Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диктант как метод формирования орфографической зоркости




 

Орфографическая зоркость - способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты.

Диктант - это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации [7].

Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Это одна из самых эффективных форм работы, которая способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют и для формирования пунктуационных навыков, а также для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.

В методике и практике обучения существует много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается. Разные методисты пользуются неодинаковой классификацией диктантов.

Попытки создания классификаций диктантов, учитывающих их разные функции, были сделаны М.В. Ушаковым, А.В. Текучёвым, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орловой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др. [9].

Можно выделить 3 критерия, которые учитываются в классификации:

цель проведения;

характер записи текста;

время объяснения правописания орфограмм в тексте.

В зависимости от цели можно классифицировать диктанты на обучающие и контрольные. Такое разделение в известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.

К обучающим относятся:

Предупредительный.

Комментированный.

Объяснительный.

Выборочный.

Зрительный.

Словарный.

Самодиктант.

«Проверяю себя».

Распределительный.

Комбинированный диктант.

Графический.

Творческий, куда входят:

Диктант по началу.

Диктант по картине.

Диктант-перевод.

Свободный диктант.

По характеру записи текста диктанты разделяют на:

дословные (текстуальные), в которых текст (связный, отдельные предложения, слова) записывают без всяких изменений;

диктанты с изменением текста.

Дословными, или текстуальными, могут быть предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста принадлежат выборочный, свободный и творческий.

По времени объяснения орфограмм выделяют:

предупредительные;

комментируемые;

объяснительные

Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил, обсуждение неправильно написанных орфограмм.

Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или поданный на доске, плакате, экране. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют (приложение А).

Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Цель этого вида диктанта - развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Во время комментирования у учащихся одновременно работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная.

Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. В это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово в соответствии с правилом. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут (приложение А).

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные - в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели (приложение А).

Выборочный диктант предусматривает выписывание из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: из диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной группе, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с ъ и ь в две колонки.

Выборочный диктант - довольно ценный вид упражнений, так как, во-первых, требует сознательного, вдумчивого отношения к работе и фактически исключает механическую запись, ведь в тексте необходимо распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу; во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой лексической базе.

Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие (приложение Б).

Словарный диктант состоит из отдельных слов на определённое правило. Перед учащимися ставится грамматическая задача - вспомнить правила правописания данных слов, не зависящих от контекста, и правильно их записать. Этот диктант удобен тем, что даёт возможность при минимальной затрате времени повторить или закрепить конкретные орфографические правила [4, с. 7].

Методика проведения словарного диктанта зависит от того, каким он является: предупредительным, объяснительным или контрольным (приложение В). Количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся:

класс - 12 - 15 слов;

класс - 15 - 20 слов;

класс - 20 - 25 слов;

класс - 25 - 30 слов;

класс - 30 - 35 слов;

класс - 35 - 40 слов;

класс - 40 - 45 слов [5].

Самодиктант - вид диктанта, в написании которого учитель не принимает активного участия. Ученики самостоятельно записывают текст, который они выучили наизусть. Вспоминая и записывая текст, они как бы молча сами себе его диктуют.

Методика проведения этого диктанта такова: учитель за день до диктанта предлагает ученикам хорошо просмотреть текст, который изучался раньше наизусть, обращая внимание на правописание отдельных слов, на расстановку знаков препинания. На уроке учитель диктует только название диктанта, а содержание ученики записывают самостоятельно. Самодиктант развивает у детей внимание к слову, к построению предложений, помогает практически усвоить правила орфографии и пунктуации.

Диктант «Проверяю себя» прививает учащимся навык самоконтроля, учит детей быть внимательными к слову, развивает логическое мышление, умение чётко формулировать свои мысли и правильно задавать вопросы.

Методика проведения этого диктанта оправдывается его названием. Учитель диктует связный текст, учащиеся в случае затруднения спрашивают у учителя, правильно ли написаны слова, в правописании которых они сомневаются. Все ошибки исправляются сразу же. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает. Педагог может разрешить на вопросы и ученикам, но тем, которые могут дать правильный ответ. После консультации, полученной у учителя или у одноклассника, работы сдаются на проверку [4, с. 9].

