответ на этот вопрос. Но я с самого начала должен признать, что на него нельзя ответить иначе, кроме как сказав, что Бог непохож ни на что, то есть Он непохож в точности ни на что и ни на кого.

Мы учимся, используя уже известное в качестве моста, по которому переходим к еще неизвестному. Человеческий ум не может совершить резкий переход от хорошо знакомого к совершенно незнакомому. Даже самый сильный и смелый ум не способен произвести на свет нечто из ничего спонтанным действием воображения. Те странные существа, которые населяют мир мифологии и суеверий,- это не результат безосновательного творчества человеческой фантазии. Воображение создало этих существ, взяв за основу обычных обитателей земли, воздуха и моря, увеличив или уменьшив их привычный облик до неестественных размеров или же соединив вместе облики двух или более творений, в результате чего получилось что-то новое. Какими бы прекрасными или нелепыми эти существа ни были, всегда можно найти их прототипы. Созданное воображением похоже на то, что нам уже известно.

Попытка людей, охваченных вдохновением, выразить то, что невозможно передать словами, привела к тому напряжению, которое мы видим и в мыслях, и в языке Священного Писания. Поскольку оно было откровением сверхъестественного мира, а умы, для которых оно писалось, были частью мира естественного, авторы, чтобы сделать Священное Писание понятным людям, вынуждены были использовать понятия, похожие на то, что было в действительности, но не соответствующие ему.

Когда Дух открывает нам то, что лежит за пределами нашего человеческого познания, Он говорит, что это похоже на нечто, нам уже известное. Но Он очень осторожно выражает это словами, чтобы не вызвать у нас рабского преклонения перед тем, что эти слова буквально означают. Например, когда пророк Иезекииль увидел видение подобия славы Божьей, он понял, что смотрит на что-то такое, что невозможно описать словами. То, что он видел, полностью отличалось от всего виденного им раньше, поэтому ему пришлось говорить языком сравнений: "И вид этих животных был как вид горящих углей..." (Иез. 1, 13). И чем ближе он подходил к пылающему престолу, тем меньше уверенности слышалось в его словах: "А над сводом, который над головами их, было подобие престола но виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг... Такое было видение подобия славы Господней" (Иез. 1, 26-27; 2, 1).

Каким бы странным ни был этот язык, он все же не производит впечатления того, что описано нечто нереальное. Понятно, что вся эта сцена очень даже реальна, но чужда всему, что известно человеку на земле. Поэтому, чтобы передать словами то, что он видит, пророк должен был использовать такие выражения, как "подобие", "как бы" и "по виду как бы". Даже престол становится "подобием престола", а Тот, Кто восседает на нем, хотя и похож на человека, но в то же время настолько на человека не похож, что Его можно описать только словами "как бы подобие человека".

Читая в Писании о том, что человек был создан по образу и подобию Божьему, мы не осмеливаемся добавить к этому утверждению нашу собственную мысль о том, что здесь имеется в виду точное сходство. Если это сделать, то получится, что человек копия Бога, и тем самым будет утрачена уникальность Бога, и в конце концов Самого Бога уже не будет. Это значит преодолеть ту бесконечно огромную пропасть, которая отделяет Бога от того, что Богом не является. Представить себе творение и Творца в основных чертах похожими друг на друга - значит лишить Бога большинства Его свойств и низвести Его до положения творения. Так, это значит лишить Его присущей Ему безграничности: во Вселенной не может быть двух безграничных субстанций. Также это значит лишить Его присущей Ему независимости: во Вселенной не может быть двух абсолютно свободных существ, ибо рано или поздно две полностью свободные воли неизбежно должны были бы столкнуться друг с другом. Эти свойства Бога (а также и другие Его свойства, которые здесь не были упомянуты) таковы, что они могут принадлежать только кому-то одному.

