III . Тестовые методики в профориентационной работе.
“Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет”, писал К.Д. Ушинский. Верно выбранная профессия приносит человеку не только знания, опыт, мастерство, но и радость, сознание своей полезности, счастье. Проблема методов профессиональной диагностики – это часть более общей проблемы, которая связана с вопросами профконсультации. Роль профдиагноста – помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей; право выбора, при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью.Главную роль профконсультации как формы работы мы обосновываем тремя положениями, которые зашифрованы мнемотехнической аббревиатурой РАСТИМ. 1) РА - развитие. В этом положении заключены два момента. Во-первых, современная психодиагностика интеллекта не располагает методиками, позволяющими исследовать задатки. Во-вторых, в соответсвии с принципом развития психики достигнутый уровень будет меняться. Прогноз этого изменения возможен не просто вероятный, но вообще очень приблизительный. 2) СТИ – стиль. Здесь стоит обратиться к достаточно известным работам об индивидуальном стиле деятельности Е.А. Климова, В.В.Белоуса и др. В рамках данного научного направления показано, что не смотря на различия в индивидуально-типических особенностях, работники могут достигать одинакового уровня продуктивности в профессиональной деятельности за счет формирования индивидуального стиля формирования индивидуального стиля деятельности. 3) М – мотивация. Данный фактор нам представляется наиболее важным. Влияние мотивации на продуктивность деятельности всегда считалось чрезвычайно существенным. В ряде исследований по психологии индивидуальной деятельности, в том числе и в наших собственных, было показано, что успешность деятельности определяется не только силой мотивации (классический закон Йеркса-Додсона), но и структурой мотивов. Более того, в экспериментальных исследованиях В.А. Якунина, Н.И. Мешкова и др. установлено, что положительная профессиональная мотивация не компенсируется никаким высоким уровнем специальных способностей.
Обратного же явления не происходит: отрицательная профессиональная мотивация не компенсируется никаким высоким уровнем специальных способностей. Подчеркивая большое значение фактора мотивации, мы должны понимать, что современные возможности психодиагностики профессиональной мотивации ограничены. Необходима разработка более надежных тестовых опросников, а ещё желательнее проективных методик. Профессиональная диагностика опирается на потрясающее открытие в психологии, которое долгое время было недоступно отечественным практикам – психологам: между психотипом и профессией существует четкая и определенная взаимосвязь. Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961 гг). Благодаря его работам в практической психологии, стало возможным системное описание личности – это называется типология. А на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации. Разных теорий о существовании внутри личности некоего ядра к началу XX века тоже было более чем достаточно. А то, что у человека существует подсознание, ещё Фрейд утверждал. Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что подсознание у разных людей устроено по – разному. И тем заложил базу для построения теории личности. Попробуем просто объяснить теорию Юнга:
S T
N F
Рис. 1 Модель информационного процесса
Представим мозг человека в виде пункта переработки информации. У этого пункта есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе – выдает решение (рис. 1). Так вот, Юнг установил, что люди по- разному воспринимают информацию, и разделил их на две группы: - группа “ S ” воспринимает только практическую, конкретную информацию, ту которую можно увидеть, услышать, потрогать; - группа “ N ” воспринимает отвлеченную информацию в виде картин и образов. Решения тоже можно принимать по- разному. И тут Юнг выделил две группы: - группа “ T ” оценивает информацию объективно, логически (правильно- неправильно) и также принимает решение; - группа “ F ” оценивает информацию субъективно, этически (хорошо- плохо) и также принимает решение. Таким образом, Юнг выделил 4 основные психические функции: S – конкретность, N –интуиция, Т-логика, F – этика, которые явились базовыми (рис. 2.3)
=T
=N =F =F Рис. 2.3 Модель психических функций
Юнг ввел ещё два дополнительных параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интроверсия (I). ”Экстра” означает “наружу”. Они “из кожи вон” лезут, чтобы покорить весь мир. А вот “интра” означает “внутрь”. Интроверт, как черепаха, прячется в свой панцирь.
Получилось восемь базовых психотипов. Майерс и Бриггс они дополнили классификацию психотипов по Юнгу и получилось 16 рабочих психотипов.
