Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические условия, способствующие становлению будущего офицера как интеллигента




Профессиональное образование курсанта ВВУЗа играет важную роль в процессе формирования его как интеллигента. В образовательном учреждении продолжается начатый в семье, школе процесс становления его как интеллигентного человека, а профессиональная деятельность, корректируя негативные качества, формирует его образ жизни, манеру поведения, способствует проявлению значимых качеств.

Под становлением личности понимается ее созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня, как единство уже осуществленного и потенциально возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития, как достижение такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

В философском энциклопедическом словаре под становлением понимается процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта. А всякое становление предполагает переход возможности в действительность, в процессе развития [46].

Философское понимание становление человека проникнуто идеями о его безграничных возможностях, а способность к самосозиданию позволяет ему выходить на качественно новый уровень – уровень саморазвития, если в человеке доминирует ценностное и творческое начало. Главная черта становления состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. Отсюда – становление – это период складывания и оформление его элементарных компонентов, которые являются внешними, но, отчасти, уже внутренними, все это указывает на незавершенность процесса.

Субъективность становления курсанта как будущего офицера и интеллигента состоит в том, что оно осуществляется непосредственно им самим, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта, на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» и через анализ совместной деятельности с другими людьми.

Офицер как интеллигент – личность, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, всесторонне развитая и активная, «умеющая находить «золотое сечение» между духовным и идеальным, брать на себя ответственность за свои идеи, быть деятельным участником своих истин» (А.А. Ухтомский)

Одним из основных компонентов, оказывающих влияние на становление курсанта как будущего офицера и интеллигента является содержательный компонент образовательного процесса. Это целая система, пронизанная характерными для образовательного процесса взаимодействиями. Она включает накопленные участниками образовательного процесса знания, умения, навыки, познавательный и культурный потенциал, формы, методы и средства обучения и воспитания и т.д.

Реализация содержательного компонента позволяет активизировать деятельность курсантов в течение всего процесса профессионального образования в ВВУЗе, внутри каждой учебной дисциплины обеспечить получение профессиональных знаний, сформировать умения и навыки, необходимые военному специалисту.

Данный компонент включает в себя в основном содержание педагогических учебных дисциплин, которые сориентируют курсантов на изучение понятий, лежащих в основе знаний и представлений о личности офицера как педагога и интеллигента, его общественном предназначении, его роли в жизни общества, в деле воспитания и обучения военнослужащих в процессе профессиональной деятельности в воинских коллективах.

В ряде исследований отечественных педагогов подчеркивается, что сегодня изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры; как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально–профессиональную функции. Педагогика рассматривается в качестве системообразующего элемента в профессиональном образовании, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности.

Педагогические дисциплины формируют у будущего военного профессионала такие качества: гуманистическая направленность и ориентация на гуманистические ценности; познавательная творческая активность; потребность и профессиональном самоанализе, самосовершенствовании и творческом саморазвитии; способность к рефлексии, для обогащения представлений о требованиях к современному офицеру как педагогу; умение оценить свои образовательно-профессиональные достижения для воспитания ценностного отношения к профессиональному знанию.

Педагогические дисциплины имеют огромные возможности и для становления будущего офицера как интеллигента при реализации определенных условий. Эти условия связаны с содержанием учебных дисциплин, с организацией процесса их изучения, с системой взаимоотно­шений субъектов этого процесса, с особенностями образовательной среды в вузе.

Педагогические условия становления будущего офицера как интеллигента сводятся на наш взгляд к следующим условиям.

Первое условие связано с тем, что в нормативно–правовых и других документах, определяющих содержание учебных дисциплин, акцент делается в первую очередь на содержательную сторону, на выделение видов деятельности, знаний и умений выпускника, на обучение будущего офицера как профессионала. Вместе с тем при всей важности подготовки военного специалиста нельзя не заботиться о его качествах как педагога, как представителя военной педагогической интеллигенции.

Второе условие. В качестве основы для становления будущего офицера как интеллигента в образовательном процессе необходимо использовать три взаимосвязанных подсистемы: учебно-боевую, внеучебную, социально-бытовую. Эти виды деятельности курсанта как будущего офицера и отношения, складывающиеся в этих подсистемах – существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе военного профессионального образовательного учреждения.

К третьему условию относится реализация программы педагогического сопровождения курсантов как будущих офицеров в течение всего периода обучения в ВВУЗе. Под сопровождением мы понимаем совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.

Педагогическое сопровождение несет в себе черты социального взаимодействия а также имеет свои особенности, проявляющиеся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальной педагогической системы (образования, просвещения, воспитания, обучения, специальной военно-профессиональной подготовки) в ее институциональном (структурном) оформлении (высшее военно–учебное заведение).

Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих офицеров включает три взаимосвязанных этапа:

I этап –1 курс обучения; II этап – 2-3 курс обучения; III этап – 4-5 курс обучения.