Когда мы пытаемся представить себе, каков Бог, мы вынуждены использовать в качестве исходного материала для работы нашего ума то, что Богом не является. Следовательно, каким бы мы ни представляли себе Бога, паше представление не будет соответствовать действительности, так как мы основываем наши представления о Боге на том, что Он сотворил, а то, что Бог сотворил, не является Богом. Если мы будем упорно стараться представить себе Его, то в конце концов получим идола, сделанного не руками, а мыслями; а идол, созданный умом человека, так же оскорбителен для Бога, как и идол, созданный руками.

"Разум знает, что Ты неведом ему,- писал Николай Кузанский. Так как разум знает, что знать Тебя невозможно, если только непознаваемое не станет известным, если только невидимое не станет видимым, а недостижимое - достигнутым.

Если кто-нибудь выдвинет какое-нибудь понятие с целью постичь Тебя, то я буду знать, что это понятие не имеет к Тебе отношения, ибо конец всякого понятия - в стене рая... Поэтому, если кто-то будет говорить о том, как понять Тебя и как найти для этого способы, будет ясно, что этот человек еще далек от Тебя... поскольку Ты - абсолют, возвышающийся над всеми понятиями, которые человек может сформулировать".

Предоставленные сами себе, мы обычно тут же начинаем низводить Бога до таких понятий, которыми легко можно оперировать. Мы хотим, чтобы Он был там, где Им всегда можно было бы воспользоваться, или чтобы, по крайней мере, всегда можно было знать, где Его найти, когда Он нам понадобится. Мы хотим иметь такого Бога, Которым в какой-то степени можно было бы управлять.

Нам необходимо чувство безопасности, которое появляется тогда, когда мы узнаем, каков Бог. А наши представления о Боге складываются из всех картин на религиозную тематику, которые мы видели, из образов самых лучших людей, которых мы когда-либо знали или о которых слышали, из самых возвышенных мыслей, которые когда-либо у нас были.

Если все это кажется странным современному человеку, то только потому, что в течение полстолетия мы воспринимали Бога как нечто само собой разумеющееся. Славу Божью нынешнее поколение людей не увидело. Бог современного христианства лишь ненамного лучше богов Древней Греции и Древнего Рима, а может быть, даже хуже их, потому что он слаб и беспомощен, в то время как они, по крайней мере, имели силу.

Если мы принимаем за Бога то, чем Он не является, то как же нам тогда думать о Нем? Если Он действительно непостижим, как о Нем говорится в символе веры, и обитает в неприступном свете, как о Нем говорит апостол Павел, то как мы, христиане, можем реализовать свое стремление к Нему? Обнадеживающие слова: "Сблизься же с Ним - и будешь спокоен..." (Иов. 22, 21) - продолжают звучать по прошествии столетий, но как мы можем сблизиться с Тем, Кто недоступен для нас, несмотря на все старания нашего ума и нашего сердца?

И как можно от нас требовать, чтобы мы знали то, что нам невозможно знать?

"Можешь ли ты исследованием найти Бога? - спрашивает Софар Наамитянин. - Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес - что можешь сделать? глубже преисподней - что можешь узнать?" (Иов. 11, 7-8). "...И Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть",- сказал Господь (Матф. 11, 27). В Евангелии от Иоанна раскрывается беспомощность человеческого разума перед великой Тайной, которой является Бог, а апостол Павел в Первом послании к Коринфянам учит нас, что Бога можно познавать только по мере того, как Святой Дух раскрывает Свою сущность ищущему сердцу.

Желание познать то, что мы познать не можем, постигнуть непостижимое, прикоснуться к недоступному, попробовать его происходит от того, что образ Бога заложен в самой природе человека. То, что скрыто в глубине души, зовет нас туда, в глубину; наша душа, хотя и запятнана и устремлена к земле вследствие той великой катастрофы, которую богословы называют грехопадением, все же чувствует свое происхождение и стремится вернуться к своим истокам. Как ей достичь этого?

