Педагогические условия, способствующие становлению будущего офицера как интеллигента
Профессиональное образование курсанта ВВУЗа играет важную роль в процессе формирования его как интеллигента. В образовательном учреждении продолжается начатый в семье, школе процесс становления его как интеллигентного человека, а профессиональная деятельность, корректируя негативные качества, формирует его образ жизни, манеру поведения, способствует проявлению значимых качеств. Под становлением личности понимается ее созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня, как единство уже осуществленного и потенциально возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития, как достижение такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор. В философском энциклопедическом словаре под становлением понимается процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта. А всякое становление предполагает переход возможности в действительность, в процессе развития [46]. Философское понимание становление человека проникнуто идеями о его безграничных возможностях, а способность к самосозиданию позволяет ему выходить на качественно новый уровень – уровень саморазвития, если в человеке доминирует ценностное и творческое начало. Главная черта становления состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. Отсюда – становление – это период складывания и оформление его элементарных компонентов, которые являются внешними, но, отчасти, уже внутренними, все это указывает на незавершенность процесса.
Субъективность становления курсанта как будущего офицера и интеллигента состоит в том, что оно осуществляется непосредственно им самим, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта, на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» и через анализ совместной деятельности с другими людьми. Офицер как интеллигент – личность, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, всесторонне развитая и активная, «умеющая находить «золотое сечение» между духовным и идеальным, брать на себя ответственность за свои идеи, быть деятельным участником своих истин» (А.А. Ухтомский) Одним из основных компонентов, оказывающих влияние на становление курсанта как будущего офицера и интеллигента является содержательный компонент образовательного процесса. Это целая система, пронизанная характерными для образовательного процесса взаимодействиями. Она включает накопленные участниками образовательного процесса знания, умения, навыки, познавательный и культурный потенциал, формы, методы и средства обучения и воспитания и т.д. Реализация содержательного компонента позволяет активизировать деятельность курсантов в течение всего процесса профессионального образования в ВВУЗе, внутри каждой учебной дисциплины обеспечить получение профессиональных знаний, сформировать умения и навыки, необходимые военному специалисту. Данный компонент включает в себя в основном содержание педагогических учебных дисциплин, которые сориентируют курсантов на изучение понятий, лежащих в основе знаний и представлений о личности офицера как педагога и интеллигента, его общественном предназначении, его роли в жизни общества, в деле воспитания и обучения военнослужащих в процессе профессиональной деятельности в воинских коллективах.
В ряде исследований отечественных педагогов подчеркивается, что сегодня изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры; как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально–профессиональную функции. Педагогика рассматривается в качестве системообразующего элемента в профессиональном образовании, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности. Педагогические дисциплины формируют у будущего военного профессионала такие качества: гуманистическая направленность и ориентация на гуманистические ценности; познавательная творческая активность; потребность и профессиональном самоанализе, самосовершенствовании и творческом саморазвитии; способность к рефлексии, для обогащения представлений о требованиях к современному офицеру как педагогу; умение оценить свои образовательно-профессиональные достижения для воспитания ценностного отношения к профессиональному знанию. Педагогические дисциплины имеют огромные возможности и для становления будущего офицера как интеллигента при реализации определенных условий. Эти условия связаны с содержанием учебных дисциплин, с организацией процесса их изучения, с системой взаимоотношений субъектов этого процесса, с особенностями образовательной среды в вузе. Педагогические условия становления будущего офицера как интеллигента сводятся на наш взгляд к следующим условиям. Первое условие связано с тем, что в нормативно–правовых и других документах, определяющих содержание учебных дисциплин, акцент делается в первую очередь на содержательную сторону, на выделение видов деятельности, знаний и умений выпускника, на обучение будущего офицера как профессионала. Вместе с тем при всей важности подготовки военного специалиста нельзя не заботиться о его качествах как педагога, как представителя военной педагогической интеллигенции.
Второе условие. В качестве основы для становления будущего офицера как интеллигента в образовательном процессе необходимо использовать три взаимосвязанных подсистемы: учебно-боевую, внеучебную, социально-бытовую. Эти виды деятельности курсанта как будущего офицера и отношения, складывающиеся в этих подсистемах – существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе военного профессионального образовательного учреждения. К третьему условию относится реализация программы педагогического сопровождения курсантов как будущих офицеров в течение всего периода обучения в ВВУЗе. Под сопровождением мы понимаем совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Педагогическое сопровождение несет в себе черты социального взаимодействия а также имеет свои особенности, проявляющиеся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальной педагогической системы (образования, просвещения, воспитания, обучения, специальной военно-профессиональной подготовки) в ее институциональном (структурном) оформлении (высшее военно–учебное заведение). Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих офицеров включает три взаимосвязанных этапа: I этап –1 курс обучения; II этап – 2-3 курс обучения; III этап – 4-5 курс обучения. На первом курсе обучения целью педагогического сопровождения курсантов является создание психолого-педагогических условий для адаптации к обучению в военном вузе, вхождению в учебно-профессиональную деятельность. Направлениями личностного развития на данном этапе выступают: самопознание, определение своих целей, задач, планов, развитие личностных качеств, проба своих возможностей, способностей.
