Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-воспитательного процесса в ВВУЗе




Ряд теоретиков и практиков высшего образования России считают понятия «интеллигентность», «интеллигенция» идеальной целью учебно-воспитательного процесса, одной из несущих конструкций концепции воспитания в ВВУЗах.

Проблема определения сущностных черт интеллигенции до сих пор не решена. Среди многочисленных определений интеллигенции одно из наиболее удачных рассматривает ее как образованную, интеллектуально и морально развитую часть общества, профессионально занимающуюся творческим трудом, развитием и распространением культуры [38, c. 5].

«Интеллигентность совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством..» [59, c. 120-126].

К числу основных признаков интеллигентности относится ком­плекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:

- обостренное чувство социальной справедливости;

- приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры;

- усвоение общечеловеческих ценностей;

- следование велениям совести, а не внешним императивам;

- тактичность и личная порядочность, исключающая проявление нетерпимости и вражды в национальных отношениях, грубости в межличностных отношениях;

- способность к состраданию;

- идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

В настоящее время в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начинают складываться объективные возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества» [45].

В других источниках отмечаются следующие признаки интеллигентности:

- бескорыстное служение истине и народу;

- идеальная потребность познания;

- признание безусловного приоритета истины;

- упорство в достижении и объяснении истины.

Интеллигентность – это ответственность перед культурой в плане воспроизведения ее позитивных образцов, позитивного опыта, осознание того, что самим фактом своих поступков мы даем интерпретацию «метафор» прошлого. И это касается всех сторон нашей жизни, включая чисто бытовые и тривиальные акции» [33, c. 14].

В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий общества складываются условия для превращения интеллигентности (в первоначальном значении этой особенности личности передовых россиян) в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и наиболее прогрессивного социально значимого качества выпускника высшей школы. Интеллигентность – это своего рода нрав­ственный показатель способности действовать не во вред другим.Именно этим качеством выпускника обеспечивается использование им своего интеллекта, своих профессиональных знаний и умений на пользу обществу, исключение отношения к своему интеллекту как к инструменту для зарабатывания денег, без раздумий о том, как будут использованы другими результаты его интеллектуального труда.

Для нашего исследования интересным показалось мнение Г.А. Будник, которая, используя междисциплинарный подход, определяет интеллигенцию как социокультурную общность, представители которой, обладая особыми свойствами психики и нравственно-этическими качествами, отличаются высоким образовательным уровнем и творческим отношением к профессиональной деятельности, направленной на производство и сохранение достижений культуры и общечеловеческих ценностей [7, с.12].

Характерными качествами интеллигенции, независимо от обстоятельств, являются:

1. Цельность человеческой личности, которая продуцирует идеал человеческого достоинства, воплощает его в жизнь и во имя его производит суд над окружающей действительностью (П.Л. Лавров, С.Н. Трубецкой, Н.К. Михайловский, Д.С. Мережковский).

2. Благородство души, бескорыстие, энтузиазм, проявляемые делах во имя блага других, людей, равнодушие к деньгам, накопительству, роскоши и любым материальным благам вообще ( Р.В.Иванов - Разумник, М. Горький, Р. Роллан, С.Цвейг, И. Франку А. Кинг).

3. Способность ощущать себя частью истории и ощущать трагизм жизни. Способность направлять инстинктивные устремления масс, отдавая себя на суд истории (Вл. Соловьев, Г. Вильяме, Д.С. Лихачев, А.И. Солжени­цын, Й. Мец).

4. Ненаследуемость характера нравственных качеств. Конкретное содержание нравственного сознания при вечной и неизменной человеческой природе является величиной постоянно меняющейся. Оно изменяется от характера к характеру (в пределах одна эпохи) и от эпохи к эпохе (в процессе исторического развития). (О.Конт, А.Швейцер, Э.Дюркгейм, А.Луначарский, Дж. Ваттимо).

5. Нравственное мужество, как единственная форма героизма, не требующая никаких чужих жертв (3.Фрейд, С.Цвейг, А.Печчеи, Э.Фромм, М.Бахтин).