Ответ, который дает на этот вопрос Библия, прост: через Господа нашего Иисуса Христа. В Христе и через Христа Бог полностью раскрывает Себя, хотя Он являет Себя не разуму, но вере и любви. Вера - это орган знания, а любовь - орган опыта. Бог пришел к нам во плоти; искупив наши грехи, Он примирил нас с Собой, и с помощью веры и любви мы входим к Нему и постигаем Его.

"Поистине, Бог - это бесконечное величие,- писал Ричард Ролл, восторженно воспевавший Христа,- это величие большее, чем мы можем подумать... Тем, кто сотворен, постичь Бога не дано; мы никогда не сможем понять Его так, как Он понимает Себя. Но даже здесь и сейчас, всякий раз, когда сердце начинает пылать желанием быть с Богом, оно получает несотворенный свет и, вдохновившись дарами Святого Духа и наполнившись ими, испытывает небесную радость. Сердце переступает пределы всего того, что видимо, и поднимается к сладости вечной жизни... Когда все помыслы разума, все тайны, скрытые в сердце, поднимаются вверх, к Божьей любви, в этом - истинно совершенная любовь".

То, что Бога можно познать душой, в личном общении с Ним, полностью отчуждаясь от любопытного взора разума, представляет собой парадокс, который лучше всего описывается такими строчками:

Для разума - ночная тьма,
Для сердца - солнца свет...

Фредерик У. Фэйбер

Хорошо развивает эту мысль автор маленькой, но знаменитой книжки "Облако незнания". Он говорит, что, приближаясь к Богу, ищущий Его узнает, что Божественное скрыто во тьме, скрыто за облаком незнания; но не стоит из-за этого разочаровываться, а нужно только, отбросив все второстепенное, стремиться к Богу. Это облако находится между ищущим Бога и Самим Богом для того, чтобы мы никогда не видели Бога в свете понимания разума и не ощущали Бога с помощью наших чувств. По милости Божьей лишь вера может пробиться через это облако туда, где присутствует Бог, если тот, кто ищет Бога, поверит в Его слово и проявит настойчивость.

Тому же учил и испанский святой Мигель де Молинос. В своем "Духовном путеводителе" он говорит, что Бог возьмет душу за руку и поведет ее по пути чистой веры; "заставив разум оставить позади все рассуждения и мудрствования, Он поведет ее вперед... Тем самым Он делает так, что с помощью простого и не бросающегося в глаза знания, которое дает вера, душа стремится на крыльях любви только к своему Жениху".

За эти и другие подобные мысли инквизиция объявила де Молиноса еретиком и приговорила к пожизненному заключению. Вскоре он умер в тюрьме, но истина, которой он учил, никогда не умрет. Говоря о христианской душе, Мигель де Молинос писал: "Пусть она думает, что весь мир и все самые изощренные рассуждения самых мудрых умов не могут ей ничего сказать и что доброта и красота ее Возлюбленного во много раз превосходит все знания этих людей, и пусть она поймет, что все творения Божьи слишком грубы для того, чтобы дать ей истинное знание о Боге и привести ее к этому знанию... Ей следует идти вперед с любовью, оставив понимание позади. Пусть она любит Бога таким, какой Он есть в Себе, а не таким, каким нарисует Его ее воображение ".

Каков Бог? Если, задавая этот вопрос, мы имеем в виду: "Что представляет Собой Бог?" - то нам не найти на него ответа. Если же мы имеем в виду: "Что из доступного пониманию Бог открывает о Себе Самом благоговейному уму?" - то, я думаю, на этот вопрос есть полный и исчерпывающий ответ. Ибо, в то время как имя Бога является тайной и сущность Его непостижима, Он, удостоив нас Своей любви, через Слово Свое приоткрыл нам нечто такое, что является истинными сведениями о Нем. Это то, что мы называем Его атрибутами.

Великий наш Отец, наш Царь Небесный!
Готовы восхвалять Тебя мы в песне;
О качествах Твоих мы возвещаем,
Они велики все, и нет числа им...

Чарлз Уэсли

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...