Целью второго этапа является создание условий для самоидентификации курсанта как субъекта – учебно–познавательной профессионально ориентированной деятельности и саморазвития. Направлениями развития в этом случае выступают следующие установки будущего офицера:Я – исследователь, познающий педагогическую и социальную действительность, моделирующий оптимальные варианты развития, через выбор критериев, норм оценивания, координат на основе системы идеалов, ценностей. Цель завершающего этапа педагогического сопровождения курсантов – создание условий для развития готовности к личностной и военно-профессиональной самореализации. Направлениями саморазвития в этом случае будут такие направления: Я – субъект педагогической деятельности, интеллигент, в основе деятельности которого лежит стратегия принятия, уважения, помощи, поддержки. Ведущей характеристикой совокупности педагогических условий становления будущего офицера как педагога и интеллигента выступает ее целостность, так как ни одно из ее условий, взятое в отдельности, не достигает поставленной цели, и только их интеграция обеспечивает решение данного вопроса (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Педагогические условия реализации модели формирования интеллигентности курсантов [57, с. 13] Создание необходимых педагогических условий обусловливается реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических принципов. Принципы – это положения, которыми руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении, и они в определенной мере зависят от него. Педагогические принципы отражают педагогическую действительность такой, какой она должна быть – ориентация на позитивное развитие участников становления будущих офицеров как педагогов и интеллигентов. Наиболее важными принципами нами определены такие: –гуманистические принципы педагогики саморазвития, нацеленные на развитие способностей, пробуждение духовных качеств личности, ее внутренней гармонии, осознаваемой как «цельная гармоническая индивидуальность»; –аксиологическийпринцип, который требует направить содействие педагога на ценностное освоение курсантами различных философско- педагогических взглядов и практики с целью утверждения своего видения на мир. Суть аксиологического принципа состоит в необходимости донесения для будущего офицера как педагога и интеллигента истины, что среди многочисленных ценностей культуры надо видеть в первую очередь обучаемого (воспитанника), способствовать ему в выборе ценностей, осознавать всю меру ответственности за его развитие, понимать и принимать ответственность за профессиональное становление как ценностную основу своей профессии;
–принцип культуросообразности. Он позволяет реализовать идею глубокого усвоения культурно-исторических традиций. Для офицера–педагога и интеллигента – это возможность осознать своеобразие своего региона, понять значимость его в мироустройстве; –принцип субъектности, что является значимым в организации становления будущего офицера как педагога и интеллигента. Актуализация субъектной позиции предполагает расширение возможностей личности в разнообразных ситуациях: в принятии самостоятельных решений, совершении поступков, нравственного выбора, самооценке и не только в процессе учебной деятельности в учебном заведении, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом роль педагога заключается в оказании содействия курсанту в строительстве линии собственного становления. Он растет с каждым своим обучаемым, понимая и принимая его целостность и принципиальную незавершенность; –принцип «образование на всю жизнь и через всю жизнь». Для становления личности будущего офицера как педагога, как интеллигента он имеет основополагающее значение, поскольку нацелен на всю жизненную перспективу.Настоящий педагог – интеллигент не может остановиться в своем развитии или подчиниться инерции сил массовой культуры, поскольку возникнет непреодолимый разрыв между ним и его обучаемыми. Основная идея названного принципа – постоянная духовно–нравственная работа, созидание себя не только в координатах окружающего культурного пространства, но и в исторической перспективе, что делает педагога личностью. Следовательно, суть принципа «образование через всю жизнь» отвечает проблеме становления интеллигентной личности, ее активности и развертывающегося течение всей жизни стремления «достраивать» формы своего мышления, познания и общения с миром, развиваясь при этом личностно и профессионально; –принцип опережения, который отражает активную роль педагога в процессе саморазвития курсантов. Суть принципа состоит в применении таких методов педагогического влияния, которые способствуют ускорению роста личности. Принцип опережения требует серьезной, вдумчивой подготовки самого педагога. Только профессионализм, высокий уровень общекультурной подготовки, постоянное саморазвитие, стремление жить в русле современной жизни и видеть в ней роль и место будущего военного специалиста могут способствовать осуществлению этого принципа; –принцип педагогического содействия. В процессе педагогического взаимодействия большую роль играют эмоциональные, ценностные компоненты, так как они являются частью межсубъектного общения. Педагогическое содействие является оптимальным вариантом для установления самых различных связей между участниками педагогического процесса, включая причинно–следственные, диалогические, эстетические и многие другие. При этом содействие не подавляет, а актуализирует и поддерживает каждую инициативу курсанта. Содействие в образовательном процессе колледжа придает обучению профессии педагога как интеллигента не только