Второй вариант: ученик пишет весь диктант с пропуском тех написаний, в которых он сомневается. Затем справляется в орфографическом словаре о тех написаниях, в которых он сомневался, и заполняет пропуски. Каждому ученику предоставляется возможность в сомнительных случаях спрашивать у учителя, смотреть в словаре. Диктант «Проверяю себя» можно применять на всех этапах усвоения учебного материала [9].

При проверке учитель не учитывает исправления, сделанные учащимися в подчёркнутых ими же словами, но оценивает работы строго, так как у учеников была возможность исправить все ошибки. Такие требования повышают активность учащихся, вырабатывают у них навыки самоконтроля, умение внимательно слушать, читать и видеть написанное. Учитель оценивает не столько сам диктант, сколько плодотворный труд учащихся на уроке [4, с. 10].

Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

Комбинированный диктант содержит в себе элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов в их различных вариантах. Вначале даётся несколько предложений для предварительного объяснения (3 - 4), затем несколько предложений для попутного с записью и последующего (после записи) объяснения правописания слов на те правила, которым посвящён урок. Вслед за этим на данном же уроке проводится запись нескольких предложений по способу контрольного диктанта с целью проверки степени усвоения учащимися соответствующего навыка. Проверка написанного проводится здесь же, вслед за записью.

Проводится после того, как учащиеся хорошо освоятся с названными видами диктантов, на уроках обобщения или повторения больших по объёму тем и целых разделов курса.

Такой вид диктанта оживляет работу, а потому делает её более интересной для учеников, активизирует их.

Графический диктант - диктант с полной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая запись диктуемого имеет ограниченные возможности. Она эффективна при работе с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе со связным текстом. Применение данного типа диктанта возможно потому, что существуют единообразные обозначения частей слова, членов предложения.

Творческий диктант. Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст ученики записывают с изменениями. Изменения могут быть различные:

ввести в диктуемый текст слова (прилагательные, причастия, наречия);

изменить грамматическую форму отдельных слов (заменить именительный падеж существительных творительным, согласовав все слова)

заменить одно слово другим (множественное число единственным, несовершенный вид совершенным и т.д.)

подобрать синонимы, антонимы.

Цель творческого диктанта - развитие речи учащихся, закрепление правописания, повторение изученных ранее орфограмм. Проводится творческий диктант следующим образом. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. Затем читает весь текст (конечно, без слов, которые надо вставить, или без изменения формы слов), потом ещё раз напоминает учащимся задание и начинает диктовать предложения, делая длительные паузы, имея в виду среднего ученика.

После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, называя вставленные или изменённые ими слова. В конце урока учитель читает полностью текст и делает вывод о значении включённых грамматических категорий.

Творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их речь, закрепляют навыки грамотного письма, вызывают у детей живой интерес к слову.

Диктант по началу - вид творческого диктанта. Учитель подбирает или сам составляет текст, в котором есть интригующий момент, часто начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды», «увидел» и т. д.

Перед началом работы учитель сообщает учащимся, что они должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно соответствовать продиктованному началу.

Цель диктанта по началу - развивать у учащихся творческие способности, учить выражать мысли своими словами, в логической последовательности излагать события.

Диктант по картине формирует у учащихся умение точно, выразительно описывать предметы, явления, изображённые художником.

Учитель должен подбирать картину с учётом того грамматического задания, которое он даёт ученикам. Необходимо, чтобы при описании картины грамматические средства сами диктовались её содержанием. Так, например, описание картин пейзажного характера требует использования прилагательных, причастий, однородных и неоднородных определений, уточняющих слов и т.д.

Перед диктантом учитель вывешивает картину и очень кратко сообщает сведения о художнике и о его замысле. Затем учитель читает подготовленный им текст диктанта, показывая при этом на картине описываемые предметы. После знакомства детей с текстом, в котором пропущены грамматические категории, учитель читает отдельные предложения, а ученики записывают, вводя в текст нужные слова, называющие действия, предметы, признаки.

Если диктант проводится впервые, то подготовительная работа занимает больше времени: учитель вместе с учениками анализирует картину, составляет текст, ученики вместе с учителем подбирают слова для вставки.