Классификация психотипов по Юнгу С последующими дополнениями по Майерсу и Бриггсу
Примечание к таблице: 1.Латинскими буквами дано международное обозначение психотипов. 2.Приведено наименование психотипов, применяемое в США, в скобках в России.
Майерс и Бриггс создали инструменты для типирования – целый набор разнообразных тестов. Один из тестов, адаптированный российскими учеными, ознакомимся в этой главе. Ознакомимся более подробно с четырьмя парами типологических черт: Экстраверсия – интроверсия Конкретность- интуитивность Логика – этика Определенность – гибкость В каждом человеке есть, как правило, противоположные черты, но одна из них преобладает. Экстраверсия (Е) и интроверсия (I). Интроверт пытается спрятаться, столкнувшись с кем- нибудь или чем- нибудь незнакомым, застенчив, менее навязчив, чем экстраверт. Экстраверт будет вести себя решительно и раскованно, отзывчив, полон энтузиазма. Конкретность (S) и интуитивность (N). Вторая пара базовых качеств – самая сложная для диагностики. Для “конкретного” человека обещания святы, нарушение договоренности – почти трагедия. Он активно взаимодействует с окружающим миром, практичен. “Интуитивный”, напротив, к изменению планов отнесется совершенно спокойно, N типом трудно управлять, он более изобретателен.
Логика (Т) и этика (F). Если Вы логик (Т), от вас чаще всего можно услышать “Зачем?” и “Почему?”. Если этик (F) –“Для кого?”. F- тип ориентирован на людей, он тонко различает эмоции других, у него богатая мимика. По лицу логика вы никогда не угадаете его эмоционального состояния. Определенность (J) и гибкость (P). J тип старается вовремя подготовиться к занятиям в школе, не любит опаздывать на свидания, ответственно относится к обязанностям на работе. Р типа совершенно не волнует, успеет он к назначенному времени или нет, не любит ничего планировать заранее и вообще не любит ограничивать себя какими бы то ни было рамками. Эти восемь типологических качеств личности можно разбить на две пары: одна “мыслительная” (S-N, T-F), вторая “двигательная” (E-I, J-P). Объяснение психотипов и перечень профессий, соответсвтующий им перечень профессий. ESTP “Маршал” Примерный перечень профессий
ESTJ “Управитель” Примерный перечень профессий
ISTJ “Инспектор” Примерный перечень профессий
ISTP “Мастер” Примерный перечень профессий
ESFP “Политик” Примерный перечень профессий
ESFJ “Энтузиаст” Примерный перечень профессий
IFSJ “Хранитель ”
Примерный перечень профессий
ISFP “Посредник” Примерный перечень профессий
ENTP “Искатель ” Примерный перечень профессий
ETNJ “Предприниматель” Примерный перечень профессий
INTJ “Аналитик” Примерный перечень профессий
INTP “Критик” Примерный перечень профессий
ENFP “Советчик” Примерный перечень профессий
ENFJ “Наставник” Примерный перечень профессий
INFJ “Гуманист” Примерный перечень профессий
INFP “Лирик” Примерный перечень профессий
КАК РАБОТАТЬ С ОПРОСНИКОМ 1. Инструкция по работе с опросником Вам предлагается опросник, состоящий из 28 пар утверждений. Что вам следует сделать: - В каждой паре выберите то, что вам больше подходит в большинстве случаев жизни, либо “а”, либо “б”. Подчеркнем, что все ответы равноценны, правильных и неправильных здесь быть не может - После выбора конкретного варианта ответа оцените его в баллах, исходя из того, чтобы сумма баллов равнялась 10 (Например: а=3; б=7). Старайтесь реже отвечать равноценным вариантом, когда а= 5 и б=5. - Просьба работать в темпе, подолгу не размышляя над ответами.
