Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства личности, влияющие на самоопределение в выборе профессии с точки зрения психологов различных направлений.

       Рассмотрим влияние характера на профессиональное самоопределение в различных психологических направлениях. Психоанализ характера и профессия. Среди многих теоретических построений, выдвинутых Фрейдом, большое признание получила так называемая концепция психологических стадий развития личности. Четыре основные стадии – оральная, анальная, фаллическая и генитальная охватывают время от начала рождения до наступления полового созревания. Эти стадии указывают на локанизацию либидо в определенном участке тела. Понятие либидо объясняется Фрейдом достаточно широко. Это все то, что может доставлять малышу удовольствие – и кормление, и опорожнение кишечника, и детская игра с гениталиями. Застревание на какой- либо стадии или прекращение дальнейшего развития впоследствии серьезно влияют на характер человека и соответственно – на способ осуществления своего профессионального определения. Эти идеи Фрейда со временем были блестяще развиты американским психологом Фроммом, выдвинувшим концепцию характера.

Фромм разделил все разновидности характеров на один продуктивный и четыре непродуктивных типа: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Люди с каждым из этох типов характеров имеют собственное представление об удачной карьере, но все они, кроме представления людей с продуктивным типом характера, являются ложными и не могут сделать человека по настоящему счастливым. Лишь обладателям продуктивноготипа характера повезло.

Человек с продуктивным характером творчески реализует себя в любом деле, совершенствуя при этом самого себя, свои способности и мир вокруг себя.

Человек с рецетивным (потребительским) характером останавливается на оральной стадии развития. Своим успехом в жизни он будет считать достижение хорошего к нему расположения со стороны людей, которые обеспечивают ему беспрепятственный доступ к материальным благам. Их отличает пассивность и зависимость от других людей, неспособность сказать “нет” в отношении тех действий, которые ему не нравятся, но навязываются. Удачная карьера для такого типа – получить хорошую должность при хорошей кормушке, ни за что при этом не отвечая.

Человек с эксплуататорским типом характера застревает на стадии перехода от оральной стадии к анальной. Своим успехом и соответственно счастьем он будет считать ситуацию, в которой получает какой- то вид блага, отнимая его у других обманом или силой. В области интеллектуальной деятельности такие люди будут предпочитать не продуцировать собственные идеи, а красть их у других. Это может быть сделано или в форме грубого плагиата или в виде тонкого варьирования чужих идей. Формм объясняет недостаток собственных оригинальных идей у одаренных людей скорее психологической ориентацией их характера, чем врожденным недостатком оригинальности. Удачная карьера для людей с эксплуататорским типом характера – бесконечно проворачавать сделки, пользуясь несовершенством законодательства, а также наивностью и доверчивостью других людей.

Человек с накопительским типом характера связывает удачную карьеру, жизненный успех и счастье с накоплением и сохранением накопленного. Его высшие ценности – порядок и безопасность. Главной отличительной чертой этого характера является скупость, которая одинаково распространяется как на деньги, так и на чувства и на мысли. Скупость определяет приверженность людей с таким характером к порядку, педантизму и пунктуальности. Такой характер формируется в результате их психологической задержки на стадии анального развития и жесткого поведения родителей в стремлении приучить маленького ребенка к чистоплотности. Человек с накопительским типом чаще произносит слово “нет”, которое есть проявление автоматической защитной реакции на враждебность окружающего мира.

 Удачная карьера для людей накопительского типа - попадание на директорское место в государственной или лучше частной коммерческой фирме, которое дает возможность управлять другими людьми, обладать и распоряжаться материальными и финансовыми средствами. Такие люди агрессивны по отношению к тем, кто покушается на их добро или их решения.

Человек с рыночным типом характера относится к себе как к товару, который он для своего успеха и счастья должен суметь как можно более выгодно продать на рынке. Самоуважение такого человека оказывается зависящим не столько от его знаний и умений, сколько от того, насколько удачно он сможет продать себя на рынке общественных услуг. Поскольку конъюнктура на рынке постоянно меняется, то его самоуважение оказывается связанным с условиями, которые человек не может контролировать. Человек, определяющий свою ценность рыночным успехом, рискует тем, что его чувство собственного достоинства будет постоянно попираться. При этом будет страдать и самоидентификация человека, необходимая для нормального психологического самочувствия. При рыночной ориентации характера не развиваются многие ценные качества, потенциально присущие человеку. У такого человека заблокированы его внутренние духовные силы, внутренне он как бы всегда пуст и готов заполниться всем чем угодно в зависимости от требований рынка.

Между тем Формм отмечает, что у зрелого человека реально наблюдается сочетание разных ориентаций. Могут смешиваться как непродуктивные, так и продуктивные типы. Каждый человек, чтобы жить, должен что-то получать от других, что-то брать у них, хранить и менять. Только если способ приобретения вещей и отношения к другим начинают приобретать непродуктивный уклон, можно говорить о деформации характера.

Гуманистическая этика и психология, начиная от Аристотеля и Спинозы и кончая Маслоу, Роджерсом и Фроммом, учит нас тому, что истинный успех и счастье человека приходят к нему не тогда, когда он становится материально богатым и независимым, но тогда, когда он реализует свои духовные силы и действует в соответствии со своими природными возможностями и склонностями. Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть. Спиноза видел счастье человека в понимании им в самого себя и стремлении осущетсвлять свои возможности. Добродетель, утверждал он, есть использование человеком своих сил, в то время как порок – это неумение использовать свои силы. Следовательно выбирать надо профессию по душе, пусть деньги не будут доминирующим фактором в этом вопросе.

II.Законы мотивации

Понятие мотивация

 

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает мотивацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом. Термин «мотивация» представляет широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации и, напротив, активация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, её восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационная сфера человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желание и намерение – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действие.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...