Глава I. Трансперсональная психология
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава I. Трансперсональная психология Глава II. Трансперсональный подход к человеку С. Гроффа Глава III. Концепция психосинтеза Р. Ассаджоли Заключение Список литературы
Введение
Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций. Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций. В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Основной целью нашей работы явилось изучение трансперсональной психологии как направления современной психологической науки. Исходя из темы и цели работы, мы решим следующие задачи: 1. рассмотрим трансперсональную психологию как направление современной психологической науки; 2. изучим трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа; . рассмотрим трасперсональную систему Р. Ассаджиоли - психосинтез.
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач мы использовали следующие методы: сбор и анализ литературы, метод сравнения, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции.
Глава I. Трансперсональная психология
Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека как космическое существо, связанное на уровне бессознательной со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю, к космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное). Основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг Р. Ассаджоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии. Идеи Ассаджоли и Юнга рассматривались выше, что коллективное бессознательное выступает как мощное информационное поле, посредством которого каждый человек бессознательно связан со всем человечеством (ранее живущим, ныне живущим и будущими поколениями), со всей Вселенной. Важный вклад в трансперсональную психологию внес Абрахам Маслоу, он провел исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психотерапии к любому мистическому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии. В своем исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, в последствии они выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основы для психологии, исходящей из этой предпосылки. Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии болезней. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны к природе человека; признание его факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности свойственны природе человека, и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на какой то срок заглушают и отодвигают на задний план эти высшие потребности человеческой души.
Таким образом, истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением методов голотропного погружения и ребёфинга (С. Грофф). В трансперсональном мировоззрении выделяют следующие главные уровни: ) физический уровень неживой материи, энергии; ) биологический уровень живой, чувствующей материи, энергии; ) психологический уровень ума, Эго, логики; ) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; ) абсолютное сознание. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть взаимосвязанных миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек можетвостановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видения на ростоянии, предвидение будущего и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|