2. Обработка результатов. - Подсчет результатов производится простым суммированием количества баллов (ответов по варианту “а”и “б”) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа с записью результатов в пустые ячейки (внизу каждого из столбцов) - Таким образом, вы получите четыре пары чисел в нижних ячейках. Затем обведите ту букву (E или I, S или N, T или F, J или P), которой соответствует большее число из пары. Если числа окажутся равными (а=35;б=35), то необходимо обвести левую букву для женщин и правую для мужчин. - В результате вы получите четыре обведенные кружком буквы. Их сочетание обозначает ваш психологический тип. По итогам проведенного теста психологом могут быть сделаны выводы о том соответствуют ли самооценка детей по выбору профессии, объективным результатам теста и на сколько эти результаты соотносятся с оценочными суждениями родителей. Результаты можно сравнить также с наблюдениями учителей и классного руководителя; откуда психолог может дать рекомендации по выбору профессии. Рассмотрим результаты: В тестировании участвовало 22 учащихся 10“б” МОУ № 14 г. Полевского (в 9-м классе профессионального тестирования не проводилось.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что самооценка учащихся в выборе профессии и результаты тестирования по Майерс-Бриггс совпадают лишь в малой части, имеется также группа не определившихся в выборе профессии. Психологам необходимо проводить индивидуальную работу с получившимися тремя группами учащихся. 1 группа, где результаты тестирования и самоопределения совпадают. Здесь необходимо дальнейшее развитие способностей ребенка по избранной профессии, т.к. реально существуют данные для профессии. Классный руководитель может взять на себя просветительскую функцию (книги, журналы, экскурсии). 2 группа, где результаты тестирования вошли в противоречие с желаниями ребенка в выборе профессии. Поскольку эта группа достаточно многочисленна необходима целенаправленная работа школьного психолога по убеждению ребенка в ошибочности его профессиональных предпочтений, поскольку тест дает достаточно объективные данные о способностях к той или иной профессии. Классный руководитель в содружестве с психологом углубленно работает над устранением излишнего эмоционального фактора в выборе профессии; так же классному руководителю рекомендуется проводить информирование родителей о результатах тестирования и желаниях ребенка. 3 группа, где результаты тестирования невозможно сравнить с самоопределением поскольку таковое отсутствует (группа не знаю кем хочу быть). Рекомендуется психологу с помощью тестов, диагностик выявить способности, интересы (карта интересов методика А.Е. Голомштока), изучить факторы привлекательности профессии; дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климова). Классному руководителю необходимо донести результаты тестирования до родителей, а в работе с ребенком проводить беседы по самоопределению. В дополнение к проведенному тестированию по Майерс-Бриггс и анкетированию учащихся проведено так же анкетирование родителей по следующим вопросам: 1. Хотите ли вы, чтобы ребенок выбрал ту же профессию, что и вы, если ‘да” то по какой причине: а) профессиональное удовлетворение; б) востребованность. 2. Видите ли вы способности ребенка к этой профессии. Советовались ли вы с психологом по этому вопросу? 3. Хочет ли ребенок стать вашим приемником? Осуществляете ли вы давление на ребенка или исходите из способностей и желания ребенка. Поскольку не все родители активно участвовали в анкетировании, не представляется возможным получить полную картину по классу, тем не менее можно сделать вывод, что5 из 15 родителей поддерживают выбор своего ребенка, а так же согласны с результатами теста Майерс- Бриггс. 8 из 15 родителей не согласны с выбором ребенка, но согласны с результатами теста. 2 из 15 не определились кем хотят видеть своего ребенка и подвергают результаты теста сомнению. Примечателен тот факт, что активнее в анкетировании принимали участие мамы учащихся, они же осуществляют наибольшее давление на ребенка в выборе профессии (не всегда ответственно объективно, а исходя из своих прагматичных интересов). Всем трем группам родителей школьный психолог может дать соответствующие рекомендации по профориентационной работе с детьми. Для диагностики мотивации профессиональной деятельности нами проводилось с указанным выше контингентом детей методика исследования мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана. В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Рецитентам предлагалось прочитать мотивы профессиональной деятельности и дать оценку их значимости по 5-ти бальной шкале. После заполнения листа ответов мы подсчитали показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешне отрицательной мотивации (ВОМ). На основании полученных результатов нами определился мотивационный комплекс личности – соотношение трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ. К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам относятся (по к.