Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности




 

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?

Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем реализовать принцип толерантности? В современной литературе, несмотря на то, что над вопросом толерантного воспитания работают много исследователей, четко определенных методов нет. Как социальный педагог будет реализовывать принцип толерантности во многом зависит от его творчества.

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.[30]

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные приемы могут применяться учителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. [30]

Так же можно предложить детям сами написать рассказ о толерантном поведении. Вот пример рассказа написанного Аветян Венерой.

«Под кожей мы все одного цвета»

Однажды в 4 «А» классе появился новенький. Это был мальчик, звали его Пьер Клоди. На вид это был обычный девятилетний мальчик, но необычным был цвет его кожи, он был тёмный.

В 4 «А» также учились Даша и Максим. Они дружили, ходили вместе в школу, но вскоре Даша поссорилась с Максимом. А случилось вот что.

Максим стал обзываться, называл Пьера чернокожим уродцем, обижал его, настраивал всех против него. Пьер чувствовал себя одиноким и виноватым.

Когда Даша задала Максиму вопрос, почему он так поступает, он сказал, потому что у него смуглая кожа и он не русский. Даша была изумлена, разочаровалась в друге и поссорилась с ним.

После этого Даша подружилась с Пьером и решила поддержать его. У Пьера накопилось много обиды, но он был учтивым и терпеливым. Даша узнала о Пьере очень много, он был очень умным и добрым.

Максим завидовал дружбе Пьера и Даши. И однажды после уроков избил с друзьями Пьера, но Пьер ничего не сказал учителю. И тогда Даша сама решила подойти к Ивану Ивановичу школьному директору. Директор пришёл к нам в класс, провёл нравоучительную беседу, и после этого все в классе стали относится к Пьеру лучше. Вот что сказал нам директор.

«Дети, нельзя придавать большое значение цвету кожи. И у белых людей кожа далеко не белая: она может быть любого оттенка, от розового до светло-коричневого. Цвет кожи не имеет никакого отношения к тому здоровый человек или больной, добрый или злой, умный или глупый. Нельзя быть расистами. Есть старая пословица «Под кожей мы все одного цвета». И это правда. Хирурги знают, что органы людей разного цвета кожи выглядят одинаково. Так почему бы вам людям не жить в мире независимо от цвета кожи? Нравится нам человек или нет, дружим мы с ним или нет — зависит от многих причин, но не от цвета его кожи!»

Конечно, все эти задание дети смогут выполнить только после того, как будут знать о толерантности. Поэтому необходимо, сначала провести классные часы, на которых разъяснить понятие «толерантность».

Вывод: можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе, вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии, третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...