Диктант по картине способствует развитию речи, он является интересным видом работы, подготавливающим к самостоятельным сочинениям по картине, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, прививает интерес к искусству

Диктант-перевод. Это один из сложных видов диктанта, так как учитель подбирает текст на белорусском языке, читает его по-белорусски, а ученики должны сделать перевод и записать по-русски. Цель диктанта-перевода - научить детей свободно владеть русским языком, уметь сопоставлять правописание русских слов с правописанием соответствующих им белорусских слов.

Методика проведения диктанта-перевода. Учитель читает белорусский текст, учащиеся слушают, делают устный перевод, анализируют правописание слов. Затем учитель медленно читает каждое предложение, чтобы дать ученикам возможность записать. После записи всего текста ученики самостоятельно проверяют его, слушая повторное чтение учителем белорусского текста [4, с. 10-14].

Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант - это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

Контрольный диктант - это проверка не только уровня орфографической и пунктуационной грамотности, но и усвоения ими какого-либо раздела грамматики или отдельных правил правописания.

Цель контрольного диктанта - определить степень усвоения учащимися изученного грамматического материала. Текст для контрольного диктанта надо подбирать связный, интересный по содержанию, воспитывающий, понятный учащимся [4, с. 16]. В нём не должно быть никаких неожиданностей для учеников. Не следует перенасыщать его трудными орфограммами. Диктовать надо медленно и внятно.

Контрольные диктанты никогда не следует давать спонтанно, учитель должен заранее (примерно за 2-3 недели) определить, какой текст будут писать его учащиеся. Такой подход позволит учителю целенаправленно и постепенно готовить своих учеников к проверочной работе, закрепляя в их памяти языковые признаки, от которых зависит выбор написания [9, с. 21].

Контрольный диктант проводится следующим образом:

. Выразительное чтение текста целиком для понимания его общего содержания.

. Написание текста по предложениям. Предложение сначала прочитывается (дети не пишут), затем записывается под диктовку по частям (важно соблюдать соответствующую интонацию, правильно членить предложение на речевые такты: дыхание, не более 3 слов, смысловая связь).

. Проверка записанного предложения.

. После написания последнего предложения и его проверки проверяется текст целиком. После прочтения каждого предложения следует делать паузу для проверки предложения учениками, когда ещё звучит в голове речь учителя.

Объём контрольного диктанта зависит от класса.

класс - 85 - 90 слов;

класс - 90 - 100 слов;

класс - 100 - 110 слов;

класс - 110 - 125 слов;

класс - 125 - 145 слов;

класс - 145 - 170 слов;

класс - 170 - 200 слов [5].

Кроме широко известных традиционных диктантов, можно проводить нетрадиционные диктанты: словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры; «Зоркий глаз» - поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро»; «Помоги Пете Ошибкину» и др.

Все типы диктантов способствуют прочному становлению орфографических навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических норм в ходе письма.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. Работа по орфографии должна осуществляться и при изучении неорфографических тем - фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Наиболее действенным методом для формирования орфографической зоркости считается диктант.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Известный лингвист В.А. Федоров считал, что «диктант может иметь хорошее значение» в образовании навыка правильного письма.

Орфографические упражнения, по Текучёву, должны строиться так, чтобы в них всегда имелся в виду «главный враг орфографии» - произношение, говор. Должна быть выработана привычка - слышать одно, а писать другое. В целом же Текучёв, как филолог-теоретик, реалистично оценивал место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. «По-настоящему грамотным, - пишет он в коллективной монографии «Основы методики русского языка в 4-8 классах», можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать. Поэтому он рекомендует использовать такие упражнения, которые преследуют не только узкоорфографические цели. Это зрительный диктант, диктант «Проверяю себя», свободный диктант, запись выученного наизусть образцового художественного текста [10].

По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием. Это даёт учителю огромные возможности в выборе той или иной формы работы и в полной мере способствует формированию орфографической зоркости у учащихся.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368с.

1. 2.Социальная сеть работников образования nsportal. - Режим доступа http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/formirovanie-orfograficheskoi zorkosti-na-urokakh-russkogo-yazyka <http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/formirovanie-orfograficheskoi%20zorkosti-na-urokakh-russkogo-yazyka>. - Дата доступа 27.02.2013.