Земфир) следующие два типа сочетаний; ВМ ³ ВПМ ³ВОМ и ВМ= ВПМ ³ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ ³ ВПМ ³ ВМ. Результаты тестирования настолько разняться друг с другом, что не возможно сгруппировать их в таблицу. Однако, можно отметить, что оптимальных типов сочетаний (вышеуказанные и промежуточные) из 24 отмечается 19. А результатов тестов, где ВОМ, а так же ВПМ преобладают оказалось 5. Рассмотрим результаты тестирования учащегося 10 “б” класса МОУ № 14 г. Полевской Ярославцева В. Итог теста – формула ВМ=ВПМ ³ ВОМ, где ВМ=5, ВПМ=3, ВОМ=2,5. Совершенно очевидно внутренняя мотивация мальчика на выбор профессии, внешняя позитивная преобладает над внешней отрицательной. Исходя из результатов теста психолог консультирует родителей, сообщает им результаты в виде формулы, поясняет её; с учеником так же проводится разъяснительная работа по итогам теста. Обобщающей работой психолога в данном случае закрепление внутренней мотивации мальчика на выбор профессии. Привлекая во внимание результаты всего комплексного обследования, т.е. тест Майерс-Бриггс, тест родителей, мотивационный тест К. Замфир психолог получает необходимые данные для индивидуальной профориентационной работы с учащимися, где помощниками ему будут учителя, классный руководитель и родители. В 11 классе необходимо провести повторное аналогичное обследование с целью корректировки профориентиционной работы,т.к. какие бы надежные, проверенные, уточненные и сложные психо- диагностические методики мы не выбирали следует все таки не забывать: каждая методика, каждый тест имеет право на ошибку. Такова реальность.
Заключение
Проблема профконсультирования является одной из сложнейших вопросов в психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для школьного психолога. Проблематика связанная с профконсультированием очень разнообразна и сложна. В настоящее время, пожалуй, нет единой специальной методики которая бы надежно решала задачу комплексной диагностики профпригодности личности. Мы считаем, что методики Майерс-Бриггс, анкетирование родителей, мотивационное тестирование по К.Замфир решают вопрос комплексности, а так же высокой надежности профессиональной работы психолога. Полученные нами результаты не идут в разрез с не тестовыми наблюдениями указанного выше контингента детей учителями и родителями, успешно используются в профориентационной работе в школе, они придают определенную четкость и психологизм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев А. Г. Психология личности. М.: Из-во Моск. Ун-та. 1990.
2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих ваши успехи на работе. М.: Персей, 1995.
4. Карнаух И. И., Танаев В. М. Найди себя, или делай то, для чего ты рождён! Екат., 2000.
5. Карпов А. В., Абанина И. Л. К вопросу о влиянии интенсивности мотивации на процесс принятия решения. Ярославль, 1983.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.
7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение 1983.
8. Немов Р. С. Психология Книга 1. Центр Владас 1997.
9. Петрушин В. И. Настольная книга карьериста. Питер. Серия. Бизнес-психология 2002.
10. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001.
11. Прашицкая Е. Н. Выбирайте профессию. Уч. Пособие для ст. кл. ср. шк. М.: Просвещение 1991.
12. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Растов – на – Дону 1999.
13. Хорнби М. Я могу сделать это! 36 действий помогут вам получить ту работу, которую вы хотите. М.: Мн.: Амалфея 1996.
14. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Уч. пос. 2-е изд. М. Логос 1996.
15. Юнг К. Психологические типы. М.: СПб 1995.
II Природы – трамплины для успеха! Ненастья – залог большого счастья! Потери – залог приобретений. Мотивация – это то, что нас двигает, что заставляет нас расти, а попутно – крутиться, вертеться, не давая покоя нашему разуму, телу и чувствам. Важность мотивации доказывают многие психологи, утверждая, что для карьеры значимы не столько способности и условия для профессионального и личностного роста, сколько стремление к собственному развитию. Это стремление в высшей степени зависит от уровней самооценки и самоутверждения, которые в детстве зависят от любви родителей, в зрелом возрасте – от социального статуса, уровня образования и экономического положения. Очень многое из того, что мы пытаемся в жизни сделать и достичь связано с нашим желанием повысить или укрепить нашу самооценку, наше чувство собственного достоинства. Как отмечает Т. Шибутани, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. После наших достижений мы и чувствуем себя лучше, и любим себя больше, и к другим людям относимся теплее. Есть ряд факторов, которые являются движущей силой успешного профессионального определения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|