6. Высокий уровень культуры и совести за ее состояние, cохранение интеллектуальных сил общества с целью преемственно развития нравственных начал в исторической цепи поколений (Я.Федоров, С.Цвейг, М.Горький, Ортега-и-Гассет, В. Сухомлинский, И. Осинский).

7. Нелинейность мышления, оппозиционность массовой идеологии и бюрократии, независимость отсоциально-классовой принадлежности (П.Л. Лавров, Н.К. Рерих, В.Г. Нестеренко, К.Г. Барбакова, В.А. Балханов).

Современный этап развития общества требует особого внимания к формированию духовной сферы выпускника высшей школы. Сегодня как никогда требуется создание условий для проявления свободной, творческой и нравственной личности, обладающей интеллигентностью в полном объеме ее классических качеств. Становление такой личности возможно только при сохранении и возрождении духовно-исторических ценностей Отечества, приоритетного развития культуры, науки и образования как необходимых источников прогресса общества с гарантированным будущим.

Ключевым признаком понятия «интеллигенция» является принад­лежность к социуму, представители которого профессионально занимаются умственным трудом. Ряд авторитетных учёных делают акцент в определении интеллигенции на её способности быть носителем и интерпретатором отечественных культурных традиций, быть генератором социальных идей, способствующих прогрессу общества. Они подчёркивают, что для интеллигенции типично чувство гражданского долга и ответственности перед народом [43, с. 228-229].

Применительно к системе образования это означает следующее:

- Специальное образование, цель которого - добиться, чтобы выпускник ВВУЗа был способен выполнять профессиональные обязанности, связанные со сложным творческим умственным трудом.Для этого, в частности, необходимо такое развитие интеллектуальных способностей человека, которые позволяют воспринимать и осмысливать окружающий мир свысокой степенью абстрагирования с последующей конкретизацией представления. Благодаря интеллектуальной деятельности человек может подняться над обыденными представлениями к высшим ценностям.

- Формирование у студента морального сознания высокого уровня. Прежде всею для интеллигента необходимо развитое личностное самосознание, предполагающее внутреннюю мотивацию поступков интеллигента, ответственность не только перед обществом, но, прежде всего, перед самим собой, перед своей совестью. Таким образом, иначе данное качество можно определить как совестливость [5, с. 53-55].

В современной педагогике неоднократно делались попытки определить, какие качества необходимы для истинного интеллигента. В частности, сущностными чертами интеллигента считаются:

- альтруизм, самоотверженность – умение поступиться личным инте­ресом во имя общественного;

- гражданственность – способность усваивать, сохранять и развивать традиционные национальные ценности;

- ответственность за любое принятое решение, совершенный поступок, написанное слово;

- гуманность – это способность руководствоваться в своих действиях принципом приоритета ценности каждого человека, ее повышения (сохранения);

- мужество как способность действовать в соответствии со своими убе­ждениями, иногда вопреки общественному мнению, своим личным интересам и т.д. [62, с. 156–157].

Кроме того, различные исследователи характерными чертами интеллигенции считают: благородство, понимаемое как сочетание высокой нравственности с самоотверженностью и честностью, независимость и гордость, патриотизм и интернационализм, неравнодушие к судьбе Отечества, стремление к приобретению знаний, интерес к истории, эстетический вкус, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека и т.д. [62, с. 158].

Воспитание человека начинается в раннем детстве, именно тогда за­кладываются основные параметры личности. Вместе с тем этот процесс не прекращается никогда: в ходе социализации человек может поменять свои представления о нравственности. Получая высшее военное образование, курсанты оказываются в ситуации, когда максимально проявляются те начала, кото­рые были заложены в них с детства. Задача ВВУЗа – постараться не допустить, чтобы большая свобода не привела к деградации личности курсанта.

Предложенная Машаровой Т.В., Сырцовой Е.Л. модель воспитания интеллигентности курсантов строится по блочному принципу и включает теоретико–методологический блок, содержательный блок, деятельностный блок, оценочный блок и блок педагогических условий. Все блоки взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга (см. рис. 1).

Теоретико–методологической блок раскрывает исходные теоретические положения, лежащие в основе моделируемого объекта, и показывает основные компоненты для ее построения. При создании модели воспитания интеллигентности студента мы опирались на теоретические положения, лежащие в основе моделируемого объекта.