На первом курсе обучения целью педагогического сопровождения курсантов является создание психолого-педагогических условий для адаптации к обучению в военном вузе, вхождению в учебно-профессиональную деятельность. Направлениями личностного развития на данном этапе выступают: самопознание, определение своих целей, задач, планов, развитие личностных качеств, проба своих возможностей, способностей.

Целью второго этапа является создание условий для самоидентифи­кации курсанта как субъекта – учебно–познавательной профессионально ориентированной деятельности и саморазвития. Направлениями развития в этом случае выступают следующие установки будущего офицера:Я – исследователь, познающий педагогическую и социальную действительность, моделирующий оптимальные варианты развития, через выбор критериев, норм оценивания, координат на основе системы идеалов, ценностей.

Цель завершающего этапа педагогического сопровождения курсантов – создание условий для развития готовности к личностной и военно-профессиональной самореализации. Направлениями саморазвития в этом случае будут такие направления: Я – субъект педагогической деятельности, интеллигент, в основе деятельности которого лежит стратегия принятия, уважения, помощи, поддержки.

Ведущей характеристикой совокупности педагогических условий становления будущего офицера как педагога и интеллигента выступает ее целостность, так как ни одно из ее условий, взятое в отдельности, не достигает поставленной цели, и только их интеграция обеспечивает решение данного вопроса (см. рис. 4).

 

 


Рисунок 4 – Педагогические условия реализации модели формирования интеллигентности курсантов [57, с. 13]

Создание необходимых педагогических условий обусловливается реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических принципов. Принципы – это положения, которыми руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении, и они в определенной мере зависят от него. Педагогические принципы отражают педагогическую действитель­ность такой, какой она должна быть – ориентация на позитивное развитие участников становления будущих офицеров как педагогов и интеллигентов.

Наиболее важными принципами нами определены такие:

–гуманистические принципы педагогики саморазвития, нацеленные на развитие способностей, пробуждение духовных качеств личности, ее внутренней гармонии, осознаваемой как «цельная гармоническая индивидуальность»;

–аксиологическийпринцип, который требует направить содействие педагога на ценностное освоение курсантами различных философско- педагогических взглядов и практики с целью утверждения своего видения на мир. Суть аксиологического принципа состоит в необходимости донесения для будущего офицера как педагога и интеллигента истины, что среди многочисленных ценностей культуры надо видеть в первую очередь обучаемого (воспитанника), способствовать ему в выборе ценностей, осознавать всю меру ответственности за его развитие, понимать и принимать ответственность за профессиональное становление как ценностную основу своей профессии;

–принцип культуросообразности. Он позволяет реализовать идею глубокого усвоения культурно-исторических традиций. Для офицера–педагога и интеллигента – это возможность осознать своеобразие своего региона, понять значимость его в мироустройстве;

–принцип субъектности, что является значимым в организации становления будущего офицера как педагога и интеллигента. Актуализация субъектной позиции предполагает расширение возможностей личности в разнообразных ситуациях: в принятии самостоятельных решений, совершении поступков, нравственного выбора, самооценке и не только в процессе учебной деятельности в учебном заведении, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом роль педагога заключается в оказании содействия курсанту в строительстве линии собственного становления. Он растет с каждым своим обучаемым, понимая и принимая его целостность и принципиальную незавершенность;

–принцип «образование на всю жизнь и через всю жизнь». Для становления личности будущего офицера как педагога, как интеллигента он имеет основополагающее значение, поскольку нацелен на всю жизненную перспективу.Настоящий педагог – интеллигент не может остановиться в своем развитии или подчиниться инерции сил массовой культуры, поскольку возникнет непреодолимый разрыв между ним и его обучаемыми. Основная идея названного принципа – постоянная духовно–нравственная работа, созидание себя не только в координатах окружающего культурного пространства, но и в исторической перспективе, что делает педагога личностью. Следовательно, суть принципа «образование через всю жизнь» отвечает проблеме становления интеллигентной личности, ее активности и развертывающегося течение всей жизни стремления «достраивать» формы своего мышления, познания и общения с миром, развиваясь при этом личностно и профессионально;

–принцип опережения, который отражает активную роль педагога в процессе саморазвития курсантов. Суть принципа состоит в применении таких методов педагогического влияния, которые способствуют ускорению роста личности. Принцип опережения требует серьезной, вдумчивой подготовки самого педагога. Только профессионализм, высокий уровень общекультурной подготовки, постоянное саморазвитие, стремление жить в русле современной жизни и видеть в ней роль и место будущего военного специалиста могут способствовать осуществлению этого принципа;

–принцип педагогического содействия. В процессе педагогического взаимодействия большую роль играют эмоциональные, ценностные компоненты, так как они являются частью межсубъектного общения. Педаго­гическое содействие является оптимальным вариантом для установления самых различных связей между участниками педагогического процесса, включая причинно–следственные, диалогические, эстетические и многие другие. При этом содействие не подавляет, а актуализирует и поддерживает каждую инициативу курсанта. Содействие в образовательном процессе колледжа придает обучению профессии педагога как интеллигента не только ценностный смысл, но и духовно совершенствует будущего специалиста;

–принцип учета индивидуальных особенностей курсантов, который обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку [33,с. 62].