.   Сайт Министерства Образования Республики Беларусь. - Режим доступа http://edu.gov.by/main.aspx?guid=90073. - Дата доступа 27.02.2013.

.   Кадырко, Р.П. Диктанты по русскому языку для 5-11 классов / Под общ. ред. И.С. Ровдо. - Минск: Юнипресс, 2009. - 384с.

.   Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ: утв. зам. Министра образования РБ 23.05.2012

.   Афоризмы об образовании и науке. - Режим доступа <http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_35_1.shtml>. - Дата доступа 27.02.2013.

.   Большая советская энциклопедия. - Режим доступа <http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/84492/%D0%94%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82>. - Дата доступа 03.03.2013.

.   Словарь лингвистических терминов. - Режим доступа <http://encdic.com/linguistics/Orfografija-1840.html>. - Дата доступа - 16.03.2013

.   Мурина, Л.А. Методы формирования у учащихся орфографических и пунктуационных навыков / Л.А. Мурина // Русский язык в школе. - 2011. - №7. - с. 15 - 22.

.   Власенков, А.И. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР А.В. Текучёва. - Режим доступа <http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302309>. - Дата доступа - 26.03.201


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Предупредительный диктант. Комментированный диктант. Объяснительный диктант

класс

Объяснить правописание приставок на -з, -с (согласных з, с в начале корня), выделить орфограмму.

Сумерки сгущаются; бесследно исчезнуть в темноте; бесснежная зима; громко рассмеяться; здание школы; сжал руку; сделал правильно; здешний климат; сбил огонь; красивая роспись; расписаться в журнале; бесчисленные вопросы; хмурый рассвет; беззвездная ночь; расцеловать бабушку; расцвел под окном; рассмотреть пейзаж; бессвязный рассказ; бессердечный человек; расспросить отца; расследовать до конца; точно рассчитать; точный расчет; бесспорный ответ. Объяснить правописание гласных о ё после шипящих в корне, выделить орфограмму.

Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

Объяснить правописание и-ы после ц, обозначить условия выбора орфограммы:

Цирк, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, циклоп, операция, цыпочки, цыкнуть, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, девицы, красавицы, лестницы, столицы, гусеницы, птицы, синицы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, на цыпочках, дикция, скворцы, смуглолицый, грация, полиция, умельцы.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Выборочный диктант

класс

Записать слова, в которых есть корни с чередующимися гласными, выделить орфограмму.

) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей.

класс

Выписать предложения с полными причастиями в один столбик, а с краткими - в другой.

В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто взволнован в этот час больше - ребенок или родители. Право на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

орфограмма зоркость диктант правописание

Словарный диктант

класс

Сарафан, бюллетень, аккомпанировать, пьедестал, фармацевт, процесс, почтамт, искусство, аллергия, гостиница, ровесник, бриллиантовый, гармония, лучезарный, баллада, нарочно, дирижёр, уникальный, превозмочь, корреспонденция, озон, орнамент, впечатление, ювелир, аромат.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Распределительный диктант

класс

Распределить слова в два столбика: 1) з на конце приставки; 2) с на конце приставки. Подчеркнуть в словах первую букву корня, выделить приставку.

Рассыпать; вздрогнуть; растолочь; сгибать; бесценный; беззвучный; сбросил; безжалостный; сжег; бестолковый; расспросить; бесцельный; распилить; расчирикался; сдуть; издалека; бесшумный; вспахать; сдвинуть; беззаботный.

класс

Распределить существительные в три колонки по склонениям.
Степь; демонстрация; постель; постелька; олень; дичь; брошюра; цыган; циркуль; местность; ненастье; шепот; чувство; луч; камыш; станция; циферблат; жюри; шов; предложение; тополь; милиция; декорация; шоколад; здание.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Творческий диктант

класс

От сочетаний слов образовать прилагательные, записать их с существительными, выделить суффиксы прилагательных.

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные).

Шкаф, в котором хранят платья (платяной).

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная).

Цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных (искусственные).

Мельница, действующая силой ветра (ветряная).

Отделение больницы, где оказывается хирургическая лечебная помощь (операционное).

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...