Методологические положения:

–концепция непрерывного образования;

–положения об определяющей роли деятельности в процессе развития
личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

–идея о свободе личности как условии ее развития.

Теоретико-методологический блок модели отражает также и исходные принципы лежащие в основе создания модели воспитания интеллигентности.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования (переосмысление целей и задач высшего профессионального образования, необходимость реализации непрерывного образования, подготовки обучающихся к образованию и самообразованию в течение всей жизни, формировании широко образованного компетентного специалиста, интеллигентного человека), представляется важной новая формулировка задач, стоящих перед учреждениями высшего профессионального образования.

 

 

Рисунок 1 – Концептуальная модель воспитания интеллигентности

курсантов ВВУЗа [33, с. 53]

ВВУЗ сегодня должен ориентировать свою деятельность на решение следующих задач:

- обеспечить возможности для развития всех дисциплин, усилив гуманитарную направленность каждой из них;

- поощрять междисциплинарное сотрудничество, способствовать его развитию;

- создавать базовые структуры для координации взаимодействия ВВУЗа с другими вузами, организациями, учреждениями для оказания образовательных услуг;

- создать условия для воспитания интеллигентности курсантов в учебно-воспитательном процессе через реализацию духовно–нравственного, профессионально–трудового и гражданского воспитания;

- способствовать развитию инициативности курсантов, формированию активной гражданской позиции через организацию самоуправления в ВВУЗе.

Основными идеями в организации воспитания студентов в ВВУЗе яв­ляются следующие:

1) воспитание чувства гордости, уважения к выбранной профессии, к государству и армии, их символике и традициям;

2) обеспечение условий для интеллектуального, культурного и нравст­венного развития личности курсанта посредством получения высшего образования;

3) формирование у курсантов гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях;

4) создание среды, благоприятной для сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей.

Понимание и сотворчество, поиск смыслов, личностное становление –ключевые характеристики интеллигента (intelligens – понимающий). Потребность в таком специалисте насущно необходима для современного общества. Непреходящий смысл профессиональной деятельности интеллигентного специалиста – поиск смыслов, ключевых ценностей в отношениях с людьми, творчество, диалог.

Основная задача воспитания интеллигентного специалиста решается через осуществление в ВВУЗе процесса гуманитаризации профессионального образования. Этот подход конкретизируется за счет:

- наполнения учебного плана новыми учебными предметами гумани­тарного цикла вместе с существенной корректировкой содержания традици­онных гуманитарных предметов;

- конструирования учебных предметов таким образом, чтобы выявить в них личностное измерение профессиональной подготовки (например, фило­софия образования, история образования, а также спецкурсы по специально­сти);

- использования в ВВУЗе программ и эффективных методик ненасильственного решения конфликтов, развития критического мышления, дающего человеку навыки объективных, независимых от чужого мнения суждений;

- воспитание чувства собственного достоинства и толерантного отношения, к иным взглядам, убеждениям, обычаям, культурам;

- отказа от претензий научить всему один раз и на всю жизнь (отсюда учет довузовского опыта курсанта и обеспечение необходимой подготовки учащихся общеобразовательных школ для продолжения учебы на соответствующем факультете ВВУЗа и связанные с этим поиск и подготовка «своего абитуриента», создание условий для продолжения образования);

- разработки квалификационных требований к педагогическим должностям в ВВУЗе.

- взаимосвязи теоретического и практического обучения, взаимодействия учебно–познавательной, учебно–практической и самостоятельной деятельности курсантов, в процессе которой формируется система общепедагогических знаний; умений, навыков.

Интеллигентность является интегративным качеством личности и духовности, образованности, воспитанности. Но тем не менее она тесно связана с перечисленными качествами. Следовательно, интеллигентность может выступать интегрирующим началом этих свойств личности (см. рис. 2).

 
 

 

 


Д – духовность; О – образованность; В - воспитанность

Рисунок 2 – Соотношение духовности, образованности,

воспитанности и интеллигентности [33, с. 28]

Таким образом, интеллигентность объединяет в себе духовность, образованность и воспитанность, которые, в свою очередь, воплощаются в духовно - нравственной, профессионально–трудовой и гражданской культуре личности. Данные компоненты в нашей концепции являются ключевыми, составляющими нравственный стержень личности интеллигента. Рассмотрим эти компоненты интеллигентности подробно.