Отмеченные принципы являются основой для реализации системы педагогических условий, которые будут реализованы с целью оптимизации становления будущего офицера как педагога и интеллигента в образовательном процессе.

Образовательный процесс рассматривается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности специалиста, выпускника ВВУЗа. Результатом будет являться личность интеллигентного офицера, не только владеющая комплексом знаний, умений и навыков профессионального образования, но и обладающая комплексом качеств офицера как интеллигента.

Совокупность подходов позволила определить общие положения построения нашей организационной модели: а) рассмотрение процесса образования будущих офицеров как системы с учетом всех факторов, обеспечивающих эффективное становления у курсантов качеств интеллигентного человека; б) разработка личностного аспекта системы обучения и воспитания будущих офицеров как интеллигентов, учета интересов, склонностей курсантов и их потенциальных возможностей; в) осуществление профессионального образования и становление качеств интеллигентного человека у курсантов через организацию различных видов их деятельности; г) наличие в разработанной организационной модели поэтапной реализации четкой программы становления у курсантов качеств офицера как интеллигента (см. рис. 5).

 


Рисунок 5 – Педагогическая модель формирования интеллигентности

У курсантов ВВУЗов

Мотивационно-ценностный компонент включает ценностно-смысловые аспекты содержания, профессиональной и личностной подготовки специалиста как представителя интеллигенции. Мотив – интегральный, целостный способ организации активности человека, который объединяет когнитивные, потребностные и регулятивно - исполнительские функции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин). Мотивация, как стержень личности, должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент модели позволяет влиять на мотивационно-ценностную сферу курсантов, способствует развитию социального успеха выпускников колледжа, педагогов-интеллигентов [57, c. 11].

Содержательный компонент образовательного процесса модели представляет собой системное явление, пронизанное специфическими, характерными для образовательного процесса взаимодействиями, которые включают накопленные участниками системы знаний, умений навыков, познавательный и культурный потенциал, формы, методы и средства обучения и т.д.

Реализация содержательного компонента позволяет нам активизировать деятельность курсантов в течение всего процесса профессионального образования, внутри каждой дисциплины обеспечить получение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых педагогу.

Мы придерживаемся позиции, сформулированной исследователями, в том числе В.А. Беликовым, В.Г. Третьяковым и другими, что основным элементом содержательного компонента модели является учебный материал. Выбор структуры и ведущих элементов учебного материала во многом определяет не только в целом активность и эффективность подготовки, но и развитие личностно-профессиональных качеств у будущего офицера как интеллигента.

Для нашего исследования является важным подчеркнуть, что данный компонент включает в себя содержание учебных дисциплин, которые сориентирует курсантов на изучение понятий, лежащих в основе интеллигентоведения: знания и представления о личности педагога как интеллигенте, общественном предназначении, роли в жизни общества и путях становления.

Содержательный компонент в нашем исследовании представлен дисциплинами психолого-педагогического цикла. Анализа исследований И.С. Батраковой, Е.В. Бондаревской, А.А. Орлова, Н.Ф. Радионовой, Т.А. Стефановской, А.П. Тряпициной, О.Н. Чекалевой и др. показал, что сегодня изменяется статус педагогики как гуманитарной науки, интегрирующей знания о человеке, его становлении и развитии в процессе трансляции культуры; как учебной дисциплины, которая выполняет в профессиональном образовании студентов и общекультурную, и методологическую, и общепрофессиональную, и специально-профессиональную функции. Педагогика рассматривается в качестве системообразующего элемента в педагогическом образовании, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности.

Мы считаем, что педагогические дисциплины имеют огромные возможности и для становления будущего офицера как интеллигента, однако при реализации определенных условий. Эти условия связаны с содержанием этих дисциплин, с организацией процесса их изучения, с системой взаимоотношений субъектов этого процесса, с особенностями образовательной среды в ВВУЗе и рассматриваются нами как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Деятельностный компонент модели (учебная, внеучебная, учебно-профессиональная, социально-бытовая деятельность, общение) определяется особенностями всех видов деятельности, главная из которых – их взаимосвязь, и обеспечивает реализацию цели и содержания, достижение планируемого результата, придает процессу определенность, завершенность и представляет собой организованные формы деятельности.

Оценочно-результативный (личность-специалиста-выпускника) модели представлен в виде конечных показателей успешного развития выделенных качеств. Под результатом образовательного процесса мы понимаем достигнутый личностью уровень сформированности необходимых и достаточных качеств офицера как интеллигента. Включает в себя самооценку состояния курсантами и рефлексию собственной деятельности по становлению качеств офицера как интеллигента [57, c. 12-13].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...