ценностный смысл, но и духовно совершенствует будущего специалиста; –принцип учета индивидуальных особенностей курсантов, который обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку [33,с. 62]. Отмеченные принципы являются основой для реализации системы педагогических условий, которые будут реализованы с целью оптимизации становления будущего офицера как педагога и интеллигента в образовательном процессе. Образовательный процесс рассматривается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности специалиста, выпускника ВВУЗа. Результатом будет являться личность интеллигентного офицера, не только владеющая комплексом знаний, умений и навыков профессионального образования, но и обладающая комплексом качеств офицера как интеллигента. Совокупность подходов позволила определить общие положения построения нашей организационной модели: а) рассмотрение процесса образования будущих офицеров как системы с учетом всех факторов, обеспечивающих эффективное становления у курсантов качеств интеллигентного человека; б) разработка личностного аспекта системы обучения и воспитания будущих офицеров как интеллигентов, учета интересов, склонностей курсантов и их потенциальных возможностей; в) осуществление профессионального образования и становление качеств интеллигентного человека у курсантов через организацию различных видов их деятельности; г) наличие в разработанной организационной модели поэтапной реализации четкой программы становления у курсантов качеств офицера как интеллигента (см. рис. 5).
Рисунок 5 – Педагогическая модель формирования интеллигентности У курсантов ВВУЗов Мотивационно-ценностный компонент включает ценностно-смысловые аспекты содержания, профессиональной и личностной подготовки специалиста как представителя интеллигенции. Мотив – интегральный, целостный способ организации активности человека, который объединяет когнитивные, потребностные и регулятивно - исполнительские функции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин). Мотивация, как стержень личности, должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент модели позволяет влиять на мотивационно-ценностную сферу курсантов, способствует развитию социального успеха выпускников колледжа, педагогов-интеллигентов [57, c. 11]. Содержательный компонент образовательного процесса модели представляет собой системное явление, пронизанное специфическими, характерными для образовательного процесса взаимодействиями, которые включают накопленные участниками системы знаний, умений навыков, познавательный и культурный потенциал, формы, методы и средства обучения и т.д. Реализация содержательного компонента позволяет нам активизировать деятельность курсантов в течение всего процесса профессионального образования, внутри каждой дисциплины обеспечить получение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых педагогу. Мы придерживаемся позиции, сформулированной исследователями, в том числе В.А. Беликовым, В.Г. Третьяковым и другими, что основным элементом содержательного компонента модели является учебный материал. Выбор структуры и ведущих элементов учебного материала во многом определяет не только в целом активность и эффективность подготовки, но и развитие личностно-профессиональных качеств у будущего офицера как интеллигента. Для нашего исследования является важным подчеркнуть, что данный компонент включает в себя содержание учебных дисциплин, которые сориентирует курсантов на изучение понятий, лежащих в основе интеллигентоведения: знания и представления о личности педагога как интеллигенте, общественном предназначении, роли в жизни общества и путях становления. Содержательный компонент в нашем исследовании представлен дисциплинами психолого-педагогического цикла. Анализа исследований И.С. Батраковой, Е.В. Бондаревской, А.А. Орлова, Н.Ф. Радионовой, Т.А. Стефановской, А.П. Тряпициной, О.Н. Чекалевой и др. показал, что сегодня изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры; как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании студентов и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально-профессиональную функции. Педагогика рассматривается в качестве системообразующего элемента в педагогическом образовании, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности. Мы считаем, что педагогические дисциплины имеют огромные возможности и для становления будущего офицера как интеллигента, однако при реализации определенных условий. Эти условия связаны с содержанием этих дисциплин, с организацией процесса их изучения, с системой взаимоотношений субъектов этого процесса, с особенностями образовательной среды в ВВУЗе и рассматриваются нами как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Деятельностный компонент модели (учебная, внеучебная, учебно-профессиональная, социально-бытовая деятельность, общение) определяется особенностями всех видов деятельности, главная из которых – их взаимосвязь, и обеспечивает реализацию цели и содержания, достижение планируемого результата, придает процессу определенность, завершенность и представляет собой организованные формы деятельности. Оценочно-результативный (личность-специалиста-выпускника) модели представлен в виде конечных показателей успешного развития выделенных качеств. Под результатом образовательного процесса мы понимаем достигнутый личностью уровень сформированности необходимых и достаточных качеств офицера как интеллигента. Включает в себя самооценку состояния курсантами и рефлексию собственной деятельности по становлению качеств офицера как интеллигента [57, c. 12-13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|