Составляющими духовно-нравственной культуры личности являются нравственная, эстетическая, коммуникативная, физическая культура. Человек, развивая в себе духовно-нравственную культуру, должен:

- иметь представление о высших общечеловеческих ценностях, законах и правилах общения;

- знать сущность понятий морали и нравственности, этики и этикета, нравственные принципы семейных отношений, основанные на проявлении гу­манных чувств, средства и способы самовоспитания;

- уметь находить нравственные варианты выхода из конфликтных сияний, общаться, помогать другим, работать в коллективе, быть гуманным окружающим, ориентироваться на другого человека, его эмоциональное самочувствие, проявлять толерантность, патриотизм, интернационализм и другие нравственные качества, опираться на духовно-нравственные ценности и традиции своего народа, его национальную культуру;

- уважать достоинство личности каждого, отвечать за свои действия, заниматься самовоспитанием, радоваться успехам других людей, анализировать и оценивать свои действия и поступки с нравственных позиций;

- быть хорошим собеседником, логично выстраивать тему для беседы, внимательно слушать собеседника, доказательно и убедительно спорить, пуб­лично выступать, владеть аудиторией;

- стремиться создавать красоту в любой деятельности, в быту, искать и видеть прекрасное в окружающем мире, развивать у себя интерес и потреб­ность в духовном общении с эстетическими ценностями;

- вести здоровый образ жизни, пропагандировать принцип «в здоровом теле - здоровый дух».

Профессионально-трудовая культура объединяет в себе интеллектуа­льную, информационную, трудовую культуру. Человек, владеющий профессионально-трудовой культурой, обладает следующими качествами:

- умеет пользоваться всеми источниками познания, работать с книгой, использовать разнообразные методы познания, опираясь на анализ и синтез, сравнение, сопоставление фактов, явлений, логически рассуждать, делать выводы, планировать самостоятельную работу, заниматься самообразованием, творчески подходить к получению новых знаний;

- в своей работе использовать персональный компьютер для создания ин­формации, использовать локальные и глобальные информационные сети для передачи информации, быстро осуществлять поиск любой информации в различных источниках: библиотеках, книгах, справочниках, Интернет;

- способен упорядочивать информацию, хранить, обрабатывать, создавать свои информационные потоки;

- стимулировать и формировать у себя и у других положительно, ответственное отношение к труду, продуктивно заниматься различными видами труда, чередовать их;

- планировать свою деятельность (труд), анализировать и оценивать результаты труда, проявлять инициативность, предприимчивость в труде;

- осуществлять самоконтроль в процессе труда, действовать в соответствии с правилами научной организации труда, техникой безопасности.

Человеку интеллигентному должна быть свойственна высокая гражданская культура, которая складывается из отношения личности к природе, обществу, государству и выражается в экологической, экономической, правовой, политической культуре. Интеллигентному человеку должны быть присущи такие свойства:

- умение видеть и ценить то, что дает нам природа, любить родную землю, пользоваться ее богатствами, беречь ее, оказывать помощь природе и ее обитателям;

- вера в победу человеческого разума, в возможность сохранения всего живого на земле, в силы и знания каждого человека по оказанию помощи при­роде;

- стремление рационально организовывать дело, оптимально использовать человеческие и технические ресурсы, бережливо относиться к материальным ценностям;

- знание основ российского законодательства, правовых документов, ка­сающихся труда, - здоровья и личной жизни гражданина, знание своих прав и обязанностей как гражданина свободного демократического государства;

- соблюдение законов и правопорядка;

- систематическое знакомство с правовой литературой;

- принятие активного участия в общественной жизни общества;

- вера в возможности каждого человека воздействовать на политичес­кие бытия в стране, в победу здравого смысла при решении политических проблем справедливость государства с позиции защиты прав каждой личности. Таким образом, интеллигентность, являясь интегративной характеристикой человека, объединяет в себе проявление духовности, образованности воспитанности личности. Она является суммой духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...